Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Леспром" - представителя Крыловой П.Г. (доверенность от 10.01.2014),
от Межрайонной ИФНС N 6 о Республике Татарстан - представителя Чукаевой Н.Б. (доверенность от 09.01.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании 30.06.2014 в помещении суда, в зале N 4, с использованием средств видеоконференцсвязи при поддержке Арбитражного суда Республики Татарстан, дело по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Леспром" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2014 по делу N А65-831/2014 (судья Шайдуллин Ф.С.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Леспром", Кировская область, Малмыжский район, Кулапинский Починок, (ОГРН 1114307000301, ИНН 4317006802),
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании решения недействительным в части,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Леспром" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Республике Татарстан (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании решения N 2.12-0-19/6005 от 25.11.2013 недействительным в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме 140 679 руб., пени в сумме 10 709 руб. 25 коп. и привлечения к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 28 135 руб. 80 коп. и по статье 119 НК РФ, в части размера штрафа, превышающего 1 000 руб. (л.д. 4-7).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2014 заявление удовлетворено частично. Решение Межрайонной Инспекции ФНС России N 6 по Республике Татарстан о привлечении к налоговой ответственности N 2.12-0-19/6005 от 25.11.2013 признано недействительным в части начисления земельного налога за 2012 год в сумме 35 178 рублей, соответствующих ему сумм пени и штрафа, а также в части привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа, превышающего 3 517 рублей. В удовлетворении остальной части заявления отказано. На Межрайонную ИФНС России N 6 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Леспром" (л.д. 97-101).
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 11.04.2014 отменить в части удовлетворенных требований, отказать обществу в удовлетворении заявления, апелляционную жалобу удовлетворить (т. 1, л.д. 108-110).
Общество с ограниченной ответственностью "Леспром" также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 11.04.2014 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме (т. 1 л.д. 125-129).
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в ней, в удовлетворении жалобы общества просил отказать.
Представитель общества в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в ней, в удовлетворении жалобы налогового органа просил отказать.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка общества на основе налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, по итогам которой вынесено решение N 2.12-0-19/6005 от 25.11.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ в размере 35 169 руб. 75 коп., пунктом 1 статьи 122 НК РФ в размере 28 135 руб. 80 коп. Кроме того, заявителю доначислен земельный налог в сумме 140 679 руб. и пени в сумме 10 709 руб. 25 коп.
Заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:250802:219, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Вольская, 32. В представленной декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена в размере 53 992 руб. исходя из кадастровой стоимости участка в размере 13 276 000 руб., установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2012 по делу N А65-17041/2012. Оспариваемым решением налогового органа сумма налога исчислена в размере 194 671 руб., исходя из кадастровой стоимости в размере 47 867 427 руб., установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010 N 1102.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 26.12.2013 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение налогового органа оставлено без изменения и утверждено.
Считая, что решение налогового органа нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление частично, исходил из следующего.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О и от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка ? либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее ? Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее ? кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее ? уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2012 по делу N А65-17041/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:250802:219 в размере 13 276 000 руб. с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда по делу N А65-17041/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2012 внесена в кадастр 29.10.2012, что следует из письма Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан от 28.11.2012 (л.д. 78).
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:250802:219, принадлежащего обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 29.10.2012.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Таким образом, размер земельного налога за 2012 год, подлежащий уплате в бюджет заявителем, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010 N 1102, с 01.01.2012 до 29.10.2012 (дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ГКН), составляет 145 996 руб., с 29.10.2012 по 31.12.2012 подлежит уплате земельный налог в размере 13 497 руб., исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2012 по делу N А65-17041/2012. Из этого следует, что сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2012 год составляет 159 493 руб. (145 996+13 497). По данным налогового органа исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2012 год, составляет 194 671 руб.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме 35 178 руб. (194 671-159 493), соответствующих ему сумм пени и штрафа является незаконным.
Кроме этого, оспариваемым решением заявитель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год в виде штрафа в размере 35 169 руб. 75 коп.
В соответствии с пунктом 3 статьи 398 НК РФ налоговая декларация по земельному налогу представляется в налоговый орган налогоплательщиком не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год.
Таким образом, налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год должна быть представлена не позднее 01.02.2013.
Фактически налоговая декларация по земельному налогу за 2012 представлена в налоговый орган 11.06.2013 лично, что подтверждается отметкой налогового органа в налоговой декларации.
Заявитель просит уменьшить размер штрафа в связи с тем, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2013 N 927 установлена кадастровая стоимость в размере 21 389 777,1 руб., а также просит принять во внимание, что нарушение совершено впервые.
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при применении налоговых санкций.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что взыскание штрафа в полном объеме без учета обстоятельств, смягчающих ответственность, является неправомерным.
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, при определении размера подлежащего взысканию штрафа суд обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, по результатам оценки соответствующих обстоятельств суд вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
Исходя из правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении N 11-П от 15.07.1999, суд считает, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности ответственности характеру допущенного нарушения в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя.
С учетом доводов заявителя о новой стоимости земельного участка, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2013 N 927, а также совершения нарушения впервые, отсутствия причиненного ущерба, суд первой инстанции счел возможным снизить размер штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ в 10 раз, т.е. до 3 517 руб.
Суд апелляционной инстанции считает правильным указанный вывод суда первой инстанции и не находит оснований для его переоценки.
Следовательно, требование заявителя подлежит удовлетворению в части признания решения налогового органа недействительным в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ в виде штрафа, превышающего 3 517 руб.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан о привлечении к налоговой ответственности N 2.12-0-19/6005 от 25.11.2013 в части начисления земельного налога за 2012 год в сумме 35 178 рублей, соответствующих ему сумм пени и штрафа, а также в части привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа, превышающего 3 517 рублей, не соответствует требованиям Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. В остальной части требование заявителя удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части, является правильным.
Положенные в основу апелляционных жалоб доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме, однако приняты быть не могут, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, заявителями жалоб не представлено.
Доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 11.04.2014 является законным и обоснованным, апелляционные жалобы не подлежит удовлетворению.
Расходы по госпошлине, согласно статьям 110 АПК РФ и 333.21 НК РФ, относятся на заявителей апелляционных жалоб, однако с налогового органа взысканию не подлежат в связи с освобождением от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2014 по делу N А65-831/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.07.2014 ПО ДЕЛУ N А65-831/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2014 г. по делу N А65-831/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Леспром" - представителя Крыловой П.Г. (доверенность от 10.01.2014),
от Межрайонной ИФНС N 6 о Республике Татарстан - представителя Чукаевой Н.Б. (доверенность от 09.01.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании 30.06.2014 в помещении суда, в зале N 4, с использованием средств видеоконференцсвязи при поддержке Арбитражного суда Республики Татарстан, дело по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Леспром" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2014 по делу N А65-831/2014 (судья Шайдуллин Ф.С.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Леспром", Кировская область, Малмыжский район, Кулапинский Починок, (ОГРН 1114307000301, ИНН 4317006802),
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании решения недействительным в части,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Леспром" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Республике Татарстан (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании решения N 2.12-0-19/6005 от 25.11.2013 недействительным в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме 140 679 руб., пени в сумме 10 709 руб. 25 коп. и привлечения к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 28 135 руб. 80 коп. и по статье 119 НК РФ, в части размера штрафа, превышающего 1 000 руб. (л.д. 4-7).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2014 заявление удовлетворено частично. Решение Межрайонной Инспекции ФНС России N 6 по Республике Татарстан о привлечении к налоговой ответственности N 2.12-0-19/6005 от 25.11.2013 признано недействительным в части начисления земельного налога за 2012 год в сумме 35 178 рублей, соответствующих ему сумм пени и штрафа, а также в части привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа, превышающего 3 517 рублей. В удовлетворении остальной части заявления отказано. На Межрайонную ИФНС России N 6 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Леспром" (л.д. 97-101).
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 11.04.2014 отменить в части удовлетворенных требований, отказать обществу в удовлетворении заявления, апелляционную жалобу удовлетворить (т. 1, л.д. 108-110).
Общество с ограниченной ответственностью "Леспром" также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 11.04.2014 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме (т. 1 л.д. 125-129).
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в ней, в удовлетворении жалобы общества просил отказать.
Представитель общества в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в ней, в удовлетворении жалобы налогового органа просил отказать.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка общества на основе налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, по итогам которой вынесено решение N 2.12-0-19/6005 от 25.11.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ в размере 35 169 руб. 75 коп., пунктом 1 статьи 122 НК РФ в размере 28 135 руб. 80 коп. Кроме того, заявителю доначислен земельный налог в сумме 140 679 руб. и пени в сумме 10 709 руб. 25 коп.
Заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:250802:219, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Вольская, 32. В представленной декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена в размере 53 992 руб. исходя из кадастровой стоимости участка в размере 13 276 000 руб., установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2012 по делу N А65-17041/2012. Оспариваемым решением налогового органа сумма налога исчислена в размере 194 671 руб., исходя из кадастровой стоимости в размере 47 867 427 руб., установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010 N 1102.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 26.12.2013 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение налогового органа оставлено без изменения и утверждено.
Считая, что решение налогового органа нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление частично, исходил из следующего.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О и от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка ? либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее ? Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее ? кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее ? уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2012 по делу N А65-17041/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:250802:219 в размере 13 276 000 руб. с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда по делу N А65-17041/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2012 внесена в кадастр 29.10.2012, что следует из письма Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан от 28.11.2012 (л.д. 78).
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:250802:219, принадлежащего обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 29.10.2012.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Таким образом, размер земельного налога за 2012 год, подлежащий уплате в бюджет заявителем, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010 N 1102, с 01.01.2012 до 29.10.2012 (дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ГКН), составляет 145 996 руб., с 29.10.2012 по 31.12.2012 подлежит уплате земельный налог в размере 13 497 руб., исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2012 по делу N А65-17041/2012. Из этого следует, что сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2012 год составляет 159 493 руб. (145 996+13 497). По данным налогового органа исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2012 год, составляет 194 671 руб.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме 35 178 руб. (194 671-159 493), соответствующих ему сумм пени и штрафа является незаконным.
Кроме этого, оспариваемым решением заявитель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год в виде штрафа в размере 35 169 руб. 75 коп.
В соответствии с пунктом 3 статьи 398 НК РФ налоговая декларация по земельному налогу представляется в налоговый орган налогоплательщиком не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год.
Таким образом, налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год должна быть представлена не позднее 01.02.2013.
Фактически налоговая декларация по земельному налогу за 2012 представлена в налоговый орган 11.06.2013 лично, что подтверждается отметкой налогового органа в налоговой декларации.
Заявитель просит уменьшить размер штрафа в связи с тем, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2013 N 927 установлена кадастровая стоимость в размере 21 389 777,1 руб., а также просит принять во внимание, что нарушение совершено впервые.
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при применении налоговых санкций.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что взыскание штрафа в полном объеме без учета обстоятельств, смягчающих ответственность, является неправомерным.
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, при определении размера подлежащего взысканию штрафа суд обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, по результатам оценки соответствующих обстоятельств суд вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
Исходя из правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении N 11-П от 15.07.1999, суд считает, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности ответственности характеру допущенного нарушения в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя.
С учетом доводов заявителя о новой стоимости земельного участка, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2013 N 927, а также совершения нарушения впервые, отсутствия причиненного ущерба, суд первой инстанции счел возможным снизить размер штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ в 10 раз, т.е. до 3 517 руб.
Суд апелляционной инстанции считает правильным указанный вывод суда первой инстанции и не находит оснований для его переоценки.
Следовательно, требование заявителя подлежит удовлетворению в части признания решения налогового органа недействительным в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ в виде штрафа, превышающего 3 517 руб.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан о привлечении к налоговой ответственности N 2.12-0-19/6005 от 25.11.2013 в части начисления земельного налога за 2012 год в сумме 35 178 рублей, соответствующих ему сумм пени и штрафа, а также в части привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа, превышающего 3 517 рублей, не соответствует требованиям Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. В остальной части требование заявителя удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части, является правильным.
Положенные в основу апелляционных жалоб доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме, однако приняты быть не могут, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, заявителями жалоб не представлено.
Доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 11.04.2014 является законным и обоснованным, апелляционные жалобы не подлежит удовлетворению.
Расходы по госпошлине, согласно статьям 110 АПК РФ и 333.21 НК РФ, относятся на заявителей апелляционных жалоб, однако с налогового органа взысканию не подлежат в связи с освобождением от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2014 по делу N А65-831/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)