Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Кулиев И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Д.Н. Горшунова,
судей Г.А. Сахиповой, Э.Р. Сайдашевой,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 31 января 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Республике Татарстан к П. о взыскании задолженности по земельному налогу в размере 71572 рублей 58 коп. и пеней в размере 98 рублей 28 коп. отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан - С., ответчика П., Судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 6 по Республике Татарстан (далее по тексту - МИФНС России N по РТ) обратилась в суд с иском к П. о взыскании задолженности по земельному налогу в размере 71572 руб. 58 коп. и пеней в размере 98 руб. 28 коп.
В обоснование требований указывается, что ответчик является собственником земельного участка расположенного в п. Константиновка од истцом начислен земельный налог, срок уплаты которого - не позднее 15 ноября 2012 года, ответчику направлено налоговое уведомление.
За неисполнение обязанности по уплате налога инспекция начислила пени.
В связи с этим, МИФНС просил суд взыскать с ответчика сумму задолженности по земельному налогу - 71572 руб. 58 коп. и пени в размере 98 руб. 28 коп.
Ответчик иск не признал.
Суд постановил решение об отказе.
В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан просит об отмене решения в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права. Указано, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости на основании решения арбитражного суда возможно лишь с момента вступления решения в законную силу и измененная кадастровая стоимость будет применена при исчислении налога в следующем году. При расчете же налога за 2011 год подлежала применению кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года.
В суде апелляционной инстанции представитель налогового органа апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
П. полагал решение суда подлежащим оставлению без изменения, с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 данного Кодекса основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как предусмотрено подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Судом по делу установлено, что П. является собственником земельного участка с кадастровым номером...., расположенном на <адрес>, которым владел и в 2011 году.
Налоговым уведомлением N 717336 без указания даты формирования П. был начислен земельный налог на указанный участок в сумме 71474 руб. 30 коп.
Из уведомления усматривается, что налог начислен исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости участка) в 15594393 руб.
На эту же сумму налога П. было направлено требование об уплате налога N 25005 без указания даты формирования
В судебном заседании П. пояснил, что необходимость уплаты налога не отрицает, однако не был согласен с установленной налоговым органом налоговой базой в 15594398,61 руб., в связи с чем, оспорил кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка в Арбитражном суде Республики Татарстан, вступившим в законную силу решением которого от 1 июля 2013 года постановлено внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером, указав кадастровую стоимость 4274000 руб.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что земельный налог за 2011 год за спорный земельный участок должен быть исчислен исходя из определенной решением арбитражного суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в 4274000 руб., поскольку эта стоимость определена по состоянию на 01 января 2011 года, то есть, на начало рассматриваемого налогового периода.
Однако такие выводы суда противоречат требованиям закона.
Согласно положениям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Это положение содержится в самом решении арбитражного суда.
В решении арбитражного суда так же не содержится указаний о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости за прошлое время.
Таким образом, на основании данного решения изменения в кадастровую стоимость спорного земельного участка вносятся лишь с момента вступления в законную силу этого решения, и определенная данным решением новая кадастровая стоимость не может быть принята во внимание при исчислении налога за 2011 год.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального права, подлежит отмене.
Вместе с тем, Судебная коллегия считает не соответствующей требованиям закона и позицию налогового органа, предъявившего иск о взыскании с П. недоимки по земельному налогу за 2011 год, исчисленному исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 15594393 руб., определенной в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24 декабря 2010 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан".
На основании пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 165-О-О от 03 февраля 2010 года, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Вместе с тем, такое правое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодательством для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
По правилам пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с нормами главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период по земельному налогу определен, как календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка, как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно части 3 статьи 24 Конституции Республики Татарстан законы Республики Татарстан подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Закона Республики Татарстан от 06 апреля 2005 г. N 64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" порядок опубликования (обнародования) и вступления в силу актов Кабинета Министров Республики Татарстан определяется законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Статьей 5 Закона Республики Татарстан от 31 октября 2002 года N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина" определено, что днем официального опубликования нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина считается обязательная первая публикация их полного текста с пометкой "официальное опубликование" в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан", журнале "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Аналогичное положение закреплено и в пункте 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05 сентября 2002 года N 524, согласно которому официальным опубликованием постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан считается публикация их текстов в газетах "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти".
Текст постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 официально опубликован 02 февраля 2011 года в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти", то есть, после наступления рассматриваемого по делу налогового периода, что не отрицалось налоговым органом.
При таком положении, с учетом требований статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 03 февраля 2010 года N 165-О-О, размер кадастровой стоимости, утвержденный данным нормативным актом, не подлежит применению за 2011 год, а может применяться лишь с 01 января 2012 года, то есть, в следующем налоговом периоде.
Доводы представителя налогового органа о том, что в самом постановлении указано о применении установленной им кадастровой стоимости с 01 января 2011 года, несостоятельны в силу вышеизложенного.
При исчислении размера земельного налога за 2011 год в данном случае следует исходить из ранее установленной кадастровой оценки спорного земельного участка.
Согласно представленным суду апелляционной инстанции на основании полученных из Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан данных стоимость спорного земельного участка по состоянию на дату постановки его ответчиком на кадастровый учет - апрель 2010 года составляла 393 254 руб. В связи с чем, исчисленная сумма налога составляет 1802 руб. 41 коп.
Следовательно, земельный налог за 2011 год подлежал уплате П. в указанной сумме.
С учетом изложенного Судебная коллегия считает, что исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан подлежат удовлетворению частично: с П. подлежит взысканию земельный налог за 2011 год в размере 1802 руб. 41 коп.
Судебная коллегия считает, что предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени за несвоевременную уплату налога в данном случае не подлежат взысканию, поскольку несвоевременность уплаты П. земельного налога имела место и по вине налогового органа, исчислившего налог в размере, не соответствующем требованиям закона.
С П. подлежит взысканию также государственная пошлина.
Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации за удовлетворенные требования имущественного характера с ответчика в доход бюджета следует взыскать государственную пошлину в сумме 400 руб.
Таким образом, решение суда как принятое с нарушением норм материального права подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований частично.
Руководствуясь статьями 199, 328, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 31 января 2014 года по данному делу отменить и вынести по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить частично
Взыскать с П. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан задолженность по земельному налогу за 2011 год в сумме 1802 руб. 41 коп.
Взыскать с П. в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 29.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4997/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 мая 2014 г. по делу N 33-4997/2014
Судья: Кулиев И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Д.Н. Горшунова,
судей Г.А. Сахиповой, Э.Р. Сайдашевой,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 31 января 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Республике Татарстан к П. о взыскании задолженности по земельному налогу в размере 71572 рублей 58 коп. и пеней в размере 98 рублей 28 коп. отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан - С., ответчика П., Судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 6 по Республике Татарстан (далее по тексту - МИФНС России N по РТ) обратилась в суд с иском к П. о взыскании задолженности по земельному налогу в размере 71572 руб. 58 коп. и пеней в размере 98 руб. 28 коп.
В обоснование требований указывается, что ответчик является собственником земельного участка расположенного в п. Константиновка од истцом начислен земельный налог, срок уплаты которого - не позднее 15 ноября 2012 года, ответчику направлено налоговое уведомление.
За неисполнение обязанности по уплате налога инспекция начислила пени.
В связи с этим, МИФНС просил суд взыскать с ответчика сумму задолженности по земельному налогу - 71572 руб. 58 коп. и пени в размере 98 руб. 28 коп.
Ответчик иск не признал.
Суд постановил решение об отказе.
В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан просит об отмене решения в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права. Указано, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости на основании решения арбитражного суда возможно лишь с момента вступления решения в законную силу и измененная кадастровая стоимость будет применена при исчислении налога в следующем году. При расчете же налога за 2011 год подлежала применению кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года.
В суде апелляционной инстанции представитель налогового органа апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
П. полагал решение суда подлежащим оставлению без изменения, с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 данного Кодекса основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как предусмотрено подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Судом по делу установлено, что П. является собственником земельного участка с кадастровым номером...., расположенном на <адрес>, которым владел и в 2011 году.
Налоговым уведомлением N 717336 без указания даты формирования П. был начислен земельный налог на указанный участок в сумме 71474 руб. 30 коп.
Из уведомления усматривается, что налог начислен исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости участка) в 15594393 руб.
На эту же сумму налога П. было направлено требование об уплате налога N 25005 без указания даты формирования
В судебном заседании П. пояснил, что необходимость уплаты налога не отрицает, однако не был согласен с установленной налоговым органом налоговой базой в 15594398,61 руб., в связи с чем, оспорил кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка в Арбитражном суде Республики Татарстан, вступившим в законную силу решением которого от 1 июля 2013 года постановлено внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером, указав кадастровую стоимость 4274000 руб.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что земельный налог за 2011 год за спорный земельный участок должен быть исчислен исходя из определенной решением арбитражного суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в 4274000 руб., поскольку эта стоимость определена по состоянию на 01 января 2011 года, то есть, на начало рассматриваемого налогового периода.
Однако такие выводы суда противоречат требованиям закона.
Согласно положениям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Это положение содержится в самом решении арбитражного суда.
В решении арбитражного суда так же не содержится указаний о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости за прошлое время.
Таким образом, на основании данного решения изменения в кадастровую стоимость спорного земельного участка вносятся лишь с момента вступления в законную силу этого решения, и определенная данным решением новая кадастровая стоимость не может быть принята во внимание при исчислении налога за 2011 год.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального права, подлежит отмене.
Вместе с тем, Судебная коллегия считает не соответствующей требованиям закона и позицию налогового органа, предъявившего иск о взыскании с П. недоимки по земельному налогу за 2011 год, исчисленному исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 15594393 руб., определенной в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24 декабря 2010 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан".
На основании пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 165-О-О от 03 февраля 2010 года, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Вместе с тем, такое правое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодательством для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
По правилам пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с нормами главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период по земельному налогу определен, как календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка, как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно части 3 статьи 24 Конституции Республики Татарстан законы Республики Татарстан подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Закона Республики Татарстан от 06 апреля 2005 г. N 64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" порядок опубликования (обнародования) и вступления в силу актов Кабинета Министров Республики Татарстан определяется законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Статьей 5 Закона Республики Татарстан от 31 октября 2002 года N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина" определено, что днем официального опубликования нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина считается обязательная первая публикация их полного текста с пометкой "официальное опубликование" в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан", журнале "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Аналогичное положение закреплено и в пункте 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05 сентября 2002 года N 524, согласно которому официальным опубликованием постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан считается публикация их текстов в газетах "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти".
Текст постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 официально опубликован 02 февраля 2011 года в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти", то есть, после наступления рассматриваемого по делу налогового периода, что не отрицалось налоговым органом.
При таком положении, с учетом требований статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 03 февраля 2010 года N 165-О-О, размер кадастровой стоимости, утвержденный данным нормативным актом, не подлежит применению за 2011 год, а может применяться лишь с 01 января 2012 года, то есть, в следующем налоговом периоде.
Доводы представителя налогового органа о том, что в самом постановлении указано о применении установленной им кадастровой стоимости с 01 января 2011 года, несостоятельны в силу вышеизложенного.
При исчислении размера земельного налога за 2011 год в данном случае следует исходить из ранее установленной кадастровой оценки спорного земельного участка.
Согласно представленным суду апелляционной инстанции на основании полученных из Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан данных стоимость спорного земельного участка по состоянию на дату постановки его ответчиком на кадастровый учет - апрель 2010 года составляла 393 254 руб. В связи с чем, исчисленная сумма налога составляет 1802 руб. 41 коп.
Следовательно, земельный налог за 2011 год подлежал уплате П. в указанной сумме.
С учетом изложенного Судебная коллегия считает, что исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан подлежат удовлетворению частично: с П. подлежит взысканию земельный налог за 2011 год в размере 1802 руб. 41 коп.
Судебная коллегия считает, что предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени за несвоевременную уплату налога в данном случае не подлежат взысканию, поскольку несвоевременность уплаты П. земельного налога имела место и по вине налогового органа, исчислившего налог в размере, не соответствующем требованиям закона.
С П. подлежит взысканию также государственная пошлина.
Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации за удовлетворенные требования имущественного характера с ответчика в доход бюджета следует взыскать государственную пошлину в сумме 400 руб.
Таким образом, решение суда как принятое с нарушением норм материального права подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований частично.
Руководствуясь статьями 199, 328, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 31 января 2014 года по данному делу отменить и вынести по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить частично
Взыскать с П. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан задолженность по земельному налогу за 2011 год в сумме 1802 руб. 41 коп.
Взыскать с П. в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)