Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июня 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 июня 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Балашевой В.Т., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Юдаевой А.А.,
с участием:
- от истца - представитель Сазыкин А.В., доверенность от 16.07.2008 г. N 75;
- от ответчика - не явились, извещены;
- от третьего лица - не явились, извещены;
- рассмотрев в открытом судебном заседании 2 июня 2009 г. в зале N 3 помещения суда
апелляционную жалобу ГОУ ВПО "Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 марта 2009 года по делу N А65-1632/2009, судья Камалиев Р.А.
по иску государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева", г. Казань,
к государственному бюджетному учреждению Республики Татарстан "Пригородное лесничество", г. Казань,
об обязании заключить договор постоянного (бессрочного) пользования лесным участком для осуществления рекреационной деятельности в редакции протокола разногласий,
с участием третьего лица:
- Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань,
установил:
ГОУ ВПО "КГТУ им. А.Н. Туполева" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к ГБУ РТ "Пригородное лесничество" об обязании заключить договор постоянного (бессрочного) пользования лесным участком для осуществления рекреационной деятельности N 2 от 7.08.2008 г. в редакции протокола разногласий от 24.11.2008 г., предусматривающего исключение из текста договора пунктов 5, 6, 7, 11в, 13.
В обоснование своего искового требования истец привел следующие доводы и обстоятельства.
Распоряжением Кабинета Министров РТ N 1126-р от 11.07.2008 г. ГОУ ВПО "КГТУ им. А.Н. Туполева" был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок площадью 10,0 га в квартале N 88 Матюшинского участкового лесничества ГБУ РТ "Пригородное лесничество" в целях осуществления рекреационной деятельностью. Министерством лесничества РТ в связи с указанным распоряжением ответчику было поручено предоставить истцу лесной участок в постоянное (бессрочное) пользование и заключить соответствующий договор. В августе 2008 г. ответчик направил истцу проект договора N 2 от 7.08.2008 г. Пунктами 5, 6, 7, 11в, 13 и приложением N 4 договора предусмотрена арендная плата в размере 63 451 руб. в год за пользование лесным участком, что противоречит распоряжению КМ РТ N 1126-р и статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации. Предложение ГОУ ВПО "КГТУ им. А.Н. Туполева" к ГБУ РТ "Пригородное лесничество", изложенное в протоколе разногласий от 24.11.2008 г., ответчиком отвергнуто.
Правовыми обоснованиями исковых требований истец указал положения статей 71, 94 Лесного кодекса, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявлением от 4.03.2009 г. истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил суд обязать ответчика заключить с истцом договор в редакции протокола разногласий, предусматривающего исключение пунктов 5, 6, 7, 11в, 13, а также исключить приложение N 4 к договору.
В соответствии с требованиями статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 3.02.2009 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство лесного хозяйства РТ.
Министерство лесного хозяйства РТ в отзыве на исковое заявление указывает на правомерность искового требования истца об исключении из текста договора пунктов 5, 6, 7, 11в, 13, поскольку к договору постоянного (бессрочного) пользования лесным участком платежи (арендная плата в соответствии со статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации) не применяются, а в силу пункта 4 части 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда не признаются объектами налогообложения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 марта 2009 года в удовлетворении иска отказано.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Республики Татарстан судебным решением ГОУ ВПО "КГТУ им. А.Н. Туполева" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, иск удовлетворить. В обоснование своей просьбы истец в апелляционной жалобе привел следующие доводы.
Суд не применил пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Поскольку в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации истец признается плательщиком земельного налога, а в силу пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда не признаются объектом налогообложения - следовало применить пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции необоснованно применен закон, не подлежащий применению (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 г. N 310). Поскольку лесной участок истцу был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, арендная плата (а равно и иная плата, кроме земельного налога) не может взиматься, т.к. это противоречит пунктам 1 - 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, истец в жалобе указал о том, что судом неправильно истолкована статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, посчитав, что истец нарушил указанную норму, не зарегистрировав в установленном законом порядке право оперативного управления на объекты недвижимости, находящиеся на участке лесного фонда. Истец полагает, что указанное право возникло у него до введения в действие федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ, кроме того право оперативного управления истца на данные объекты зафиксировано в реестре федеральной собственности, что подтверждено соответствующей выпиской.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство лесного хозяйства РТ полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Республики Татарстан, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы Сазыкин А.В. на ее удовлетворении настаивает по основаниям, указанным в жалобе.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица, которые о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции были уведомлены надлежащим образом, явку в суд своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необходимости отмены принятого по делу судебного решения и принятия нового судебного акта об отказе в удовлетворении искового требования по следующим основаниям.
Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.07.2008 г. N 1126-р принято предложение Министерства лесного хозяйства РТ о предоставлении ГОУ ВПО "КГТУ им. А.Н. Туполева" лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование в целях осуществления рекреационной деятельности общей площадью 10,0 га в защитных лесах зеленой зоны в квартале 88 Матюшинского участкового лесничества ГБУ РТ "Пригородное лесничество". При этом Министерству лесного хозяйства РТ предложено заключить с ГОУ ВПО "КГТУ им. А.Н. Туполева" договор постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.
Письмом Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 1.08.2008 г. N 04-2618 ГБУ "Пригородное лесничество" поручено предоставить лесной участок в постоянное (бессрочное) пользование согласно Правилам использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов от 24.04.2007 г. N 208 в течение 30 дней.
При этом пунктом 2 указанных правил предусмотрено, что государственным и муниципальным учреждениям для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, а другим лицам - в аренду.
В соответствии с проектом договора постоянного (бессрочного) пользования лесными участками при использовании лесов для осуществления рекреационной деятельности N 2 от 7.08.2008 г. (проект ГБУ РТ "Пригородное лесничество") предусмотрено:
- - п. 5 плата по договору составляет 63 451 руб.;
- - п. 6 пользователь (ГОУ ВПО "КГТУ им. А.Н. Туполева") вносит плату согласно приложению N 4 и представляет в течение месяца уполномоченному органу (ГБУ РТ "Пригородное лесничество") документы, подтверждающие оплату;
- - п. 7 размер платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка;
- - п. 11в пользователь обязан вносит плату в размерах и в сроки, которые установлены договором;
- - п. 13 за нарушение условий договора пользователь уплачивает уполномоченному органу неустойку в размере 0,1% арендной платы;
- - приложение N 4, устанавливающее срок внесения арендной платы в федеральный бюджет - 2 квартал 2008 г.
Протоколом разногласий от 24.11.2008 г. ГОУ ВПО "КГТУ им. А.Н. Туполева" предлагает исключить указанные выше пункты 5, 6, 7, 11в, 13 из текста договора.
Истец ГОУ ВПО "КГТУ им. А.Н. Туполева" полагает, что лесной участок должен быть ему предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, а поэтому арендную плату он уплачивать не должен, а должен платить земельный налог и просил суд принять решение, обязывающее ответчика заключить с ним договор с учетом протокола разногласий от 24.11.2008 г. в редакции истца, а также исключив из проекта договора приложение N 4.
Суд первой инстанции, отказывая истцу в удовлетворении искового требования, исходил из положений статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации о том, что использование лесов в Российской Федерации является платным. При этом суд признал, что в законодательном регулировании спорных правоотношений имеется пробел и применил в рассматриваемом споре общие принципы лесного и земельного законодательства о платности использования участка лесного фонда, предоставляемого в пользование по договору постоянного (бессрочного) пользования.
Однако, указанные выводы суда Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд находит ошибочными, в силу чего полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Пределы прав владения и пользования земельным участком, предоставленным на правах постоянного (бессрочного) пользования определены статьей 269 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование, это лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.
Согласно статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов относится к числу полномочий Российской Федерации переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Кабинет Министров Республики Татарстан - в силу закона является органом, уполномоченным принимать решение о предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование. Соответствующий акт о предоставлении истцу лесных участков в постоянное (бессрочное) пользования является необходимым и достаточным основанием для возникновения у истца соответствующего права на переданные ему лесные участки. При этом заключение какого-либо договора о постоянном (бессрочном) пользовании законом не предусмотрено.
Приказом Директора ФРС России от 19.11.2007 г. N 255 утверждены Методические рекомендации об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на лесные участки и сделок с ними, в силу пункта 16 которых на государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком представляются, наряду с иными документами заявление о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком (пункт 1 статьи 16 Закона о регистрации), копия акта уполномоченного органа о предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования в двух экземплярах (пункт 1 статьи 17 Закона о регистрации), подлинник и копия кадастрового плана лесного участка, удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, или плана лесного участка, удостоверенного органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 1 статьи 17, пункт 4 статьи 18 Закона о регистрации, части 1, 3 статьи 4.1 и часть 2 статьи 4.2 Закона, статья 92 Лесного кодекса). Представление указанных планов не требуется, если кадастровый план лесного участка или план лесного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Предоставление какого-либо договора также не предусмотрено.
Таким образом, правоустанавливающим документом для регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного и лесных участков является не договор, а акт уполномоченного органа о предоставлении лесного участка на соответствующем праве.
В силу указанных обстоятельств заключение какого-либо договора, не предусмотренного законом и каким-либо иным нормативно-правовым актом, не требуется.
Поскольку истец в своих исковых требованиях просил суд об обязании ответчика к заключению договора на условиях, указанных истцом - в удовлетворении такого требования следует отказать, поскольку заключение договора законом не предусмотрено.
Учитывая, что судом первой инстанции при рассмотрении дела принято неверное решение в части оценки фактических обстоятельств дела и неправильно применены нормы материального права - данное решение подлежит отмене.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 марта 2009 года, принятое по делу N А65-1632/2009 - отменить и принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева" - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
Судьи
В.Т.БАЛАШЕВА
О.Е.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.06.2009 ПО ДЕЛУ N А65-1632/2009
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2009 г. по делу N А65-1632/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июня 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 июня 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Балашевой В.Т., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Юдаевой А.А.,
с участием:
- от истца - представитель Сазыкин А.В., доверенность от 16.07.2008 г. N 75;
- от ответчика - не явились, извещены;
- от третьего лица - не явились, извещены;
- рассмотрев в открытом судебном заседании 2 июня 2009 г. в зале N 3 помещения суда
апелляционную жалобу ГОУ ВПО "Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 марта 2009 года по делу N А65-1632/2009, судья Камалиев Р.А.
по иску государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева", г. Казань,
к государственному бюджетному учреждению Республики Татарстан "Пригородное лесничество", г. Казань,
об обязании заключить договор постоянного (бессрочного) пользования лесным участком для осуществления рекреационной деятельности в редакции протокола разногласий,
с участием третьего лица:
- Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань,
установил:
ГОУ ВПО "КГТУ им. А.Н. Туполева" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к ГБУ РТ "Пригородное лесничество" об обязании заключить договор постоянного (бессрочного) пользования лесным участком для осуществления рекреационной деятельности N 2 от 7.08.2008 г. в редакции протокола разногласий от 24.11.2008 г., предусматривающего исключение из текста договора пунктов 5, 6, 7, 11в, 13.
В обоснование своего искового требования истец привел следующие доводы и обстоятельства.
Распоряжением Кабинета Министров РТ N 1126-р от 11.07.2008 г. ГОУ ВПО "КГТУ им. А.Н. Туполева" был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок площадью 10,0 га в квартале N 88 Матюшинского участкового лесничества ГБУ РТ "Пригородное лесничество" в целях осуществления рекреационной деятельностью. Министерством лесничества РТ в связи с указанным распоряжением ответчику было поручено предоставить истцу лесной участок в постоянное (бессрочное) пользование и заключить соответствующий договор. В августе 2008 г. ответчик направил истцу проект договора N 2 от 7.08.2008 г. Пунктами 5, 6, 7, 11в, 13 и приложением N 4 договора предусмотрена арендная плата в размере 63 451 руб. в год за пользование лесным участком, что противоречит распоряжению КМ РТ N 1126-р и статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации. Предложение ГОУ ВПО "КГТУ им. А.Н. Туполева" к ГБУ РТ "Пригородное лесничество", изложенное в протоколе разногласий от 24.11.2008 г., ответчиком отвергнуто.
Правовыми обоснованиями исковых требований истец указал положения статей 71, 94 Лесного кодекса, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявлением от 4.03.2009 г. истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил суд обязать ответчика заключить с истцом договор в редакции протокола разногласий, предусматривающего исключение пунктов 5, 6, 7, 11в, 13, а также исключить приложение N 4 к договору.
В соответствии с требованиями статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 3.02.2009 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство лесного хозяйства РТ.
Министерство лесного хозяйства РТ в отзыве на исковое заявление указывает на правомерность искового требования истца об исключении из текста договора пунктов 5, 6, 7, 11в, 13, поскольку к договору постоянного (бессрочного) пользования лесным участком платежи (арендная плата в соответствии со статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации) не применяются, а в силу пункта 4 части 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда не признаются объектами налогообложения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 марта 2009 года в удовлетворении иска отказано.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Республики Татарстан судебным решением ГОУ ВПО "КГТУ им. А.Н. Туполева" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, иск удовлетворить. В обоснование своей просьбы истец в апелляционной жалобе привел следующие доводы.
Суд не применил пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Поскольку в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации истец признается плательщиком земельного налога, а в силу пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда не признаются объектом налогообложения - следовало применить пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции необоснованно применен закон, не подлежащий применению (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 г. N 310). Поскольку лесной участок истцу был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, арендная плата (а равно и иная плата, кроме земельного налога) не может взиматься, т.к. это противоречит пунктам 1 - 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, истец в жалобе указал о том, что судом неправильно истолкована статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, посчитав, что истец нарушил указанную норму, не зарегистрировав в установленном законом порядке право оперативного управления на объекты недвижимости, находящиеся на участке лесного фонда. Истец полагает, что указанное право возникло у него до введения в действие федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ, кроме того право оперативного управления истца на данные объекты зафиксировано в реестре федеральной собственности, что подтверждено соответствующей выпиской.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство лесного хозяйства РТ полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Республики Татарстан, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы Сазыкин А.В. на ее удовлетворении настаивает по основаниям, указанным в жалобе.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица, которые о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции были уведомлены надлежащим образом, явку в суд своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необходимости отмены принятого по делу судебного решения и принятия нового судебного акта об отказе в удовлетворении искового требования по следующим основаниям.
Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.07.2008 г. N 1126-р принято предложение Министерства лесного хозяйства РТ о предоставлении ГОУ ВПО "КГТУ им. А.Н. Туполева" лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование в целях осуществления рекреационной деятельности общей площадью 10,0 га в защитных лесах зеленой зоны в квартале 88 Матюшинского участкового лесничества ГБУ РТ "Пригородное лесничество". При этом Министерству лесного хозяйства РТ предложено заключить с ГОУ ВПО "КГТУ им. А.Н. Туполева" договор постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.
Письмом Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 1.08.2008 г. N 04-2618 ГБУ "Пригородное лесничество" поручено предоставить лесной участок в постоянное (бессрочное) пользование согласно Правилам использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов от 24.04.2007 г. N 208 в течение 30 дней.
При этом пунктом 2 указанных правил предусмотрено, что государственным и муниципальным учреждениям для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, а другим лицам - в аренду.
В соответствии с проектом договора постоянного (бессрочного) пользования лесными участками при использовании лесов для осуществления рекреационной деятельности N 2 от 7.08.2008 г. (проект ГБУ РТ "Пригородное лесничество") предусмотрено:
- - п. 5 плата по договору составляет 63 451 руб.;
- - п. 6 пользователь (ГОУ ВПО "КГТУ им. А.Н. Туполева") вносит плату согласно приложению N 4 и представляет в течение месяца уполномоченному органу (ГБУ РТ "Пригородное лесничество") документы, подтверждающие оплату;
- - п. 7 размер платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка;
- - п. 11в пользователь обязан вносит плату в размерах и в сроки, которые установлены договором;
- - п. 13 за нарушение условий договора пользователь уплачивает уполномоченному органу неустойку в размере 0,1% арендной платы;
- - приложение N 4, устанавливающее срок внесения арендной платы в федеральный бюджет - 2 квартал 2008 г.
Протоколом разногласий от 24.11.2008 г. ГОУ ВПО "КГТУ им. А.Н. Туполева" предлагает исключить указанные выше пункты 5, 6, 7, 11в, 13 из текста договора.
Истец ГОУ ВПО "КГТУ им. А.Н. Туполева" полагает, что лесной участок должен быть ему предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, а поэтому арендную плату он уплачивать не должен, а должен платить земельный налог и просил суд принять решение, обязывающее ответчика заключить с ним договор с учетом протокола разногласий от 24.11.2008 г. в редакции истца, а также исключив из проекта договора приложение N 4.
Суд первой инстанции, отказывая истцу в удовлетворении искового требования, исходил из положений статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации о том, что использование лесов в Российской Федерации является платным. При этом суд признал, что в законодательном регулировании спорных правоотношений имеется пробел и применил в рассматриваемом споре общие принципы лесного и земельного законодательства о платности использования участка лесного фонда, предоставляемого в пользование по договору постоянного (бессрочного) пользования.
Однако, указанные выводы суда Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд находит ошибочными, в силу чего полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Пределы прав владения и пользования земельным участком, предоставленным на правах постоянного (бессрочного) пользования определены статьей 269 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование, это лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.
Согласно статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов относится к числу полномочий Российской Федерации переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Кабинет Министров Республики Татарстан - в силу закона является органом, уполномоченным принимать решение о предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование. Соответствующий акт о предоставлении истцу лесных участков в постоянное (бессрочное) пользования является необходимым и достаточным основанием для возникновения у истца соответствующего права на переданные ему лесные участки. При этом заключение какого-либо договора о постоянном (бессрочном) пользовании законом не предусмотрено.
Приказом Директора ФРС России от 19.11.2007 г. N 255 утверждены Методические рекомендации об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на лесные участки и сделок с ними, в силу пункта 16 которых на государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком представляются, наряду с иными документами заявление о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком (пункт 1 статьи 16 Закона о регистрации), копия акта уполномоченного органа о предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования в двух экземплярах (пункт 1 статьи 17 Закона о регистрации), подлинник и копия кадастрового плана лесного участка, удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, или плана лесного участка, удостоверенного органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 1 статьи 17, пункт 4 статьи 18 Закона о регистрации, части 1, 3 статьи 4.1 и часть 2 статьи 4.2 Закона, статья 92 Лесного кодекса). Представление указанных планов не требуется, если кадастровый план лесного участка или план лесного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Предоставление какого-либо договора также не предусмотрено.
Таким образом, правоустанавливающим документом для регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного и лесных участков является не договор, а акт уполномоченного органа о предоставлении лесного участка на соответствующем праве.
В силу указанных обстоятельств заключение какого-либо договора, не предусмотренного законом и каким-либо иным нормативно-правовым актом, не требуется.
Поскольку истец в своих исковых требованиях просил суд об обязании ответчика к заключению договора на условиях, указанных истцом - в удовлетворении такого требования следует отказать, поскольку заключение договора законом не предусмотрено.
Учитывая, что судом первой инстанции при рассмотрении дела принято неверное решение в части оценки фактических обстоятельств дела и неправильно применены нормы материального права - данное решение подлежит отмене.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 марта 2009 года, принятое по делу N А65-1632/2009 - отменить и принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева" - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
Судьи
В.Т.БАЛАШЕВА
О.Е.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)