Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Емелина В.П. (доверенность от 09.01.2014),
ответчика - Глуховой А.А. (доверенность от 09.01.2014),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гояр", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.02.2014 (судья Кочемасова Л.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Терентьев Е.А., Попова Е.Г.)
а также определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.02.2014 об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок (судья Кочемасова Л.А.)
по делу N А65-23511/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гояр", г. Казань (ОГРН 1021603273306, ИНН 1658024972) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань, от 21.08.2013 N 953, с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гояр", г. Казань (далее - ООО "Гояр", заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России службы N 3 по Республике Татарстан, инспекция, налоговый орган) от 21.08.2013 N 953 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и обязании инспекции возвратить излишне уплаченный земельный налог в сумме 118 105 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.10.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.02.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал незаконным решение налогового органа от 21.08.2013 N 953, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. Также суд обязал Межрайонную ИФНС России N 3 по Республике Татарстан возвратить ООО "Гояр" излишне уплаченный земельный налог за 2011 год в сумме 118 105 рублей.
Определением от 07.02.2014 Арбитражный суд Республики Татарстан внес исправление в текст решения и резолютивной части решения от 06.02.2014 относительно суммы излишне уплаченного в бюджет земельного налога, указав сумму "66 182 рубля". Суд определил абзац 4 резолютивной части читать в следующей редакции: обязать Межрайонную ИФНС России N 3 по Республике Татарстан возвратить ООО "Гояр" излишне уплаченный земельный налог за 2011 год в сумме 66 182 рублей.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.02.2014 и определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.02.2014 оставлены без изменения.
В кассационной жалобе и дополнении к ней ООО "Гояр" с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении изначально заявленных требований в полном объеме. При этом заявитель полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку за налоговый период 2011 года подлежит применению ставка 0,4%.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган возражает против доводов заявителя и просит обжалованные им судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Обществом на отзыв инспекции заявлены возражения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, отзыва и возражений на него, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:50:221106:9 общей площадью 1980 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Беломорская, д. 154.
ООО "Гояр" 31.01.2012 представило в Межрайонную ИФНС России N 3 по Республике Татарстан налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год, в которой сумма налога в размере 178 281 рубля была исчислена исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102. Сумма налога была полностью уплачена.
ООО "Гояр" 18.03.2013 представило уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год, согласно которой подлежащая уплате сумма налога составила (7522000 х 0,8%) = 60 176 рублей. Основанием для подачи заявителем уточненной налоговой декларации по земельному налогу послужило решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2012 по делу N А65-25145/2012, согласно которому установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:221106:9 в размере 7 522 000 рублей.
В мотивировочной части данного решения указано, что указанная рыночная стоимость в отчете по определению рыночной стоимости имущества установлена на 01.01.2011. Суд обязал внести в государственный реестр соответствующие изменения. Сведения в государственный реестр внесены 30.01.2013.
В связи с тем, что на основании первоначально поданной декларации земельный налог за 2011 год был уплачен в большей сумме, ООО "Гояр" 27.03.2013 обратилось с заявлением к инспекции о возврате излишне уплаченной суммы налога в размере 118 105 рублей.
Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной уточненной декларации, по результатам которой составлен акт от 02.07.2013 N 953.
Рассмотрев материалы проверки и представленные возражения заявителя, налоговый орган принял решение от 21.08.2013 N 953 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 118 105 рублей и начислены соответствующие пени.
Основанием для доначисления земельного налога послужили выводы налоговой инспекции о том, что заявитель вправе применять при исчислении земельного налога кадастровую стоимость в размере рыночной лишь со следующего налогового периода после внесения записи в государственный кадастр недвижимости, то есть с 01.01.2013. За 2011 год земельный налог должен быть уплачен исходя из кадастровой стоимости в размере 22 285 177 рублей, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Решением Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 24.09.2013 N 2.14-0-18/020921@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Считая, что решение инспекции нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Судебные инстанции с учетом определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.02.2014 частично удовлетворили заявленные требования.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает данное определение, а также постановление суда апелляционной инстанции в части оставления без изменения определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.02.2014 подлежащими отмене ввиду следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное Постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Таким образом, судебные инстанции сделали правильный вывод, что налоговая инспекция не вправе была производить доначисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановления от 28.06.2011 N 913/11, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 Определения от 01.03.2011 N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем, довод заявителя о возможности распространения изменения кадастровой стоимости (в размере рыночной) по решению суда на более ранние налоговые периоды, т.е. с 01.01.2011, суды правильно признали несостоятельным.
Обосновывая свою позицию тем, что отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка составлен на дату установления кадастровой стоимости земельного участка, а именно на 01.01.2011, заявителем не учтено следующее.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период проведения оценки) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Императивное требование закона об обязательности установления рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, подлежит выполнению исключительно при проведении оценки в целях оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, причем в пределах тех отношений, которые регулируются данным Федеральным законом.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о неправомерном указании налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год кадастровой стоимости земельного участка, установленной равной его рыночной стоимости решением суда, вступившим в законную силу в 2013 году.
В данном случае доводы налоговой инспекции о применении рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2012 по делу N А65-25145/2012, с 01.01.2013 являются обоснованными.
В то же время, при исчислении суммы земельного налога за 2011 год налоговому органу следовало руководствоваться сведениями о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, содержащимися в постановлениях Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани" (диапазон действия редакции Постановления - с 05.10.2005 по 31.12.2010) и от 31.12.2008 N 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (указанным Постановлением утверждены и вводятся в действие результаты государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 01.01.2009), так как на 01.01.2011 Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 не могло быть применено.
В соответствии с вышеуказанными постановлениями кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:221106:9 в 2011 году составляла 14 012 460 рублей.
Согласно решению Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге" (в редакции решения Казанской городской Думы от 10.11.2008 N 2-35) налоговая ставка в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:221106:9, с учетом его разрешенного использования составляла 0,4%.
Таким образом, сумма земельного налога за 2011 год должна была составить 14 012 460 х 0,4% = 56 049 рублей 84 копейки.
Из указанного следует, что сумма налога, уплаченная заявителем на основании первичной налоговой декларации в размере 178 281 рублей, превышает сумму, подлежащую уплате за налоговый период 2011 года.
При таких обстоятельствах заявителем излишне уплачен в бюджет земельный налог в размере 122 231 рубля 16 копеек (178 281 - 56 049,84), который подлежит возврату заявителю.
Между тем, с учетом изначально заявленных обществом требований, возврату подлежит 118 105 рублей.
Судебные инстанции сделали правильный вывод, что оспариваемое решение Межрайонной ИФНС России службы N 3 по Республике Татарстан от 21.08.2013 N 953 не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя и подлежит признанию незаконным, а излишне уплаченный налог подлежит возврату заявителю.
Некорректный расчет судом первой инстанции суммы земельного налога за 2011 год не привел к принятию неправильного решения (резолютивной части решения).
С учетом изложенного определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.02.2014 об исправлении суммы излишне уплаченного в бюджет земельного налога на сумму 66 182 рубля, а также постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 в части оставления без изменения определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.02.2014, подлежат отмене.
В остальной части постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 и решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.02.2014 подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 по делу N А65-23511/2013 отменить в части оставления без изменения определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.02.2014. Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.02.2014 отменить. В остальной части постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 оставить без изменения.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.02.2014 по делу N А65-23511/2013 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА
Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 21.07.2014 ПО ДЕЛУ N А65-23511/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2014 г. по делу N А65-23511/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Емелина В.П. (доверенность от 09.01.2014),
ответчика - Глуховой А.А. (доверенность от 09.01.2014),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гояр", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.02.2014 (судья Кочемасова Л.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Терентьев Е.А., Попова Е.Г.)
а также определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.02.2014 об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок (судья Кочемасова Л.А.)
по делу N А65-23511/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гояр", г. Казань (ОГРН 1021603273306, ИНН 1658024972) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань, от 21.08.2013 N 953, с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гояр", г. Казань (далее - ООО "Гояр", заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России службы N 3 по Республике Татарстан, инспекция, налоговый орган) от 21.08.2013 N 953 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и обязании инспекции возвратить излишне уплаченный земельный налог в сумме 118 105 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.10.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.02.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал незаконным решение налогового органа от 21.08.2013 N 953, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. Также суд обязал Межрайонную ИФНС России N 3 по Республике Татарстан возвратить ООО "Гояр" излишне уплаченный земельный налог за 2011 год в сумме 118 105 рублей.
Определением от 07.02.2014 Арбитражный суд Республики Татарстан внес исправление в текст решения и резолютивной части решения от 06.02.2014 относительно суммы излишне уплаченного в бюджет земельного налога, указав сумму "66 182 рубля". Суд определил абзац 4 резолютивной части читать в следующей редакции: обязать Межрайонную ИФНС России N 3 по Республике Татарстан возвратить ООО "Гояр" излишне уплаченный земельный налог за 2011 год в сумме 66 182 рублей.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.02.2014 и определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.02.2014 оставлены без изменения.
В кассационной жалобе и дополнении к ней ООО "Гояр" с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении изначально заявленных требований в полном объеме. При этом заявитель полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку за налоговый период 2011 года подлежит применению ставка 0,4%.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган возражает против доводов заявителя и просит обжалованные им судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Обществом на отзыв инспекции заявлены возражения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, отзыва и возражений на него, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:50:221106:9 общей площадью 1980 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Беломорская, д. 154.
ООО "Гояр" 31.01.2012 представило в Межрайонную ИФНС России N 3 по Республике Татарстан налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год, в которой сумма налога в размере 178 281 рубля была исчислена исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102. Сумма налога была полностью уплачена.
ООО "Гояр" 18.03.2013 представило уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год, согласно которой подлежащая уплате сумма налога составила (7522000 х 0,8%) = 60 176 рублей. Основанием для подачи заявителем уточненной налоговой декларации по земельному налогу послужило решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2012 по делу N А65-25145/2012, согласно которому установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:221106:9 в размере 7 522 000 рублей.
В мотивировочной части данного решения указано, что указанная рыночная стоимость в отчете по определению рыночной стоимости имущества установлена на 01.01.2011. Суд обязал внести в государственный реестр соответствующие изменения. Сведения в государственный реестр внесены 30.01.2013.
В связи с тем, что на основании первоначально поданной декларации земельный налог за 2011 год был уплачен в большей сумме, ООО "Гояр" 27.03.2013 обратилось с заявлением к инспекции о возврате излишне уплаченной суммы налога в размере 118 105 рублей.
Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной уточненной декларации, по результатам которой составлен акт от 02.07.2013 N 953.
Рассмотрев материалы проверки и представленные возражения заявителя, налоговый орган принял решение от 21.08.2013 N 953 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 118 105 рублей и начислены соответствующие пени.
Основанием для доначисления земельного налога послужили выводы налоговой инспекции о том, что заявитель вправе применять при исчислении земельного налога кадастровую стоимость в размере рыночной лишь со следующего налогового периода после внесения записи в государственный кадастр недвижимости, то есть с 01.01.2013. За 2011 год земельный налог должен быть уплачен исходя из кадастровой стоимости в размере 22 285 177 рублей, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Решением Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 24.09.2013 N 2.14-0-18/020921@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Считая, что решение инспекции нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Судебные инстанции с учетом определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.02.2014 частично удовлетворили заявленные требования.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает данное определение, а также постановление суда апелляционной инстанции в части оставления без изменения определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.02.2014 подлежащими отмене ввиду следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное Постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Таким образом, судебные инстанции сделали правильный вывод, что налоговая инспекция не вправе была производить доначисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановления от 28.06.2011 N 913/11, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 Определения от 01.03.2011 N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем, довод заявителя о возможности распространения изменения кадастровой стоимости (в размере рыночной) по решению суда на более ранние налоговые периоды, т.е. с 01.01.2011, суды правильно признали несостоятельным.
Обосновывая свою позицию тем, что отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка составлен на дату установления кадастровой стоимости земельного участка, а именно на 01.01.2011, заявителем не учтено следующее.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период проведения оценки) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Императивное требование закона об обязательности установления рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, подлежит выполнению исключительно при проведении оценки в целях оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, причем в пределах тех отношений, которые регулируются данным Федеральным законом.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о неправомерном указании налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год кадастровой стоимости земельного участка, установленной равной его рыночной стоимости решением суда, вступившим в законную силу в 2013 году.
В данном случае доводы налоговой инспекции о применении рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2012 по делу N А65-25145/2012, с 01.01.2013 являются обоснованными.
В то же время, при исчислении суммы земельного налога за 2011 год налоговому органу следовало руководствоваться сведениями о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, содержащимися в постановлениях Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани" (диапазон действия редакции Постановления - с 05.10.2005 по 31.12.2010) и от 31.12.2008 N 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (указанным Постановлением утверждены и вводятся в действие результаты государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 01.01.2009), так как на 01.01.2011 Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 не могло быть применено.
В соответствии с вышеуказанными постановлениями кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:221106:9 в 2011 году составляла 14 012 460 рублей.
Согласно решению Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге" (в редакции решения Казанской городской Думы от 10.11.2008 N 2-35) налоговая ставка в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:221106:9, с учетом его разрешенного использования составляла 0,4%.
Таким образом, сумма земельного налога за 2011 год должна была составить 14 012 460 х 0,4% = 56 049 рублей 84 копейки.
Из указанного следует, что сумма налога, уплаченная заявителем на основании первичной налоговой декларации в размере 178 281 рублей, превышает сумму, подлежащую уплате за налоговый период 2011 года.
При таких обстоятельствах заявителем излишне уплачен в бюджет земельный налог в размере 122 231 рубля 16 копеек (178 281 - 56 049,84), который подлежит возврату заявителю.
Между тем, с учетом изначально заявленных обществом требований, возврату подлежит 118 105 рублей.
Судебные инстанции сделали правильный вывод, что оспариваемое решение Межрайонной ИФНС России службы N 3 по Республике Татарстан от 21.08.2013 N 953 не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя и подлежит признанию незаконным, а излишне уплаченный налог подлежит возврату заявителю.
Некорректный расчет судом первой инстанции суммы земельного налога за 2011 год не привел к принятию неправильного решения (резолютивной части решения).
С учетом изложенного определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.02.2014 об исправлении суммы излишне уплаченного в бюджет земельного налога на сумму 66 182 рубля, а также постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 в части оставления без изменения определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.02.2014, подлежат отмене.
В остальной части постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 и решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.02.2014 подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 по делу N А65-23511/2013 отменить в части оставления без изменения определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.02.2014. Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.02.2014 отменить. В остальной части постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 оставить без изменения.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.02.2014 по делу N А65-23511/2013 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА
Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)