Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.08.2014 ПО ДЕЛУ N А11-1903/2014

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2014 г. по делу N А11-1903/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 26.08.2014.
В полном объеме постановление изготовлено 29.08.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Урлекова В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ковровское пассажирское автотранспортное предприятие" (ИНН 3305050844, ОГРН 1043302202228) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.05.2014 по делу N А11-1903/2014, принятое судьей Ушаковой Е.В. по заявлению открытого акционерного общества "Ковровское пассажирское автотранспортное предприятие" о признании частично недействительным решения государственного учреждения - Владимирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 28.11.2013 N 67.
В судебном заседании приняли участие представители открытого акционерного общества "Ковровское пассажирское автотранспортное предприятие" - Королева М.В. по доверенности от 18.11.2013, государственного учреждения - Владимирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Руденко О.А. по доверенности от 20.05.2014 N 01-13/04/1449.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

следующее.
Государственным учреждением - Владимирским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, страховщик) проведена выездная проверка открытого акционерного общества "Ковровское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - ОАО "Ковровское ПАТП", Общество, страхователь, заявитель) по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование за период 2010 - 2012 годы.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 25.10.2013 N 67, по результатам рассмотрения которого вынесено решение от 28.11.2013 N 67.
Указанным решением Общество привлечено к ответственности в виде штрафа в сумме 40 348 руб. 39 коп. за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за неуплату сумму страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Кроме того, ОАО "Ковровское ПАТП" начислены пени в сумме 9 657 руб. 29 коп. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование в сумме 242 103 руб. 30 коп.
Страхователь, считая решение Фонда незаконным и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Арбитражный суд Владимирской области, руководствуясь статьями 44, 47 Закона N 212-ФЗ, пришел к выводу о возможности уменьшения штрафа до 10 000 руб. в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств, и решением от 29.05.2014 признал недействительным решение Фонда от 28.11.2013 N 67 в части штрафа в сумме 30 348 руб. 39 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению Общества, оно правомерно воспользовалось льготой, предусмотренной пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, поскольку доля дохода от осуществления основного вида деятельности - оказание услуг по предрейсовому и послерейсовому обслуживанию автотранспортных средств общего и личного пользования составляет более 70% в общем объеме доходов.
Заявитель считает, что понятие - "основной вид деятельности" применительно к указанной норме включает множественность различных видов работ и услуг, в том числе, предрейсовый медицинский осмотр, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, хранение автотранспортных средств на платных стоянках.
По мнению заявителя, классификация указанных услуг по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (далее - ОКВЭД) в проверяемый период, не препятствует применению им льготы, предусмотренной пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, поскольку именно такая совокупность услуг необходима перевозчикам, осуществляющим маршрутные перевозки.
Страхователь не согласен с выводом суда о том, что доля доходов от льготного вида деятельности в общем объеме доходов должна определяться в совокупности по кодам ОКВЭД, входящим в один класс.
Общество также не согласно с выводом суда о том, что оно неверно истолковало разъяснения Фонда, изложенные в письме от 04.10.2011 N П-190-187. Поскольку ОАО "Ковровское ПАТП" при применении указанной льготы пользовалось разъяснениями страховщика, заявитель считает, что указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для освобождения его от уплаты доначисленных штрафов и пеней.
В судебном заседании представитель Общества поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Фонд, представив возражения на апелляционную жалобу страхователя, считает ее необоснованной, просит решение суда в обжалуемой части оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал позицию страховщика.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии со статьей 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для вышеуказанных плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В статье 12 Закона N 212-ФЗ установлены применяемые тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Статьей 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.
Законом N 212-ФЗ предусмотрено право организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и занимающихся видами экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с ОКВЭД) предусмотренными пунктом 8 части 1 статьи 58 данного Закона, применять пониженный тариф страховых взносов.
Пониженные тарифы страховых взносов для данных плательщиков установлены частью 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Частью 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ определено, что в течение 2012-2013 годов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части 1 данной статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд РФ - 20%, Фонд социального страхования РФ - 0%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0%.
В 2012 году ОАО "Ковровское ПАТП" применяло пониженный тариф страховых взносов в Фонд социального страхования (0,0%) на основании пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Согласно подпункту "ч" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в частности, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
При этом для применения пониженного тарифа страховых взносов льготируемый вид деятельности должен быть для организации основным, то есть выручка от него должна составлять не менее 70% общей суммы доходов, определяемых в порядке статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ).
Для определения основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов применяется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001, принятый постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (раздел "Введение" к ОКВЭД). Во введении к ОКВЭД разъясняется, что в данном классификаторе виды экономической деятельности сгруппированы по классам по признакам, характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства и другим классификационным признакам. Следовательно, долю доходов от льготного вида деятельности в общем объеме доходов можно определять в совокупности по кодам ОКВЭД, входящим в один класс.
Для целей применения упомянутых положений статьи 58 Закона N 212-ФЗ основным видом экономической деятельности плательщика признается только один вид деятельности, указанный в данной статье, с долей доходов от его осуществления не менее 70 процентов. Возможность суммирования доходов от осуществления нескольких льготных видов деятельности положениями указанной статьи Закона N 212-ФЗ не предусмотрена.
Таким образом, чтобы воспользоваться данной льготой, необходимо соблюдение двух условий: основным видом экономической деятельности организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, должен быть один из видов, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ; доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности должен составлять не менее 70% в общем объеме доходов.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что основанием для доначисления страховых взносов, штрафа и пеней послужили выводы Фонда о том, что Общество не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, поскольку доля доходов по льготируемому виду деятельности, осуществляемому заявителем, составляет менее 70% в общем объеме доходов, а суммирование доходов при определении условий применения пониженных тарифов законом не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что ОАО "Ковровское ПАТП" в проверяемом периоде осуществляло следующие виды деятельности: предрейсовый медицинский осмотр (код ОКВЭД 85.14.1), техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (код ОКВЭД 50.20), хранение автотранспортных средств на платных стоянках (код ОКВЭД 63.21.24).
При этом упрощенная система налогообложения применялась Обществом только в отношении деятельности по предрейсовым медицинским осмотрам, в отношении иных видов деятельности применялась система налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход.
Доля доходов в общем объеме доходов по указанным видам деятельности в 2012 году составила по предрейсовым медицинским осмотрам - 20,44%, по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств - 49,36%, по хранению автотранспортных средств на платных стоянках - 24,6%.
Общество доход от льготного вида деятельности в 2012 году определило путем сложения трех вышеуказанных видов деятельности.
Вместе с тем, частью 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что соответствующий вид экономической деятельности признается основным при условии, что доля доходов от реализации продукции, и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов.
Доля доходов Общества по каждому из вышеуказанных видов деятельности составляет менее 70% в общем объеме доходов. Сложение дохода по видам деятельности или видов деятельности в целях определения условий для применения пониженного тарифа Законом N 212-ФЗ не предусмотрено.
Каждый из указанных видов деятельности Общества является самостоятельным, не обусловлен получением иных услуг и не может рассматриваться в совокупности с иными услугами как льготируемый вид экономической деятельности - техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что предусмотренные статьей 58 Закона N 212-ФЗ условия, при которых может быть применен пониженный тариф, предполагает определение доли дохода в целях исчисления страховых взносов по одному виду деятельности в соответствии с ОКВЭД, а не по нескольким.
Следовательно, Обществом не выполнены условия для применения пониженных тарифов, установленных частью 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, и в его действиях имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ.
На основании части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов.
Ссылка заявителя на разъяснения страховщика от 04.10.2011 (т. 1 л. д. 60) обоснованно признана судом несостоятельной, поскольку из содержания данного письма не следует, что в целях применения льготы, установленной пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, допускается суммирование доли доходов от различных видов экономической деятельности, определенных ОКВЭД, для определения доли дохода от основного вида деятельности.
Кроме того, исходя из запроса заявителя в адрес Фонда (т. 1 л. д. 62) о применении пониженного тарифа в 2011 году, ответ не может быть отнесен к разъяснениям применительно к периоду доначисления спорных сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Таким образом, доначисление заявителю спорных сумм страховых взносов, пеней и штрафов на основании оспариваемого решения Фонда, является обоснованным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования Общества в обжалуемой части.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают законность и обоснованность принятого им судебного акта.
Апелляционная жалоба ОАО "Ковровское ПАТП" по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.05.2014 по делу N А11-1903/2014 в обжалуемой части оставить без изменения апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ковровское пассажирское автотранспортное предприятие" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Судьи
Т.В.МОСКВИЧЕВА
В.Н.УРЛЕКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)