Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 г.,
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2015 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чарчевым Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кукоты Анфисы Юрьевны на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26 января 2015 года по делу N А63-8040/2014,
по заявлению индивидуального предпринимателя Кукоты Анфисы Юрьевны, г. Ессентуки (ОГРН 311265121700512, ИНН 262609243293),
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю, г. Ессентуки, Управлению Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь,
о признании незаконными: решения N 07-20/004585 от 26.03.2014 УФНС России по Ставропольскому краю, решения инспекции N 09-14/002560 от 26.12.2013 третье лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю (судья Лукьянченко Т.С.),
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю - Трубин Д.В. по дов-ти N 16 от 05.05.2015
установил:
индивидуальный предприниматель Кукота Анфиса Юрьевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган, управление) о признании незаконными: решения N 07-20/004585 от 26.03.2014 Управления ФНС России по Ставропольскому краю, решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю N 09-14/002560 от 26.12.2013.
В ходе судебного разбирательства предпринимателем заявлен частичный отказ от иска в части оспаривания решения Управления ФНС России по Ставропольскому краю N 07-20/004585 от 26.03.2014, который принят судом.
В соответствие со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Межрайонная инспекция ФНС России N 12 по Ставропольского края.
Решением суда от 26 января 2015 года индивидуальному предпринимателю Кукоте Анфисе Юрьевне отказано в удовлетворении заявленных требований полностью.
Производство по делу в части заявленного отказа от иска прекращено.
Индивидуальному предпринимателю Кукоте Анфисе Юрьевне возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 200 рублей.
Решение мотивированно законностью и обоснованностью оспариваемых ненормативных актов. Суд пришел к выводу о том, что земельные участки, принадлежащие предпринимателю, являются объектом обложения земельным налогом.
Не согласившись с принятым решением, индивидуальный предприниматель Кукота Анфиса Юрьевна обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает на несоответствие обжалуемого в судебном порядке решения положениям действующего налогового законодательства, считает, что земельный налог следует исчислять в меньшей сумме, так как не все земельные участки, находящиеся в собственности предпринимателя, использовались в предпринимательской деятельности, и с учетом кадастровой стоимости, которая оспаривается в суде; указывает, что инспекцией при проведении выездной налоговой проверки нарушены положения ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором она просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя стороны, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26 января 2015 года по делу N А63-8040/2014 следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что Межрайонной ИФНС России N 10 по Ставропольскому краю совместно с ОВД УЭБ и ПК ГУ МВД России по СК проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Кукота А.Ю. по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов за период с 05.08.2011 по 31.12.2012, составлен акт выездной налоговой проверки от 19.11.2013 N 09-14/002229.
Рассмотрев материалы выездной налоговой проверки, инспекцией вынесено решение от 26.12.2013 N 09-14/002560 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым начислены: налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 16 835 руб., соответствующие пени, штрафы; земельный налог в сумме 2 281 711 руб., соответствующие пени, штрафы.
Решением УФНС РФ по СК от 26.03.2014 N 07-20/004585 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Заявитель обратился с заявлением в суд.
В качестве оснований для признания незаконным решения от 26.12.2013 N 0914/002560 в части начисления земельного налога, соответствующих сумм пени, штрафа, предприниматель указывает, что земельный налог подлежит начислению только в отношении двух земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности. По мнению предпринимателя, в связи с тем что, кадастровая стоимость, указанная в обжалуемом решении оспорена в суде, она не может браться за основу доначисления налога. Также предприниматель полагает, что выездная налоговая проверка проводилась незаконно, с нарушением положений Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Кукота А.Ю. 19.04.2011 приобрела в собственность 6 (шесть) земельных участков с разрешенным использованием "Под нежилыми зданиями" литер "А", гостиница литер "Б", торговое литер "Г". Наименование категории земельных участков "Земельные участки под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автосервиса". Данные земельные участки находятся по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 179 и предназначены для осуществления предпринимательской деятельности.
Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2010 года, внесены изменения в главу 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, являются плательщиками земельного налога на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Пунктом 3 статьи 391 НК РФ определено, что налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности (абзац 2 пункта 2 указанной статьи).
Из норм пунктов 1 и 3 статьи 398 Налогового кодекса РФ следует, что налогоплательщики - индивидуальные предприниматели представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Указанная декларация представляется как в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности, так и в отношении земельных участков, предназначенных для использования (но не используемых) в предпринимательской деятельности.
С 1 января 2010 года индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу по земельному налогу и сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, а также представляют соответствующую налоговую декларацию в отношении всех земельных участков, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, независимо от их фактического использования.
Таким образом, довод заявителя о фактическом не использовании в предпринимательской деятельности некоторых земельных участков не имеет правового значения, поскольку с 1 января 2010 года индивидуальные предприниматели обязаны самостоятельно определять налоговую базу по земельному налогу, исчислять сумму налога и представлять декларацию (расчет) в отношении земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, которые не используются ими в предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции правильно применил нормы права, сделал правильный вывод о наличии объектов налогообложения. Довод апелляционной жалобы не подтвердился.
В связи с тем, что заявителем не исполнена предусмотренная Налоговым кодексом Российской Федерации обязанность по исчислению земельного налога, инспекцией в ходе выездной налоговой проверки сумма земельного налога рассчитана с момента постановки физического лица в качестве индивидуального, предпринимателя исходя из ставки налога, установленной решением Ставропольской городской Думы от 11.11.2005 N 149 "Об установлении земельного налога и введении его в действие на территории города Ставрополя" с изменениями и дополнениями в проверяемом периоде (2011-2012 годы) - 0,4 процента и кадастровой стоимости, имеющейся в информационном ресурсе, сформированном на основании данных предоставленных в соответствии с пунктом 4 статьи 85 и пунктом 2 статьи 390 НК РФ.
Расчет суммы налога произведен налоговым органом с 05.08.2011 (с даты регистрации налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя).
Как следует из пояснений представителя 3 лица, Кукота А.Ю. (физическое лицо) до постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя (05.08.2011) не уплачивала земельный налог по налоговому уведомлению, направленному Межрайонной ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю, в порядке пункта 3 статьи 396 и пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса, что подтверждается решением от 15.05.2014 Ессентукского городского суда Ставропольского края.
Довод апелляционной жалобы о невозможности исчисления земельного налога ввиду оспаривания завышенной кадастровой стоимости в Промышленном районном суде г. Ставрополя, судом отклоняется в связи со следующим.
На основании пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны сообщать в налоговые органы сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 НК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
При этом, сведения Росреестра (публичная кадастровая карта) в отношении земельных участков по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 179, владельцем которых является Кукота А.Ю., идентичны данным, представленным в налоговый орган в порядке статьи 85 НК РФ.
Оспаривание в суде кадастровой стоимости земельных участков не является основанием для не начисления налоговым органом земельного налога, не привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации по земельному налогу, не уплату соответствующего налога.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Оснований для применения названных положений не имеется, поскольку в материалах дела отсутствует вступившее в законную силу решение суда.
Согласно пп. 4 п. 3.1. ст. 1 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении налогового контроля. Налоговые проверки проводятся в порядке, предусмотренном главой 14 НК РФ. Нарушений порядка проведения налоговой проверки не установлено.
Учитывая, что в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, принимая во внимание требования справедливости и соразмерности, суд приходит к выводу о правомерности доначисления налогов, пеней налоговым органом, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 26 января 2015 года по делу N А63-8040/2014.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26 января 2015 года по делу N А63-8040/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА
Судьи
С.А.ПАРАСКЕВОВА
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.06.2015 N 16АП-1009/2015 ПО ДЕЛУ N А63-8040/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2015 г. по делу N А63-8040/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 г.,
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2015 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чарчевым Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кукоты Анфисы Юрьевны на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26 января 2015 года по делу N А63-8040/2014,
по заявлению индивидуального предпринимателя Кукоты Анфисы Юрьевны, г. Ессентуки (ОГРН 311265121700512, ИНН 262609243293),
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю, г. Ессентуки, Управлению Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь,
о признании незаконными: решения N 07-20/004585 от 26.03.2014 УФНС России по Ставропольскому краю, решения инспекции N 09-14/002560 от 26.12.2013 третье лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю (судья Лукьянченко Т.С.),
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю - Трубин Д.В. по дов-ти N 16 от 05.05.2015
установил:
индивидуальный предприниматель Кукота Анфиса Юрьевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган, управление) о признании незаконными: решения N 07-20/004585 от 26.03.2014 Управления ФНС России по Ставропольскому краю, решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю N 09-14/002560 от 26.12.2013.
В ходе судебного разбирательства предпринимателем заявлен частичный отказ от иска в части оспаривания решения Управления ФНС России по Ставропольскому краю N 07-20/004585 от 26.03.2014, который принят судом.
В соответствие со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Межрайонная инспекция ФНС России N 12 по Ставропольского края.
Решением суда от 26 января 2015 года индивидуальному предпринимателю Кукоте Анфисе Юрьевне отказано в удовлетворении заявленных требований полностью.
Производство по делу в части заявленного отказа от иска прекращено.
Индивидуальному предпринимателю Кукоте Анфисе Юрьевне возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 200 рублей.
Решение мотивированно законностью и обоснованностью оспариваемых ненормативных актов. Суд пришел к выводу о том, что земельные участки, принадлежащие предпринимателю, являются объектом обложения земельным налогом.
Не согласившись с принятым решением, индивидуальный предприниматель Кукота Анфиса Юрьевна обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает на несоответствие обжалуемого в судебном порядке решения положениям действующего налогового законодательства, считает, что земельный налог следует исчислять в меньшей сумме, так как не все земельные участки, находящиеся в собственности предпринимателя, использовались в предпринимательской деятельности, и с учетом кадастровой стоимости, которая оспаривается в суде; указывает, что инспекцией при проведении выездной налоговой проверки нарушены положения ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором она просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя стороны, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26 января 2015 года по делу N А63-8040/2014 следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что Межрайонной ИФНС России N 10 по Ставропольскому краю совместно с ОВД УЭБ и ПК ГУ МВД России по СК проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Кукота А.Ю. по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов за период с 05.08.2011 по 31.12.2012, составлен акт выездной налоговой проверки от 19.11.2013 N 09-14/002229.
Рассмотрев материалы выездной налоговой проверки, инспекцией вынесено решение от 26.12.2013 N 09-14/002560 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым начислены: налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 16 835 руб., соответствующие пени, штрафы; земельный налог в сумме 2 281 711 руб., соответствующие пени, штрафы.
Решением УФНС РФ по СК от 26.03.2014 N 07-20/004585 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Заявитель обратился с заявлением в суд.
В качестве оснований для признания незаконным решения от 26.12.2013 N 0914/002560 в части начисления земельного налога, соответствующих сумм пени, штрафа, предприниматель указывает, что земельный налог подлежит начислению только в отношении двух земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности. По мнению предпринимателя, в связи с тем что, кадастровая стоимость, указанная в обжалуемом решении оспорена в суде, она не может браться за основу доначисления налога. Также предприниматель полагает, что выездная налоговая проверка проводилась незаконно, с нарушением положений Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Кукота А.Ю. 19.04.2011 приобрела в собственность 6 (шесть) земельных участков с разрешенным использованием "Под нежилыми зданиями" литер "А", гостиница литер "Б", торговое литер "Г". Наименование категории земельных участков "Земельные участки под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автосервиса". Данные земельные участки находятся по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 179 и предназначены для осуществления предпринимательской деятельности.
Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2010 года, внесены изменения в главу 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, являются плательщиками земельного налога на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Пунктом 3 статьи 391 НК РФ определено, что налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности (абзац 2 пункта 2 указанной статьи).
Из норм пунктов 1 и 3 статьи 398 Налогового кодекса РФ следует, что налогоплательщики - индивидуальные предприниматели представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Указанная декларация представляется как в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности, так и в отношении земельных участков, предназначенных для использования (но не используемых) в предпринимательской деятельности.
С 1 января 2010 года индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу по земельному налогу и сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, а также представляют соответствующую налоговую декларацию в отношении всех земельных участков, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, независимо от их фактического использования.
Таким образом, довод заявителя о фактическом не использовании в предпринимательской деятельности некоторых земельных участков не имеет правового значения, поскольку с 1 января 2010 года индивидуальные предприниматели обязаны самостоятельно определять налоговую базу по земельному налогу, исчислять сумму налога и представлять декларацию (расчет) в отношении земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, которые не используются ими в предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции правильно применил нормы права, сделал правильный вывод о наличии объектов налогообложения. Довод апелляционной жалобы не подтвердился.
В связи с тем, что заявителем не исполнена предусмотренная Налоговым кодексом Российской Федерации обязанность по исчислению земельного налога, инспекцией в ходе выездной налоговой проверки сумма земельного налога рассчитана с момента постановки физического лица в качестве индивидуального, предпринимателя исходя из ставки налога, установленной решением Ставропольской городской Думы от 11.11.2005 N 149 "Об установлении земельного налога и введении его в действие на территории города Ставрополя" с изменениями и дополнениями в проверяемом периоде (2011-2012 годы) - 0,4 процента и кадастровой стоимости, имеющейся в информационном ресурсе, сформированном на основании данных предоставленных в соответствии с пунктом 4 статьи 85 и пунктом 2 статьи 390 НК РФ.
Расчет суммы налога произведен налоговым органом с 05.08.2011 (с даты регистрации налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя).
Как следует из пояснений представителя 3 лица, Кукота А.Ю. (физическое лицо) до постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя (05.08.2011) не уплачивала земельный налог по налоговому уведомлению, направленному Межрайонной ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю, в порядке пункта 3 статьи 396 и пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса, что подтверждается решением от 15.05.2014 Ессентукского городского суда Ставропольского края.
Довод апелляционной жалобы о невозможности исчисления земельного налога ввиду оспаривания завышенной кадастровой стоимости в Промышленном районном суде г. Ставрополя, судом отклоняется в связи со следующим.
На основании пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны сообщать в налоговые органы сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 НК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
При этом, сведения Росреестра (публичная кадастровая карта) в отношении земельных участков по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 179, владельцем которых является Кукота А.Ю., идентичны данным, представленным в налоговый орган в порядке статьи 85 НК РФ.
Оспаривание в суде кадастровой стоимости земельных участков не является основанием для не начисления налоговым органом земельного налога, не привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации по земельному налогу, не уплату соответствующего налога.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Оснований для применения названных положений не имеется, поскольку в материалах дела отсутствует вступившее в законную силу решение суда.
Согласно пп. 4 п. 3.1. ст. 1 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении налогового контроля. Налоговые проверки проводятся в порядке, предусмотренном главой 14 НК РФ. Нарушений порядка проведения налоговой проверки не установлено.
Учитывая, что в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, принимая во внимание требования справедливости и соразмерности, суд приходит к выводу о правомерности доначисления налогов, пеней налоговым органом, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 26 января 2015 года по делу N А63-8040/2014.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26 января 2015 года по делу N А63-8040/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА
Судьи
С.А.ПАРАСКЕВОВА
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)