Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2014
текст постановления изготовлен в полном объеме 29 мая 2014
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: С.В. Кривошеиной, Т.В. Павлюк
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: Томилова А.В. - доверенность от 09.01.14
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Западно-Сибирский государственный институт по проектированию водохозяйственного и мелиоративного строительства" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.03.2014 по делу N А45-19728/2013 (судья А.А. Бурова)
по заявлению открытого акционерного общества "Западно-Сибирский государственный институт по проектированию водохозяйственного и мелиоративного строительства" (ОГРН 1095404019149, ИНН 5404399157) к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Новосибирска (ОГРН 1045401324870, ИНН 5403174070) о признании недействительным решения N 06-11/18680 от 31.07.2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Западно-Сибирский государственный институт по проектированию водохозяйственного и мелиоративного строительства" (далее - заявитель, ОАО "Запсибгипроводхоз", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция, налоговый орган) от 31.07.2013 N 06-11/18680 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением суда от 14.03.2014 решение Инспекции от 31.07.2013 N 06-11/18680 признано недействительным в части привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 86 220,75 рублей; в остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения Инспекции от 31.07.2013 в части доначисления недоимки по земельному налогу в размере 574 806 рублей, штрафа в размере 28 740,25 рублей, пени в размере 47 815,36 рублей и принять в указанной части новый судебный акт.
В обоснование жалобы Общество указывает, что при расчете земельного налога Инспекцией использовалась кадастровая стоимость земельного участка многократно превышающая его рыночную стоимость; при расчете земельного налога необходимо использовать кадастровую стоимость земельного участка, установленную решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.10.2013 по делу N А45-8667/2013; выводы суда первой инстанции относительно перерасчета кадастровой стоимости не основаны на нормах права.
Общество о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя апеллянта.
Представитель налогового органа в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки, представленной 01.02.2013 ОАО "Запсибгипроводхоз" декларации по земельному налогу за 2012 год, Инспекцией вынесено решение от 31.07.2013 N 06-11/18680.
Указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 574 806 рублей, пени в размере 47 815,36 рублей.
Также Общество привлечено к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ в виде штрафа в размере 114 961 рубля.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области N 381 от 30.09.2013 решение Инспекции утверждено и вступило в силу 30.09.2013.
В связи с этим Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о правомерном применении Инспекцией при расчете земельного налога кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 N 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области"; наличии смягчающих ответственность Общества обстоятельств.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку возражений Инспекции не поступило, руководствуясь статьей 268 АПК РФ, пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ N 36 от 28.05.2009 "О применении АПК РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", Седьмой арбитражный апелляционный суд проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах заявленных в апелляционной жалобе требований.
С учетом изложенного предметом данного судебного разбирательства является решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Общества о признании недействительным решения Инспекции от 31.07.2013 в части доначисления недоимки по земельному налогу в размере 574 806 рублей, штрафа в размере 28 740,25 рублей, пени в размере 47 815,36 рублей.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база для исчисления и уплаты земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статьей 391 НК РФ определено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка: в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи, допускающих возможность определения рыночной стоимости земельного участка.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанный Порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Порядок оценки).
Согласно пункту 5 Порядка оценки государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Пунктом 10 Порядка оценки установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которая применяется в Новосибирской области с 2012 года, произведен в соответствии с указанным Порядком оценки.
В Новосибирской области средние удельные показатели кадастровой стоимости, применяемые при расчете кадастровой стоимости земельных участков, установлены Постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 N 535-п. Данное постановление вступило в силу с 01.01.2012.
Доводы апелляционной жалобы о том, что результаты проведенной государственной кадастровой оценки земельных участков противоречат требованиям земельного законодательства, являются необоснованными.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, следует, что требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости соответствующего земельного участка на его рыночную стоимость фактически не связаны с оспариванием результатов государственной кадастровой оценки. В этом случае сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, а согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не обеспечивает исправления недостоверных сведений о земельном участке, а представляет собой вновь определенную характеристику земельного участка, подлежащую внесению в государственный кадастр недвижимости на будущее время, а правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости земельного участка в связи с ее несоответствием рыночной стоимости этого земельного участка является то, что с момента вступления в силу соответствующего судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную таким судебным актом рыночную стоимость земельного участка и только с этого момента рыночная стоимость земельного участка получает статус его кадастровой стоимости и должна применяться в новом (измененном) размере.
Следовательно, установление решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.10.2013 по делу N А45-8667/2013 кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости не означает недостоверности результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 N 535-п.
В связи с этим являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы об установлении решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.10.2013 по делу N А45-8667/2013 факта незаконного определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:35:052015:0028 в результате государственной кадастровой оценки.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено этим законом.
По правилам части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В связи с этим установленная в результате государственной кадастровой оценки стоимость спорного земельного участка, внесенная в кадастр недвижимости, изменяется только с момента вступления в силу решения суда, установившего рыночную стоимость такого земельного участка.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.10.2013 по делу N А45-8667/2013, вступившем в силу 25.11.2013, установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 54:35:052015:0028 в размере 4 939 080 рублей.
До этого момента продолжает действовать кадастровая стоимость, определенная в соответствии с установленными методиками и утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 N 535-п.
Арбитражный апелляционный суд отмечает, что иски об изменении кадастровой стоимости необходимо квалифицировать как преобразовательные, изменение кадастровой стоимости в этом случае направлено лишь на будущее время, новый определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда.
Следовательно, ретроспективное внесение в государственный кадастр соответствующих сведений в результате признания кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости невозможно и во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость земельного участка, ее новый (определенный судом) размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Из правовой позиции, которая изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11, также следует, что несмотря на то, что доказывание рыночной стоимости земельного участка и определение такой стоимости решением суда производится по состоянию на дату определения кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, это обстоятельство не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость земельного участка должна применяться в качестве его кадастровой стоимости.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость спорного земельного участка, принадлежащего Обществу, установленная решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.10.2013 по делу N А45-8667/2013 равной его рыночной стоимости, не подлежит применению при исчислении Обществом земельного налога за 2012 год. Изменение стоимости земельного участка в целях исчисления земельного налога может быть учтено только на будущее время.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отклоняет довод Общества о том, что кадастровая стоимость указанного земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.10.2013 по делу N А45-8667/2013, должна применяться с 01.01.2012.
Указанные выводы соответствуют выводам, содержащимся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Фактически доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отказано Обществу в удовлетворении требований в части признания недействительным решения от 31.07.2013 в части доначисления недоимки по земельному налогу в размере 574 806 рублей, штрафа в размере 28 740,25 рублей, пени в размере 47 815,36 рублей.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.03.2014 по делу N А45-19728/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Западно-Сибирский государственный институт по проектированию водохозяйственного и мелиоративного строительства" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.Н.ХАЙКИНА
Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Т.В.ПАВЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2014 ПО ДЕЛУ N А45-19728/2013
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2014 г. по делу N А45-19728/2013
резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2014
текст постановления изготовлен в полном объеме 29 мая 2014
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: С.В. Кривошеиной, Т.В. Павлюк
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: Томилова А.В. - доверенность от 09.01.14
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Западно-Сибирский государственный институт по проектированию водохозяйственного и мелиоративного строительства" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.03.2014 по делу N А45-19728/2013 (судья А.А. Бурова)
по заявлению открытого акционерного общества "Западно-Сибирский государственный институт по проектированию водохозяйственного и мелиоративного строительства" (ОГРН 1095404019149, ИНН 5404399157) к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Новосибирска (ОГРН 1045401324870, ИНН 5403174070) о признании недействительным решения N 06-11/18680 от 31.07.2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Западно-Сибирский государственный институт по проектированию водохозяйственного и мелиоративного строительства" (далее - заявитель, ОАО "Запсибгипроводхоз", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция, налоговый орган) от 31.07.2013 N 06-11/18680 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением суда от 14.03.2014 решение Инспекции от 31.07.2013 N 06-11/18680 признано недействительным в части привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 86 220,75 рублей; в остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения Инспекции от 31.07.2013 в части доначисления недоимки по земельному налогу в размере 574 806 рублей, штрафа в размере 28 740,25 рублей, пени в размере 47 815,36 рублей и принять в указанной части новый судебный акт.
В обоснование жалобы Общество указывает, что при расчете земельного налога Инспекцией использовалась кадастровая стоимость земельного участка многократно превышающая его рыночную стоимость; при расчете земельного налога необходимо использовать кадастровую стоимость земельного участка, установленную решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.10.2013 по делу N А45-8667/2013; выводы суда первой инстанции относительно перерасчета кадастровой стоимости не основаны на нормах права.
Общество о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя апеллянта.
Представитель налогового органа в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки, представленной 01.02.2013 ОАО "Запсибгипроводхоз" декларации по земельному налогу за 2012 год, Инспекцией вынесено решение от 31.07.2013 N 06-11/18680.
Указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 574 806 рублей, пени в размере 47 815,36 рублей.
Также Общество привлечено к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ в виде штрафа в размере 114 961 рубля.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области N 381 от 30.09.2013 решение Инспекции утверждено и вступило в силу 30.09.2013.
В связи с этим Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о правомерном применении Инспекцией при расчете земельного налога кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 N 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области"; наличии смягчающих ответственность Общества обстоятельств.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку возражений Инспекции не поступило, руководствуясь статьей 268 АПК РФ, пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ N 36 от 28.05.2009 "О применении АПК РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", Седьмой арбитражный апелляционный суд проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах заявленных в апелляционной жалобе требований.
С учетом изложенного предметом данного судебного разбирательства является решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Общества о признании недействительным решения Инспекции от 31.07.2013 в части доначисления недоимки по земельному налогу в размере 574 806 рублей, штрафа в размере 28 740,25 рублей, пени в размере 47 815,36 рублей.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база для исчисления и уплаты земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статьей 391 НК РФ определено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка: в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи, допускающих возможность определения рыночной стоимости земельного участка.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанный Порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Порядок оценки).
Согласно пункту 5 Порядка оценки государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Пунктом 10 Порядка оценки установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которая применяется в Новосибирской области с 2012 года, произведен в соответствии с указанным Порядком оценки.
В Новосибирской области средние удельные показатели кадастровой стоимости, применяемые при расчете кадастровой стоимости земельных участков, установлены Постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 N 535-п. Данное постановление вступило в силу с 01.01.2012.
Доводы апелляционной жалобы о том, что результаты проведенной государственной кадастровой оценки земельных участков противоречат требованиям земельного законодательства, являются необоснованными.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, следует, что требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости соответствующего земельного участка на его рыночную стоимость фактически не связаны с оспариванием результатов государственной кадастровой оценки. В этом случае сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, а согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не обеспечивает исправления недостоверных сведений о земельном участке, а представляет собой вновь определенную характеристику земельного участка, подлежащую внесению в государственный кадастр недвижимости на будущее время, а правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости земельного участка в связи с ее несоответствием рыночной стоимости этого земельного участка является то, что с момента вступления в силу соответствующего судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную таким судебным актом рыночную стоимость земельного участка и только с этого момента рыночная стоимость земельного участка получает статус его кадастровой стоимости и должна применяться в новом (измененном) размере.
Следовательно, установление решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.10.2013 по делу N А45-8667/2013 кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости не означает недостоверности результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 N 535-п.
В связи с этим являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы об установлении решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.10.2013 по делу N А45-8667/2013 факта незаконного определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:35:052015:0028 в результате государственной кадастровой оценки.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено этим законом.
По правилам части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В связи с этим установленная в результате государственной кадастровой оценки стоимость спорного земельного участка, внесенная в кадастр недвижимости, изменяется только с момента вступления в силу решения суда, установившего рыночную стоимость такого земельного участка.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.10.2013 по делу N А45-8667/2013, вступившем в силу 25.11.2013, установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 54:35:052015:0028 в размере 4 939 080 рублей.
До этого момента продолжает действовать кадастровая стоимость, определенная в соответствии с установленными методиками и утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 N 535-п.
Арбитражный апелляционный суд отмечает, что иски об изменении кадастровой стоимости необходимо квалифицировать как преобразовательные, изменение кадастровой стоимости в этом случае направлено лишь на будущее время, новый определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда.
Следовательно, ретроспективное внесение в государственный кадастр соответствующих сведений в результате признания кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости невозможно и во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость земельного участка, ее новый (определенный судом) размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Из правовой позиции, которая изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11, также следует, что несмотря на то, что доказывание рыночной стоимости земельного участка и определение такой стоимости решением суда производится по состоянию на дату определения кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, это обстоятельство не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость земельного участка должна применяться в качестве его кадастровой стоимости.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость спорного земельного участка, принадлежащего Обществу, установленная решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.10.2013 по делу N А45-8667/2013 равной его рыночной стоимости, не подлежит применению при исчислении Обществом земельного налога за 2012 год. Изменение стоимости земельного участка в целях исчисления земельного налога может быть учтено только на будущее время.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отклоняет довод Общества о том, что кадастровая стоимость указанного земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.10.2013 по делу N А45-8667/2013, должна применяться с 01.01.2012.
Указанные выводы соответствуют выводам, содержащимся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Фактически доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отказано Обществу в удовлетворении требований в части признания недействительным решения от 31.07.2013 в части доначисления недоимки по земельному налогу в размере 574 806 рублей, штрафа в размере 28 740,25 рублей, пени в размере 47 815,36 рублей.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.03.2014 по делу N А45-19728/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Западно-Сибирский государственный институт по проектированию водохозяйственного и мелиоративного строительства" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.Н.ХАЙКИНА
Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Т.В.ПАВЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)