Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Лаврской Е.В., с участием:
от открытого акционерного общества "Казанский оптико-механический завод" - представитель не явился, извещено,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан - представителя Фахрутдинова Д.М. (доверенность N 2.4-0-12/000031 от 09.01.2014),
от третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 июня 2014 года апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Казанский оптико-механический завод", Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 апреля 2014 года по делу N А65-29490/2013 (судья Абульханова Г.Ф.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Казанский оптико-механический завод" (ОГРН 1021603617188, ИНН 1660004229), Республика Татарстан, г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения от 21 августа 2013 года N 2.12-0-19/148, обязании свершить определенные действия,
установил:
Открытое акционерное общество "Казанский оптико-механический завод" (далее - ОАО "КОМЗ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) от 21 августа 2013 года N 2.12-0-19/148 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан), исполнительный комитет муниципального образования г. Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 апреля 2014 года заявленные требования удовлетворены частично, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан от 21 августа 2013 года N 2.12-0-19/148 в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 11 328 355, 50 рублей, признано незаконным. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Казанский оптико-механический завод". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан в пользу ОАО "КОМЗ" взыскано 2000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить в части отказа в части удовлетворения заявленных обществом требований и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на то, что внесенная 21.06.2012 в кадастр недвижимости рыночная стоимость земельных участков по решению арбитражного суда подлежит применению в целях налогообложения земельным налогом с начала нового налогового периода, то есть с 01 января 2013 года. По мнению налогового органа, исходя из п. ст. 391 НК РФ, налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка, определенная судебным решением, применяется с начала налогового периода, для которого установлена первоначальная кадастровая стоимость.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы налогового органа и возражал против удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя инспекции, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:240201:0070, 16:50:240401:22, 16:50:240401:23, общей площадью 129 021, 15 713 кв. м, 583 400 кв. м соответственно, расположенные по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Советский район, ул. Липатова.
Заявителем 31 января 2013 года в инспекцию представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с исчислением налогов по вышеназванным земельным участкам соответственно в размере 315 150 000 руб., 44710 000 руб., и 1 660 060 000 руб., исходя из кадастровой стоимости земельных участков, соответствующей рыночной, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 апреля 2012 года по делу N А65-7755/2012.
Инспекцией по представленной налогоплательщиком названной налоговой декларации проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 24 июня 2013 года N 2.13-0-19/2238 и без учета возражений налогоплательщика, принято решение 21 августа 2013 года NN 2.12-0-19/148 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением: 22 835 593 руб. земельного налога за 2012 год, с учетом исчисленного и уплаченного налога налогоплательщиком.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2012 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2012 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102.
Решением УФНС России по Республике Татарстан от 14 ноября 2013 года N 2.14-0-18/0257940@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из ч. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 01 марта этого года.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03 февраля 2010 года N 165-О-О от 01 марта 2011 года и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 ЗК РФ в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01 марта 2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судом по материалам дела, установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 апреля 2012 года по делу N А65-7755/2012 установлена кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:240201:0070, 16:50:240401:22, 16:50:240401:23, расположенных по адресу: г. Казань, Советский район, ул. Липатова, равной рыночной стоимости в размере 315 150 000 руб., 44710 000 руб., и 1 660 060 000 руб., с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков 21 июня 2012 года, что подтверждается письмом соответствующего государственного органа и не оспаривается сторонами.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков, принадлежащих обществу на праве собственности, установленная судебным актом не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 21 июня 2012 года.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 16485/11 и от 06 ноября 2012 года N 7701/12.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции посчитал, размер земельного налога за 2012 год, подлежащий уплате в бюджет заявителем, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102, в период с 01 января 2012 года по 20 июня 2012 года, и в период с 21 июня 2012 года по 31 декабря 2012 года, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной вышеназванным судебным актом составит 26 009 836, 5 руб.
Суд первой инстанции, приняв расчеты инспекции, не оспоренные заявителем, пришел к выводу о том, что начисление инспекцией земельного налога, превышающего 11 328 355, 50 рублей (26 009 836, 50-14 681 481), с учетом налога исчисленного и уплаченного налогоплательщиком в размере 14 681 481 руб. является незаконным и удовлетворил требования заявителя в данной части.
На основании статьи 179 НК РФ суд первой инстанции устранил опечатку, допущенную при изготовлении резолютивной части решения по настоящему делу, оглашенной 08.04.2014, содержащую неверное указание суммы 11 328 355, 80 руб. вместо 11 328 355, 50 руб., что соответствует вышеназванным расчетам инспекции, исследованным судом в судебном заседании в присутствии участников судебного разбирательства.
Доводы апелляционной жалобы инспекции о том, что внесенная 21.06.2012 в кадастр недвижимости рыночная стоимость земельных участков по решению арбитражного суда подлежит применению в целях налогообложения земельным налогом с начала нового налогового периода, то есть с 01 января 2013 года, не принимаются, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм налогового права.
При этом ссылка налогового органа на п. ст. 391 НК РФ несостоятельна, поскольку данная правовая норма не регулирует порядок применения кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением суда, в целях налогообложения.
Доводы апелляционной жалобы общества о том, что кадастровая стоимость земельного участка, определенная судебным решением, применяется с начала налогового периода, для которого установлена первоначальная кадастровая стоимость, также отклоняются, поскольку изменения о стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости внесены только 21.06.2012. Учитывая, что в силу ч. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ, а кадастровая стоимость устанавливается на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, суд первой инстанции обоснованно руководствовался датой внесения соответствующих изменений о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков в государственный кадастр недвижимости, и именно с этой даты учитывал установленную судом рыночную стоимость земельных участков.
Таким образом, приведенные в апелляционных жалобах доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 11 апреля 2014 года следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на подателей апелляционных жалоб. Однако взысканию с налогового органа данные расходы не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 апреля 2014 года по делу N А65-29490/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.06.2014 ПО ДЕЛУ N А65-29490/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2014 г. по делу N А65-29490/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Лаврской Е.В., с участием:
от открытого акционерного общества "Казанский оптико-механический завод" - представитель не явился, извещено,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан - представителя Фахрутдинова Д.М. (доверенность N 2.4-0-12/000031 от 09.01.2014),
от третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 июня 2014 года апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Казанский оптико-механический завод", Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 апреля 2014 года по делу N А65-29490/2013 (судья Абульханова Г.Ф.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Казанский оптико-механический завод" (ОГРН 1021603617188, ИНН 1660004229), Республика Татарстан, г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения от 21 августа 2013 года N 2.12-0-19/148, обязании свершить определенные действия,
установил:
Открытое акционерное общество "Казанский оптико-механический завод" (далее - ОАО "КОМЗ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) от 21 августа 2013 года N 2.12-0-19/148 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан), исполнительный комитет муниципального образования г. Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 апреля 2014 года заявленные требования удовлетворены частично, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан от 21 августа 2013 года N 2.12-0-19/148 в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 11 328 355, 50 рублей, признано незаконным. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Казанский оптико-механический завод". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан в пользу ОАО "КОМЗ" взыскано 2000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить в части отказа в части удовлетворения заявленных обществом требований и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на то, что внесенная 21.06.2012 в кадастр недвижимости рыночная стоимость земельных участков по решению арбитражного суда подлежит применению в целях налогообложения земельным налогом с начала нового налогового периода, то есть с 01 января 2013 года. По мнению налогового органа, исходя из п. ст. 391 НК РФ, налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка, определенная судебным решением, применяется с начала налогового периода, для которого установлена первоначальная кадастровая стоимость.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы налогового органа и возражал против удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя инспекции, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:240201:0070, 16:50:240401:22, 16:50:240401:23, общей площадью 129 021, 15 713 кв. м, 583 400 кв. м соответственно, расположенные по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Советский район, ул. Липатова.
Заявителем 31 января 2013 года в инспекцию представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с исчислением налогов по вышеназванным земельным участкам соответственно в размере 315 150 000 руб., 44710 000 руб., и 1 660 060 000 руб., исходя из кадастровой стоимости земельных участков, соответствующей рыночной, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 апреля 2012 года по делу N А65-7755/2012.
Инспекцией по представленной налогоплательщиком названной налоговой декларации проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 24 июня 2013 года N 2.13-0-19/2238 и без учета возражений налогоплательщика, принято решение 21 августа 2013 года NN 2.12-0-19/148 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением: 22 835 593 руб. земельного налога за 2012 год, с учетом исчисленного и уплаченного налога налогоплательщиком.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2012 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2012 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102.
Решением УФНС России по Республике Татарстан от 14 ноября 2013 года N 2.14-0-18/0257940@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из ч. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 01 марта этого года.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03 февраля 2010 года N 165-О-О от 01 марта 2011 года и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 ЗК РФ в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01 марта 2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судом по материалам дела, установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 апреля 2012 года по делу N А65-7755/2012 установлена кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:240201:0070, 16:50:240401:22, 16:50:240401:23, расположенных по адресу: г. Казань, Советский район, ул. Липатова, равной рыночной стоимости в размере 315 150 000 руб., 44710 000 руб., и 1 660 060 000 руб., с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков 21 июня 2012 года, что подтверждается письмом соответствующего государственного органа и не оспаривается сторонами.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков, принадлежащих обществу на праве собственности, установленная судебным актом не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 21 июня 2012 года.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 16485/11 и от 06 ноября 2012 года N 7701/12.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции посчитал, размер земельного налога за 2012 год, подлежащий уплате в бюджет заявителем, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102, в период с 01 января 2012 года по 20 июня 2012 года, и в период с 21 июня 2012 года по 31 декабря 2012 года, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной вышеназванным судебным актом составит 26 009 836, 5 руб.
Суд первой инстанции, приняв расчеты инспекции, не оспоренные заявителем, пришел к выводу о том, что начисление инспекцией земельного налога, превышающего 11 328 355, 50 рублей (26 009 836, 50-14 681 481), с учетом налога исчисленного и уплаченного налогоплательщиком в размере 14 681 481 руб. является незаконным и удовлетворил требования заявителя в данной части.
На основании статьи 179 НК РФ суд первой инстанции устранил опечатку, допущенную при изготовлении резолютивной части решения по настоящему делу, оглашенной 08.04.2014, содержащую неверное указание суммы 11 328 355, 80 руб. вместо 11 328 355, 50 руб., что соответствует вышеназванным расчетам инспекции, исследованным судом в судебном заседании в присутствии участников судебного разбирательства.
Доводы апелляционной жалобы инспекции о том, что внесенная 21.06.2012 в кадастр недвижимости рыночная стоимость земельных участков по решению арбитражного суда подлежит применению в целях налогообложения земельным налогом с начала нового налогового периода, то есть с 01 января 2013 года, не принимаются, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм налогового права.
При этом ссылка налогового органа на п. ст. 391 НК РФ несостоятельна, поскольку данная правовая норма не регулирует порядок применения кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением суда, в целях налогообложения.
Доводы апелляционной жалобы общества о том, что кадастровая стоимость земельного участка, определенная судебным решением, применяется с начала налогового периода, для которого установлена первоначальная кадастровая стоимость, также отклоняются, поскольку изменения о стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости внесены только 21.06.2012. Учитывая, что в силу ч. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ, а кадастровая стоимость устанавливается на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, суд первой инстанции обоснованно руководствовался датой внесения соответствующих изменений о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков в государственный кадастр недвижимости, и именно с этой даты учитывал установленную судом рыночную стоимость земельных участков.
Таким образом, приведенные в апелляционных жалобах доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 11 апреля 2014 года следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на подателей апелляционных жалоб. Однако взысканию с налогового органа данные расходы не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 апреля 2014 года по делу N А65-29490/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)