Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Кузнецова Ю.А., Баканова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Уфы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 сентября 2007 года по делу N А07-10879/2007 (судья Азаматов А.Д.), при участии: от Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан - Сохацкого Т.Р. (доверенность от 10.01.2007 N 3/13-3), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Уфы - Хуснутдинова А.Э. (доверенность от 23.04.2007 N 09/02258),
установил:
Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан (далее - налогоплательщик, управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения N 02-08 от 14 мая 2007 Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Уфы (далее - инспекция, налоговый орган) о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 сентября 2007 года по настоящему делу требования заявителя были удовлетворены в полном объеме.
Инспекция, не согласившись с решением арбитражного суда по настоящему делу, обжаловала его по следующим основаниям.
Денежные средства, полученные заявителем в специальный внебюджетный фонд от учреждений, входящих в систему исправительных учреждений к доходам, определенным п. п. 8 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не относятся. Средства, поступившие на внебюджетные счета заявителя, подлежат включению в состав внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан по вопросам правильности исчисления и уплаты налога на прибыль за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, по результатам которой составлен акт проверки N 02-08 от 20.03.2007 (л.д. 46-57).
Заявителем представлены возражения к акту выездной налоговой проверки N 02-08 от 20.03.2007 (л.д. 59-61).
В рамках рассмотрения представленных возражений инспекцией вынесено решение N 02-08/1 от 16.04.2007 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (л.д. 62).
В ходе проверки установлено, что Приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 03.02.2003 N 26 и Федеральной службы исполнения наказаний от 15.03.2005 N 99 утверждены Положения о создании специальных внебюджетных фондов в 2003-2004 годах. За проверяемый период на внебюджетные счета управления поступали денежные средства, перечисляемые подведомственными учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы. Полученные денежные средства при определении налоговой базы по налогу на прибыль управлением не учитывались со ссылкой на положения пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ.
По результатам проверки и рассмотренных возражений заявителя инспекцией 14 мая 2007 года принято решение N 02-08 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 347 175,29 руб. Указанным решением управлению доначислен налог на прибыль в сумме 3 349 367 руб., пени в сумме 1 187 760 руб., предложено внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для указанных доначислений послужил вывод инспекции о том, что доходы в виде безвозмездно полученного имущества или имущественных прав для целей исчисления налога на прибыль признаются внереализационными доходами и учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Денежные средства, полученные управлением в специальный внебюджетный фонд от учреждений, входящих в систему исправительных учреждений, не отвечают требованиям п. п. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ. Следовательно, указанные денежные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов и обложению налогом на прибыль.
Не согласившись с решением налогового органа, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод налоговой инспекции о том, что спорные суммы являются внереализационными доходами налогоплательщика в виде безвозмездно полученного имущества и подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль.
Статьей 247 НК РФ установлено, что объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
Под доходами в целях этой главы НК РФ понимаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) или имущественных прав и внереализационные доходы.
При рассмотрении дела суд установил, что в период с 01.01.2003 по 31.12.2005 на лицевой счет управления поступило 13 955 697 руб. в специальный внебюджетный фонд территориального органа уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Управление не включило указанные суммы в налоговую базу по налогу на прибыль.
Управление является территориальным органом уголовно-исполнительной системы, созданным Министерством юстиции Российской Федерации для руководства учреждениями, исполняющими уголовные наказания, следственными изоляторами, учреждениями, включенными в уголовно-исполнительную систему в установленном порядке (пункт 1.1 Положения о федеральном государственном учреждении "Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан" утвержденного Приказом директора Федеральной службы исполнения наказаний Ю.И. Калининым от 25.02.2005 (л.д. 9-24) (далее - Положение).
В силу пунктов 5, 6 Положения (в редакции изменений и дополнений, утвержденных приказами ФСИН России N 342 от 03.05.2005 и N 539 от 17.06.2005) в гражданских правоотношениях Главное управление участвует в форме федерального государственного учреждения. Финансирование деятельности управления осуществляется за счет средств федерального бюджета. Управление вправе дополнительно использовать иные источники финансирования, предусмотренные законом и Положением.
Основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему, определены Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон N 5473-1).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.02.2003 N 26 утверждено Положение о специальных внебюджетных фондах Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (л.д. 38-45) (далее - Положение о специальных внебюджетных фондах).
Фонды предназначены для оказания финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также отдельным учреждениям, предприятиям и организациям, входящим в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации (пункт 1.2 Положения о специальных внебюджетных фондах). Пунктом 2.1 этого Положения определены источники фондов территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.
Статья 321.1 НК РФ определяет особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями. В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств. Аналитический учет доходов и расходов по средствам целевого финансирования и целевых поступлений ведется по каждому виду поступлений с учетом требований главы 25 НК РФ.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней.
Материалы дела свидетельствуют, что спорные денежные средства поступали управлению по решению федерального органа исполнительной власти.
При таких обстоятельствах, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 3, 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 сентября 2007 по делу N А07-10879/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Уфы в федеральный бюджет 1000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru., www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
О.Б.ТИМОХИН
Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
В.В.БАКАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.11.2007 N 18АП-7878/2007 ПО ДЕЛУ N А07-10879/2007
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2007 г. N 18АП-7878/2007
Дело N А07-10879/2007
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Кузнецова Ю.А., Баканова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Уфы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 сентября 2007 года по делу N А07-10879/2007 (судья Азаматов А.Д.), при участии: от Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан - Сохацкого Т.Р. (доверенность от 10.01.2007 N 3/13-3), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Уфы - Хуснутдинова А.Э. (доверенность от 23.04.2007 N 09/02258),
установил:
Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан (далее - налогоплательщик, управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения N 02-08 от 14 мая 2007 Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Уфы (далее - инспекция, налоговый орган) о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 сентября 2007 года по настоящему делу требования заявителя были удовлетворены в полном объеме.
Инспекция, не согласившись с решением арбитражного суда по настоящему делу, обжаловала его по следующим основаниям.
Денежные средства, полученные заявителем в специальный внебюджетный фонд от учреждений, входящих в систему исправительных учреждений к доходам, определенным п. п. 8 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не относятся. Средства, поступившие на внебюджетные счета заявителя, подлежат включению в состав внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан по вопросам правильности исчисления и уплаты налога на прибыль за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, по результатам которой составлен акт проверки N 02-08 от 20.03.2007 (л.д. 46-57).
Заявителем представлены возражения к акту выездной налоговой проверки N 02-08 от 20.03.2007 (л.д. 59-61).
В рамках рассмотрения представленных возражений инспекцией вынесено решение N 02-08/1 от 16.04.2007 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (л.д. 62).
В ходе проверки установлено, что Приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 03.02.2003 N 26 и Федеральной службы исполнения наказаний от 15.03.2005 N 99 утверждены Положения о создании специальных внебюджетных фондов в 2003-2004 годах. За проверяемый период на внебюджетные счета управления поступали денежные средства, перечисляемые подведомственными учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы. Полученные денежные средства при определении налоговой базы по налогу на прибыль управлением не учитывались со ссылкой на положения пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ.
По результатам проверки и рассмотренных возражений заявителя инспекцией 14 мая 2007 года принято решение N 02-08 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 347 175,29 руб. Указанным решением управлению доначислен налог на прибыль в сумме 3 349 367 руб., пени в сумме 1 187 760 руб., предложено внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для указанных доначислений послужил вывод инспекции о том, что доходы в виде безвозмездно полученного имущества или имущественных прав для целей исчисления налога на прибыль признаются внереализационными доходами и учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Денежные средства, полученные управлением в специальный внебюджетный фонд от учреждений, входящих в систему исправительных учреждений, не отвечают требованиям п. п. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ. Следовательно, указанные денежные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов и обложению налогом на прибыль.
Не согласившись с решением налогового органа, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод налоговой инспекции о том, что спорные суммы являются внереализационными доходами налогоплательщика в виде безвозмездно полученного имущества и подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль.
Статьей 247 НК РФ установлено, что объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
Под доходами в целях этой главы НК РФ понимаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) или имущественных прав и внереализационные доходы.
При рассмотрении дела суд установил, что в период с 01.01.2003 по 31.12.2005 на лицевой счет управления поступило 13 955 697 руб. в специальный внебюджетный фонд территориального органа уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Управление не включило указанные суммы в налоговую базу по налогу на прибыль.
Управление является территориальным органом уголовно-исполнительной системы, созданным Министерством юстиции Российской Федерации для руководства учреждениями, исполняющими уголовные наказания, следственными изоляторами, учреждениями, включенными в уголовно-исполнительную систему в установленном порядке (пункт 1.1 Положения о федеральном государственном учреждении "Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан" утвержденного Приказом директора Федеральной службы исполнения наказаний Ю.И. Калининым от 25.02.2005 (л.д. 9-24) (далее - Положение).
В силу пунктов 5, 6 Положения (в редакции изменений и дополнений, утвержденных приказами ФСИН России N 342 от 03.05.2005 и N 539 от 17.06.2005) в гражданских правоотношениях Главное управление участвует в форме федерального государственного учреждения. Финансирование деятельности управления осуществляется за счет средств федерального бюджета. Управление вправе дополнительно использовать иные источники финансирования, предусмотренные законом и Положением.
Основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему, определены Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон N 5473-1).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.02.2003 N 26 утверждено Положение о специальных внебюджетных фондах Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (л.д. 38-45) (далее - Положение о специальных внебюджетных фондах).
Фонды предназначены для оказания финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также отдельным учреждениям, предприятиям и организациям, входящим в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации (пункт 1.2 Положения о специальных внебюджетных фондах). Пунктом 2.1 этого Положения определены источники фондов территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.
Статья 321.1 НК РФ определяет особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями. В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств. Аналитический учет доходов и расходов по средствам целевого финансирования и целевых поступлений ведется по каждому виду поступлений с учетом требований главы 25 НК РФ.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней.
Материалы дела свидетельствуют, что спорные денежные средства поступали управлению по решению федерального органа исполнительной власти.
При таких обстоятельствах, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 3, 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 сентября 2007 по делу N А07-10879/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Уфы в федеральный бюджет 1000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru., www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
О.Б.ТИМОХИН
Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
В.В.БАКАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)