Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2015 N 15АП-658/2015 ПО ДЕЛУ N А32-33338/2014

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2015 г. N 15АП-658/2015

Дело N А32-33338/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.
судей Д.В. Емельянова, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Провоторовой В.В.
при участии:
от ОАО "Флот Новороссийского морского торгового порта": представитель Никулина Ю.Л. по доверенности от 01.10.2014, представитель Ткаченко С.В. по доверенности от 29.12.2014.
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю: представитель Лисивненко Т.П. по доверенности от 30.09.2014, представитель Артемова М.А. по доверенности от 24.06.2014.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12.12.2014 по делу N А32-33338/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Флот Новороссийского морского торгового порта"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю
о признании недействительным решения,
принятое в составе судьи Хахалевой Н.В.

установил:

Открытое акционерное общество "Флот Новороссийского морского торгового порта" (далее по тексту - ОАО "Флот НМТП", налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения N 10-22/108/704 ДСП от 23.06.2014 г., принятого Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю о привлечении ОАО "Флот НМТП" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части, оставленной без изменения решением Управления ФНС России по Краснодарскому краю N 21-12-764 от 26.08.2014 г.: штраф в размере 1 746 241 руб., налог на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ в общей сумме 8 731 205 руб., пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в общей сумме 1 906 264,17 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2014 по делу N А32-33338/2014 суд признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю N 10-22/108/704 ДСП от 23.06.2014 г. о привлечении ОАО "Флот НМТП" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части, оставленной без изменения решением Управления ФНС России по Краснодарскому краю N 21-12-764 от 26.08.2014 г.: штраф в размере 1 746 241 руб., налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ, в общей сумме 8 731 205 руб., пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в общей сумме 1 906 264,17 руб., как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации; взыскал с Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (ОГРН 1042305724460, ИНН 2310023594, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ялтинская/ ул. им. Глинки, 33/8) в пользу открытого акционерного общества "Флот НМТП" (ОГРН 1022302378340, ИНН 2315005197, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Мира, 2И) 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2014 по делу N А32-33338/2014 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Флот НМТП" указывает, что согласно с Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2014 по делу N А32-33338/2014, поскольку выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, просит оставить без изменения решение суда первой инстанции, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали правовые позиции по спору.
Судебная коллегия на основании ст. 156 АПК РФ сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Флот НМТП" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления и своевременности уплаты по всем налогам и сборам за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2011 г.
В ходе проверки налоговым органом было установлено, что в нарушение положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) заявителем неправомерно отнесена на расходы стоимость дополнительных услуг по перевалке нефтепродуктов в размере 47 986 438 руб., что послужило основанием для доначисления налога на прибыль в размере 9 597 288 руб., соответствующих сумм пени и штрафов. В нарушение положений пункта 3 статьи 220 НК РФ налогоплательщиком предоставлен работникам имущественный вычет по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) ранее срока, указанного в уведомлении налогового органа, что послужило основанием для начисления пени по НДФЛ в размере 66 468 руб.
Результаты проверки были отражены в акте выездной налоговой проверки ОАО "Флот НМТП" от 05.05.2014 г. N 10-22/101/544 дсп.
По результатам рассмотрения акта и представленных ОАО "Флот НМТП" возражений, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю вынесено решение от 23.06.2014 г. N 10-22/108/704 ДСП о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налогоплательщику доначислено налогов в сумме 9 597 288 рублей, штрафов - 1 919 458 рублей, пени - 2 214 687 рублей.
Открытое акционерное общество "Флот Новороссийского морского торгового порта" обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю от 23.06.2014 г. N 10-22/108/704 ДСП.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя, Управлением Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю вынесено решение N 21-12-764 от 26.08.2014 г., согласно которому Решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю от 23.06.2014 N 10-22/108/704 дсп о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения изменено путем отмены в резолютивной части:
1) Пп. 1 п. 1 в части штрафа по налогу на прибыль в федеральный бюджет в размере 17 322 рубля;
2) Пп. 2 п. 1 в части штрафа по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ в размере 155 895 рублей;
3) П. 2 в части недобора НДФЛ по имущественному налоговому вычету в размере 170 061 рубль и пени по НДФЛ в размере 66 468 рублей;
4) Пп. 1 п. 3 в части недоимки по налогу на прибыль в федеральный бюджет в размере 86 608 рублей;
5) Пп. 2 п. 1 в части недоимки по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ в размере 779 475 рублей.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю в адрес открытого акционерного общества "Флот Новороссийского морского торгового порта" было выставлено требование от 08.09.2014 г. N 72 об уплате штрафа в размере 1 746 241 руб., налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ в общей сумме 8 731 205 руб., пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в общей сумме 1 906 264,17 руб.
Общество, полагая, что решение инспекции не соответствует нормам НК РФ и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения N 10-22/108/704 ДСП от 23.06.2014 г., принятое Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю о привлечении ОАО "Флот НМТП" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части, оставленной без изменения решением Управления ФНС России по Краснодарскому краю N 21-12-764 от 26.08.2014 г.: штраф в размере 1 746 241 руб., налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ в общей сумме 8 731 205 руб., пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в общей сумме 1 906 264,17 руб.
Судом установлено и обществом не оспаривается, что налоговой инспекцией обеспечено присутствие представителя общества на всех стадиях рассмотрения материалов налоговой проверки.
Поскольку общество реализовало право на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки, суд считает процедуру рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки соблюденной.
Суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения проверил соблюдение налоговой инспекцией требований, установленных статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, и не установил процессуальных нарушений принятия оспариваемого решения. Решение суда первой инстанции в этой части соответствует установленным по делу обстоятельствам и статье 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Убыток - это отрицательная разница между доходами и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ (пункт 8 статьи 274 Кодекса).
В случае получения убытка в предыдущем налоговом периоде налогоплательщик вправе в соответствии с пунктом 1 статьи 283 НК РФ уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного им убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).
В соответствии со статьей 318 НК РФ для организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся:
- - материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса;
- - расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
- - суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных Кодексом. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.
Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Нормы, содержащиеся в пункте 1 статьи 252 НК РФ, не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли.
При этом произведенные расходы должны отвечать критериям статьи 252 НК РФ в части экономической обоснованности и документального подтверждения.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Как видно из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, в проверяемом налоговом периоде (2010-2011гг.) ОАО "Флот НМТП" были заключены с ОАО "ИПП" следующие договоры на оказание услуг по приему, накоплению и отгрузке мазута и дизельного топлива (далее нефтепродукты):
- договор N 56/09-БМ/023-4/15-248 от 01.01.2010 г.,
- договор N 08/10-БМ от 29.12.2010 г.,
- договор N 02/11 -БМ/023-4/15-477 от 01.05.2011 г.
По данным договорам услуги по перевалке оказывались в отношении нефтепродуктов, которые в дальнейшем использовались морскими судами как топливо при их движении. В данных договорах цены на услуги по перевалке (как на основные так и на дополнительные) указаны с учетом НДС.
Так, в соответствии с п. 1.1. Договоров ОАО "ИПП" (далее Исполнитель) принимает на себя обязательства оказывать Заказчику услуги по перевалке, т.е. приему из железнодорожных и автомобильных цистерн, накоплению в береговых резервуарах и отгрузке (наливом) в танкеры/танкеры-бункеровщики мазута и дизельного топлива (в дальнейшем именуемых "Нефтепродукты"), принадлежащих ОАО "Флот НМТП" (далее Заказчик), а Заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги на условиях настоящего договора.
В соответствии с п. 4.1. и п. 2.4.1. Договоров отгрузка нефтепродуктов Заказчика с терминала может осуществляться по выбору Заказчика путем отгрузки на танкер/танкер-бункеровщик по трубопроводу на причалах 26а, 26 и 27 на основании заявки Заказчика на отгрузку нефтепродуктов.
В соответствии с п. 5.1. и п. 4.1. Договоров стоимость услуг определяется в следующих размерах:
- -перевалка одной тонны мазута, принятой с автоцистерны - 381,97 рублей, (в том числе НДС по ставке 18%);
- -перевалка одной тонны мазута, принятой с железнодорожной цистерны -414,18 рублей, (в том числе НДС по ставке 18%);
- -перевалка одной тонны дизельного топлива - 193,28 рублей, (в том числе НДС по ставке 18%).
Так же в соответствии с п. 5.1. и п. 4.2. Договоров кроме вышеуказанных сумм, Заказчик оплачивает дополнительные услуги в размере 3,19 долл. США (в т.ч. НДС по ставке 18%) за каждую отгруженную тонну по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки.
Тарифы на услуги, оказываемые ОАО "ИПП" при осуществлении экспорта, установлены в соответствии с Приказом ФСТ РФ от 03.08.2007 г. N 154-т/14.
Дополнительные услуги по погрузке нефтепродуктов на танкеры и плавбункеровщики на причале N 26А, 26, 27 пристани N 5 в соответствии с представленными в материалы судебного разбирательства документами оказываются силами и средствами ОАО "НМТП".
Кроме того в проверяемом периоде ОАО "Флот НМТП" был заключен с ОАО "ИПП" договор N 023-4/15-443 от 01.04.2011 г. по перевалке мазута с помещением его под таможенную процедуру экспорта для вывоза с территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.3. договора N 023-4/15-443 от 01.04.2011 г. в связи с тем, что часть объектов инфраструктуры, предназначенных для перевалки нефтепродуктов, находятся в ведении ОАО "НМТП", услуги, связанные с перевалкой нефтепродуктов непосредственно на причалах, постановкой танкеров к причалам и их отгрузками, оказываются Заказчику непосредственно ОАО "НМТП" в рамках договора, который Заказчик обязуется заключить отдельно.
На основании вышеуказанного условия, ОАО "Флот НМТП" был заключен с ОАО "НМТП" договор N 602-7948Г/023-4/15-472 от 01.04.2011 г. на услуги по погрузке мазута через причалы N 26, 27, 26А пристани N 5, вывозимого с территории Российской Федерации.
Договор N 023-4/15-443 от 01.04.2011 г. в пункте 4.5., договор N 602-7948Г/023-4/15-472 от 01.04.2011 г. в пункте 4.2.14. имеют условия, в соответствии с которыми Заказчик обязуется предоставлять Исполнителю документы, подтверждающие право применения ставки НДС 0 (ноль) процентов в соответствии со статьей 165 НК РФ.
На основании вышеизложенного, заключение отдельного договора N 602-7948Г/023-4/15-472 от 01.04.2011 г. с ОАО "НМТП" на услуги по погрузке мазута, вывозимого с территории Российской Федерации в таможенной процедуре "экспорт", обусловлено необходимостью подтверждения права ОАО "НМТП" на применение ставки НДС 0 (ноль) процентов в соответствии со статьей 165 НК РФ в отношении данных услуг.
Договоры N 56/09-БМ/023-4/15-248 от 01.01.2010 г., N 08/10-БМ от 29.12.2010 г., N 02/11-БМ/023-4/15-477 от 01.05.2011 г., заключенные между ОАО "Флот НМТП" и ОАО "ИПП", не могут являться документами, подтверждающими право ОАО "НМТП" на применение налоговой льготы в соответствии со статьей 165 НК РФ.
Заключение различных договоров по перевалке нефтепродуктов, которые в первом случае используются как топливо для морских судов, а во втором случае вывозятся в качестве товара с таможенной территории Российской Федерации, не противоречит нормам действующего законодательства. Данные сделки содержат разный объем прав и обязанностей сторон, в связи с разным назначением переваливаемых нефтепродуктов.
Таким образом, исполнение данных договоров на разных условиях в один и тот же период не может быть основанием для отказа в принятии дополнительных услуг в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
При таких обстоятельствах, довод налогового органа о том, что ОАО "Флот НМТП" имеет договор N 023-4/15443 от 01.04.2011 г. с ОАО "ИПП", который предусматривает заключение отдельного договора с ОАО "НМТП" на услуги по погрузке нефтепродуктов на суда, в то время как договоры, по которым дополнительные услуги не приняты налоговым органом в качестве расходов, заключения отдельного договора на дополнительные услуги не предусматривают, является несостоятельным.
В соответствии с договором аренды N 01-10/663 от 02.08.2002 г. ОАО "НМТП" передано на 12 лет во временное пользование федеральное недвижимое имущество, находящееся в морском порту Новороссийск, в том числе, в соответствии с актом приема - передачи от 01.09.2002 г. причалы N 26А, N 26, N 27, расположенные на пристани N 5.
Нахождение в аренде у ОАО "НМТП" причалов N 26А (кадастровый номер 23:47:0206005:88), N 26 (номер 23:47/01:00:00:00:42), N 27 (номер 23:47/01:00:00:00:37), расположенных на пристани N 5, также подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 21/013/2014-225, N 21/013/2014-227, N 21/013/2014-223 от 16.05.2014 г.
Факт заключения договоров между ОАО "ИПП" и ОАО "НМТП" на дополнительные услуги, оказываемые в отношении нефтепродуктов, принадлежащих ОАО "Флот НМТП", также подтверждается протоколами допроса начальника производственного управления ОАО "ИПП" (Нестеренко И.Г - допрос от 04.12.2013 г N 10-27/15) и главного бухгалтера ОАО "ИПП" (Полонникова Т.С - допрос от 05.12.2013 г).
В п. 5.1. Договоров НМТП указан перечень операции, выполняемых ОАО "НМТП" по данному договору, который полностью совпадает с перечнем операций, установленным п. 3.2. Приказа N 29-т/2.
В соответствии с п. 3.2. Приказа N 29-т/2 установлен перечень операций, стоимость которых включена в вышеуказанный тариф ОАО "НМТП" для грузов, перемещаемых через пристань N 5: согласование плана поступления груза и сводного месячного графика обработки флота; планирование очередности постановки судов к причалам; координация действий всех участников производственного процесса с момента прибытия судов в порт; диспетчеризация комплексного обслуживания судов при грузовых операциях (подготовка, согласование и исполнение Плана погрузки судна, контроль процесса погрузки судна, осуществление учета грузовых и вспомогательных операций погрузки судна); перегрузка груза без хранения с использованием технологического оборудования Порта по территории Порта до судна и погрузка груза на судно; шланговка/отшланговка судна к/от грузовым и бункеровочным трубопроводам, а также присоединение зачистного шланга к технологическому трубопроводу для зачистки; обеспечение бонового ограждения; обеспечение пожарно-технической и экологической безопасности во время грузовых операций; обеспечение в достаточном количестве квалифицированного персонала для локализации и ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов и других наливных грузов; обеспечение в достаточном количестве и содержание в исправном состоянии современных технических средств для локализации и сбора с поверхности моря нефти, нефтепродуктов и других загрязняющих наливных грузов в случае их аварийного разлива при перегрузке; инфраструктурное обеспечение производства грузовых работ; обеспечение безопасной стоянки судна у причала.
В приложении N 1 Договоров N 602-7272Г/58/09-БМ от 28.12.2009 г., N 602-7674Г/09/10-БМ от 29.12.2010 г. указан размер тарифа (2,7 доллара США без учета НДС), установленный Приказом N 29-т/2.
Факт оказания ОАО "НМТП" услуг, связанных с погрузкой нефтепродуктов на борт судов на пристани N 5 в соответствии с вышеприведенными договорами, подтверждается представленными в материалы дела планами погрузки, счетами, счетами-фактурами, платежными документами.
Представленные планы погрузки подписаны представителями (сотрудниками) ОАО "ИПП", представителями (сотрудниками) ОАО "НМТП" и командным составом судов, на которые осуществлялась погрузка нефтепродуктов, заверены печатями ОАО "ИПП", штампами ОАО "НМПТ" и судовыми печатями.
Из вышеприведенных норм и договоров следует, что в тарифы ОАО "ИПП" включена стоимость операций, связанных с принятием, хранением, транспортировкой нефтепродуктов до борта судна, а в тариф ОАО "НМТП" включена стоимость операций, связанных с погрузкой нефтепродуктов на борт судна, осуществляемых ОАО "НМТП" на пристани N 5.
Так как ОАО "ИПП" в вышеприведенных договорах с ОАО "Флот НМТП" берет на себя обязательства комплексного обслуживания грузов, в том числе, включающего операции по погрузке нефтепродуктов на борт судна, то данная организация перевыставляет ОАО "Флот НМТП" стоимость услуг, которые по факту осуществляет ОАО "НМТП" по договорам, заключенным с ОАО "ИПП".
При этом тариф на дополнительные услуги, оказываемые ОАО "НМТП", примененный в договоре N 56/09-БМ/023-4/15-248 от 01.01.2010 г., договоре N 08/10-БМ от 29.12.2010 г., договоре N 02/11-БМ/023-4/15-477 от 01.05.2011 г., является тарифом, установленным Приказом ФСТ РФ от 27.02.2010 г. N 29-т/2. Данным приказом установлен перечень операции, стоимость которых включена в него.
Таким образом, услуги ОАО "ИПП" и услуги ОАО "НМТП" производились в отношении одних и тех же товаров и судов, в один и тот же период времени, что подтверждается идентичностью информации в представленных документах по наименованию и весу товара, а также по наименованию загружаемых судов.
Налоговый орган в обоснование непринятия расходов по дополнительным услугам указывал на то, что стоимость данных услуг заложена в тарифе, установленном для ОАО "ИПП" Приказом ФСТ РФ от 03.08.2007 г. N 154-т/14 (далее - Приказ N 154-т/14). Данная позиция, по мнению налогового органа, подтверждается протоколами допроса сотрудников ОАО "ИПП" и протоколом осмотра пристани N 5.
Однако, выводы налогового органа основаны на неверном толковании положений Приказа N 154-т/14, в связи со следующим.
В соответствии с п. 2.2. Приказа N 154-т/14 определен перечень операций, стоимость которых включена в тарифы, установленные для ОАО "ИПП".
Согласно п. 2.2.8. Приказа N 154-т/14 перемещение грузов осуществляется от резервуаров до борта судна, при этом в перечень операций, стоимость которых включена в тарифы, установленные для ОАО "ИПП", не входят операции связанные с погрузкой нефтепродуктов на борт судна.
В соответствии с п. 2.3. Приказа N 154-т/14 все работы и услуги, связанные с погрузочно-разгрузочными работами и не перечисленные в разделе 2, оплачиваются по договорным тарифам.
На основании вышеизложенного, в договоре N 56/09-БМ/023-4/15-248 от 01.01.2010 г., договоре N 08/10-БМ от 29.12.2010 г., договоре N 02/11-БМ/023-4/15-477 от 01.05.2011 г. указана стоимость дополнительных услуг, связанных с погрузкой нефтепродуктов на борт судов, которые не входят в перечень операций, включенных в тариф, установленный Приказом N 154-т/14.
В протоколе допроса сотрудника ОАО "ИПП" Нестеренко И.Г. N 10-27/15 от 04.12.2013 г., составленного налоговым органом, на вопрос о том, почему стоимость дополнительных услуг не включена в стоимость перевалки, он дает пояснения, приводя содержание п. 2.3. Приказа N 154-т/14.
Нестеренко И.Г., как и сотрудник ОАО "ИПП" Полонникова Т.С. (протокол от 05.12.2013 г.), указывают в своих пояснениях, что дополнительные услуги для ОАО "Флот НМТП" оказываются силами ОАО "НМТП" по договору, заключенному с ОАО "ИПП".
Нестеренко И.Г. указывает в своих пояснениях, что в дополнительные услуги, оказываемые ОАО "НМТП", входят операции: согласование плана поступления груза и сводного месячного графика обработки флота; планирование очередности постановки судов к причалам; диспетчеризация комплексного обслуживания судов при грузовых операциях; контроль процесса погрузки судна; обеспечение бонового ограждения; обеспечение пожарно-технической и экологической безопасности.
В ходе проверки налоговым органом был произведен осмотр причалов N 26, N 26а, N 27 ОАО "НМТП", расположенных на территории пристани N 5 ОАО "НМТП".
Во время проведения осмотра территории ОАО "НМТП" на территории причалов находились под погрузкой ГСМ нефтеналивные танкеры "BOSFOROS", "AMBASADOR". Вокруг танкеров установлены боновые ограждения, обеспечивающие нормы экологической безопасности. Пожарную безопасность на территории причалов во время проведения перевалки и бункеровки обеспечивает т/х "АГАТ-Н". Также на причале находился буксир "УПОРНЫЙ", который во время прихода танкеров выполняет буксировку.
На пристани N 5 осуществляются работы, связанные с перевалкой и бункеровкой нефтепродуктов. Перевалка и бункеровка нефтепродуктов осуществляется из резервуаров, расположенных и принадлежащих ОАО "ИПП", идущим на территорию ОАО "НМТП" (пристань N 5). Перевалка и бункеровка нефтепродуктов осуществляется через нефтеналивные установки, установленные и расположенные на территории пристани N 5 (причалы N 26, N 26а, N 27).
В соответствии с вышеприведенным содержанием протокола осмотра N 10-27/ от 04.12.2013 г. можно установить следующие операции, осуществляемые при погрузке судна нефтепродуктами: операция по установлению бонового ограждения вокруг бункеруемого судна, направленная на обеспечение экологической безопасности; операция по обеспечению пожарной безопасности; операция по погрузке нефтепродуктов на судно через нефтеналивные установки, установленные на территории пристани N 5 (причалы N 26, N 26а, N 27).
Все вышеперечисленные операции не предусмотрены тарифами, установленными Приказом N 154-т/14 для ОАО "ИПП" (п. 2.2. Перечень операций, стоимость которых включена в тарифы по экспорту и каботажу (на море), и должны в соответствии с п. 2.3. Приказа N 154-т/14 оплачиваться дополнительно.
Все указанные операции входят в состав тарифа, установленного Приказом ФСТ РФ от 27.02.2010 г. N 29-т/2 для ОАО "НМТП" (п. 3.2. Перечень операций, стоимость которых включена в тарифы по грузам через пристань N 5).
Из пункта 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" следует, что о необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:
- - невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- - отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств".
Налоговым органом не представлено доказательств наличия обстоятельств, указанных в пункте 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. N 53.
ОАО "Флот НМТП" предоставило в материалы дела заверенные ОАО "НМТП" копии внутренних документов, подтверждающих наличие в распоряжении данной компании сил и средств, которыми были оказаны дополнительные услуги, стоимость которых не была принята налоговым органом в качестве расходов ОАО "Флот НМТП":
1) Технологический план по проведению грузовых операций на пристани N 5 (причалы N 26, 26А, 27) ОАО "НМТП" РД 2800.029-2010, утвержденный 27.10.2010 г. (далее - Технологический план). В соответствии с Соглашением о разграничении зон ответственности от 27.10.2009 г. (Приложение А к Технологическому плану) и п. 1.6 Технологического плана в силу специфики хозяйствующих субъектов, в единой технологической цепи существует граница разделения ответственности между ОАО "НМТП" и ОАО "ИПП" на технологических трубопроводах пристани N 5, принятая в соответствии с балансовой принадлежностью оборудования и проходящая по опоре N 161 на пристани N 5 и по корневым задвижка М5; М6 на бункеровочном причале N 26А;
2) инвентарные корточки учета объектов основных средств: N 37385, 36534, 37387, 36807, 36536, 36794, 36533, 36622 от 01.10.2014 г. Согласно данным документов, ОАО "НМТП" принадлежит оборудование, предназначенное для погрузки нефтепродуктов на суда бункеровщики на пристани N 5, в том числе, трубопроводы для мазута и дизельного топлива;
3) штатные расписания нефтерайона, являющегося структурным подразделением ОАО "НМТП", за период 2010-2011 год, в том числе, утвержденные приказом N 1612 от 24.12.2009 г., приказом N 720 от 02.07.2010 г., приказом N 1490 от 30.12.2010 г. Согласно данным документам в период с 2010 по 2011 год штат нефтерайона состоял из 227 единиц;
4) трудовые приказы в отношении должностей диспетчер и мастер по наливу пристаней по обработке судов с наливными грузами N 4, 5 нефтерайона. Данные сотрудники участвовали в технологическом процессе по погрузке нефтепродуктами судов бункеровщиков на пристани N 5 в период 2010-2011 год;
5) должностные инструкции диспетчера и мастера по наливу пристаней по обработке судов с наливными грузами N 4, 5 нефтерайона. Данные документы содержат трудовые обязанности по обеспечению технологического процесса по погрузке нефтепродуктами судов бункеровщиков на пристани N 5.
Протоколы допросов сотрудников ОАО "ИПП" N 10-27/15 от 04.12.2013 г., от 05.12.2013 г., протокол осмотра N 10-27/ от 04.12.2013 г. и представленные ОАО "Флот НМТП" документы (планы погрузки судов, документы, подтверждающие исполнение договоров между ОАО "ИПП" и ОАО "НМТП", документы, подтверждающие права ОАО "НМТП" на пристань N 5, документы бухгалтерского учета, подтверждающие наличие у ОАО "НМТП" специализированного оборудования по погрузке нефтепродуктов, трудовые документы ОАО "НМТП", подтверждающие наличие работников, осуществляющих данные операции) полностью подтверждают реальность оказания дополнительных услуг по погрузке нефтепродуктов на суда силами и средствами ОАО "НМТП". В связи с чем, налогоплательщиком отнесена стоимость данных оплаченных услуг на свои расходы.
Согласно вышеуказанных документов ОАО "НМТП" выставляло в адрес ОАО "ИПП" счета, счета - фактуры и подписывало акты, содержащие одну строку: "услуги по обеспечению перевалки нефтепродуктов на определенное судно, ставка тарифа на услуги в долларах США, курс доллара США на дату услуги". ОАО "ИПП" осуществляло оплату безналичным переводом денежных средств со своего расчетного счета в банке на расчетный счет ОАО "НМТП" в соответствии с выставленными документами.
В адрес ОАО "Флот НМТП" ОАО "ИПП" выставляло счета, счета -фактуры и подписывало акты, содержащие две строки: перевалка нефтепродуктов на определенное судно и дополнительные услуги по перевалке нефтепродуктов.
ОАО "Флот НМТП" осуществляло оплату безналичным переводом денежных средств со своего расчетного счета в банке на расчетный счет ОАО "ИПП" в соответствии с выставленными документами.
Стоимость услуг ОАО "НМТП", выставленная в адрес ОАО "ИПП", совпадает со стоимостью дополнительных услуг, выставленной ОАО "ИПП" в адрес ОАО "Флот НМТП".
В материалы судебного разбирательства представлен детализированные пояснения налогоплательщика (Таблица N 1, Том 56), в которых производится сопоставления сведений, указанных в предоставленных документах, составленных в процессе исполнения договоров, заключенных между ОАО "Флот НМТП" и ОАО "ИПП" на перевалку нефтепродуктов и договоров заключенных между ОАО "ИПП" и ОАО "НМТП" на погрузку нефтепродуктов на суда за период 2010 г. - 2011 г.
Из анализа представленных документов видно, что услуги ОАО "ИПП" и услуги ОАО "НМТП" производились в отношении одних и тех же товаров и судов в один и тот же период времени, что подтверждается идентичностью информации в представленных документах по наименованию и весу товара, а также по наименованию загружаемых судов.
В детализированных пояснениях ОАО "Флот НМТП" (Таблицу N 2, Том 56) содержится информацией по реквизитам платежных поручений по платежам ОАО "ИПП" в адрес ОАО "НМТП" и платежам ОАО "Флот НМТП" в адрес ОАО "ИПП".
Так как ОАО "ИПП" в вышеприведенных договорах с ОАО "Флот НМТП" берет на себя обязательства комплексного обслуживания грузов, в том числе включающего операции по погрузке нефтепродуктов на борт судна, то данная организация перевыставляет ОАО "Флот НМТП" стоимость услуг, которые по факту осуществляет ОАО "НМТП" по договорам, заключенным с ОАО "ИПП".
Представленные документы, составленные между ОАО "ИПП" и ОАО "НМТП", между ОАО "ИПП" и ОАО "Флот НМТП" (договора, акты, планы погрузки, счета, счета - фактуры и платежные документы) подтверждают фактическое выполнение и оплату работ по погрузке нефтепродуктов на суда бункеровщики, а также подтверждают отношение документов ОАО "НМТП" к стоимости оплаченных ОАО "Флот НМТП" дополнительных услуг.
Доказательства, указывающие на то, что акты выполненных работ составлялись формально без реального осуществления дополнительных услуг, в материалах налоговой проверки отсутствуют и суду представлены не были.
Довод налогового органа об отражении в актах выполненных работ содержания дополнительных услуг без расшифровки операций, входящих в данные услуги, не принимается судом во внимание ввиду следующего.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (утратил силу с 1 января 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
При этом, законодательно не определено, как в акте выполненных работ должно указываться содержание хозяйственной операции.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 г. N 320-О-П положения налогового законодательства должны применяться с учетом требований пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщиков, а также правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о необходимости установления, исследования и оценки судами всех имеющих значения для правильного разрешения дела обстоятельств (Определение от 12 июля 2006 года N 267-О).
В представленных ОАО "Флот НМТП" в ходе налоговой проверки актах содержится информация, которая полностью соответствует требованиям статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ.
Налоговый орган обосновывает свою позицию тем, что в представленных актах не раскрывается содержание хозяйственной операции, ссылаясь на соответствующую судебную практику (Определение ВАС РФ от 29.06.2012 г. N ВАС-667/10 по делу N А32-22042/2009, Определение ВАС РФ от 19.01.2009 г. N ВАС-17223/08, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.07.2013 г. по делу N А32-47706/2011).
Ссылка налогового органа на определение ВАС РФ от 19.10.2007 г. N 11381/07 является необоснованной, так как основанием к отказу в отнесении стоимости услуг на расходы налогоплательщика являлось отсутствие факта оплаты данных услуг.
Тогда как факты об отсутствии оплаты ОАО "Флот НМТП" стоимости услуг, отнесенных на расходы, в рассматриваемом деле отсутствуют.
Согласно правовой позиции, отраженной в вышеуказанных судебных актах, в документах, составленных при выполнении работ, стоимость которых относится на расходы налогоплательщика, должна содержаться следующая информация: фактический объем (физические показатели) проделанной работы; характер проделанной работы; данные о формировании цены и определения стоимости по видам работ.
В предоставленных ОАО "Флот НМТП" в ходе налоговой проверки актах выполненных работ в соответствии с вышеприведенной правовой позицией указана следующая информация:
1) Фактический объем (физические показатели) проделанной работы отражен в графе актов "количество" путем внесения информации о количестве нефтепродуктов, в отношении которых оказаны основные и дополнительные услуги по перевалке нефтепродуктов.
2) Характер проделанной работы отражен в графе актов "наименование работ, услуг" путем внесения информации следующего содержания: первый пункт акта: перевалка дизельного топлива (либо мазута топочного) бункеровочного на т/х (указывается наименование судна, на которое осуществляется погрузка нефтепродуктов), второй пункт акта: дополнительные услуги по перевалке дизельного топлива (либо мазута топочного), под первым и вторым пунктом имеются итоговые значения по стоимости услуг, что говорит о том, что и первая и вторая услуга оказываются в комплексе в отношении товара, который погружается на судно, указанное в пункте первом акта.
3) Данные о формировании цены и определения стоимости по видам работ отражены в графах актов: "количество", "единица", "цена", "сумма", также имеется строка "итого". Цена работ (графа "сумма") в актах по их видам формируется путем умножения количества нефтепродуктов на стоимость работ (графа "цена"), определенную за одну тонну нефтепродуктов. Стоимость работ (графа "цена") за одну тонну нефтепродуктов внесена в акты в соответствии с условиями договоров и определена в границах, установленных Приказом ФСТ РФ от 03.08.2007 г. N 154-т/14, Приказом ФСТ РФ от 27.02.2010 г. N 29-т/2. Данные нормативные акты содержат перечень операций, стоимость которых включена в стоимость работ (графа "цена") за одну тонну нефтепродуктов, внесенных в акты, представленные ОАО "Флот НМТП".
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, -достоверны.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Налоговый орган не представил доказательств, что сведения, содержащиеся в документах, составленных в ходе исполнения договора N 56/09-БМ/023-4/15-248 от 01.01.2010 г., договора N 08/10-БМ от 29.12.2010 г., договора N 02/11-БМ/023-4/15-477 от 01.05.2011 г. неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Таким образом, у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований заявителя о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю N 10-22/108/704 ДСП от 23.06.2014 г. о привлечении ОАО "Флот НМТП" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части, оставленной без изменения решением Управления ФНС России по Краснодарскому краю N 21-12-764 от 26.08.2014 г.: штраф в размере 1 746 241 руб., налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ, в общей сумме 8 731 205 руб., пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в общей сумме 1 906 264,17 руб.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то обстоятельство, что инспекцией доначислен налог на прибыль в связи с непринятием затрат. При этом, исходя из характера и вида деятельности налогоплательщика, им не мог быть получен доход без осуществления расходов, осуществляемых в зоне порта и причала, находящегося в собственности "НМТП". Данные расходы фактически понесены, и правового значения для их связи с доходом и направленности на его получение, не имеет - кому уплачены денежные средства ИПП или НМТП.
Задвоение расходов инспекцией не доказано. Данные платежи не входят в структуру тарифа ИПП. Таким образом, ИПП, фактически перевыставляло налогоплательщику собственные платежи в адрес НМТП, что не является основанием для признания расходов Флота как противоречащих ст. 252 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции также считает правомерным вывод суда первой инстанции в части распределения судебных расходов в порядке ст. 110 АПК РФ.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2014 по делу N А32-33338/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Н.В.ШИМБАРЕВА

Судьи
Д.В.ЕМЕЛЬЯНОВ
Н.В.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)