Судебные решения, арбитраж
Акцизы; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Яковлевой Л.Г., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2014 по делу N А40-140281/13, принятое судьей Дудкиным В.В. (135-1249)
по заявлению ОАО "ВНИИНМ" (ОГРН 5087746697198, 123098, Москва, ул. Рогова, 5А)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822, 115191, Москва, ул. Большая Тульская, 15)
третье лицо: Росимущество (109012, Москва, Никольский пер., 9)
о признании незаконным решения
при участии:
- от заявителя: Соколко Л.В. по доверенности N 26/1/2014-ДОВ от 09.01.2014;
- от ответчика: Мацота Н.Э. по доверенности N 22484/2013 от 30.12.2013;
- от третьего лица: не явился, извещен;
- установил:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "ВНИИНМ" с заявлением о признании незаконным отказа Росреестра по Москве в регистрации права собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 77:08:0009021:6 и обязании Управления Росреестра по Москве внести в ЕГРП запись о праве собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 77:08:0009021:6, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Живописная, вл. 27.
В качестве третьего лица привлечено Росимущество.
Решением суда от 06.02.2014 признано незаконным как не соответствующее Федеральным законам от 21.12.2001 N 178-ФЗ и от 05.02.2007 N 13-ФЗ решение Управления Росреестра по Москве от 12.07.2013 N 14/059/2013-373 об отказе во внесении в ЕГРП записи о праве собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 77:08:0009021:6. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве собственности ОАО "ВНИИНМ" на земельный участок (кадастровый номер 77:08:0009021:6), расположенный по адресу: г. Москва, ул. Живописная, вл. 27. При этом суд исходил из того, что оспариваемое заявителем решение не соответствует закону.
С решением суда не согласился ответчик - Управление Росреестра по Москве и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 77:08:0009021:6 расположен в водоохраной зоне, в прибрежной защитной полосе р.Москвы. Участок находится в зоне природного парка "Москворецкий" и расположен в пределах красных линий (земли общего пользования).
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, поскольку считает решение суда законным и обоснованным. Заявителем представлены письменные пояснения.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела 27.05.2013 заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок.
В письме от 14.06.2013 N 77-77-14/059/2013-373 заявитель уведомлен о приостановлении государственной регистрации, а в письме от 12.07.2013 N 14/059/2013-373 в государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок отказано.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
- Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Президент Российской Федерации утверждает: 1) перечень федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, акции которых будут внесены в уставный капитал открытого акционерного общества, создаваемого по решению Президента Российской Федерации (основного акционерного общества);
2) перечень акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса, находящиеся в федеральной собственности акции которых подлежат внесению в уставный капитал основного акционерного общества;
3) перечень федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса, имущественные комплексы которых подлежат внесению в уставный капитал основного акционерного общества;
4) перечень федеральных государственных образовательных организаций дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), относящихся к организациям атомного энергопромышленного комплекса, которые подлежат передаче основному акционерному обществу.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 указанного Федерального закона приватизация имущества федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса и акций акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса, не включенных в перечни, предусмотренные ч. 1 данной статьи, осуществляется без учета особенностей, установленных этим Федеральным законом.
Ст. 4 Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ предусмотрено, что решения об условиях приватизации федерального имущества в соответствии с этим Федеральным законом принимаются федеральным органом исполнительной власти по управлению федеральным имуществом по согласованию с органом государственного управления использованием атомной энергии.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ основаниями для государственной регистрации прав собственности открытых акционерных обществ, создаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, являются решения об условиях приватизации федерального имущества (решения об условиях передачи федеральной государственной организации атомного энергопромышленного комплекса) и передаточные акты.
Указом Президента Российской Федерации от 27.04.2007 N 556 "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской федерации" заявитель включен в перечень федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, акции которых подлежат внесению в уставный капитал ОАО "Атомный энергопромышленный комплекс", при этом пп. "г" п. 8 Правительству Российской Федерации поручено при подготовке к приватизации ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара" обеспечить формирование перечней имущества, которое не подлежит включению в состав его приватизируемого имущественного комплекса, и передачу этого имущества федеральным государственным унитарным предприятиям, находящимся в ведении Федерального агентства по атомной энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2007 N 319 "О мерах по созданию открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс" принято решение о преобразовании федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, в том числе и ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара".
Согласно Распоряжению Росимущества от 28.11.2008 N 2192-р при приватизации ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара" в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса включен земельный участок с кадастровым номером 77:08:0009021:6 площадью 30 345 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Живописная, 27, - предоставленный приватизируемому унитарному предприятию в безвозмездное временное пользование по договору от 23.02.2001 N М-08-601476, заключенному с Москомземом во исполнение распоряжения префекта Северо-Западного административного округа города Москвы от 11.09.2000 N 4046-РП.
С учетом изложенного, удовлетворяя требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что распоряжение Росимущества свидетельствует о том, что земельный участок с кадастровым номером 77:08:0009021:6 включен в состав имущественного комплекса ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара", преобразованного в ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А.Бочвара".
При этом копия передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса от 03.12.2008 г. была представлены заявителем в регистрирующий орган (л.д. 52).
Согласно ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Основания для отказа в государственной регистрации прав предусмотрены в ст. 20 указанного Федерального закона, согласно которой в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
- право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с этим Федеральным законом;
- с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
- лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
- лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
- правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие данного Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие данного Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
- не представлены документы, необходимые в соответствии с этим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
- осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с п. 1.2 данной статьи, п. 5 ст. 25.2, п. 2 ст. 25.3 данного Федерального закона;
- ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Довод ответчика о наличии ограничений на приватизацию спорного земельного участка в связи с тем, что участок находится на землях общего пользования, особо охраняемой природной территории, в водоохраной зоне, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку не представлено доказательств того, что земельный участок действительно находится на землях общего пользования, особо охраняемой природной территории, в водоохраной зоне.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. В п. 4 ст. 27 Кодекса перечислены изъятые из оборота земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации такие участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В данном случае земельный участок передан заявителю в процессе приватизации в собственность на основании федерального закона.
Таким образом, у ответчика отсутствовали основания для отказа в регистрации права собственности заявителя на земельный участок.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2014 по делу N А40-140281/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Н.Н.КОЛЬЦОВА
Судьи
Т.Т.МАРКОВА
Л.Г.ЯКОВЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.05.2014 N 09АП-12299/2014-АК ПО ДЕЛУ N А40-140281/13
Разделы:Акцизы; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2014 г. N 09АП-12299/2014-АК
Дело N А40-140281/13
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Яковлевой Л.Г., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2014 по делу N А40-140281/13, принятое судьей Дудкиным В.В. (135-1249)
по заявлению ОАО "ВНИИНМ" (ОГРН 5087746697198, 123098, Москва, ул. Рогова, 5А)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822, 115191, Москва, ул. Большая Тульская, 15)
третье лицо: Росимущество (109012, Москва, Никольский пер., 9)
о признании незаконным решения
при участии:
- от заявителя: Соколко Л.В. по доверенности N 26/1/2014-ДОВ от 09.01.2014;
- от ответчика: Мацота Н.Э. по доверенности N 22484/2013 от 30.12.2013;
- от третьего лица: не явился, извещен;
- установил:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "ВНИИНМ" с заявлением о признании незаконным отказа Росреестра по Москве в регистрации права собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 77:08:0009021:6 и обязании Управления Росреестра по Москве внести в ЕГРП запись о праве собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 77:08:0009021:6, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Живописная, вл. 27.
В качестве третьего лица привлечено Росимущество.
Решением суда от 06.02.2014 признано незаконным как не соответствующее Федеральным законам от 21.12.2001 N 178-ФЗ и от 05.02.2007 N 13-ФЗ решение Управления Росреестра по Москве от 12.07.2013 N 14/059/2013-373 об отказе во внесении в ЕГРП записи о праве собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 77:08:0009021:6. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве собственности ОАО "ВНИИНМ" на земельный участок (кадастровый номер 77:08:0009021:6), расположенный по адресу: г. Москва, ул. Живописная, вл. 27. При этом суд исходил из того, что оспариваемое заявителем решение не соответствует закону.
С решением суда не согласился ответчик - Управление Росреестра по Москве и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 77:08:0009021:6 расположен в водоохраной зоне, в прибрежной защитной полосе р.Москвы. Участок находится в зоне природного парка "Москворецкий" и расположен в пределах красных линий (земли общего пользования).
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, поскольку считает решение суда законным и обоснованным. Заявителем представлены письменные пояснения.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела 27.05.2013 заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок.
В письме от 14.06.2013 N 77-77-14/059/2013-373 заявитель уведомлен о приостановлении государственной регистрации, а в письме от 12.07.2013 N 14/059/2013-373 в государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок отказано.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
- Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Президент Российской Федерации утверждает: 1) перечень федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, акции которых будут внесены в уставный капитал открытого акционерного общества, создаваемого по решению Президента Российской Федерации (основного акционерного общества);
2) перечень акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса, находящиеся в федеральной собственности акции которых подлежат внесению в уставный капитал основного акционерного общества;
3) перечень федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса, имущественные комплексы которых подлежат внесению в уставный капитал основного акционерного общества;
4) перечень федеральных государственных образовательных организаций дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), относящихся к организациям атомного энергопромышленного комплекса, которые подлежат передаче основному акционерному обществу.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 указанного Федерального закона приватизация имущества федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса и акций акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса, не включенных в перечни, предусмотренные ч. 1 данной статьи, осуществляется без учета особенностей, установленных этим Федеральным законом.
Ст. 4 Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ предусмотрено, что решения об условиях приватизации федерального имущества в соответствии с этим Федеральным законом принимаются федеральным органом исполнительной власти по управлению федеральным имуществом по согласованию с органом государственного управления использованием атомной энергии.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ основаниями для государственной регистрации прав собственности открытых акционерных обществ, создаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, являются решения об условиях приватизации федерального имущества (решения об условиях передачи федеральной государственной организации атомного энергопромышленного комплекса) и передаточные акты.
Указом Президента Российской Федерации от 27.04.2007 N 556 "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской федерации" заявитель включен в перечень федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, акции которых подлежат внесению в уставный капитал ОАО "Атомный энергопромышленный комплекс", при этом пп. "г" п. 8 Правительству Российской Федерации поручено при подготовке к приватизации ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара" обеспечить формирование перечней имущества, которое не подлежит включению в состав его приватизируемого имущественного комплекса, и передачу этого имущества федеральным государственным унитарным предприятиям, находящимся в ведении Федерального агентства по атомной энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2007 N 319 "О мерах по созданию открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс" принято решение о преобразовании федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, в том числе и ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара".
Согласно Распоряжению Росимущества от 28.11.2008 N 2192-р при приватизации ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара" в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса включен земельный участок с кадастровым номером 77:08:0009021:6 площадью 30 345 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Живописная, 27, - предоставленный приватизируемому унитарному предприятию в безвозмездное временное пользование по договору от 23.02.2001 N М-08-601476, заключенному с Москомземом во исполнение распоряжения префекта Северо-Западного административного округа города Москвы от 11.09.2000 N 4046-РП.
С учетом изложенного, удовлетворяя требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что распоряжение Росимущества свидетельствует о том, что земельный участок с кадастровым номером 77:08:0009021:6 включен в состав имущественного комплекса ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара", преобразованного в ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А.Бочвара".
При этом копия передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса от 03.12.2008 г. была представлены заявителем в регистрирующий орган (л.д. 52).
Согласно ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Основания для отказа в государственной регистрации прав предусмотрены в ст. 20 указанного Федерального закона, согласно которой в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
- право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с этим Федеральным законом;
- с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
- лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
- лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
- правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие данного Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие данного Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
- не представлены документы, необходимые в соответствии с этим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
- осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с п. 1.2 данной статьи, п. 5 ст. 25.2, п. 2 ст. 25.3 данного Федерального закона;
- ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Довод ответчика о наличии ограничений на приватизацию спорного земельного участка в связи с тем, что участок находится на землях общего пользования, особо охраняемой природной территории, в водоохраной зоне, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку не представлено доказательств того, что земельный участок действительно находится на землях общего пользования, особо охраняемой природной территории, в водоохраной зоне.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. В п. 4 ст. 27 Кодекса перечислены изъятые из оборота земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации такие участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В данном случае земельный участок передан заявителю в процессе приватизации в собственность на основании федерального закона.
Таким образом, у ответчика отсутствовали основания для отказа в регистрации права собственности заявителя на земельный участок.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2014 по делу N А40-140281/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Н.Н.КОЛЬЦОВА
Судьи
Т.Т.МАРКОВА
Л.Г.ЯКОВЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)