Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 29.07.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Спецтехника" (Брянская область, с. Супонево, ОГРН 1093254009155, ИНН 3245503871) - Митиной Г.С. (паспорт), Митина А.П. (доверенность от 05.04.2013 N 032, паспорт), от заинтересованного лица Центральной акцизной таможни (г. Москва, ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563) -Чесноковой А.П. (доверенность от 16.07.2014 N 05-2115536, удостоверение), Ромашко Е.В. (доверенность от 16.04.2014 N 05-21/08320, удостоверение), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда Брянской области от 05.05.2014 по делу N А09-818/2014 (судья Мишакин В.А.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Спецтехника" (далее - ООО "Спецтехника", общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным решения Центральной акцизной таможни (далее -таможня) о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС регистрационный номер РКТ-10009160-13/000006 от 20.12.2013.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 05.05.2014 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на письмо производителя товара MENCI & C SPA от 11.04.2014. Ссылаясь на заключение эксперта таможенные орган считает, что полуприцеп является цистерной для транспортировки разнообразных сыпучих веществ.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "СПЕЦТЕХНИКА" возражал против доводов апелляционной жалобы. Полагая, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Спецтехника" ввезло на таможенную территорию РФ полуприцеп-кормовоз для транспортировки и выгрузки гранулированных сыпучих комбикормов для сельского хозяйства, 2011 г/в, саморазгружающийся, производства Италии, марки MENCI, модели SM 44.
Транспортное средство было оформлено обществом по декларации (далее - ДТ) N 10009160/091213/0007004, с описанием товара в графе 31: "Новый полуприцеп- кормовоз для транспортировки и выгрузки гранулированных сыпучих комбикормов для сельского хозяйства, новый, саморазгружающийся (с пневмовыгрузкой), марки MENCI, модели SM 44, г/в 2013".
В графе 33 ДТ общество заявило код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) 8716200000 -"прицепы и полуприцепы, самозагружающиеся или саморазгружающиеся, для сельского хозяйства", в графе 47 указало соответствующую ставку ввозной таможенной пошлины 5%.
При проведении таможенного контроля ДТ N 10009160/091213/0007004 таможенный орган установил, что ввезенный обществом товар по классификационным признакам соответствует товару, описанному в решении Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 "О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров" (далее - Положение), а также ссылаясь на заключение эксперта N 4368 от 20.12.2013, вынес решение о классификации товара, в котором классификационный код ТН ВЭД 8716 200000 изменен на 8716 31 000 0 "прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны", которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 13,8%.
ООО "Спецтехника", не согласившись с указанным решением таможни, полагая, что указанное решение нарушает его права в предпринимательской и иной экономической деятельности и не соответствует закону, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 52 ТК ТС в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС.
В силу нормы статьи 105 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 106 Закона N 311-ФЗ товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом, требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В таможенной декларации на товары код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности указывается декларантом либо по поручению декларанта таможенным представителем.
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 утверждены со сроком вступления в силу с 01.01.2010 единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф таможенного союза.
Единым таможенным тарифом установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
В соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ТС классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) осуществляется по следующим Правилам:
1. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
3. В случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется prima facie возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:
а) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
в) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
4. Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.
В группу 87 включаются средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности.
В товарной позиции 8716 классифицируются прицепы и полуприцепы, прочие несамоходные транспортные средства, их части; в субпозиции 8716 20 - прицепы и полуприцепы самозагружающиеся или саморазгружающиеся для сельского хозяйства; в субпозиции 8716 39 - прочие полуприцепы.
При классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД применяются Пояснения к ТН ВЭД, которые в свою очередь базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации.
Пояснения содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Согласно пояснениям к товарной позиции 8716 ТН ВЭД в нее включаются:
- - самозагружающиеся прицепы для сельского хозяйства, оборудованные автоматическими погрузочными устройствами и, возможно, также приспособлениями для сечки фуража, кукурузных стеблей и т.д.;
- - саморазгружающиеся прицепы для перевозки различных грузов (фуража, навоза и т.д.) с подвижным полом для разгрузки; такие транспортные средства можно укомплектовывать различными приспособлениями (устройством для измельчения навозной массы, для сечки фуража и т.д.) для того, чтобы приспособить их для использования в качестве разбрасывателя навоза, фуражного кузова или прицепа для перевозки корнеплодов.
В субпозиции 8716 20 - прицепы и полуприцепы самозагружающиеся или саморазгружающиеся для сельского хозяйства, в субпозиции 8716 31 - прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны.
Таким образом, для целей таможенной классификации в соответствии с товарными субпозициями 8716 20 и 8716 31 ТН ВЭД ввезенного обществом товара необходимо определить наличие основного свойства "самозагружаемости" или "саморазгружаемости".
Из представленного в материалы дела руководства по эксплуатации и техническому обслуживанию в отношении товара - полуприцепа-кормовоза саморазгружающегося SM (для сельского хозяйства) следует, что полуприцеп-кормовоз марки MENCI, модели SM 44 предназначен для использования в сельском хозяйстве для выгрузки гранулированных сыпучих комбикормов (том 1, л.д. 34-41).
Кроме того, из названого руководства усматривается, что полуприцеп применяется для кормления животных на сельскохозяйственных комплексах, посредством пневматической выгрузки. Выгружаемый комбикорм должен входить в категорию не опасных материалов, поэтому данные материалы не должны быть взрывоопасными, легковоспламеняющимися и коррозионными.
Неотъемлемым условием исправной работы полуприцепа служит использование полуприцепа строго по назначению.
Из письма производителя MENCI следует, что вышеуказанный полуприцеп-кормовоз MENCI является саморазгружающимся, используется только для сельского хозяйства, сконструирован и произведен специально и исключительно для транспортировки и выгрузки гранулированных, сыпучих комбикормов на сельскохозяйственных комплексах (том 1, л.д. 25).
Представленные в таможенный орган документы - декларация N 10009160/091213/0007004, контракт N 24/2013 от 24.10.2013, руководство по эксплуатации, товаросопроводительные документы (СMR N 267345 (том 1, л.д. 29), а также экспортная декларация страны отправления N 13АТ800000ЕVIJBK, свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (том 1, л.д. 26) свидетельствуют о том, что полуприцеп - кормовоз MENCI является саморазгружающимся и предназначен для использования в сельском хозяйстве.
Вместе с тем доказательств того, что на спорном прицепе отсутствует функция самовыгрузки, что спорный полуприцеп может использоваться в иных областях деятельности, кроме сельскохозяйственной, а также доказательств того, что перевозимым грузом может быть не только комбикорм таможенным органом не представлено.
Таким образом, следуя ОПИ ТН ВЭД ТС и основываясь на документах, приложенных к ДТ N 10009160/09/1213/0007004, заявитель правомерно классифицировал спорный товар в товарной субпозиции 8716 20 000.
Ссылка таможенного органа на заключение таможенного эксперта от 20.12.2013 N 4368 правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку эксперт не отрицает, что полуприцеп оборудован технологическим оборудованием для пневматической выгрузки перевозимого груза, но указывает, что функция самовыгружения на исследуемом объекте ввиду отсутствия внешнего оборудования (компрессора) отсутствует.
Вместе с тем в Пояснениях единой ТН ВЭД ТС указано, что в товарной позиции 8716 термины "прицепы" и "полуприцепы" означают транспортные средства (кроме мотоциклетных колясок), которые предназначены исключительно для соединения с другим транспортным средством посредством специального тягово-сцепного устройства (независимо от того, является оно автоматическим или нет).
Классификация агрегатов, состоящих из транспортных средств со стационарно встроенным в них оборудованием или приспособлениями, определяется в соответствии с основным назначением агрегата в целом. Поэтому в данную товарную позицию включаются такие агрегаты, назначение которых определяется самим транспортным средством. С другой стороны, агрегаты, назначение которых определяется оборудованием или устройствами, которые в них входят, в данную товарную позицию не включаются.
Из изложенного следует, что агрегат, состоящий из полуприцепа (то есть транспортное средство с надстройкой), оборудованного механизмом для пневмовыгрузки комбикорма (то есть стационарно встроенное оборудование или приспособление), должен классифицироваться в соответствии с основным назначением агрегата в целом.
Учитывая руководство по эксплуатации и техобслуживанию полуприцепа кормовоза саморазгружающегося SM суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что полуприцеп не укомплектованный компрессорной установкой на момент таможенного оформления, следует рассматривать как товар, обладающий основными свойствами и характеристиками полуприцепа - кормовоза саморазгружающегося для сельского хозяйства и классифицировать в товарной субпозиции 87 16 20000, так как компрессор является основным элементом полуприцепа и его отсутствие не меняет основного свойства и характеристик полуприцепа.
Ссылка таможенного органа на письмо производителя товара MENCI & C SPA от 11.04.2014 подлежит отклонению, поскольку отсутствие компрессора в данной поставке не влияет на характеристики товара и на его целевое назначение.
То обстоятельство, что при классификации товара определяющим критерием в группе 87 раздела XVII Гармонизированной системы является его основное функциональное предназначение, подтверждается Решением Суда Евразийского экономического сообщества от 15.11.2012, оставленным без изменения решением Апелляционной палаты Суда Евразийского экономического сообщества от 21.02.2013.
В силу пункта 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.1996 N 5 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства" определение позиции, к которой относится конкретный товар в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, в компетенцию арбитражного суда не входит.
При рассмотрении дел об оспаривании решений таможенных органов по классификации товаров суд обязан лишь оценить правильность или неправильность такой классификации.
В случае, если будет установлено, что классификация товаров произведена неправильно, суд признает решение таможенного органа недействительным.
На основании статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, заявленные обществом требования правомерно были удовлетворены судом первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, решение суда первой инстанции, подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 05.05.2014 по делу N А09-818/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Е.В.МОРДАСОВ
В.Н.СТАХАНОВА
Н.В.ЗАИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.07.2014 ПО ДЕЛУ N А09-818/2014
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2014 г. по делу N А09-818/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 29.07.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Спецтехника" (Брянская область, с. Супонево, ОГРН 1093254009155, ИНН 3245503871) - Митиной Г.С. (паспорт), Митина А.П. (доверенность от 05.04.2013 N 032, паспорт), от заинтересованного лица Центральной акцизной таможни (г. Москва, ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563) -Чесноковой А.П. (доверенность от 16.07.2014 N 05-2115536, удостоверение), Ромашко Е.В. (доверенность от 16.04.2014 N 05-21/08320, удостоверение), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда Брянской области от 05.05.2014 по делу N А09-818/2014 (судья Мишакин В.А.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Спецтехника" (далее - ООО "Спецтехника", общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным решения Центральной акцизной таможни (далее -таможня) о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС регистрационный номер РКТ-10009160-13/000006 от 20.12.2013.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 05.05.2014 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на письмо производителя товара MENCI & C SPA от 11.04.2014. Ссылаясь на заключение эксперта таможенные орган считает, что полуприцеп является цистерной для транспортировки разнообразных сыпучих веществ.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "СПЕЦТЕХНИКА" возражал против доводов апелляционной жалобы. Полагая, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Спецтехника" ввезло на таможенную территорию РФ полуприцеп-кормовоз для транспортировки и выгрузки гранулированных сыпучих комбикормов для сельского хозяйства, 2011 г/в, саморазгружающийся, производства Италии, марки MENCI, модели SM 44.
Транспортное средство было оформлено обществом по декларации (далее - ДТ) N 10009160/091213/0007004, с описанием товара в графе 31: "Новый полуприцеп- кормовоз для транспортировки и выгрузки гранулированных сыпучих комбикормов для сельского хозяйства, новый, саморазгружающийся (с пневмовыгрузкой), марки MENCI, модели SM 44, г/в 2013".
В графе 33 ДТ общество заявило код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) 8716200000 -"прицепы и полуприцепы, самозагружающиеся или саморазгружающиеся, для сельского хозяйства", в графе 47 указало соответствующую ставку ввозной таможенной пошлины 5%.
При проведении таможенного контроля ДТ N 10009160/091213/0007004 таможенный орган установил, что ввезенный обществом товар по классификационным признакам соответствует товару, описанному в решении Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 "О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров" (далее - Положение), а также ссылаясь на заключение эксперта N 4368 от 20.12.2013, вынес решение о классификации товара, в котором классификационный код ТН ВЭД 8716 200000 изменен на 8716 31 000 0 "прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны", которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 13,8%.
ООО "Спецтехника", не согласившись с указанным решением таможни, полагая, что указанное решение нарушает его права в предпринимательской и иной экономической деятельности и не соответствует закону, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 52 ТК ТС в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС.
В силу нормы статьи 105 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 106 Закона N 311-ФЗ товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом, требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В таможенной декларации на товары код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности указывается декларантом либо по поручению декларанта таможенным представителем.
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 утверждены со сроком вступления в силу с 01.01.2010 единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф таможенного союза.
Единым таможенным тарифом установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
В соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ТС классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) осуществляется по следующим Правилам:
1. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
3. В случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется prima facie возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:
а) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
в) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
4. Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.
В группу 87 включаются средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности.
В товарной позиции 8716 классифицируются прицепы и полуприцепы, прочие несамоходные транспортные средства, их части; в субпозиции 8716 20 - прицепы и полуприцепы самозагружающиеся или саморазгружающиеся для сельского хозяйства; в субпозиции 8716 39 - прочие полуприцепы.
При классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД применяются Пояснения к ТН ВЭД, которые в свою очередь базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации.
Пояснения содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Согласно пояснениям к товарной позиции 8716 ТН ВЭД в нее включаются:
- - самозагружающиеся прицепы для сельского хозяйства, оборудованные автоматическими погрузочными устройствами и, возможно, также приспособлениями для сечки фуража, кукурузных стеблей и т.д.;
- - саморазгружающиеся прицепы для перевозки различных грузов (фуража, навоза и т.д.) с подвижным полом для разгрузки; такие транспортные средства можно укомплектовывать различными приспособлениями (устройством для измельчения навозной массы, для сечки фуража и т.д.) для того, чтобы приспособить их для использования в качестве разбрасывателя навоза, фуражного кузова или прицепа для перевозки корнеплодов.
В субпозиции 8716 20 - прицепы и полуприцепы самозагружающиеся или саморазгружающиеся для сельского хозяйства, в субпозиции 8716 31 - прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны.
Таким образом, для целей таможенной классификации в соответствии с товарными субпозициями 8716 20 и 8716 31 ТН ВЭД ввезенного обществом товара необходимо определить наличие основного свойства "самозагружаемости" или "саморазгружаемости".
Из представленного в материалы дела руководства по эксплуатации и техническому обслуживанию в отношении товара - полуприцепа-кормовоза саморазгружающегося SM (для сельского хозяйства) следует, что полуприцеп-кормовоз марки MENCI, модели SM 44 предназначен для использования в сельском хозяйстве для выгрузки гранулированных сыпучих комбикормов (том 1, л.д. 34-41).
Кроме того, из названого руководства усматривается, что полуприцеп применяется для кормления животных на сельскохозяйственных комплексах, посредством пневматической выгрузки. Выгружаемый комбикорм должен входить в категорию не опасных материалов, поэтому данные материалы не должны быть взрывоопасными, легковоспламеняющимися и коррозионными.
Неотъемлемым условием исправной работы полуприцепа служит использование полуприцепа строго по назначению.
Из письма производителя MENCI следует, что вышеуказанный полуприцеп-кормовоз MENCI является саморазгружающимся, используется только для сельского хозяйства, сконструирован и произведен специально и исключительно для транспортировки и выгрузки гранулированных, сыпучих комбикормов на сельскохозяйственных комплексах (том 1, л.д. 25).
Представленные в таможенный орган документы - декларация N 10009160/091213/0007004, контракт N 24/2013 от 24.10.2013, руководство по эксплуатации, товаросопроводительные документы (СMR N 267345 (том 1, л.д. 29), а также экспортная декларация страны отправления N 13АТ800000ЕVIJBK, свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (том 1, л.д. 26) свидетельствуют о том, что полуприцеп - кормовоз MENCI является саморазгружающимся и предназначен для использования в сельском хозяйстве.
Вместе с тем доказательств того, что на спорном прицепе отсутствует функция самовыгрузки, что спорный полуприцеп может использоваться в иных областях деятельности, кроме сельскохозяйственной, а также доказательств того, что перевозимым грузом может быть не только комбикорм таможенным органом не представлено.
Таким образом, следуя ОПИ ТН ВЭД ТС и основываясь на документах, приложенных к ДТ N 10009160/09/1213/0007004, заявитель правомерно классифицировал спорный товар в товарной субпозиции 8716 20 000.
Ссылка таможенного органа на заключение таможенного эксперта от 20.12.2013 N 4368 правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку эксперт не отрицает, что полуприцеп оборудован технологическим оборудованием для пневматической выгрузки перевозимого груза, но указывает, что функция самовыгружения на исследуемом объекте ввиду отсутствия внешнего оборудования (компрессора) отсутствует.
Вместе с тем в Пояснениях единой ТН ВЭД ТС указано, что в товарной позиции 8716 термины "прицепы" и "полуприцепы" означают транспортные средства (кроме мотоциклетных колясок), которые предназначены исключительно для соединения с другим транспортным средством посредством специального тягово-сцепного устройства (независимо от того, является оно автоматическим или нет).
Классификация агрегатов, состоящих из транспортных средств со стационарно встроенным в них оборудованием или приспособлениями, определяется в соответствии с основным назначением агрегата в целом. Поэтому в данную товарную позицию включаются такие агрегаты, назначение которых определяется самим транспортным средством. С другой стороны, агрегаты, назначение которых определяется оборудованием или устройствами, которые в них входят, в данную товарную позицию не включаются.
Из изложенного следует, что агрегат, состоящий из полуприцепа (то есть транспортное средство с надстройкой), оборудованного механизмом для пневмовыгрузки комбикорма (то есть стационарно встроенное оборудование или приспособление), должен классифицироваться в соответствии с основным назначением агрегата в целом.
Учитывая руководство по эксплуатации и техобслуживанию полуприцепа кормовоза саморазгружающегося SM суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что полуприцеп не укомплектованный компрессорной установкой на момент таможенного оформления, следует рассматривать как товар, обладающий основными свойствами и характеристиками полуприцепа - кормовоза саморазгружающегося для сельского хозяйства и классифицировать в товарной субпозиции 87 16 20000, так как компрессор является основным элементом полуприцепа и его отсутствие не меняет основного свойства и характеристик полуприцепа.
Ссылка таможенного органа на письмо производителя товара MENCI & C SPA от 11.04.2014 подлежит отклонению, поскольку отсутствие компрессора в данной поставке не влияет на характеристики товара и на его целевое назначение.
То обстоятельство, что при классификации товара определяющим критерием в группе 87 раздела XVII Гармонизированной системы является его основное функциональное предназначение, подтверждается Решением Суда Евразийского экономического сообщества от 15.11.2012, оставленным без изменения решением Апелляционной палаты Суда Евразийского экономического сообщества от 21.02.2013.
В силу пункта 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.1996 N 5 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства" определение позиции, к которой относится конкретный товар в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, в компетенцию арбитражного суда не входит.
При рассмотрении дел об оспаривании решений таможенных органов по классификации товаров суд обязан лишь оценить правильность или неправильность такой классификации.
В случае, если будет установлено, что классификация товаров произведена неправильно, суд признает решение таможенного органа недействительным.
На основании статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, заявленные обществом требования правомерно были удовлетворены судом первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, решение суда первой инстанции, подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 05.05.2014 по делу N А09-818/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Е.В.МОРДАСОВ
В.Н.СТАХАНОВА
Н.В.ЗАИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)