Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Уфахимчистка" о признании недействующими пунктов 1467, 1468, 1469, 1470, 1471 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 г. N 557, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного суда Республики Башкортостан от 13 мая 2015 г., которым заявление открытого акционерного общества "Уфахимчистка" удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя открытого акционерного общества "Уфахимчистка" Валиуллина М.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 г. N 557 в соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 г. N 43-з "О налоге на имущество организаций", опубликованным 5 мая 2014 г. на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан htpp://www.mziorb.ru/, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год (далее - Перечень объектов).
В Перечне объектов указаны 5 нежилых зданий, расположенных по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, ул. Новоженова, 88/в (пункты 1595, 1596, 1597, 1598, 1599).
Открытое акционерное общество "Уфахимчистка" (далее - ОАО "Уфахимчистка"), являясь собственником зданий, обратилось в суд с заявлением о признании недействующими приведенных правовых предписаний, полагая, что принадлежащие ему здания и земельный участок, на котором они расположены, не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 г. N 43-з "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, неправильно включены в Перечень объектов.
По мнению заявителя, оспариваемые пункты Перечня объектов противоречат приведенным законоположениям и незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
В связи с внесением 14 апреля 2015 г. изменений в оспариваемый приказ, повлекших иную нумерацию пунктов, ОАО "Уфахимчистка" требования уточнило и просило признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда пункты 1467, 1468, 1469, 1470, 1471 Перечня объектов.
Решением Верховного суда Республики Башкортостан заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене судебного постановления ввиду нарушения норм материального права и норм процессуального права и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований ОАО "Уфахимчистка".
Прокурором прокуратуры Республики Башкортостан, участвующим в деле, на данную апелляционную жалобу принесены возражения, в которых прокурор просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями законодательства.
Суд, удовлетворяя заявление, сделал правильный вывод о противоречии оспариваемых правовых предписаний законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Позиция суда мотивированна, основана на анализе действующего законодательства, подтверждается материалами дела, и оснований с ней не согласиться не имеется.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 названного Кодекса.
В силу предписаний пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено этой статьей.
В отношении отдельных объектов налоговая база недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378 Кодекса.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2143 г. N 141-з "О внесении изменений в закон Республики Башкортостан "О налоге имущество организаций" с 1 января 2015 г. введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 названного республиканского закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации под административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 г. N 7/4, установлены виды территориальных зон, в том числе Ж-1 - Ж-3 - жилые зоны, ОД-1 - ОД-3 - общественно-деловые зоны, П-1 - П-2 - производственные зоны, КП-1 - КП-3 - коммерческо-производственные зоны.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:020531:36, расположенный по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, ул. Новоженова, 88/в, на котором находятся 5 объектов недвижимости - нежилые здания, принадлежащие на праве собственности ОАО "Уфахимчистка", имеет вид разрешенного использования "под производственную базу", что его местонахождение и фактическое использование относится к территориальной зоне КП-3.
Административные учреждения и торговые организации, объекты бытового обслуживания согласно части 1 статьи 43.2 приведенных выше правил размещаются в общественно-деловых зонах ОД-1 - ОД-3.
Судом также установлено, что на земельном участке размещены производственно-складские помещения в соответствии с разрешенным видом для территориальной зоны КП-3, что помещения в зданиях, расположенных на земельном участке, используются под промышленную стирку, приемку и складирование продукции, под цех чистки ковров, пухопера и ремонта матрасов, под производственную и складскую деятельность, под химическую чистку изделий в промышленном объеме и складирование готовой продукции. Под офисные помещения используются помещения N 19 и 26 площадью 85,2 кв. м в здании с кадастровым номером 02:55:020530:486, что составляет менее 10% от общей площади здания.
При таком положении суд первой инстанции сделал правильное заключение о том, что перечисленные выше здания не обладают признаками объектов, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость, и правомерно признал оспариваемые пункты Перечня объектов противоречащими требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 г. N 43-з "О налоге на имущество организаций".
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не учтено, что в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 163, услуги по химической чистке и крашению, услуги прачечных относятся к бытовым услугам, несостоятелен, поскольку указанный нормативный акт правоотношения в области налогообложения не регулирует.
Другие доводы апелляционной жалобы, направленные на иное толкование приведенных правовых норм, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Республики Башкортостан от 13 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 19.08.2015 N 49-АПГ15-28
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 августа 2015 г. N 49-АПГ15-28
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Уфахимчистка" о признании недействующими пунктов 1467, 1468, 1469, 1470, 1471 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 г. N 557, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного суда Республики Башкортостан от 13 мая 2015 г., которым заявление открытого акционерного общества "Уфахимчистка" удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя открытого акционерного общества "Уфахимчистка" Валиуллина М.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 г. N 557 в соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 г. N 43-з "О налоге на имущество организаций", опубликованным 5 мая 2014 г. на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан htpp://www.mziorb.ru/, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год (далее - Перечень объектов).
В Перечне объектов указаны 5 нежилых зданий, расположенных по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, ул. Новоженова, 88/в (пункты 1595, 1596, 1597, 1598, 1599).
Открытое акционерное общество "Уфахимчистка" (далее - ОАО "Уфахимчистка"), являясь собственником зданий, обратилось в суд с заявлением о признании недействующими приведенных правовых предписаний, полагая, что принадлежащие ему здания и земельный участок, на котором они расположены, не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 г. N 43-з "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, неправильно включены в Перечень объектов.
По мнению заявителя, оспариваемые пункты Перечня объектов противоречат приведенным законоположениям и незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
В связи с внесением 14 апреля 2015 г. изменений в оспариваемый приказ, повлекших иную нумерацию пунктов, ОАО "Уфахимчистка" требования уточнило и просило признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда пункты 1467, 1468, 1469, 1470, 1471 Перечня объектов.
Решением Верховного суда Республики Башкортостан заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене судебного постановления ввиду нарушения норм материального права и норм процессуального права и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований ОАО "Уфахимчистка".
Прокурором прокуратуры Республики Башкортостан, участвующим в деле, на данную апелляционную жалобу принесены возражения, в которых прокурор просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями законодательства.
Суд, удовлетворяя заявление, сделал правильный вывод о противоречии оспариваемых правовых предписаний законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Позиция суда мотивированна, основана на анализе действующего законодательства, подтверждается материалами дела, и оснований с ней не согласиться не имеется.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 названного Кодекса.
В силу предписаний пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено этой статьей.
В отношении отдельных объектов налоговая база недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378 Кодекса.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2143 г. N 141-з "О внесении изменений в закон Республики Башкортостан "О налоге имущество организаций" с 1 января 2015 г. введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 названного республиканского закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации под административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 г. N 7/4, установлены виды территориальных зон, в том числе Ж-1 - Ж-3 - жилые зоны, ОД-1 - ОД-3 - общественно-деловые зоны, П-1 - П-2 - производственные зоны, КП-1 - КП-3 - коммерческо-производственные зоны.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:020531:36, расположенный по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, ул. Новоженова, 88/в, на котором находятся 5 объектов недвижимости - нежилые здания, принадлежащие на праве собственности ОАО "Уфахимчистка", имеет вид разрешенного использования "под производственную базу", что его местонахождение и фактическое использование относится к территориальной зоне КП-3.
Административные учреждения и торговые организации, объекты бытового обслуживания согласно части 1 статьи 43.2 приведенных выше правил размещаются в общественно-деловых зонах ОД-1 - ОД-3.
Судом также установлено, что на земельном участке размещены производственно-складские помещения в соответствии с разрешенным видом для территориальной зоны КП-3, что помещения в зданиях, расположенных на земельном участке, используются под промышленную стирку, приемку и складирование продукции, под цех чистки ковров, пухопера и ремонта матрасов, под производственную и складскую деятельность, под химическую чистку изделий в промышленном объеме и складирование готовой продукции. Под офисные помещения используются помещения N 19 и 26 площадью 85,2 кв. м в здании с кадастровым номером 02:55:020530:486, что составляет менее 10% от общей площади здания.
При таком положении суд первой инстанции сделал правильное заключение о том, что перечисленные выше здания не обладают признаками объектов, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость, и правомерно признал оспариваемые пункты Перечня объектов противоречащими требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 г. N 43-з "О налоге на имущество организаций".
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не учтено, что в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 163, услуги по химической чистке и крашению, услуги прачечных относятся к бытовым услугам, несостоятелен, поскольку указанный нормативный акт правоотношения в области налогообложения не регулирует.
Другие доводы апелляционной жалобы, направленные на иное толкование приведенных правовых норм, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Республики Башкортостан от 13 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)