Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 21.01.2014 ПО ДЕЛУ N А65-7437/2013

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2014 г. по делу N А65-7437/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Сверигина Р.Р. (доверенность от 24.05.2013 б/н, ордер от 16.01.2014 N 001499),
ответчика - Глуховой А.А. (доверенность от 09.01.2013 N 2.2-0-15/00023),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2013 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2013 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А65-7437/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Комбытсервис", г. Казань (ИНН 1653006793, ОГРН 1021602825980) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань, об оспаривании решения, с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,

установил:

открытое акционерное общество "Комбытсервис" (далее - ОАО "Комбытсервис", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань (далее - Межрайонная ИФНС России N 3 по Республике Татарстан, налоговый орган, инспекция) от 28.02.2013 N 98 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2013, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение инспекции от 28.02.2013 N 98 признано незаконным. На налоговый орган возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "Комбытсервис".
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 3 по Республике Татарстан с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. При этом налоговый орган полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку выводы судов о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год общество правомерно руководствовалось кадастровой стоимостью земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012, являются ошибочными. Кроме того, в резолютивной части данного решения не содержится указаний на то, что установленная в ходе судебного разбирательства рыночная стоимость земельного участка применима начиная с 01.01.2011. По мнению инспекции, измененная кадастровая стоимость применяется в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2013.
Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает обжалованные судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Комбытсервис" в первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год указало кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:220418:1, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Центрально-Мариупольская, д. 49, в размере 58 891 003 рублей, а сумму подлежащего уплате земельного налога - 471 128 рублей.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012 установлена кадастровая стоимость вышеупомянутого земельного участка, равная рыночной стоимости, в размере 23 503 120 рублей. Суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости. Изменения внесены 03.08.2012.
В представленной налогоплательщиком 11.10.2012 уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год указана кадастровая стоимость названного земельного участка в размере 23 503 120 рублей, равная рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012, с суммой исчисленного налога - 188 025 рублей.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт от 25.01.2013 N 98. По итогам рассмотрения акта проверки и представленных обществом возражений инспекцией принято решение от 28.02.2013 N 98 о привлечении ОАО "Комбытсервис" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 283 103 рублей, пени по состоянию на 28.02.2013 в размере 8958 рублей 27 копеек, а также применены меры ответственности в виде штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 14 155 рублей.
Основанием для доначисления налоговым органом земельного налога, пени, штрафа послужил вывод инспекции об уменьшении налогоплательщиком налоговой базы на 35 387 883 рубля и исчисленной суммы земельного налога на 283 103 рубля вследствие неверно определенной кадастровой стоимости земельных участков. По мнению инспекции при исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2011 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан от 28.02.2013 N 98 ОАО "Комбытсервис" обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 26.03.2013 обжалованное решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Считая, что решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан от 28.02.2013 N 98 нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, ОАО "Комбытсервис" оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Коллегия считает, что судами предыдущих инстанций не полно исследованы обстоятельства дела ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102) утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2 и пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Постановление N 1102 опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
С учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О судебная коллегия признает обоснованными выводы судов о том, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 4453/10 и от 26.07.2011 N 2647/11.
Следовательно, доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденной вышеназванным постановлением, инспекцией произведено неправильно.
Вместе с тем суд кассационной инстанции считает ошибочным исчисление обществом земельного налога за 2011 год в соответствии с кадастровой стоимостью спорного земельного участка, равной рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012.
Как указано выше, ОАО "Комбытсервис" с учетом решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012 уменьшило сумму земельного налога, подлежащего уплате за 2011 год, на 283 103 рубля.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В вышеназванном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Так как датой внесения в государственный кадастр недвижимости изменений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012 является 03.08.2012, вывод судебных инстанций о возможности применения новой кадастровой стоимости для исчисления земельного налога за 2011 год в силу вышеуказанных норм основан на ошибочном толковании судами норм налогового законодательства.
Поскольку доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденной Постановлением N 1102, инспекцией произведено неправильно, а изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до указанного Постановления N 1102, а именно, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Выводы судебных инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем, обжалованные судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит определить сумму земельного налога, подлежащего уплате обществом в рассматриваемый период, иных налоговых обязательств и, принимая во внимание все обстоятельства дела, в соответствии с требованиями закона вынести обоснованный и соответствующий нормам права судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2013 по делу N А65-7437/2013 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)