Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 06.08.2014 ПО ДЕЛУ N А60-19048/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 августа 2014 г. по делу N А60-19048/2014


Резолютивная часть решения объявлена 05 августа 2014 года
Полный текст решения изготовлен 06 августа 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.Ф. Гилязовой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-19048/2014
по заявлению Индивидуального предпринимателя Захарова Александра Валентиновича (ИНН 665100003993, ОГРНИП 304665622400014)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Свердловской области (ИНН 6676000010, ОГРН 1116611000582), Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области (ИНН 6671159287, ОГРН 1046604027238)
о признании недействительными ненормативных актов в части,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Зверков А.В., представитель по доверенности N 14ИП-01 от 05.02.2014, паспорт;
- от заинтересованных лиц: от МИФНС России N 13 по СО - Авакшин С.И., представитель по доверенности N 14-12/00001 от 09.01.2014, удостоверение; Гурьянова И.Г., представитель по доверенности N 04-12/08491 от 06.06.2014, удостоверение; от УФНС России по СО - Беляева З.В., представитель по доверенности N 09-22/12 от 09.01.2014, удостоверение.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено.

Индивидуальный предприниматель Захаров Александр Валентинович обратился в суд с заявлением о признании недействительными: решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Свердловской области о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 03-18/45а от 31.12.2013 с учетом изменений в части, касающейся исчисления и уплаты земельного налога за 2010, 2011 годы; решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области в части отказа удовлетворить требования заявителя о возможности применения кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.03.2012 по делу N А60-56702/2011, начиная с 01.01.2010.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 13 по Свердловской области представлен отзыв.
Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области представлен отзыв. Налоговые органы не согласны с позицией налогоплательщика, полагают, что доначисление налога и пеней является законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд

установил:

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 13 по Свердловской области в отношении Индивидуального предпринимателя Захарова Александра Валентинович проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по результатам которой составлен акт от 18.11.2013 N 03-18/34, вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения N 03-18/45а от 31.12.2013.
Решением установлена недоимка по земельному налогу за 2010, 2011 годы в общей сумме 409850 руб. 00 коп. (163562 руб. 00 коп. - за 2010 год, 246288 руб. 00 коп. - за 2011 год), соответственно начислены пени в сумме 32399 руб. 13 коп., установлена неуплата по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 108000 руб. Налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 81970 руб. 00 коп.
Индивидуальный предприниматель Захаров Александр Валентинович, не согласившись с доводами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Свердловской области в части начисления земельного налога в сумме 409850 руб. 00 коп., соответствующих сумм пени и штрафа, обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы России по Свердловской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Свердловской области N 151/14 от 03.03.2014 решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Свердловской области N 03-18/45а от 31.12.2013 изменено, привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ в сумме 81970 руб. 00 коп. признано неправомерным. В остальной части решение оставлено без изменения.
Не согласившись с позицией налоговых органов, заявитель обратился в арбитражный суд.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как следует из обстоятельств дела, недоимка по земельному налогу за 2010, 2011 годы возникла в результате представления заявителем налоговых деклараций по земельному налогу, основанных на рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0205008:19 и 66:41:0205011:24. Как пояснил заявитель, при расчете налога за спорные периоды он руководствовался кадастровой стоимостью участков, установленной решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.03.2012 г. по делу N А60-56702/2012 (вступило в законную силу 13.04.2013 г.).
Между тем, изучив материалы дела и фактические обстоятельства, суд отмечает следующее.
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
На основании ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации, земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база согласно ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Земельное законодательство Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка путем установления его рыночной стоимости. Вопрос о пересмотре установленной кадастровой стоимости разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями заинтересованными лицами - в судебном порядке.
Вместе с тем, учет рыночной стоимости земельного участка в качестве его кадастровой стоимости в целях налогообложения имеет ряд особенностей, относящихся, в том числе, и к действию установленной рыночной стоимости земельного участка во времени.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости (земельного участка), внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости.
Статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости (земельного участка) должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Дата определения кадастровой стоимости земельных участков определяется в соответствии с п. 2.4, 2.5, 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных участков (приказ Минэкономразвития РФ N 222) с учетом приказа Минэкономразвития РФ от 17.11.2011 N 673.
Согласно п. 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, кадастровая стоимость объектов оценки (земельных участков) определяется на дату формирования Управлением Росреестра по субъекту Российской Федерации перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке).
По состоянию на 01.01.2010, 01.01.2011, 01.01.2012 были сформированы перечни земельных участков для проведения кадастровой оценки, результаты которой утверждены Постановлениями Правительства Свердловской области N 1347-ПП и N 695-ПП соответственно.
Соответственно, рыночная стоимость земельного участка, определенная на 01.01.2010 может быть применена только к правоотношениям, на которые распространяет действие Постановление Правительства Свердловской области N 695-ПП, которым определено проведение государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2010 и которое действует для целей налогообложения с 01.01.2012.
При расчете земельного налога за 2010 и 2011 годы подлежит применению кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
Согласно данного Постановления кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0205008:19 применяемая для расчета налоговой базы в 2010 и 2011 гг. - 45355353 руб. 00 коп., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0205011:24 применяемая для расчета налоговой базы в 2010 и 2011 гг. - 51670380 руб. 00 коп.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2010 с кадастровым номером 66:41:0205008:19 составляет 183890772 руб. 08 коп., с кадастровым номером 66:41:0205011:24 составляет 138543165 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.03.2012 по делу N А60-56702/2011 кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0205008:19 (г. Екатеринбург ул. Завокзальная, 7, площадью 9532 м2), с кадастровыми номерами 66:41:0205011:24 (г. Екатеринбург пер. Мельковский, 5, площадью 10409 м2) признана равной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010 в размере 35955000 руб. 00 руб. и 36160000 руб. 00 коп. соответственно. Решение вступило в законную силу 13.04.2012.
Заявителем в уточненных налоговых декларациях за 2010, 2011 г.г. земельный налог исчислен исходя из кадастровой стоимости, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.03.2012 по делу N А60-56702/2011:
- - кадастровый номер 66:41:205008:19, стоимость 35955000 руб.;
- - кадастровый номер 66:41:205011:24 стоимость 36160000 руб.
Между тем, с учетом вышеприведенных норм несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости его рыночной стоимости не означает автоматического аннулирования ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости и перерасчета налоговых обязательств.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, суд полагает, что рыночная стоимость спорного земельного участка не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2010, 2011 годы.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования оставить без удовлетворения.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Н.И.РЕМЕЗОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)