Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани - Кашфутдиновой Л.А. по доверенности от 31.03.2014 N 2.4-0-10/003113,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Комбытсервис"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2014 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Рогалева Е.М., Кузнецов В.В.)
по делу N А65-7439/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Комбытсервис", г. Казань (ИНН 1653006793, ОГРН 1021602825980) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани, г. Казань, с участием третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Казань, о признании решения недействительным,
установил:
открытое акционерное общество "Комбытсервис" (далее - ОАО "Комбытсервис", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани (далее - ИФНС России по Московскому району города Казани, Инспекция, налоговый орган) с участием третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан Управление) Федеральной кадастровой палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, о признании недействительным решения от 28.02.2013 N 6125 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.06.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013, заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.12.2013, вышеназванные судебные акты первой и апелляционной инстанций отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Республики Татарстан суда от 20.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014, заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Инспекции от 28.02.2013 N 6125 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога превышающего 1 087 767 руб., а в удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
ОАО "Комбытсервис" не согласилось с вышеуказанными судебными актами и обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителя налогового органа, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанции, при новом рассмотрении, норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат земельные участки.
Согласно решению суда от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012 суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:0111411:3, общей площадью 1790 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 41А, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 13 933 360 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:10, общей площадью 2 400 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Тукая, д. 103, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 21 525 600 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:30, общей площадью 986 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Тукая, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 6 080 662 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:100420:107, общей площадью 2 369 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Волгоградская, д. 8, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 18 144 171 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:100428:3, общей площадью 1 980 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. 2-я Юго-Западная, д. 30, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 12 499 740 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:090313:7, общей площадью 6 830 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. 1 Мая, д. 5, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 36 704 420 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:090431:12, общей площадью 3 354 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Солнечный, д. 1А, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 14 157 234 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:310403:5, общей площадью 30 410 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Химиков, д. 2, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 56 293 544 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:220529:3, общей площадью 3 890 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, Максимова, д. 47/34 указав ее равной его рыночной стоимости в размере 17 250 403 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:220418:1, общей площадью 5 300 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Центрально-Мариупольская, д. 49, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 23 503 120 руб.
Налогоплательщиком 08.10.2012 в налоговый орган в электронном виде представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в соответствии с которой налоговая база в отношении спорного земельного участка определена исходя из его кадастровой стоимости в размере 965 499 руб., что привело к уменьшению суммы земельного налога, подлежащего уплате за 2011 год на 2 047 848 руб.
В ходе камеральной проверки установлено, что заявителем занижена сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, на 2 047 848 руб. в связи с тем, что заявитель неверно определил кадастровую стоимость земельного участка, а именно, применил кадастровую стоимость указанного земельного участка в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 478 от 05.10.2005 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани". По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2011 год, подлежала применению кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 (далее - постановление от 24.12.2010 N 1102).
Решением Управления от 27.03.2013 N 2.14-0-18/006540 решение Инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба заявителя без удовлетворения.
Считая решения Инспекции незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.
При новом рассмотрении суды предыдущих инстанций пришли к выводу о том, что заявленные Обществом требования подлежат частичному удовлетворению, при этом правомерно исходили из следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Инспекцией при начислении земельного налога за 2011 год применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденных постановлением от 24.12.2010 N 1102.
В рассматриваемом деле судами правомерно установлено, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Следовательно, применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных указанным постановлением от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Довод заявителя о применении рыночной стоимости земельных участков, утвержденных решением суда от 14.06.2012 г. по делу N А65-10229/2012 был предметом рассмотрения судов предыдущих инстанций и правомерно отклонен.
Согласно ответу ФГБУ "ФКП Росреестра" от 24.12.2012 исх. N 2.19-0-53/022921 датой внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в кадастровую стоимость в соответствии с решением суда по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:310403:5, 16:50:100428:3, 16:50:100420:107, является 03.08.2012.
Поэтому возможность применения новой кадастровой стоимости, установленной решением суда от 14.06.2012 г., для исчисления земельного налога за 2011 год, в силу вышеуказанных норм, основан на ошибочном толковании Обществом норм налогового законодательства.
Как верно указано судами, учитывая, что доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением N 1102, Инспекцией произведено неправильно, а изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до постановления N 1102, а именно, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по городу Казани".
При определении размера земельного налога заявителя за 2011 год суды предыдущих инстанций правильно исходили из кадастровой стоимости земельных участков заявителя и ставки налога, установленной на 2011 год.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:1000420:107 составила 27 046 873 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:100428:3 составила 33 363 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:310403:5 составила 211 531 960 руб.
С учетом перерасчета земельного налога по вышеуказанным участкам, земельный налог к уплате за 2011 год должен составить 1 087 767 руб., а не 2 743 347 руб., как указывает налоговый орган.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о признании решения Инспекции от 28.02.2013 N 6125 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога за 2011 год в части доначисления земельного налога превышающего 1 087 767 руб. не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя, отказав в удовлетворении остальной части заявленных требований.
В кассационной жалобе общества не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы сторон не опровергают сделанных судами предыдущих инстанции выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, излишне уплаченная по платежному поручению от 29.05.2014 N 827 государственная пошлина в размере 1000 (одна тысяча) руб., подлежит возврату ОАО "Комбытсервис" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по делу N А65-7439/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Комбытсервис", г. Казань (ИНН 1653006793, ОГРН 1021602825980) из федерального бюджета излишне уплаченную за рассмотрение кассационной жалобы государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) руб., перечисленную по платежному поручению от 29.05.2014 N 827.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА
Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 24.07.2014 ПО ДЕЛУ N А65-7439/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2014 г. по делу N А65-7439/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани - Кашфутдиновой Л.А. по доверенности от 31.03.2014 N 2.4-0-10/003113,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Комбытсервис"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2014 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Рогалева Е.М., Кузнецов В.В.)
по делу N А65-7439/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Комбытсервис", г. Казань (ИНН 1653006793, ОГРН 1021602825980) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани, г. Казань, с участием третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Казань, о признании решения недействительным,
установил:
открытое акционерное общество "Комбытсервис" (далее - ОАО "Комбытсервис", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани (далее - ИФНС России по Московскому району города Казани, Инспекция, налоговый орган) с участием третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан Управление) Федеральной кадастровой палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, о признании недействительным решения от 28.02.2013 N 6125 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.06.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013, заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.12.2013, вышеназванные судебные акты первой и апелляционной инстанций отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Республики Татарстан суда от 20.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014, заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Инспекции от 28.02.2013 N 6125 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога превышающего 1 087 767 руб., а в удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
ОАО "Комбытсервис" не согласилось с вышеуказанными судебными актами и обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителя налогового органа, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанции, при новом рассмотрении, норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат земельные участки.
Согласно решению суда от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012 суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:0111411:3, общей площадью 1790 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 41А, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 13 933 360 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:10, общей площадью 2 400 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Тукая, д. 103, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 21 525 600 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:30, общей площадью 986 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Тукая, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 6 080 662 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:100420:107, общей площадью 2 369 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Волгоградская, д. 8, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 18 144 171 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:100428:3, общей площадью 1 980 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. 2-я Юго-Западная, д. 30, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 12 499 740 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:090313:7, общей площадью 6 830 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. 1 Мая, д. 5, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 36 704 420 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:090431:12, общей площадью 3 354 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Солнечный, д. 1А, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 14 157 234 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:310403:5, общей площадью 30 410 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Химиков, д. 2, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 56 293 544 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:220529:3, общей площадью 3 890 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, Максимова, д. 47/34 указав ее равной его рыночной стоимости в размере 17 250 403 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:220418:1, общей площадью 5 300 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Центрально-Мариупольская, д. 49, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 23 503 120 руб.
Налогоплательщиком 08.10.2012 в налоговый орган в электронном виде представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в соответствии с которой налоговая база в отношении спорного земельного участка определена исходя из его кадастровой стоимости в размере 965 499 руб., что привело к уменьшению суммы земельного налога, подлежащего уплате за 2011 год на 2 047 848 руб.
В ходе камеральной проверки установлено, что заявителем занижена сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, на 2 047 848 руб. в связи с тем, что заявитель неверно определил кадастровую стоимость земельного участка, а именно, применил кадастровую стоимость указанного земельного участка в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 478 от 05.10.2005 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани". По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2011 год, подлежала применению кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 (далее - постановление от 24.12.2010 N 1102).
Решением Управления от 27.03.2013 N 2.14-0-18/006540 решение Инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба заявителя без удовлетворения.
Считая решения Инспекции незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.
При новом рассмотрении суды предыдущих инстанций пришли к выводу о том, что заявленные Обществом требования подлежат частичному удовлетворению, при этом правомерно исходили из следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Инспекцией при начислении земельного налога за 2011 год применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденных постановлением от 24.12.2010 N 1102.
В рассматриваемом деле судами правомерно установлено, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Следовательно, применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных указанным постановлением от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Довод заявителя о применении рыночной стоимости земельных участков, утвержденных решением суда от 14.06.2012 г. по делу N А65-10229/2012 был предметом рассмотрения судов предыдущих инстанций и правомерно отклонен.
Согласно ответу ФГБУ "ФКП Росреестра" от 24.12.2012 исх. N 2.19-0-53/022921 датой внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в кадастровую стоимость в соответствии с решением суда по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:310403:5, 16:50:100428:3, 16:50:100420:107, является 03.08.2012.
Поэтому возможность применения новой кадастровой стоимости, установленной решением суда от 14.06.2012 г., для исчисления земельного налога за 2011 год, в силу вышеуказанных норм, основан на ошибочном толковании Обществом норм налогового законодательства.
Как верно указано судами, учитывая, что доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением N 1102, Инспекцией произведено неправильно, а изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до постановления N 1102, а именно, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по городу Казани".
При определении размера земельного налога заявителя за 2011 год суды предыдущих инстанций правильно исходили из кадастровой стоимости земельных участков заявителя и ставки налога, установленной на 2011 год.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:1000420:107 составила 27 046 873 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:100428:3 составила 33 363 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:310403:5 составила 211 531 960 руб.
С учетом перерасчета земельного налога по вышеуказанным участкам, земельный налог к уплате за 2011 год должен составить 1 087 767 руб., а не 2 743 347 руб., как указывает налоговый орган.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о признании решения Инспекции от 28.02.2013 N 6125 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога за 2011 год в части доначисления земельного налога превышающего 1 087 767 руб. не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя, отказав в удовлетворении остальной части заявленных требований.
В кассационной жалобе общества не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы сторон не опровергают сделанных судами предыдущих инстанции выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, излишне уплаченная по платежному поручению от 29.05.2014 N 827 государственная пошлина в размере 1000 (одна тысяча) руб., подлежит возврату ОАО "Комбытсервис" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по делу N А65-7439/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Комбытсервис", г. Казань (ИНН 1653006793, ОГРН 1021602825980) из федерального бюджета излишне уплаченную за рассмотрение кассационной жалобы государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) руб., перечисленную по платежному поручению от 29.05.2014 N 827.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА
Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)