Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.04.2014 ПО ДЕЛУ N А65-19292/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2014 г. по делу N А65-19292/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан - до перерыва - Миннегалеева И.Х. (доверенность от 10.01.2014 N 2.4-0-21/000183), после перерыва - Григорьевой Д.В. (доверенность от 19.11.2013 N 2.4-0-20/024145), Амирхановой Л.Ш. (доверенность от 31.01.2014 N 2.4-0-21/001927),
представитель общества с ограниченной ответственностью "ЕвроИнвестГрупп" - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02-07 апреля 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 октября 2013 года по делу N А65-19292/2013 (судья Абдуллаев А.Г.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЕвроИнвестГрупп" (ОГРН 1081650000145, ИНН 1650169084), Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан (ОГРН 1041616098974, ИНН 1650040002), Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
о признании недействительным решения от 20 июня 2013 года N 276,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЕвроИнвестГрупп" (далее - общество, ООО "ЕвроИнвестГрупп") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган, ИФНС России по г. Набережные Челны) от 20.06.2013 N 276 (л.д. 3-4).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2013 по делу N А65-19292/2013 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение ИФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан от 20.06.2013 N 276 (л.д. 78-81).
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 91-93).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее (л.д. 103-104).
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 24.02.2014 (л.д. 111).
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 02.04.2014 (л.д. 121).
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 02.04.2014 до 12 час. 55 мин. 03.03.2014, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя инспекции, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению частично.
Как следует из материалов дела, 29.01.2013 ООО "ЕвроИнвестГрупп" представило в ИФНС России по г. Набережные Челны налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, на основании указанной декларации составляет 71 717 руб.
По представленной декларации проведена камеральная налоговая проверка и составлен акт от 20.05.2013 N 287 (л.д. 56-59).
Рассмотрев материалы проверки, налоговым органом принято решение от 20.06.2013 N 276 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 19 571 руб., обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 97 856 руб. и начислены пени в сумме 7 136 руб. 79 коп. (л.д. 12-19, 48-53).
Основанием принятия оспариваемого решения, является вывод налоговой инспекции, что по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость принадлежащего налогоплательщику земельного участка с кадастровым номером 16:52:040210:150 по данным ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" составила 11 304 896 руб. 54 коп.
Следовательно, рассчитываемая из этой кадастровой стоимости сумма земельного налога должна составлять 169 573 руб. Однако, налогоплательщиком по данному земельному участку применена кадастровая стоимость 4 781 112 руб., при которой размер земельного налога составляет 71 717 руб.
По мнению инспекции, меньшая кадастровая стоимость земельного участка подлежала применению лишь с 01.01.2013, поскольку она установлена решением арбитражного суда в 2012 году.
Общество обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по Республики Татарстан.
Решением Управления ФНС России по Республики Татарстан от 12.08.2013 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, а решение инспекции утверждено (л.д. 20-22).
Общество не согласилось с решением налоговой инспекции и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования в полном объеме, неправильно применил нормы материального права.
В соответствии с положениями статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется к отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а отчетными - первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 НК РФ).
Из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как видно из материалов дела, что определение кадастровой стоимости земельного участка явилось предметом судебного разбирательства в рамках арбитражного дела N А65-7377/2012, по которому решением от 25.04.2012 исковые требования общества удовлетворены, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" обязана внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:52:040210:150, указав ее в размере 4 781 112 руб.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2012 по делу N А65-7377/2012 вступило в законную силу 28.05.2012 (л.д. 5-10).
Из представленной кадастровой справки ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" от 07.10.2013 следует, что вышеуказанное решение арбитражного суда исполнено.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2012 по делу N А65-7377/2012 установлено, что по спорному земельному участку кадастровая стоимость определена по результатам исполнения государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010 в размере 11 304 896 руб. 54 коп. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2011.
Кадастровая стоимость земельного участка в размере 4 781 112 руб. определена арбитражным судом на основании экспертного заключения от 10.04.2012 N 129/Э/2012 на отчет от 09.02.2012 N КЗ-ОА-039/12, из содержания которого следует, что датой проведения оценки является 01.01.2011 (л.д. 26-34).
Суд первой инстанции считает, что вывод налогового органа о необходимости применения измененной кадастровой стоимости только с 01.01.2013 являются неправомерными.
Суд первой инстанции указывает, что налоговым периодом по земельному налогу является календарный год, земельный налог за 2012 год подлежит уплате в 2013 году (не позднее 01.02.2013 применительно к г. Набережные Челны в соответствии с Решением Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 19.11.2008 N 35/6 "О земельном налоге").
Налогоплательщик может защитить свои права изменением кадастровой стоимости земельного участка посредством определения его рыночной стоимости по состоянию на 1 января налогового периода лишь по прошествии этой даты, а не до нее. Определение рыночной стоимости земельного участка на налоговый период 2012 года в 2011 году в принципе является невозможным.
На момент сдачи в 2013 году налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год кадастровая стоимость была уже изменена решением арбитражного суда, имеющим обязательную силу и подлежащему исполнению на всей территории Российской Федерации.
Поскольку общество обратилось с иском об изменении кадастровой стоимости в 2012 году, в этом же году принято и вступило в законную силу решение об удовлетворении его исковых требований, налоговая база по земельному налогу должна определяться с учетом измененной кадастровой стоимости.
Доводы налогового органа о том, что земельный налог был им рассчитан по сведениям кадастровой службы, является необоснованным, поскольку в силу пункта 1 статьи 296 НК РФ земельный налог рассчитывается налогоплательщиком - организацией самостоятельно, что и было сделано обществом с учетом обязательного к исполнению судебного акта арбитражного суда об изменении кадастровой стоимости земельного участка.
Уплата авансовых платежей в течение налогового периода также не свидетельствует о неприменимости измененной кадастровой стоимости земельного участка в спорном налоговом периоде, поскольку пунктом 5 статьи 396 НК РФ установлен механизм определения размера земельного налога как разницы между суммой исчисленного налога и суммами подлежащих уплате авансовых платежей. Из буквального толкования пунктов 1 и 5 статьи 396 НК РФ также следует, что земельный налог исчисляется по истечении налогового периода.
Суд первой инстанции делает вывод, что доводы инспекции о неприменимости при расчете земельного налога за 2012 год кадастровой стоимости земельного участка, установленной в 2012 году, являются несостоятельными. Произведенное обществом в 2013 году исчисление земельного налога за 2012 год с учетом измененной кадастровой стоимости земельного участка является верным, так как решение арбитражного суда охватывается весь налоговый период, начиная с 01.01.2012, что соответствует пункту 1 статьи 391 НК РФ.
Решение суда об изменении кадастровой стоимости не относится к актам законодательства о налогах и сборах, порядок применения которых установлен статьей 5 НК РФ.
В силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда подлежит применению с даты его вступления в законную силу. В рассматриваемом случае решение суда вступило в законную силу на момент исчисления земельного налога.
Суд первой инстанции считает, что доводы налогового органа со ссылкой на постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.10.2013 по делу N А65-24601/2012 подлежат отклонению, поскольку в приведенном примере предметом спора являлась возможность применения измененной в 2012 году кадастровой стоимости земельного участка при расчете налога за 2011 год, а не за 2012 год. Также из данного постановления суда кассационной инстанции следует, что в рассмотренном деле рыночная стоимость не была определена на дату кадастровой оценки, тогда как в данном случае рыночная стоимость определена на дату кадастровой оценки 01.01.2011.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции делает вывод, что решение налоговой инспекции о привлечении общества к налоговой ответственности с доначислением налога и пеней подлежит признанию недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции не учтено следующее.
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка-либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета, внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2014 по делу N А65-18164/2013.
В рассматриваемом деле установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2012 по делу N А65-7377/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:52:040210:150 в размере 4 781 112 руб. с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда по делу N А65-7377/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2012 по делу N А65-7377/2012 внесена в кадастр 14.06.2012.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:040210:150, принадлежащего обществу, установленная решением суда не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 14.06.2012.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочный позицию суда первой инстанции о том, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2012 может быть применена на весь налоговый период, начиная с 01.01.2012.
Суд апелляционной инстанции считает, что при расчете земельного налога за 2012 год следует исходить из следующего:
Кадастровая стоимость земельного участка 11304897 руб. * налоговая ставка 1,5% /12 мес. * 5 мес. = сумма исчисленного налога составляет - 70655,50 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка 4781112 руб. * налоговая ставка 1,5% / 12 мес. * 7 мес. = сумма исчисленного налога составляет - 41834,10 руб.
Сумма земельного налога за 2012 год, которая подлежит уплате обществом составляет - 112489,6 руб. (70655,50 + 41834,10).
Обществом уплачено налога на основании декларации в сумме 71717 руб.
Фактически обществом не уплачено земельного налога в сумме 40772,6 руб. (112489,60-71717).
Налоговым органом доначислен обществу налог в сумме 97856 руб.
Фактически обществу должен быть доначислен земельный налог в сумме 40772,6 руб.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что налоговой инспекции неправомерно доначислен обществу оспариваемым решением земельный налог в сумме 57083,40 руб. (97856-40772,60).
Таким образом, решение суда первой инстанции следует отменить, принять новый судебный акт, признать недействительным решение ИФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан от 20.06.2013 N 276 в части доначисления ООО "ЕвроИнвестГрупп" земельного налога в сумме 57083 руб. 40 коп., соответствующих сумм пени и штрафа, а в остальной части исковых требований обществу отказать.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 октября 2013 года по делу N А65-19292/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан от 20 июня 2013 года N 276 в части доначисления обществу с ограниченной ответственностью "ЕвроИнвестГрупп" земельного налога в сумме 57083 (Пятьдесят семь тысяч восемьдесят три) руб. 40 коп., соответствующих сумм пени и штрафа.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ

Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Е.Г.ПОПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)