Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 29.07.2015 N 50-АПГ15-5

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июля 2015 г. N 50-АПГ15-5


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Калининой Л.А., Меркулова В.П.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Зубехина В.В. и Воронина И.Л. на решение Омского областного суда от 16 марта 2015 года об отказе в удовлетворении требований Зубехина В.В., Бекпусинова С.Н. и Воронина И.Л. о признании недействующим пункта 5 Положения об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в муниципальных районах Омской области, утвержденного постановлением правительства Омской области от 28 октября 2008 года N 176-п "Об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в муниципальных районах Омской области" (в редакции от 4 июня 2014 года), в части слов ", а максимальное значение Сап не может быть выше 0,1".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением правительства Омской области от 28 октября 2008 года N 176-п "Об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в муниципальных районах Омской области" (в редакции от 4 июня 2014 года) утверждено Положение об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в муниципальных районах Омской области.
Согласно пункту 5 Положения размер годовой арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, предоставляемые в аренду для строительства либо право аренды которых приобретается в связи с расположением на них зданий, строений, сооружений, за исключением земельных участков, указанных в пунктах 3, 5.1 Положения, определяется по формуле: Ап = Кс х Сап, где:
- - Ап - размер годовой арендной платы;
- - Кс - кадастровая стоимость земельного участка из земель населенных пунктов по состоянию на 1 января года, за который производится расчет арендной платы;
- Сап - ставка арендной платы за земельный участок.
Значения Сап определяются органом местного самоуправления. При этом минимальное значение Сап не может быть ниже ставки земельного налога, а максимальное значение Сап не может быть выше 0,1.
Зубехин В.В., Бекпусинов С.П. и Воронин И.Л. обратились в суд с заявлением о признании недействующим пункта 5 Положения в части слов "..., а максимальное значение Сап не может быть выше 0,1".
Полагали, что правовое регулирование в этой части влияет на необоснованное увеличение размера арендной платы, чем нарушаются их права заявителей, как арендаторов земельных участков, выделенных им ранее под индивидуальное жилищное строительство, и не согласуется с принципами и правилами размера арендной платы, регламентированными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
В подтверждение нарушенных прав заявители ссылались на судебные решения, на основании которых с них взыскана задолженность по внесению арендной платы в связи с повышением ставки арендной платы.
Решением Омского областного суда от 16 марта 2015 года Зубехину В.В., Бекпусинову С.П. и Воронину И.Л. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Зубехин В.В. и Воронин И.Л. просят отменить данное решение, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, губернатором Омской области, Правительством Омской области, Министерством имущественных отношений Омской области и участвующим в деле прокурором поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как справедливо отмечено в решении суда первой инстанции, правительство Омской области, утверждая своим постановлением от 28 октября 2008 года N 176-п Положение об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в муниципальных районах Омской области (в редакции от 4 июня 2014 года), действовало в пределах предоставленных ему федеральным законодателем полномочий; правовой акт принят с соблюдением требований, предъявляемых к порядку его принятия и опубликования; пункт 5 в части слов ", а максимальное значение Сап не может быть выше 0,1" права заявителя не нарушает и не противоречит федеральному законодательству.
Таким образом, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оцененными судом первой инстанции по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и согласуются нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, разграничения государственной собственности, земельное законодательство.
В силу статей 1, 22, 39.7 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации в Российской Федерации действует принцип платного использования земли. Формой платы за использование земли наряду с земельным налогом (до введения в действие налога на недвижимость) является арендная плата. Установление порядка определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - прерогатива органов государственной власти субъекта Российской Федерации; размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из экономической обоснованности определения размера арендной платы, в соответствии с которой арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования; предсказуемости расчета (порядок расчета арендной платы и случаи ее одностороннего изменения по требованию арендодателя определяются нормативными правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления); предельно допустимой простоты расчета (на основании кадастровой стоимости); недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении прав (размер арендной платы не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога); поддержки социально значимых видов деятельности (арендная плата в пределах земельного налога, защита интересов лиц, освобожденных от его уплаты).
Анализ оспариваемого Положения во взаимосвязи с приведенными выше федеральными нормами дает убедительную основу для вывода о том, что установление региональным правовым актом способа определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и в связи с этим введение в процентах от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка ставки арендной платы за земельный участок в качестве одного из показателей, влияющих на размер устанавливаемого органом местного самоуправления муниципального района Омской области арендной платы, не может рассматриваться противоречащим принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Судебная коллегия констатирует, что применение ставки арендной платы в качестве расчетной величиной на единицу площади для определения арендной платы за использование земельного участка само по себе не отменяет и не изменяет содержание принципов экономической обоснованности, предсказуемости, предельно допустимой простоты расчета (на основании кадастровой стоимости); недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении прав, к чему фактически сводятся доводы заявителей.
Во всяком случае, доказательствами того, что размер арендной платы земельных участков, ранее использованных заявителями по договорам аренды, исчислен без учета категории земель, из разрешенного использования, что действительно указывало бы на произвольное установление размера арендной платы, суд не располагает.
Содержащееся в пункте 5 Положения предписание устанавливать ставку арендную платы не выше 0,1 каких-либо предпочтений при расчете арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель и вида функционального использования, не ухудшает экономическое состояние землепользователей при переоформлении прав на земельные участки; непосредственно значение соответствующей ставки, арендной платы определяется постановлением администрации Омского муниципального района от 10 ноября 2009 года N 2100-п "Об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в Омском муниципальном районе Омской области". Данный нормативный акт заявителями не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы не могут изменить правовую судьбу обжалуемого решения суда. Все эти доводы судом проверялись, им дана надлежащая судебная оценка, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в судебном постановлении.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного решения, в апелляционных, жалобах не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 199, 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Омского областного суда от 16 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зубехина В.В. и Воронина И.Л. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)