Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 06.11.2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06.11.2012 года.
Арбитражный суд в составе:
председательствующего судьи: Л.А. Шевелевой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи В.А. Седовым
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз", зарегистрированного 17.05.1999 г. в качестве юридического лица администрацией Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с основным государственным регистрационным номером: 1028600940576, идентификационным номером налогоплательщика: 8603089934 и расположенного по адресу: ул. Ленина, д. 4, г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628606
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1, зарегистрированной 23.12.2004 г. в качестве юридического лица межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером: 1047702057765, идентификационным номером налогоплательщика: 7710305514 и расположенной по адресу: 129223, г. Москва, проспект Мира, ВВЦ, стр. 194
об обязании начислить и уплатить проценты в размере 43 078,30 руб. на сумму излишне взысканных налогов, пени, штрафов
с участием представителей:
от заявителя: Ганеева М.Р. (дов. N МГ-2092д от 15.12.2011 г.)
от заинтересованного лица: Лоздовская Е.А. (дов. N 50 от 01.08.2012 г.).
установил:
Открытое акционерное общество "Самотлорнефтегаз", зарегистрированное 17.05.1999 г. в качестве юридического лица администрацией Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с основным государственным регистрационным номером: 1028600940576, идентификационным номером налогоплательщика: 8603089934 и расположенное по адресу: ул. Ленина, д. 4, г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628606, (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы и просит (с учетом уточнения размера заявленного требования в порядке ст. 49 АПК РФ) обязать межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1, зарегистрированной 23.12.2004 г. в качестве юридического лица межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером: 1047702057765, идентификационным номером налогоплательщика: 7710305514 и расположенную по адресу: 129223, г. Москва, проспект Мира, ВВЦ, стр. 194, начислить и уплатить проценты в размере 43 078,30 руб. на сумму излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Заинтересованное лицо возразило против удовлетворения заявленных требований по мотивам отзыва N 52-06-10/18048 от 19.09.2012 г. (т. 3, л.д. 117 - 121).
Непосредственно исследовав все представленные по делу доказательства, заслушав в судебном заседании пояснения участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и не находит их подлежащими удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 была проведена выездная налоговая проверка (далее - инспекция) ОАО "Самотлорнефтегаз" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2007 г.
По результатам проведения выездной налоговой проверки инспекцией составлен Акт N 53-23-14/384а от 19.02.2009 г. и принято Решение N 52-23-14/1068р от 27.04.2009 г. о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно Решению Обществу было предложено уплатить: Налог на прибыль в общей сумме 16 886 231 руб., в том числе: за 2006 год -6 939 268 руб.. за 2007 год - 9 946 963,00 руб.: пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 133 359 руб., штраф за неуплату налога на прибыль по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 2 279 641 руб., НДС в общей сумме 16 886 231 руб.. в т.ч. за январь 2006 года - 15 032 306 руб.; за 2007 год - 1 239 298 руб., пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 1 490 453 руб.; НДНИ в общей сумме 583 054 228 руб., в т.ч. за 2006 год - 313 642 326 руб., за 2007 год - 269 411 902 руб., пени за несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых в сумме 116 811 327 руб., штраф за неуплату НДПИ в сумме 94 800 905 руб., налог на имущество организаций в общей сумме 687 304 руб., в т.ч. за 2006 год - 76 972 руб., за 2007 год - 610 332 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество организаций 96 078 руб., штраф за неуплату налога на имущество организаций по п. 1 ст. 122 НК РФ 137 461 руб.
Также указанным Решением Обществу было отказано в вычетах по налогу на добавленную стоимость в размере 777 834 руб. (п. 2.3.2 Акта, п. 3.1 Решения).
Общество не согласилось с выводами и предложениями налогового органа и обратилось в Федеральную налоговую службу с апелляционной жалобой на решение N 52-23-14/1068р от 27.04.2009 г. о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Позднее Обществом были представлены дополнения к указанной жалобе.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы решением Федеральной налоговой службы по г. Москве N 9-1-08/00297@ от 23.10.2009 г. решение N 52-23-14/1068р от 27.04.2009 г. было оставлено без изменения и было утверждено и признано вступившим в силу.
Впоследствии Обществом дополнительно была подана еще одна жалоба на вступившее в законную силу решение N 52-23-14/1068р от 27.04.2009 г. о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением ФНС России N СН-379/425@ от 22.04.2010 г. решение N 52-23-14/ 1068р от 27.04.2009 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятое Инспекцией ФНС России N 5 по г. Москве, было изменено путем отмены в части доначисления сумм налога на добавленную стоимость в размере 16 109 761 руб., в части отказа в вычете по НДС в размере 777 834 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.
В остальной части решение N 52-23-14/1068р от 27.04.2009 г., принятое инспекцией, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было оставлено без изменения.
Согласно выписке операций по расчету с бюджетом на момент вынесения решения N 52-23-14/1068р от 27.04.2009 г. у общества было уменьшено ранее подтвержденное возмещение по НДС в сумме 777 834 руб.
После вынесения решения ФНС России, изменившего решение налогового органа от 27.04.2009 г. N 52-23-14/1068р, общество направило письмо 21.05.2010 г. с просьбой о зачете переплаты, образовавшейся в результате отражения в КЛС решения ФНС от 22.042010 г.
По данным выписки операций по расчету с бюджетом 18.05.2010 г. сумма текущего налога была уменьшена на сумму 777 834 руб. таким образом, сумма НДС (возмещение) была возвращена налогоплательщику 18.05.2010 г.
На основании решения N 52-23-14/1068р от 27.04.2009 г. инспекцией в адрес общества были направлены требования N 1061, 1062, 1062/1 об уплате доначисленных сумм налога, пени и штрафов.
Оплата сумм налогов, пени, штрафов была произведена Обществом платежными поручениями:
По требованию N 1061: N 35216 от 10.11.2009 г. на сумму 314 349,00 руб. (налог на доходы физических лиц); По требованию N 1062: N 35213 от 10.11.2009 г. на сумму 7 428 175,00 руб. (налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта); N 35212 от 10.11.2009 г. на сумму в 3 913 450,00 руб. (налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет); N 35215 от 10.11.2009 г. на сумму в 2 279 641,00 руб. (оплата штрафа по налогу на прибыль), N 35217 от 10.11.2009 г. на сумму 62 870,00 руб. (штраф по НДФЛ); N 35214 от 10.11.2009 г. на сумму 133 359 руб. (пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта); N 35221 от 10.11.2009 г. на сумму 580 054 228,00 руб. (НДПИ); - N 35222 от 10.11.2009 г. на сумму в 116 811 327,00 руб. (пени по НДПИ); - N 35223 от 10.11.2009 г. на сумму 94 800 905,00 руб. (штраф по НДПИ). По требованию N 1062/1: N 35218 от 10.11.2009 г. на сумму в 687 304,00 руб. (налог на имущество); - N 35219 от 10.11.2009 г. на сумму 96 078,00 руб. (пени по налогу на имущество); N 35220 от 10.11.2009 г. на сумму 137 461,00 руб. (штраф но налогу на имущество).
Кроме того, письмом N 17/2-8-310 от 10.11.2009 г. общество обратилось в инспекцию с просьбой о зачете в счет имеющейся переплаты задолженности по требованию N 1062 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в т.ч. по налогу на прибыль: в федеральный бюджет 1 574 571 руб. и в бюджет субъекта 3 970 030,00 руб.; по налогу на добавленную стоимость 16 271 604 руб., пени по НДС в сумме 1 490 453 руб.
Решением Инспекции N 3419, 3416, 3415 от 23.11.2009 г. указанные суммы были зачтены в счет имеющейся переплаты, о чем Обществу было направлено извещение N 52-12-39519 от 25.11.2009 г.
Не согласившись с решением МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 27.04.2009 г. N 52-23-14/1068р. решением Федеральной налоговой службы по г. Москве N СН-379/425@ от 22.04.2010 г. Общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании решения N 52-23-14/1068р от 27.04.2009 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы решение N 52-23-14/1068р от 27.04.2009 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным в части начисления недоимок по налогам, пени, штрафов по эпизодам, связанным с п. 1.5 решения налогового органа: доначисление налоговым органом обществу налога на прибыль за 2006 год в размере 191 250 руб., за 2007 год - 378 333 руб., п. 1.7 решения налогового органа: доначисление налога на прибыль за 2006 и 2007 годы в общей сумме 11 471 814 руб.; п. 6.1 решения налогового органа: доначисление налога на имущество за 2006 год в сумме 64 787 руб. и за 2007 год в сумме 429 209 руб. признано несоответствующим требованиям НК РФ.
Постановлением 9ААС N 9АП-5744/2011-АК от 07.04.2011 г., а также Постановлением ФАС МО от 26.10.2011 г. решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2011 г. по делу N А40-146845/09-90-1065 оставлено без изменения, апелляционная и кассационная жалобы инспекции - без удовлетворения.
На основании данных судебных актов обществом было подано заявление N ЕЛ/761 от 04.05.2011 г. о зачете излишне взысканных сумм налога в счет текущих платежей по налогу на прибыль.
17.05.2011 г. Инспекцией был осуществлен возврат оспоренных денежных средств в форме зачета, о чем Обществу было направлено извещение N 52-12-1 1/10277 от 19.05.2011 г.
Кроме того, общество также направило в адрес налогового органа письмо N ЕЛ/762 от 04.05.2011 г. с просьбой о возврате излишне взысканных сумм налога на имущество на расчетный счет общества.
Указанные суммы были возвращены инспекций 10.05.2011 г., о чем Обществу было направлено извещение N 28904 о принятом налоговым органом решении о возврате от 10.05.2011 г.
Как указано Конституционным судом РФ в определении от 27.12.2005 г. N 503 регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, федеральный законодатель установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть I) Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженной в Постановлении Президиума от 29.03.2005 г. N 13592/04, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.
Таким образом, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.
Следовательно, такое перечисление носит характер взыскания налоговым органом недоимок, а излишне уплаченные денежные средства в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным) являются излишне взысканными и подлежат возврату налогоплательщику с процентами по правилам ст. 79 НК РФ.
Поскольку возврат излишне взысканных сумм налога был произведен без начисленных процентов. С инспекции подлежат взысканию проценты на основании п. 5 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на пес процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
По рассматриваемому спору, поскольку суммы налогов, пени, штрафов были уплачены обществом по результатам выездной налоговой проверки на основании решения и требований, признанных впоследствии арбитражным судом незаконными, указанные суммы являются излишне взысканными.
При этом, при возврате суммы излишне взысканных налогов, штрафов и пеней, налоговый орган не перечислил обществу причитающиеся суммы процентов.
Заинтересованным лицо после обращения общества с заявлением в суд был произведен частичный возврат процентов на сумму излишне взысканного налога.
Письмом N 52-12-11/19984 от 12.10.2012 г. инспекция направила извещение о принятом решении о возврате процентов на сумму излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Указанная сумма была перечислена инспекцией платежными поручениями: N 00464 от 22.10.2012 г. - 1 204 696, 40 руб.; N 00497 от 17.10.2012 г. - 824 862,51 руб.; N 00505 от 17.10.2012 г. - 479 639,36 руб. Всего 2 509 198,27 руб.
Общество также обратилось в с заявлением о возврате процентов за нарушение срока возврата сумм излишне взысканного налога на имущество, пени, штрафа в размере 81 801,51 руб.
Платежным поручением N 00679 от 25.10.2010 г. инспекция перечислила денежные средства, однако, не в полном объеме, а только 80 683,40 руб. Сумма невозвращенных процентов составила 1 118,11 руб.
Именно с учетом размера невозвращенных процентов и заявлено требование в суде на день рассмотрения спора.
Разница в расчете составляет в исчислении последнего дня срока начисления процентов. Заявитель указывает, что день перечисления налогов засчитывается в период начисления процентов, а заинтересованное лицо указанный вывод опровергает.
Суд пришел к выводу о необоснованности требования в данной части по следующим основаниям.
Так, из расчета заявителя видно, что им произведен расчет процентов за период, начиная со дня, следующего за днем оплаты начислении по день фактического возврата денежных средств на счет общества, включая дату поступления денежных средств на счет.
Однако проценты подлежат начислению за период, начиная со дня, следующего за днем оплаты начислений по день предшествующий фактическому возврату денежных средств на счет общества.
Указанный вывод соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.11.2005 г. N 7528/05.
Суд указывает, что период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм налогоплательщику.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 14883/10 по делу N А40-51041/2009-33/765 указано, что в рассматриваемом случае проверка окончена 13.05.2009, денежные средства поступили на счет общества в банке 17.06.2009, предусмотренные пунктом 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации проценты начислены с 29.05.2009 (начиная с 12-го рабочего дня после окончания проверки) по 16.06.2009 (день, предшествующий зачислению денежных средств на счет налогоплательщика).
Моментом исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм является дата перечисления средств на расчетный счет налогоплательщика. В результате, проценты подлежат начислению по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм налогоплательщику.
Указание на включение в расчет процентов дня фактического возврата в правовой норме п. 5 ст. 79 НК РФ отсутствует. Более того, в силу п. 10 ст. 78 НК РФ, проценты начисляются за каждый календарный день нарушения срока возврата. Исходя из смысла данной нормы, проценты начисляются на сумму излишне уплаченного или излишне взысканного налога за те дни, когда налогоплательщик не имел возможности распоряжаться данными денежными средствами. Следовательно, не подлежат начислению проценты за день, когда сумма излишне уплаченного или излишне взысканного налога была перечислена на счет налогоплательщика, так как в этот день у него уже имелась возможность воспользоваться данными денежными средствами.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ", моментом исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм является дата перечисления средств на расчетный счет налогоплательщика. Учитывая данную позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд, приходит к выводу, что проценты подлежат начислению по день, предшествующий дате фактического перечисления соответствующих сумм налогоплательщику.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Излишне уплаченная государственная пошлина на основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ подлежит возврату заявителю.
При таких обстоятельствах, на основании ст. ст. 3, 21, 79, 137, 138 НК РФ, и руководствуясь ст. 110, 167 - 170 АПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз", зарегистрированного 17.05.1999 г. в качестве юридического лица администрацией Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с основным государственным регистрационным номером: 1028600940576, идентификационным номером налогоплательщика: 8603089934 и расположенного по адресу: ул. Ленина, д. 4, г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628606 к межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1, зарегистрированной 23.12.2004 г. в качестве юридического лица межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером: 1047702057765, идентификационным номером налогоплательщика: 7710305514 и расположенной по адресу: 129223, г. Москва, проспект Мира, ВВЦ, стр. 194 об обязании начислить и уплатить проценты в размере 43 078,30 руб. на сумму излишне взысканных налогов, пени, штрафов - отказать.
Возвратить открытому акционерному обществу "Самотлорнефтегаз", зарегистрированному 17.05.1999 г. в качестве юридического лица администрацией Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с основным государственным регистрационным номером: 1028600940576, идентификационным номером налогоплательщика: 8603089934 и расположенному по адресу: ул. Ленина, д. 4, г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628606 из федерального бюджета 40 435,00 руб. (сорок тысяч четыреста тридцать пять рублей) излишне уплаченной государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.
Не вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд. Вступившее в законную силу решение суда арбитражного суда может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в интернете.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить в интернете на соответствующем сайте Девятого арбитражного апелляционного суда или Федерального арбитражного суда Московского округа.
Судья
Л.А.ШЕВЕЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 06.11.2012 ПО ДЕЛУ N А40-105398/12
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 ноября 2012 г. по делу N А40-105398/12
Резолютивная часть решения объявлена 06.11.2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06.11.2012 года.
Арбитражный суд в составе:
председательствующего судьи: Л.А. Шевелевой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи В.А. Седовым
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз", зарегистрированного 17.05.1999 г. в качестве юридического лица администрацией Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с основным государственным регистрационным номером: 1028600940576, идентификационным номером налогоплательщика: 8603089934 и расположенного по адресу: ул. Ленина, д. 4, г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628606
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1, зарегистрированной 23.12.2004 г. в качестве юридического лица межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером: 1047702057765, идентификационным номером налогоплательщика: 7710305514 и расположенной по адресу: 129223, г. Москва, проспект Мира, ВВЦ, стр. 194
об обязании начислить и уплатить проценты в размере 43 078,30 руб. на сумму излишне взысканных налогов, пени, штрафов
с участием представителей:
от заявителя: Ганеева М.Р. (дов. N МГ-2092д от 15.12.2011 г.)
от заинтересованного лица: Лоздовская Е.А. (дов. N 50 от 01.08.2012 г.).
установил:
Открытое акционерное общество "Самотлорнефтегаз", зарегистрированное 17.05.1999 г. в качестве юридического лица администрацией Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с основным государственным регистрационным номером: 1028600940576, идентификационным номером налогоплательщика: 8603089934 и расположенное по адресу: ул. Ленина, д. 4, г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628606, (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы и просит (с учетом уточнения размера заявленного требования в порядке ст. 49 АПК РФ) обязать межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1, зарегистрированной 23.12.2004 г. в качестве юридического лица межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером: 1047702057765, идентификационным номером налогоплательщика: 7710305514 и расположенную по адресу: 129223, г. Москва, проспект Мира, ВВЦ, стр. 194, начислить и уплатить проценты в размере 43 078,30 руб. на сумму излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Заинтересованное лицо возразило против удовлетворения заявленных требований по мотивам отзыва N 52-06-10/18048 от 19.09.2012 г. (т. 3, л.д. 117 - 121).
Непосредственно исследовав все представленные по делу доказательства, заслушав в судебном заседании пояснения участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и не находит их подлежащими удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 была проведена выездная налоговая проверка (далее - инспекция) ОАО "Самотлорнефтегаз" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2007 г.
По результатам проведения выездной налоговой проверки инспекцией составлен Акт N 53-23-14/384а от 19.02.2009 г. и принято Решение N 52-23-14/1068р от 27.04.2009 г. о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно Решению Обществу было предложено уплатить: Налог на прибыль в общей сумме 16 886 231 руб., в том числе: за 2006 год -6 939 268 руб.. за 2007 год - 9 946 963,00 руб.: пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 133 359 руб., штраф за неуплату налога на прибыль по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 2 279 641 руб., НДС в общей сумме 16 886 231 руб.. в т.ч. за январь 2006 года - 15 032 306 руб.; за 2007 год - 1 239 298 руб., пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 1 490 453 руб.; НДНИ в общей сумме 583 054 228 руб., в т.ч. за 2006 год - 313 642 326 руб., за 2007 год - 269 411 902 руб., пени за несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых в сумме 116 811 327 руб., штраф за неуплату НДПИ в сумме 94 800 905 руб., налог на имущество организаций в общей сумме 687 304 руб., в т.ч. за 2006 год - 76 972 руб., за 2007 год - 610 332 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество организаций 96 078 руб., штраф за неуплату налога на имущество организаций по п. 1 ст. 122 НК РФ 137 461 руб.
Также указанным Решением Обществу было отказано в вычетах по налогу на добавленную стоимость в размере 777 834 руб. (п. 2.3.2 Акта, п. 3.1 Решения).
Общество не согласилось с выводами и предложениями налогового органа и обратилось в Федеральную налоговую службу с апелляционной жалобой на решение N 52-23-14/1068р от 27.04.2009 г. о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Позднее Обществом были представлены дополнения к указанной жалобе.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы решением Федеральной налоговой службы по г. Москве N 9-1-08/00297@ от 23.10.2009 г. решение N 52-23-14/1068р от 27.04.2009 г. было оставлено без изменения и было утверждено и признано вступившим в силу.
Впоследствии Обществом дополнительно была подана еще одна жалоба на вступившее в законную силу решение N 52-23-14/1068р от 27.04.2009 г. о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением ФНС России N СН-379/425@ от 22.04.2010 г. решение N 52-23-14/ 1068р от 27.04.2009 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятое Инспекцией ФНС России N 5 по г. Москве, было изменено путем отмены в части доначисления сумм налога на добавленную стоимость в размере 16 109 761 руб., в части отказа в вычете по НДС в размере 777 834 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.
В остальной части решение N 52-23-14/1068р от 27.04.2009 г., принятое инспекцией, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было оставлено без изменения.
Согласно выписке операций по расчету с бюджетом на момент вынесения решения N 52-23-14/1068р от 27.04.2009 г. у общества было уменьшено ранее подтвержденное возмещение по НДС в сумме 777 834 руб.
После вынесения решения ФНС России, изменившего решение налогового органа от 27.04.2009 г. N 52-23-14/1068р, общество направило письмо 21.05.2010 г. с просьбой о зачете переплаты, образовавшейся в результате отражения в КЛС решения ФНС от 22.042010 г.
По данным выписки операций по расчету с бюджетом 18.05.2010 г. сумма текущего налога была уменьшена на сумму 777 834 руб. таким образом, сумма НДС (возмещение) была возвращена налогоплательщику 18.05.2010 г.
На основании решения N 52-23-14/1068р от 27.04.2009 г. инспекцией в адрес общества были направлены требования N 1061, 1062, 1062/1 об уплате доначисленных сумм налога, пени и штрафов.
Оплата сумм налогов, пени, штрафов была произведена Обществом платежными поручениями:
По требованию N 1061: N 35216 от 10.11.2009 г. на сумму 314 349,00 руб. (налог на доходы физических лиц); По требованию N 1062: N 35213 от 10.11.2009 г. на сумму 7 428 175,00 руб. (налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта); N 35212 от 10.11.2009 г. на сумму в 3 913 450,00 руб. (налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет); N 35215 от 10.11.2009 г. на сумму в 2 279 641,00 руб. (оплата штрафа по налогу на прибыль), N 35217 от 10.11.2009 г. на сумму 62 870,00 руб. (штраф по НДФЛ); N 35214 от 10.11.2009 г. на сумму 133 359 руб. (пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта); N 35221 от 10.11.2009 г. на сумму 580 054 228,00 руб. (НДПИ); - N 35222 от 10.11.2009 г. на сумму в 116 811 327,00 руб. (пени по НДПИ); - N 35223 от 10.11.2009 г. на сумму 94 800 905,00 руб. (штраф по НДПИ). По требованию N 1062/1: N 35218 от 10.11.2009 г. на сумму в 687 304,00 руб. (налог на имущество); - N 35219 от 10.11.2009 г. на сумму 96 078,00 руб. (пени по налогу на имущество); N 35220 от 10.11.2009 г. на сумму 137 461,00 руб. (штраф но налогу на имущество).
Кроме того, письмом N 17/2-8-310 от 10.11.2009 г. общество обратилось в инспекцию с просьбой о зачете в счет имеющейся переплаты задолженности по требованию N 1062 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в т.ч. по налогу на прибыль: в федеральный бюджет 1 574 571 руб. и в бюджет субъекта 3 970 030,00 руб.; по налогу на добавленную стоимость 16 271 604 руб., пени по НДС в сумме 1 490 453 руб.
Решением Инспекции N 3419, 3416, 3415 от 23.11.2009 г. указанные суммы были зачтены в счет имеющейся переплаты, о чем Обществу было направлено извещение N 52-12-39519 от 25.11.2009 г.
Не согласившись с решением МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 27.04.2009 г. N 52-23-14/1068р. решением Федеральной налоговой службы по г. Москве N СН-379/425@ от 22.04.2010 г. Общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании решения N 52-23-14/1068р от 27.04.2009 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы решение N 52-23-14/1068р от 27.04.2009 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным в части начисления недоимок по налогам, пени, штрафов по эпизодам, связанным с п. 1.5 решения налогового органа: доначисление налоговым органом обществу налога на прибыль за 2006 год в размере 191 250 руб., за 2007 год - 378 333 руб., п. 1.7 решения налогового органа: доначисление налога на прибыль за 2006 и 2007 годы в общей сумме 11 471 814 руб.; п. 6.1 решения налогового органа: доначисление налога на имущество за 2006 год в сумме 64 787 руб. и за 2007 год в сумме 429 209 руб. признано несоответствующим требованиям НК РФ.
Постановлением 9ААС N 9АП-5744/2011-АК от 07.04.2011 г., а также Постановлением ФАС МО от 26.10.2011 г. решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2011 г. по делу N А40-146845/09-90-1065 оставлено без изменения, апелляционная и кассационная жалобы инспекции - без удовлетворения.
На основании данных судебных актов обществом было подано заявление N ЕЛ/761 от 04.05.2011 г. о зачете излишне взысканных сумм налога в счет текущих платежей по налогу на прибыль.
17.05.2011 г. Инспекцией был осуществлен возврат оспоренных денежных средств в форме зачета, о чем Обществу было направлено извещение N 52-12-1 1/10277 от 19.05.2011 г.
Кроме того, общество также направило в адрес налогового органа письмо N ЕЛ/762 от 04.05.2011 г. с просьбой о возврате излишне взысканных сумм налога на имущество на расчетный счет общества.
Указанные суммы были возвращены инспекций 10.05.2011 г., о чем Обществу было направлено извещение N 28904 о принятом налоговым органом решении о возврате от 10.05.2011 г.
Как указано Конституционным судом РФ в определении от 27.12.2005 г. N 503 регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, федеральный законодатель установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть I) Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженной в Постановлении Президиума от 29.03.2005 г. N 13592/04, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.
Таким образом, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.
Следовательно, такое перечисление носит характер взыскания налоговым органом недоимок, а излишне уплаченные денежные средства в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным) являются излишне взысканными и подлежат возврату налогоплательщику с процентами по правилам ст. 79 НК РФ.
Поскольку возврат излишне взысканных сумм налога был произведен без начисленных процентов. С инспекции подлежат взысканию проценты на основании п. 5 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на пес процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
По рассматриваемому спору, поскольку суммы налогов, пени, штрафов были уплачены обществом по результатам выездной налоговой проверки на основании решения и требований, признанных впоследствии арбитражным судом незаконными, указанные суммы являются излишне взысканными.
При этом, при возврате суммы излишне взысканных налогов, штрафов и пеней, налоговый орган не перечислил обществу причитающиеся суммы процентов.
Заинтересованным лицо после обращения общества с заявлением в суд был произведен частичный возврат процентов на сумму излишне взысканного налога.
Письмом N 52-12-11/19984 от 12.10.2012 г. инспекция направила извещение о принятом решении о возврате процентов на сумму излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Указанная сумма была перечислена инспекцией платежными поручениями: N 00464 от 22.10.2012 г. - 1 204 696, 40 руб.; N 00497 от 17.10.2012 г. - 824 862,51 руб.; N 00505 от 17.10.2012 г. - 479 639,36 руб. Всего 2 509 198,27 руб.
Общество также обратилось в с заявлением о возврате процентов за нарушение срока возврата сумм излишне взысканного налога на имущество, пени, штрафа в размере 81 801,51 руб.
Платежным поручением N 00679 от 25.10.2010 г. инспекция перечислила денежные средства, однако, не в полном объеме, а только 80 683,40 руб. Сумма невозвращенных процентов составила 1 118,11 руб.
Именно с учетом размера невозвращенных процентов и заявлено требование в суде на день рассмотрения спора.
Разница в расчете составляет в исчислении последнего дня срока начисления процентов. Заявитель указывает, что день перечисления налогов засчитывается в период начисления процентов, а заинтересованное лицо указанный вывод опровергает.
Суд пришел к выводу о необоснованности требования в данной части по следующим основаниям.
Так, из расчета заявителя видно, что им произведен расчет процентов за период, начиная со дня, следующего за днем оплаты начислении по день фактического возврата денежных средств на счет общества, включая дату поступления денежных средств на счет.
Однако проценты подлежат начислению за период, начиная со дня, следующего за днем оплаты начислений по день предшествующий фактическому возврату денежных средств на счет общества.
Указанный вывод соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.11.2005 г. N 7528/05.
Суд указывает, что период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм налогоплательщику.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 14883/10 по делу N А40-51041/2009-33/765 указано, что в рассматриваемом случае проверка окончена 13.05.2009, денежные средства поступили на счет общества в банке 17.06.2009, предусмотренные пунктом 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации проценты начислены с 29.05.2009 (начиная с 12-го рабочего дня после окончания проверки) по 16.06.2009 (день, предшествующий зачислению денежных средств на счет налогоплательщика).
Моментом исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм является дата перечисления средств на расчетный счет налогоплательщика. В результате, проценты подлежат начислению по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм налогоплательщику.
Указание на включение в расчет процентов дня фактического возврата в правовой норме п. 5 ст. 79 НК РФ отсутствует. Более того, в силу п. 10 ст. 78 НК РФ, проценты начисляются за каждый календарный день нарушения срока возврата. Исходя из смысла данной нормы, проценты начисляются на сумму излишне уплаченного или излишне взысканного налога за те дни, когда налогоплательщик не имел возможности распоряжаться данными денежными средствами. Следовательно, не подлежат начислению проценты за день, когда сумма излишне уплаченного или излишне взысканного налога была перечислена на счет налогоплательщика, так как в этот день у него уже имелась возможность воспользоваться данными денежными средствами.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ", моментом исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм является дата перечисления средств на расчетный счет налогоплательщика. Учитывая данную позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд, приходит к выводу, что проценты подлежат начислению по день, предшествующий дате фактического перечисления соответствующих сумм налогоплательщику.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Излишне уплаченная государственная пошлина на основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ подлежит возврату заявителю.
При таких обстоятельствах, на основании ст. ст. 3, 21, 79, 137, 138 НК РФ, и руководствуясь ст. 110, 167 - 170 АПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз", зарегистрированного 17.05.1999 г. в качестве юридического лица администрацией Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с основным государственным регистрационным номером: 1028600940576, идентификационным номером налогоплательщика: 8603089934 и расположенного по адресу: ул. Ленина, д. 4, г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628606 к межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1, зарегистрированной 23.12.2004 г. в качестве юридического лица межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером: 1047702057765, идентификационным номером налогоплательщика: 7710305514 и расположенной по адресу: 129223, г. Москва, проспект Мира, ВВЦ, стр. 194 об обязании начислить и уплатить проценты в размере 43 078,30 руб. на сумму излишне взысканных налогов, пени, штрафов - отказать.
Возвратить открытому акционерному обществу "Самотлорнефтегаз", зарегистрированному 17.05.1999 г. в качестве юридического лица администрацией Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с основным государственным регистрационным номером: 1028600940576, идентификационным номером налогоплательщика: 8603089934 и расположенному по адресу: ул. Ленина, д. 4, г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628606 из федерального бюджета 40 435,00 руб. (сорок тысяч четыреста тридцать пять рублей) излишне уплаченной государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.
Не вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд. Вступившее в законную силу решение суда арбитражного суда может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в интернете.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить в интернете на соответствующем сайте Девятого арбитражного апелляционного суда или Федерального арбитражного суда Московского округа.
Судья
Л.А.ШЕВЕЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)