Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 8 ноября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Осиповой М.Б.,
Ольшанской Н.А.,.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Лебедянский машиностроительный завод": Коростелева А.В. - адвоката, доверенность от 06.11.2013, Нелюбова А.А. - начальника юридического отдела, доверенность от 06.11.2013,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области: Труновой О.Я. - заместителя начальника правового отдела, доверенность N 02-23/1/64 от 07.11.2013.
от Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области: представители не явились, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.08.2013 по делу N А36-1642/2013 (судья Бессонова Е.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лебедянский машиностроительный завод" (ОГРН 1044800061283, ИНН 7715265054) о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области N 13-р от 07.12.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области N 5 от 16.01.2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лебедянский машиностроительный завод" (далее - ООО "Лебедянский машиностроительный завод", ООО "ЛеМаЗ", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области о признании недействительными решения N 13-р от 07.12.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения ООО "Лебедянский машиностроительный завод" к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа по налогу на имущество в размере 55 487 руб. 64 коп., предложения уплатить недоимку по налогу на имущество в сумме 277 438 руб. 21 коп., начисления пени по состоянию на 07.12.2012 г. на сумму налога имущество в размере 277 438 руб. 21 коп. и признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области N 5 от 16.01.2013, которым оспариваемое решение Инспекции оставлено без изменения.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 29.08.2013 заявленные требования удовлетворены, суд признал недействительным решение Инспекции N 13-р от 07.12.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в обжалуемой налогоплательщиком части.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом в части признания недействительным решения Инспекции N 13-р от 07.12.2012, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в указанной части и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на неправомерное использование Обществом в проверяемом периоде льготы по налогу на имущество, установленной п. 10 ст. 4 Закона Липецкой области N 80-ОЗ от 27.11.2003 г. "О налоге на имущество организаций в Липецкой области". Поскольку данной нормой предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на имущество для организаций, выделяющих и создающих за счет собственных средств рабочие места в счет квоты, а также сверх установленной квоты для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, Инспекция полагает, что к условиям применения данной льготы относится соблюдение установленной квоты по количеству рабочих мест для трудоустройства лиц определенной категории.
В частности, в соответствии со ст. 5 Закона Липецкой области от 14.09.2000 N 104-ОЗ "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите" квота для приема на работу инвалидов, а также лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников.
На основании изложенного, Инспекция считает, что Общество имело право воспользоваться рассматриваемой льготой по налогу на имущество при соблюдении квоты в размере 3% рабочих мест для трудоустройства лиц указанных категорий. Квота считается выполненной, если на все выделенные (созданные) в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены лица, особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы.
В ходе проведенной Инспекцией проверки установлено, что в проверяемый период Обществу была установлена квота по количеству рабочих мест для инвалидов - 50, для лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - 52. Вместе с тем, фактически налогоплательщиком было создано меньшее количество рабочих мест для трудоустройства указанных лиц, что подтверждается данными о работниках организации. Кроме того, инспекция ссылается на то, что ООО "Лебедянский машиностроительный завод" не были представлены в службу занятости населения документы, подтверждающие наличие у организации специальных рабочих мест, созданных в счет установленной квоты.
При указанных обстоятельствах Инспекция считает, что ООО "ЛеМаЗ" не соблюдены условия, дающие право на использование установленной льготы по налогу на имущество.
ООО "Лебедянский машиностроительный завод" возражает против доводов апелляционной жалобы налогового органа, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. По мнению налогоплательщика, им правомерно применена льгота по налогу на имущество организаций, установленная положениями п. 10 ст. 4 Закона Липецкой области "О налоге на имущество организаций в Липецкой области".
Общество считает, что по смыслу п. 10 ст. 4 Закона, применение налоговой льготы связано с созданием и (или) выделением рабочих мест в счет, а также сверх установленной квоты и осуществляется не полностью, а части, определяемой пропорцией применительно к удельному весу заработной платы указанной категории граждан в общих расходах на оплату труда работающих, исходя из чего, выполнение квоты в полном объеме не является обязательным условием для применения льготного налогообложения.
В судебное заседание не явились представители Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. Указанное обстоятельство в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу, в связи с чем, дело рассмотрено судом в отсутствие не явившегося участника процесса.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка ООО "Лебедянский машиностроительный завод", в том числе, по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на имущество организаций за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2010 г. Итоги проведенной проверки отражены в акте от 02.10.2012 г.
По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных налогоплательщиком возражений Инспекцией было принято решение от 07.12.2012 N 13-р о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на имущество организаций за 2009-2010гг. в виде штрафа в сумме 59 833,64 руб.; Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на имущество в сумме 299 168,21 руб., а также пени по состоянию на 07.12.2012 в сумме 54339,51 руб.
Указанное решение Инспекции было обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области N 5 от 16.01.2013 решение Инспекции N 13-р от 07.12.2012 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции от 07.12.2012 N 13-р в части доначисления 277 438 руб. 21 коп. налога на имущество, а также соответствующих сумм пени и штрафа, ООО "Лебедянский машиностроительный завод" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Как следует из оспариваемого решения Инспекции, основанием для оспариваемых Обществом доначислений по налогу на имущество организаций послужил вывод Инспекции о неправомерном использовании налогоплательщиком льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной п. 10 ст. 4 Закона Липецкой области "О налоге на имущество организаций в Липецкой области".
Рассматривая заявленные налогоплательщиком требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах (п. 3 ст. 56 НК РФ).
В соответствии со ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
На территории Липецкой области налог на имущество организаций установлен Законом Липецкой области от 27.11.2003 N 80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области", которым определены налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и формы отчетности по налогу.
В частности, налоговые льготы предусмотрены статьей 4 приведенного Закона. В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона "О налоге на имущество организаций в Липецкой области" от налогообложения освобождаются организации, выделяющие и создающие за счет собственных средств рабочие места в счет квоты, а также сверх установленной квоты для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, пропорционально удельному весу заработной платы категории граждан, определенной в соответствии с Законом Липецкой области "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите", в общих расходах на оплату труда работающих.
Закон Липецкой области от 14.09.2000 N 104-03 "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите" определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Липецкой области для обеспечения дополнительных гарантий занятости инвалидов, молодежи и других лиц, особо нуждающихся в социальной защите, реализации ими права на социальную защиту от безработицы
Статьей 1 указанного Закона определено, что квотирование рабочих мест - резервирование рабочих мест на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Под квотой понимается минимальное количество рабочих мест (в процентах к среднесписочной численности работников организаций, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории) для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в пределах которого работодатель обязан трудоустроить граждан названной категории.
Категории лиц, особо нуждающихся в социальной защите, для которых вводится квотирование рабочих мест, установлены в статье 4 Закона Липецкой области N 104-03. К их числу отнесены инвалиды, а также лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и обратившиеся в течение одного года в органы службы занятости.
Статьей 5 Закона Липецкой области N 104-ОЗ "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите" и Постановлением администрации Липецкой области от 23.11.2006 N 158 "Об установлении квоты для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите, и минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" установлены условия, включая размер квот и порядок квотирования рабочих мест.
Так, квота для приема на работу инвалидов, равно как и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, в размере 3 процента от среднесписочной численности работников.
Пункт 4 указанной статьи возлагает на организации, которым устанавливается квота, принимать меры к выделению имеющихся или созданию дополнительных рабочих мест в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов, о которых ежемесячно сообщать в орган службы занятости, расположенный по месту осуществления деятельности организации.
Постановлением администрации Липецкой области от 23.11.2006 N 158 "Об установлении квоты для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите, и минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах квоты, определенной Законом Липецкой области N 104-ОЗ, в частности для организаций с численностью работников свыше 1000 человек - 4 специальных рабочих места.
В соответствии со ст. 6 Закона Липецкой области N 104-ОЗ прием на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в рамках установленной квоты производится организациями как по направлению соответствующего органа службы занятости, так и самостоятельно, с уведомлением органа службы занятости.
Таким образом, установленная Законом Липецкой области льгота по налогу на имущество организаций предусматривает освобождение организации от налогообложения в случае выделения (создания) за счет собственных средств рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, к числу которых, отнесены инвалиды, а также лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и обратившиеся в течение одного года в органы службы занятости, в счет квоты, а также сверх установленной квоты.
Из буквального прочтения данной нормы следует, что используемая законодателем формулировка о выделении (создании) рабочих мест в счет установленной квоты не несет смысловой нагрузки о необходимости выполнения установленной квоты в полном объеме. Подтверждением данного вывода является также установленный порядок предоставления льготы - освобождение от налогообложения производится не полностью, а в части, определяемой пропорцией удельного веса заработной платы категории лиц, особо нуждающихся в социальной защите, к общим расходам на оплату труда работающих. Оба из этих показателей определяются по фактическим расходам организации, исходя из общего действительного количества квотируемых работников и суммы их доходов к фонду оплаты труда по предприятию.
На основании изложенного, из буквального толкования правовой нормы, закрепляющей спорную льготу, а также установленного данной нормой порядка ее реализации, не следует, что освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций в случае, предусмотренном пунктом 10 статьи 4 Закона Липецкой области от 27.11.2003 N 80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области", обусловлено необходимостью выполнения организацией установленной квоты в полном объеме.
Из материалов настоящего дела следует, что Обществом в проверяемый период (2009-2010 гг.) осуществлялся прием на работу граждан, нуждающихся в социальной защите, как по направлениям от ОГУ "Лебедянский районный центр занятости населения", так и самостоятельно.
Фактов отказов общества в приеме на работу гражданам, относящихся к категориям, особо нуждающимся в социальной защите, ни Управлением труда и занятости Липецкой области, ни иными компетентными органами не установлено.
Исследовав по правилам ст. 71 АПК РФ представленные заявителем доказательства, а именно: направления на работу в счет квоты, трудовые договоры, приказы о приеме на работу, ежемесячную информацию о выполнении квот, а также данные Управления труда и занятости населения Липецкой области, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности применения Обществом льготы, установленной пунктом 10 статьи 4 Закона Липецкой области от 27.11.2003 N 80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области". Материалами дела подтверждены факт исполнения заявителем установленной законом обязанности по выделению (созданию) дополнительных рабочих мест в счет установленной квоты, а также факт приема на работу лиц из числа инвалидов и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Расчет стоимости льготируемого имущества произведен Обществом пропорционально удельному весу заработной платы категории граждан, принятых на работу в счет установленной квоты по трудоустройству граждан, нуждающихся в социальной защите, в общих расходах на оплату труда работающих. Спор относительно правильности арифметического расчета спорной льготы между сторонами отсутствует.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом о правомерности применения заявителем льготы, установленной п. 10 ст. 4 Закона Липецкой области N 80-03.
Исходя из чего, оспариваемым решением Инспекции налогоплательщику неправомерно по указанному основанию доначислен налог на имущество в сумме 277 438 руб. 21 коп., а также соответствующие суммы пени и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области N 13-р от 07.12.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения правомерно признано судом первой инстанции недействительным в оспариваемой заявителем части.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.08.2013 по делу N А36-1642/2013 в обжалуемой части надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ) налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, а также с учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.08.2013 по делу N А36-1642/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
В.А.СКРЫННИКОВ
Судьи
М.Б.ОСИПОВА
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.11.2013 ПО ДЕЛУ N А36-1642/2013
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2013 г. по делу N А36-1642/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 8 ноября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Осиповой М.Б.,
Ольшанской Н.А.,.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Лебедянский машиностроительный завод": Коростелева А.В. - адвоката, доверенность от 06.11.2013, Нелюбова А.А. - начальника юридического отдела, доверенность от 06.11.2013,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области: Труновой О.Я. - заместителя начальника правового отдела, доверенность N 02-23/1/64 от 07.11.2013.
от Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области: представители не явились, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.08.2013 по делу N А36-1642/2013 (судья Бессонова Е.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лебедянский машиностроительный завод" (ОГРН 1044800061283, ИНН 7715265054) о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области N 13-р от 07.12.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области N 5 от 16.01.2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лебедянский машиностроительный завод" (далее - ООО "Лебедянский машиностроительный завод", ООО "ЛеМаЗ", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области о признании недействительными решения N 13-р от 07.12.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения ООО "Лебедянский машиностроительный завод" к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа по налогу на имущество в размере 55 487 руб. 64 коп., предложения уплатить недоимку по налогу на имущество в сумме 277 438 руб. 21 коп., начисления пени по состоянию на 07.12.2012 г. на сумму налога имущество в размере 277 438 руб. 21 коп. и признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области N 5 от 16.01.2013, которым оспариваемое решение Инспекции оставлено без изменения.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 29.08.2013 заявленные требования удовлетворены, суд признал недействительным решение Инспекции N 13-р от 07.12.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в обжалуемой налогоплательщиком части.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом в части признания недействительным решения Инспекции N 13-р от 07.12.2012, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в указанной части и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на неправомерное использование Обществом в проверяемом периоде льготы по налогу на имущество, установленной п. 10 ст. 4 Закона Липецкой области N 80-ОЗ от 27.11.2003 г. "О налоге на имущество организаций в Липецкой области". Поскольку данной нормой предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на имущество для организаций, выделяющих и создающих за счет собственных средств рабочие места в счет квоты, а также сверх установленной квоты для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, Инспекция полагает, что к условиям применения данной льготы относится соблюдение установленной квоты по количеству рабочих мест для трудоустройства лиц определенной категории.
В частности, в соответствии со ст. 5 Закона Липецкой области от 14.09.2000 N 104-ОЗ "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите" квота для приема на работу инвалидов, а также лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников.
На основании изложенного, Инспекция считает, что Общество имело право воспользоваться рассматриваемой льготой по налогу на имущество при соблюдении квоты в размере 3% рабочих мест для трудоустройства лиц указанных категорий. Квота считается выполненной, если на все выделенные (созданные) в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены лица, особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы.
В ходе проведенной Инспекцией проверки установлено, что в проверяемый период Обществу была установлена квота по количеству рабочих мест для инвалидов - 50, для лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - 52. Вместе с тем, фактически налогоплательщиком было создано меньшее количество рабочих мест для трудоустройства указанных лиц, что подтверждается данными о работниках организации. Кроме того, инспекция ссылается на то, что ООО "Лебедянский машиностроительный завод" не были представлены в службу занятости населения документы, подтверждающие наличие у организации специальных рабочих мест, созданных в счет установленной квоты.
При указанных обстоятельствах Инспекция считает, что ООО "ЛеМаЗ" не соблюдены условия, дающие право на использование установленной льготы по налогу на имущество.
ООО "Лебедянский машиностроительный завод" возражает против доводов апелляционной жалобы налогового органа, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. По мнению налогоплательщика, им правомерно применена льгота по налогу на имущество организаций, установленная положениями п. 10 ст. 4 Закона Липецкой области "О налоге на имущество организаций в Липецкой области".
Общество считает, что по смыслу п. 10 ст. 4 Закона, применение налоговой льготы связано с созданием и (или) выделением рабочих мест в счет, а также сверх установленной квоты и осуществляется не полностью, а части, определяемой пропорцией применительно к удельному весу заработной платы указанной категории граждан в общих расходах на оплату труда работающих, исходя из чего, выполнение квоты в полном объеме не является обязательным условием для применения льготного налогообложения.
В судебное заседание не явились представители Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. Указанное обстоятельство в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу, в связи с чем, дело рассмотрено судом в отсутствие не явившегося участника процесса.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка ООО "Лебедянский машиностроительный завод", в том числе, по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на имущество организаций за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2010 г. Итоги проведенной проверки отражены в акте от 02.10.2012 г.
По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных налогоплательщиком возражений Инспекцией было принято решение от 07.12.2012 N 13-р о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на имущество организаций за 2009-2010гг. в виде штрафа в сумме 59 833,64 руб.; Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на имущество в сумме 299 168,21 руб., а также пени по состоянию на 07.12.2012 в сумме 54339,51 руб.
Указанное решение Инспекции было обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области N 5 от 16.01.2013 решение Инспекции N 13-р от 07.12.2012 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции от 07.12.2012 N 13-р в части доначисления 277 438 руб. 21 коп. налога на имущество, а также соответствующих сумм пени и штрафа, ООО "Лебедянский машиностроительный завод" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Как следует из оспариваемого решения Инспекции, основанием для оспариваемых Обществом доначислений по налогу на имущество организаций послужил вывод Инспекции о неправомерном использовании налогоплательщиком льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной п. 10 ст. 4 Закона Липецкой области "О налоге на имущество организаций в Липецкой области".
Рассматривая заявленные налогоплательщиком требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах (п. 3 ст. 56 НК РФ).
В соответствии со ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
На территории Липецкой области налог на имущество организаций установлен Законом Липецкой области от 27.11.2003 N 80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области", которым определены налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и формы отчетности по налогу.
В частности, налоговые льготы предусмотрены статьей 4 приведенного Закона. В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона "О налоге на имущество организаций в Липецкой области" от налогообложения освобождаются организации, выделяющие и создающие за счет собственных средств рабочие места в счет квоты, а также сверх установленной квоты для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, пропорционально удельному весу заработной платы категории граждан, определенной в соответствии с Законом Липецкой области "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите", в общих расходах на оплату труда работающих.
Закон Липецкой области от 14.09.2000 N 104-03 "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите" определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Липецкой области для обеспечения дополнительных гарантий занятости инвалидов, молодежи и других лиц, особо нуждающихся в социальной защите, реализации ими права на социальную защиту от безработицы
Статьей 1 указанного Закона определено, что квотирование рабочих мест - резервирование рабочих мест на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Под квотой понимается минимальное количество рабочих мест (в процентах к среднесписочной численности работников организаций, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории) для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в пределах которого работодатель обязан трудоустроить граждан названной категории.
Категории лиц, особо нуждающихся в социальной защите, для которых вводится квотирование рабочих мест, установлены в статье 4 Закона Липецкой области N 104-03. К их числу отнесены инвалиды, а также лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и обратившиеся в течение одного года в органы службы занятости.
Статьей 5 Закона Липецкой области N 104-ОЗ "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите" и Постановлением администрации Липецкой области от 23.11.2006 N 158 "Об установлении квоты для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите, и минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" установлены условия, включая размер квот и порядок квотирования рабочих мест.
Так, квота для приема на работу инвалидов, равно как и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, в размере 3 процента от среднесписочной численности работников.
Пункт 4 указанной статьи возлагает на организации, которым устанавливается квота, принимать меры к выделению имеющихся или созданию дополнительных рабочих мест в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов, о которых ежемесячно сообщать в орган службы занятости, расположенный по месту осуществления деятельности организации.
Постановлением администрации Липецкой области от 23.11.2006 N 158 "Об установлении квоты для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите, и минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах квоты, определенной Законом Липецкой области N 104-ОЗ, в частности для организаций с численностью работников свыше 1000 человек - 4 специальных рабочих места.
В соответствии со ст. 6 Закона Липецкой области N 104-ОЗ прием на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в рамках установленной квоты производится организациями как по направлению соответствующего органа службы занятости, так и самостоятельно, с уведомлением органа службы занятости.
Таким образом, установленная Законом Липецкой области льгота по налогу на имущество организаций предусматривает освобождение организации от налогообложения в случае выделения (создания) за счет собственных средств рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, к числу которых, отнесены инвалиды, а также лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и обратившиеся в течение одного года в органы службы занятости, в счет квоты, а также сверх установленной квоты.
Из буквального прочтения данной нормы следует, что используемая законодателем формулировка о выделении (создании) рабочих мест в счет установленной квоты не несет смысловой нагрузки о необходимости выполнения установленной квоты в полном объеме. Подтверждением данного вывода является также установленный порядок предоставления льготы - освобождение от налогообложения производится не полностью, а в части, определяемой пропорцией удельного веса заработной платы категории лиц, особо нуждающихся в социальной защите, к общим расходам на оплату труда работающих. Оба из этих показателей определяются по фактическим расходам организации, исходя из общего действительного количества квотируемых работников и суммы их доходов к фонду оплаты труда по предприятию.
На основании изложенного, из буквального толкования правовой нормы, закрепляющей спорную льготу, а также установленного данной нормой порядка ее реализации, не следует, что освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций в случае, предусмотренном пунктом 10 статьи 4 Закона Липецкой области от 27.11.2003 N 80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области", обусловлено необходимостью выполнения организацией установленной квоты в полном объеме.
Из материалов настоящего дела следует, что Обществом в проверяемый период (2009-2010 гг.) осуществлялся прием на работу граждан, нуждающихся в социальной защите, как по направлениям от ОГУ "Лебедянский районный центр занятости населения", так и самостоятельно.
Фактов отказов общества в приеме на работу гражданам, относящихся к категориям, особо нуждающимся в социальной защите, ни Управлением труда и занятости Липецкой области, ни иными компетентными органами не установлено.
Исследовав по правилам ст. 71 АПК РФ представленные заявителем доказательства, а именно: направления на работу в счет квоты, трудовые договоры, приказы о приеме на работу, ежемесячную информацию о выполнении квот, а также данные Управления труда и занятости населения Липецкой области, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности применения Обществом льготы, установленной пунктом 10 статьи 4 Закона Липецкой области от 27.11.2003 N 80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области". Материалами дела подтверждены факт исполнения заявителем установленной законом обязанности по выделению (созданию) дополнительных рабочих мест в счет установленной квоты, а также факт приема на работу лиц из числа инвалидов и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Расчет стоимости льготируемого имущества произведен Обществом пропорционально удельному весу заработной платы категории граждан, принятых на работу в счет установленной квоты по трудоустройству граждан, нуждающихся в социальной защите, в общих расходах на оплату труда работающих. Спор относительно правильности арифметического расчета спорной льготы между сторонами отсутствует.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом о правомерности применения заявителем льготы, установленной п. 10 ст. 4 Закона Липецкой области N 80-03.
Исходя из чего, оспариваемым решением Инспекции налогоплательщику неправомерно по указанному основанию доначислен налог на имущество в сумме 277 438 руб. 21 коп., а также соответствующие суммы пени и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области N 13-р от 07.12.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения правомерно признано судом первой инстанции недействительным в оспариваемой заявителем части.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.08.2013 по делу N А36-1642/2013 в обжалуемой части надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ) налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, а также с учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.08.2013 по делу N А36-1642/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
В.А.СКРЫННИКОВ
Судьи
М.Б.ОСИПОВА
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)