Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.,
судей Николаева Д.В., Шимбаревой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситдиковой Е.А.,
при участии:
от Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю: представитель Маркарян А.А. по доверенности от 13.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2014 по делу N А32-40556/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ретро-Сочи"
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Краснодарскому краю
об обязании возвратить излишне уплаченный земельный налог,
принятое в составе судьи Руденко Ф.Г.,
установил:
ООО "Ретро-Сочи" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Краснодарскому краю об обязании возвратить земельный налог за 2009 год в сумме 181 571 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2014 требование ЗАО "Ретро-Сочи" удовлетворено.
Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю возвратить ЗАО "Ретро-Сочи" 181 571 руб. земельного налога за 2009 год.
С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю в пользу ЗАО "Ретро-Сочи" взыскано в возмещение расходов по государственной пошлине 6 507,13 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрайонная ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение основано на выводах суда, которые не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Инспекция указала, что фактически в лицевом счете налогоплательщика переплата в размере 181 571 руб. не значится; налогоплательщик не представил доказательства наличия переплаты по земельному налогу.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Ретро-Сочи" просило оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали заявленные правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Ретро-Сочи является правопреемником ЗАО "Ретро-Сочи", что подтверждается учредительными документами.
В первом квартале 2009 года общество являлось собственником земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402013:23.
Общество представило в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за первый квартал 2009 года с исчисленной суммой земельного налога в размере 137 602 руб. в отношении одного земельного участка - с кадастровым номером 23:49:0402013:23 площадью 7165 кв. м, с кадастровой стоимостью 163 067 805 руб.
При этом обществом неверно применен коэффициент единица для исчисления земельного налога, вместо необходимого коэффициента 0,7 (7,165*1% *0,0833=137 602 руб.).
С учетом уведомления налогового органа N 123091 от 16.02.2009 о зачете земельного налога на общую сумму 51 154,49 руб. (копия извещения N 123091 от 16.02.2009) по земельному участку с кадастровым номером 23:49:0402013:23 общество оплатило земельный налог в размере 86 448 руб. (137 602 руб. - 51 154,49 руб. = 86 448 руб.), что подтверждается копией платежного поручения N 34 от 16.03.2009.
Полагая, что нормативными актами Краснодарского края не утверждены показатели кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2009, общество 13.05.2010 представило уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 1 квартал 2009 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402013:23, согласно которой исчисленная сумма налога на землю составила 0 рублей.
В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонная ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю провела камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2009 года и по ее результатам приняла решение от 15.10.2010 N 13-12/4539, в соответствии с которым общество привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа 26 375 руб., доначислен земельный налог в сумме 36 752 руб., пени в сумме 1 025,38 руб.
Основанием для доначисления земельного налога послужил вывод инспекции о том, что общество является плательщиком земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402013:23, 23:49:0402011:520. Земельный налог доначислен на основании норм статей 387 - 396 НК РФ, решения Городского Собрания Сочи N 231 от 11.11.2007 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город курорт Сочи".
На момент вынесения налоговым органом решения N 13-12/4539 от 15.10.2010 инспекция установила неверное применение коэффициента для исчисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 23:49:0402013:23. Исчисленная сумма налога за данный земельный участок, по расчету налогового органа, составила 95 123 руб. (163 067 805 руб. * 0,7% * 0,0833).
Общество платежным поручением N 205 от 19.10.2010 оплатило земельный налог в размере 95 123 руб., с уточнением коэффициента исчисления для земельного налога посредством представления уточненной декларации от 02.09.2010.
За налоговый период 2009 год обществом оплачены: штраф за несвоевременную уплату земельного налога в размере 26 375 руб.; земельный налог в размере 218 323 руб., из них: 86 448 руб. - платежным поручением N 34 от 16.03.2009; 95 123 руб. - платежным поручением N 205 от 19.10.2010; 36 752 руб. списано инкассовым поручением N 106184 от 18.02.2011.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2012 по делу А32-3533/2011 решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю N 13-12/4539 от 15.10.2010 признано незаконным в полном объеме.
При принятии решения суд исходил из нижеследующего.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно статье 390, пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, введенного в действие с 29.10.2001, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации. В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории края по состоянию на 01.01.2009 утверждены распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов края".
Указанное распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, что дает основания для его оценки в качестве нормативного правового акта.
Однако, полный текст распоряжения N 1202-р от 29.12.2007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" опубликован только 13.03.2009 в газете "Кубанские новости" N 37. Соответственно, данный нормативный правовой акт не подлежал применению до указанной даты в силу прямого указания Конституции РФ.
Таким образом, на 1 января 2009 года изменения в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402013:23 не были утверждены и не были доведены до сведения общества до 1 марта 2009 года, и соответственно не могли применяться для исчисления земельного налога в проверяемом налоговом периоде. Более того, налоговая база по земельному налогу за первый квартал 2009 года не могла быть исчислена исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной в текущем налоговом периоде.
Следовательно, в связи с отсутствием утвержденных показателей кадастровой стоимости земельных участков у общества не возникала обязанность по исчислению земельного налога, в связи с чем решение инспекции о доначислении земельного налога за 1 квартал 2009 года в отношении этого земельного участка признано судом незаконным.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2011 по делу А32-2793/2011 признано прекращенным с 25.12.1995 право бессрочного (постоянного) пользования акционерного общества "Трансобщепит" (правопредшественник ЗАО "Ретро-Сочи") в отношении земельных участков: площадью 0,14 га по адресу: ул. Панфилова в Адлерском районе города Сочи, кадастровый номер: 23:49:0402011:520; площадью 0,16 га по адресу: ул. Железнодорожный переезд, ст. Веселое Адлерского района города Сочи, кадастровый номер: 23:49:04 02052:0007.
Ввиду этого, общество не являлось плательщиком земельного налога в отношении земельного участка 23:49:0402011:520, а потому не имело обязанности исчислить и уплатить в бюджет земельный налог в отношении этого участка.
С учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2012 по делу А32-3533/2012 общество с ограниченной ответственностью "Ретро-Сочи" письмами N 201 от 02.11.2012; N 101 от 01.08.2013, N 130 от 07.10.2013 обращалось в адрес Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю с заявлением о возврате земельного налога за 2009 год.
Частично налоговым органом удовлетворено требование общества, возвращены на расчетный счет общества платежными поручениями: N 259 от 30.11.2011 - штраф за несвоевременную уплату земельного налога в размере 26 375 руб.; N 654 от 17.09.2013 - земельный налог в размере 36 752 руб.
В остальной части в возврате земельного налога в размере 181 571 руб. налоговым органом отказано, о чем принято решение N 7320 от 02.09.2013.
Общество, обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об обязании инспекцию возвратить обществу "Ретро-Сочи" излишне уплаченный земельный налог за 2009 год в сумме 181 571 руб.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции удовлетворил требование заявителя.
При этом суд первой инстанции обоснованно принял во внимание вступившие в законную силу судебные акты, из которых следует, что общество в 1 квартале 2009 года не являлось собственником земельного участка кадастровый номер 23:49:0402011:520, а потому не имело обязанности по исчислению земельного налога в отношении этого земельного участка; по состоянию на 01.01.2009 изменения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402013:23 не были утверждены и не были доведены до сведения общества до 1 марта 2009 года, соответственно не могли применяться для исчисления земельного налога в проверяемом налоговом периоде.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
В пункте 6 статьи 78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплачиваемого налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 НК РФ).
Материалами дела подтверждается факт уплаты обществом земельного налога за 2009 год в размере, не соответствующем действительной обязанности налогоплательщика, а также факт обращения налогоплательщика с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога.
Возражая против удовлетворения заявления налогоплательщика, инспекция сослалась на отсутствие у общества переплаты по земельному налогу.
Суд апелляционной инстанции отклонил указанный довод, принимая во внимание, что на протяжении 2009-2010 годов при обращении общества с заявлением в инспекцию о возврате излишне уплаченного налога инспекция производила зачет переплаты по земельному налогу в счет земельного налога, доначисленного в отношении трех земельных участков, которые не являлись собственностью налогоплательщика, а именно:
- решение N 123091 от 16.02.2009 на сумму 51 154,49 руб. (в т.ч., 8 711,54 руб. и 42 442,95 руб.);
- решение N 16261 от 11.05.2010 на сумму 1 456 644 руб.;
- решение N 16822 от 30.06.2010 на сумму 223 632,99 руб. (в т.ч., 2 199,5 руб. и 221 433,49 руб.).
Вместе с тем, решениями арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2011 по делу А32-10824/2011 и от 23.12.2011 по делу А32-20203/2011 с 1995 года признаны прекращенными права постоянного бессрочного пользования земельными участками, которые не использовались обществом и в отношении которых инспекцией доначислялся земельный налог, а потому оснований для зачета переплаты по земельному налогу в счет уплаты земельного налога в отношении земельных участков, не являющихся собственностью налогоплательщика, у налогового органа не имелось.
В виду этого, суд апелляционной инстанции отклоняет, как не обоснованный, довод налогового органа об отсутствии у налогоплательщика переплаты по земельному налогу.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что земельный налог в сумме 181 571 руб. является излишне уплаченным и подлежит возврату налогоплательщику.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергает их.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений. Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2014 по делу N А32-40556/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.СУЛИМЕНКО
Судьи
Д.В.НИКОЛАЕВ
Н.В.ШИМБАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2014 N 15АП-9267/2014 ПО ДЕЛУ N А32-40556/2013
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2014 г. N 15АП-9267/2014
Дело N А32-40556/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.,
судей Николаева Д.В., Шимбаревой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситдиковой Е.А.,
при участии:
от Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю: представитель Маркарян А.А. по доверенности от 13.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2014 по делу N А32-40556/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ретро-Сочи"
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Краснодарскому краю
об обязании возвратить излишне уплаченный земельный налог,
принятое в составе судьи Руденко Ф.Г.,
установил:
ООО "Ретро-Сочи" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Краснодарскому краю об обязании возвратить земельный налог за 2009 год в сумме 181 571 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2014 требование ЗАО "Ретро-Сочи" удовлетворено.
Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю возвратить ЗАО "Ретро-Сочи" 181 571 руб. земельного налога за 2009 год.
С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю в пользу ЗАО "Ретро-Сочи" взыскано в возмещение расходов по государственной пошлине 6 507,13 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрайонная ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение основано на выводах суда, которые не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Инспекция указала, что фактически в лицевом счете налогоплательщика переплата в размере 181 571 руб. не значится; налогоплательщик не представил доказательства наличия переплаты по земельному налогу.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Ретро-Сочи" просило оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали заявленные правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Ретро-Сочи является правопреемником ЗАО "Ретро-Сочи", что подтверждается учредительными документами.
В первом квартале 2009 года общество являлось собственником земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402013:23.
Общество представило в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за первый квартал 2009 года с исчисленной суммой земельного налога в размере 137 602 руб. в отношении одного земельного участка - с кадастровым номером 23:49:0402013:23 площадью 7165 кв. м, с кадастровой стоимостью 163 067 805 руб.
При этом обществом неверно применен коэффициент единица для исчисления земельного налога, вместо необходимого коэффициента 0,7 (7,165*1% *0,0833=137 602 руб.).
С учетом уведомления налогового органа N 123091 от 16.02.2009 о зачете земельного налога на общую сумму 51 154,49 руб. (копия извещения N 123091 от 16.02.2009) по земельному участку с кадастровым номером 23:49:0402013:23 общество оплатило земельный налог в размере 86 448 руб. (137 602 руб. - 51 154,49 руб. = 86 448 руб.), что подтверждается копией платежного поручения N 34 от 16.03.2009.
Полагая, что нормативными актами Краснодарского края не утверждены показатели кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2009, общество 13.05.2010 представило уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 1 квартал 2009 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402013:23, согласно которой исчисленная сумма налога на землю составила 0 рублей.
В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонная ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю провела камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2009 года и по ее результатам приняла решение от 15.10.2010 N 13-12/4539, в соответствии с которым общество привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа 26 375 руб., доначислен земельный налог в сумме 36 752 руб., пени в сумме 1 025,38 руб.
Основанием для доначисления земельного налога послужил вывод инспекции о том, что общество является плательщиком земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402013:23, 23:49:0402011:520. Земельный налог доначислен на основании норм статей 387 - 396 НК РФ, решения Городского Собрания Сочи N 231 от 11.11.2007 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город курорт Сочи".
На момент вынесения налоговым органом решения N 13-12/4539 от 15.10.2010 инспекция установила неверное применение коэффициента для исчисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 23:49:0402013:23. Исчисленная сумма налога за данный земельный участок, по расчету налогового органа, составила 95 123 руб. (163 067 805 руб. * 0,7% * 0,0833).
Общество платежным поручением N 205 от 19.10.2010 оплатило земельный налог в размере 95 123 руб., с уточнением коэффициента исчисления для земельного налога посредством представления уточненной декларации от 02.09.2010.
За налоговый период 2009 год обществом оплачены: штраф за несвоевременную уплату земельного налога в размере 26 375 руб.; земельный налог в размере 218 323 руб., из них: 86 448 руб. - платежным поручением N 34 от 16.03.2009; 95 123 руб. - платежным поручением N 205 от 19.10.2010; 36 752 руб. списано инкассовым поручением N 106184 от 18.02.2011.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2012 по делу А32-3533/2011 решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю N 13-12/4539 от 15.10.2010 признано незаконным в полном объеме.
При принятии решения суд исходил из нижеследующего.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно статье 390, пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, введенного в действие с 29.10.2001, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации. В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории края по состоянию на 01.01.2009 утверждены распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов края".
Указанное распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, что дает основания для его оценки в качестве нормативного правового акта.
Однако, полный текст распоряжения N 1202-р от 29.12.2007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" опубликован только 13.03.2009 в газете "Кубанские новости" N 37. Соответственно, данный нормативный правовой акт не подлежал применению до указанной даты в силу прямого указания Конституции РФ.
Таким образом, на 1 января 2009 года изменения в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402013:23 не были утверждены и не были доведены до сведения общества до 1 марта 2009 года, и соответственно не могли применяться для исчисления земельного налога в проверяемом налоговом периоде. Более того, налоговая база по земельному налогу за первый квартал 2009 года не могла быть исчислена исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной в текущем налоговом периоде.
Следовательно, в связи с отсутствием утвержденных показателей кадастровой стоимости земельных участков у общества не возникала обязанность по исчислению земельного налога, в связи с чем решение инспекции о доначислении земельного налога за 1 квартал 2009 года в отношении этого земельного участка признано судом незаконным.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2011 по делу А32-2793/2011 признано прекращенным с 25.12.1995 право бессрочного (постоянного) пользования акционерного общества "Трансобщепит" (правопредшественник ЗАО "Ретро-Сочи") в отношении земельных участков: площадью 0,14 га по адресу: ул. Панфилова в Адлерском районе города Сочи, кадастровый номер: 23:49:0402011:520; площадью 0,16 га по адресу: ул. Железнодорожный переезд, ст. Веселое Адлерского района города Сочи, кадастровый номер: 23:49:04 02052:0007.
Ввиду этого, общество не являлось плательщиком земельного налога в отношении земельного участка 23:49:0402011:520, а потому не имело обязанности исчислить и уплатить в бюджет земельный налог в отношении этого участка.
С учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2012 по делу А32-3533/2012 общество с ограниченной ответственностью "Ретро-Сочи" письмами N 201 от 02.11.2012; N 101 от 01.08.2013, N 130 от 07.10.2013 обращалось в адрес Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю с заявлением о возврате земельного налога за 2009 год.
Частично налоговым органом удовлетворено требование общества, возвращены на расчетный счет общества платежными поручениями: N 259 от 30.11.2011 - штраф за несвоевременную уплату земельного налога в размере 26 375 руб.; N 654 от 17.09.2013 - земельный налог в размере 36 752 руб.
В остальной части в возврате земельного налога в размере 181 571 руб. налоговым органом отказано, о чем принято решение N 7320 от 02.09.2013.
Общество, обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об обязании инспекцию возвратить обществу "Ретро-Сочи" излишне уплаченный земельный налог за 2009 год в сумме 181 571 руб.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции удовлетворил требование заявителя.
При этом суд первой инстанции обоснованно принял во внимание вступившие в законную силу судебные акты, из которых следует, что общество в 1 квартале 2009 года не являлось собственником земельного участка кадастровый номер 23:49:0402011:520, а потому не имело обязанности по исчислению земельного налога в отношении этого земельного участка; по состоянию на 01.01.2009 изменения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402013:23 не были утверждены и не были доведены до сведения общества до 1 марта 2009 года, соответственно не могли применяться для исчисления земельного налога в проверяемом налоговом периоде.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
В пункте 6 статьи 78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплачиваемого налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 НК РФ).
Материалами дела подтверждается факт уплаты обществом земельного налога за 2009 год в размере, не соответствующем действительной обязанности налогоплательщика, а также факт обращения налогоплательщика с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога.
Возражая против удовлетворения заявления налогоплательщика, инспекция сослалась на отсутствие у общества переплаты по земельному налогу.
Суд апелляционной инстанции отклонил указанный довод, принимая во внимание, что на протяжении 2009-2010 годов при обращении общества с заявлением в инспекцию о возврате излишне уплаченного налога инспекция производила зачет переплаты по земельному налогу в счет земельного налога, доначисленного в отношении трех земельных участков, которые не являлись собственностью налогоплательщика, а именно:
- решение N 123091 от 16.02.2009 на сумму 51 154,49 руб. (в т.ч., 8 711,54 руб. и 42 442,95 руб.);
- решение N 16261 от 11.05.2010 на сумму 1 456 644 руб.;
- решение N 16822 от 30.06.2010 на сумму 223 632,99 руб. (в т.ч., 2 199,5 руб. и 221 433,49 руб.).
Вместе с тем, решениями арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2011 по делу А32-10824/2011 и от 23.12.2011 по делу А32-20203/2011 с 1995 года признаны прекращенными права постоянного бессрочного пользования земельными участками, которые не использовались обществом и в отношении которых инспекцией доначислялся земельный налог, а потому оснований для зачета переплаты по земельному налогу в счет уплаты земельного налога в отношении земельных участков, не являющихся собственностью налогоплательщика, у налогового органа не имелось.
В виду этого, суд апелляционной инстанции отклоняет, как не обоснованный, довод налогового органа об отсутствии у налогоплательщика переплаты по земельному налогу.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что земельный налог в сумме 181 571 руб. является излишне уплаченным и подлежит возврату налогоплательщику.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергает их.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений. Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2014 по делу N А32-40556/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.СУЛИМЕНКО
Судьи
Д.В.НИКОЛАЕВ
Н.В.ШИМБАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)