Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.05.2015 ПО ДЕЛУ N А79-8085/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2015 г. по делу N А79-8085/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2015.
В полном объеме постановление изготовлено 25.05.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Москвичевой Т.В., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дементьевой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волжанка-Агро" (ОГРН 1132130006667, ИНН 2130119924) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.03.2015 по делу N А79-8085/2014,
принятое судьей Борисовым Д.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Волжанка-Агро" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 24.06.2014 N 19-11/2482, при участии третьих лиц - открытого акционерного общества "Волжанка-Инвест", общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Волжанка".
В судебном заседании приняли участие представители Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары - Афанасьев Ю.Г. по доверенности от 12.01.2015 N 05-19/02 сроком действия до 31.12.2015, Подкорытова Н.Ю. по доверенности от 15.05.2015 N 05-19/106.
Открытое акционерное общество "Волжанка-Агро", открытое акционерное общество "Волжанка-Инвест" и общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Волжанка", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Исследовав материалы, выслушав пояснения представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган) проведена камеральная проверка представленной 31.01.2014 открытым акционерным обществом "Волжанка-Агро" (далее - ОАО "Волжанка-Агро", налогоплательщик) декларации по земельному налогу за 2013 год, согласно которой земельный налог, подлежащий уплате в бюджет за налоговый период, исчислен в размере 185 648 руб.
Посчитав неправильным произведенный налогоплательщиком расчет земельного налога, налоговый орган составил акт камеральной налоговой проверки от 13.05.2014 N 19-11/2399.
Рассмотрев материалы камеральной проверки, исполняющий обязанности начальника Инспекции принял решение от 24.06.2014 N 19-11/2482 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 12 791 руб. 80 коп.
Одновременно указанным решением налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 127 918 руб. и пени в сумме 11 797 руб. 77 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 01.09.2014 N 06-08/07872@, принятым по жалобе ОАО "Волжанка-Агро", решение налогового органа было утверждено.
Не согласившись с решением Инспекции от 24.06.2014 N 19-11/2482, Общество обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Чувашской Республики о признании его недействительным.
Решением от 04.03.2015 Арбитражный суд Чувашской Республики частично удовлетворил заявленные требования, признал недействительным решение налогового органа от 24.06.2014 N 19-11/2482 в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 12 791 руб. 80 коп. В удовлетворении остальной части требований Обществу отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Волжанка-Агро" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просило решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новый судебный акт.
Налогоплательщик отмечает, что по разделительному балансу обязательства открытого акционерного общества по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции "Волжанка" (далее - ОАО "Волжанка") распределены между его правопреемниками в пропорции 55% : 45% : 0%, где у ОАО "Волжанка-Агро" отсутствуют обязательства по уплате задолженности за ОАО "Волжанка", включая земельный налог. По мнению заявителя апелляционной жалобы, отсутствие такой обязанности подтверждается и передаточным актом от 24.04.2013.
Налоговый орган в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Инспекции на вопрос суда не возразили против проверки законности судебного акта в пределах апелляционной жалобы ОАО "Волжанка-Агро" и поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Волжанка" (далее - ООО "ПКФ "Волжанка") в отзыве на апелляционную жалобу, изложив обстоятельства по исполнению своих обязательств по уплате земельного налога, отношение к апелляционной жалобе и решению суда не указало.
Открытое акционерное общество "Волжанка-Инвест" (далее - ОАО "Волжанка-Инвест") отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
ОАО "Волжанка-Агро", ОАО "Волжанка-Инвест" и ООО "ПКФ "Волжанка" явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей налогоплательщика, ОАО "Волжанка-Инвест" и ООО "ПКФ "Волжанка".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На территории города Чебоксары земельный налог в соответствии с главой 31 Кодекса введен решением Чебоксарского городского собрания депутатов от 07.09.2005 N 1733 "О внесении изменений и дополнений в решение Чебоксарского городского собрания депутатов от 10.06.2004 N 1287 "Об утверждении Положения о вопросах налогового регулирования в городе Чебоксары, отнесенных законодательством о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 391 Кодекса установлено, что налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2009 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установлено, что территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в частности, сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, представляются в виде кадастровой выписки, кадастрового паспорта об объекте недвижимости, содержащих сведения об объекте.
Таким образом, налоговая база по земельному налогу должна определяться организацией на основании документов, содержащих сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и выданных уполномоченным органом кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 10.4 Положения в течение налогового периода налогоплательщики (организации или индивидуальные предприниматели) уплачивают авансовые платежи по налогу. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Налогоплательщики - организации и налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее 5 рабочих дней по истечении отчетного периода. Налогоплательщики - организации и налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог по истечении налогового периода не позднее 10 дней по окончании срока, установленного для представления налоговой декларации по налогу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Кодекса, если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).
Согласно пункту 1 статьи 50 Кодекса обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном данной статьей.
Согласно пункту 2 статьи 50 Кодекса исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него данной статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков.
Пунктом 6 статьи 50 Кодекса установлено, что при реорганизации в форме разделения юридические лица, возникшие в результате такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 50 Кодекса при наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Правопреемство при реорганизации юридических лиц регулируется статьей 58 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
При этом абзацем 2 пункта 7 статьи 50 Кодекса установлено, что если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате налогов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда вновь возникшие юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.
Как установил суд первой инстанции по материалам дела, ОАО "Волжанка" было реорганизовано путем разделения на ОАО "Волжанка-Агро", ОАО "Волжанка-Инвест" и ООО "ПКФ "Волжанка".
ОАО "Волжанка" до 31.05.2013 принадлежали на праве собственности десять земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:010209:24, 21:01:010106:52, 21:01:030405:36, 21:01:010804:23, 21:01:030404:24, 21:01:030106:17, 21:01:030401:32, 21:01:020907:13,21:01:010804:204, 21:01.030308:61.
Согласно разделительному балансу от 31.08.2012 ОАО "Волжанка-Агро" является правопреемником ОАО "Волжанка" в отношении трех земельных участков: с кадастровым номером 21:01:030308:61, находящегося по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, проспект Мира, дом 36; с кадастровым номером 21:01:010804:23, находящегося по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, бульвар Юго-Западный, дом 5а; с кадастровым номером 21:01:030405:36, находящегося по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Кадыкова, дом 10.
Реорганизация ОАО "Волжанка" завершилась 31.05.2013, следовательно, исходя из положений пункта 3 статьи 55 Кодекса, последним налоговым периодом по земельному налогу для ОАО "Волжанка" является период с 01.01.2013 по 31.05.2013.
Судом первой инстанции установлено, что ОАО "Волжанка" до завершения реорганизации не исчислен и не уплачен в бюджет земельный налог за последний налоговый период по принадлежащим ему на праве собственности земельным участкам.
Таким образом, обязанность по уплате земельного налога за период с 01.01.2013 по 31.05.2013 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:030308:61, 21:01:010804:23, 21:01:030405:36 лежит на лице, к которому они перешли в процессе реорганизации, - ОАО "Волжанка-Агро".
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на разделительный баланс от 31.08.2012, в силу которого обязательства ОАО "Волжанка" распределены между ОАО "Волжанка-Инвест", ООО "ПКФ "Волжанка" и ОАО "Волжанка-Агро" в пропорции 55% : 45% : 0%.
Вместе с тем в соответствии с указанным разделительным балансом ОАО "Волжанка" передает своим правопреемникам права и обязательства (в том числе перед налоговыми органами), имевшиеся у него на момент составления данного баланса (31.08.2012). Разделительным балансом не предусмотрено разделения прав и обязательств реорганизуемого юридического лица, возникших у него после составления такого баланса и до завершения процедуры реорганизации, между его правопреемниками в пропорции 55% : 45% : 0%. Обратное не следует и из передаточного акта от 24.04.2013, поскольку по названному акту переданы права и обязательства, установленные и утвержденные на общем собрании акционеров ОАО "Волжанка" в декабре 2012 года.
Доводы налогоплательщика о разделении налоговых обязательств по земельному налогу за период с 01.01.2013 по 31.05.2013 между ООО "ПКФ "Волжанка" и ОАО "Волжанка-Инвест" опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
При таких обстоятельствах Инспекцией правомерно предложено ОАО "Волжанка-Агро" как правопреемнику ОАО "Волжанка" в части 3 земельных участков уплатить земельный налог в сумме 127 918 руб. за период с 01.01.2013 по 31.05.2013 и начисленные пени в сумме 11 797 руб. 77 коп.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал ОАО "Волжанка-Агро" в удовлетворении заявленного требования в части доначисления земельного налога и пеней по нему.
В части признания недействительным решения налогового органа от 24.06.2014 N 19-11/2482 относительно привлечения ОАО "Волжанка-Агро" к налоговой ответственности судебный акт не обжалуется.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Арбитражный суд Чувашской Республики полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ОАО "Волжанка-Агро". Излишне уплаченная по платежному поручению от 06.04.2015 N 53 государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату налогоплательщику из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.03.2015 по делу N А79-8085/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волжанка-Агро" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Волжанка-Агро" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 06.04.2015 N 53.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
А.М.ГУЩИНА
Судьи
Т.В.МОСКВИЧЕВА
В.Н.УРЛЕКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)