Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 24.06.2014 N Ф05-5154/2014 ПО ДЕЛУ N А40-76705/13

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2014 г. по делу N А40-76705/13


Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Борзыкина М.В., Ворониной Е.Ю.
при участии в заседании:
от заявителя Закрытого акционерного общества "Российская компания по освоению шельфа" Чоракаева К.Э. по доверенности N 102 от 03 мая 2013 года
от ответчика Министерства энергетики Российской Федерации Савкина А.В. по доверенности от 31 января 2012 года N СШ-679/03
от третьих лиц Министерства обороны Российской Федерации Бурыгиной И.Л. по доверенности от 19 мая 2014 года N 212/2/438; Федеральной службы безопасности Российской Федерации Калганова Д.А. по доверенности от 07 ноября 2011 года N 7697-Б
рассмотрев 17 июня 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчиков Федерального агентства по недропользованию и Министерства энергетики Российской Федерации
на решение от 18 ноября 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Лапшиной В.В.
на постановление от 21 февраля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Свиридовым В.А., Бекетовой И.В., Каменецким Д.В.
по делу N А40-76705/13
по заявлению Закрытого акционерного общества "Российская компания по освоению шельфа" (ОГРН 1022900838454)
к Федеральному агентству по недропользованию, Министерству энергетики Российской Федерации
о признании незаконными действий
третьи лица Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральная служба безопасности, Федеральная антимонопольная служба

установил:

Закрытое акционерное общество "Российская компания по освоению шельфа" (далее - ЗАО "Росшельф") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству по недропользованию (далее - Роснедра), Министерству энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России) о признании незаконными действий по возврату заявочных материалов, направленных с сопроводительным письмом от 01 ноября 2012 года N 198, на получение права пользования недрами участка Корякия-1, расположенного на шельфе Охотского моря с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, оформленных письмом от 24 апреля 2013 года N ИП-03-31/4395, бездействия по согласованию проекта Распоряжения Правительства Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр "Корякия-1", расположенного на континентальном шельфе Охотского моря, об обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя путем направления в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу проекта Распоряжения Правительства Российской Федерации о предоставлении ЗАО "Росшельф" права пользования участком недр "Корякия-1", расположенного на континентальном шельфе Охотского моря в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в порядке, установленном пунктами 10, 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 08 января 2009 года N 4.
В качестве третьих лиц по делу привлечены Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России), Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), Федеральное агентство по рыболовству (далее - Росрыболовство), Федеральная служба безопасности (далее - ФСБ России), Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2014 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Роснедра и Минэнерго России просят отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационные жалобы ЗАО "Росшельф" возражало против их удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Минэнерго России, Минобороны России, ФСБ России поддержали доводы и требования кассационных жалоб, а представитель ЗАО "Росшельф" возражал против их удовлетворения.
Представители Роснедра, Минэкономразвития России, Росрыболовства, ФАС России, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационных жалоб и возражения относительно них, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ЗАО "Росшельф" является предприятием по освоению ресурсов континентального шельфа, разработке нефтегазовых месторождений территориальных морей и исключительной экономической зоны Российской Федерации, как путем самостоятельной производственно-хозяйственной деятельности, так и посредством привлечения научно-технического и производственного потенциала конверсионных предприятий оборонных отраслей промышленности, нефтегазового комплекса, а также региональных и других предприятий и организаций, и извлечение прибыли.
Основными акционерами ЗАО "Росшельф" являются: ОАО "Газпром" (39,505% акций), ОАО "НК "Роснефть" (26,422% акций), ООО "Газпром ВНИИГАЗ" (8,634% акций), ОАО "ПО "Севмаш" (12,558% акций), ОАО "Гипроспецгаз" (8,634% акций), ФБО "РНЦ "Курчатовский институт" (1,962% акций).
В целях реализации своей уставной деятельности, 02 декабря 2011 года ЗАО "Росшельф" обратилось в Роснедра с заявкой на получение права пользования недрами участка Корякия-1, расположенного на шельфе Охотского моря с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья.
Письмом от 02 марта 2012 года N ПС-06-31/2040 Роснедра вернуло заявителю заявочные материалы в связи с несоответствием ЗАО "Росшельф" требованиям статьи 9 Федерального закона от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), а именно не соответствие ЗАО "Росшельф" требованиям к организациям, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.
Не согласившись с данным отказом, ЗАО "Росшельф" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании отказа незаконным и об обязании принять к рассмотрению заявку.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 13 июля 2012 года по делу N А40-52190/2012 требования заявителя удовлетворены. Суд признал незаконными действия Роснедра, оформленных письмом от 02 марта 2012 года N ПС-06-31/2040, по возврату заявочных материалов ЗАО "Росшельф", направленных сопроводительных письмом от 02 декабря 2011 года N 189 на получение права пользования недрами участка Корякия-1, расположенного на шельфе Охотского моря с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья и обязал Роснедра в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять к рассмотрению заявку ЗАО "Росшельф".
01 ноября 2012 года ЗАО "Росшельф" повторно направило в адрес Роснедра заявку на предоставление права пользования недрами участка Корякия-1, расположенного на шельфе Охотского моря без проведения конкурса.
Письмом от 18 января 2013 года N ИП-03-31/398 Роснедра сообщило ЗАО "Росшельф" о приеме заявки и направлении Условий пользования недрами участка Корякия-1, которые были согласованы ЗАО "Росшельф" с несущественными замечаниями и представлены в Роснедра письмом от 04 марта 2013 года N 47.
Роснедрами было подготовлен и разослан на согласование проект Распоряжение Правительства Российской Федерации о предоставлении заявителю права пользования участком недр и проект условий пользования участком недр.
27 марта 2013 года письмом N ЕК-01-31/3071 Роснедра отказал в приеме заявки на основании отсутствия в приложениях к Заявке ряда документов, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 января 2009 года N 4.
Не согласившись с данным отказом, ЗАО "Росшельф" расценило его как запрос документов и направило 22 апреля 2013 года в Роснедра с сопроводительным письмом документы и пояснения по ним.
Письмом от 24 апреля 2013 года N ИП-03-31/4395 Роснедра подтвердил факт запроса дополнительных документов письмом от 27 марта 2013 года N ЕК-01-31/3071, но вернуло заявочные материалы по причине не поступления запрошенных документов в Роснедра и по причине отказа в согласовании Проекта Распоряжения Правительства Российской Федерации Минэнерго России.
Из письма Минэнерго России от 28 января 2013 года N ПФ-616/05 по вопросу согласования направленного Роснедрами проекта Распоряжения Правительства Российской Федерации следует, что Минэнерго России информацией о соответствии ЗАО "Росшельф" критериям, указанным в Законе о недрах не обладает.
Согласно статье 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.
В соответствии со статьей 10.1 Закона о недрах основанием для возникновения права пользования участком недр континентального шельфа для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемый по совмещенной лицензии, является решение Правительства Российской Федерации без проведения конкурсов и аукционов.
В силу пункта 4 Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на предоставляемых в пользование без проведения конкурсов и аукционов участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, участке недр федерального значения, содержащем газ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 января 2009 года N 4 (далее - Положение), юридическое лицо, указанное в пункте 3 настоящего Положения (заявитель), подает в Роснедра заявку о предоставлении права пользования участком недр с приложением необходимых документов. В числе таких документов - документы, подтверждающие, что заявитель является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в котором доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем 50 процентов и (или) в отношении которого Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого юридического лица (в случае подачи заявки на получение права пользования участками недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также участками недр федерального значения, расположенными на территории Российской Федерации и простирающимися на ее континентальный шельф) (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке).
Согласно пункта 5 Положения Роснедра в течение 40 дней с даты поступления заявки и документов, представленных в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения, рассматривает их и подготавливает проект решения Правительства Российской Федерации о предоставлении заявителю права пользования участком недр и проект условий пользования участком недр или мотивированный отказ в приеме заявки.
В случае необходимости Роснедра вправе запросить у пользователя недр дополнительные материалы, уточняющие данные, содержащиеся в заявке и документах. В случае рассмотрения дополнительных материалов Агентством указанный срок может быть увеличен, но не более чем на 20 дней, о чем Агентство информирует пользователя недр.
В силу статьи 14 Закона о недрах и пункта 6 Положения отказ в приеме заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в случаях если: заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона; заявитель умышленно представил о себе неверные сведения; заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ; если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования; заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения конкурса или аукциона, для предоставления права пользования участком недр федерального значения.
В настоящем случае, как правильно указали суды, возврат заявки заявителя мотивирован Роснедра отсутствием документов, по причине не поступления запрошенных документов в Роснедра и по причине отказа в согласовании Проекта Распоряжения Правительства Российской Федерации Минэнерго России.
До осуществления оспариваемых действий, Роснедра письмом от 18 января 2013 года N ИП-03-31/398 на заявку ЗАО "Росшельф" от 01 ноября 2012 года N 198 подготовило и направило заявителю Условия пользования испрашиваемым участком недр.
Также, письмами Роснедра направило в ФСБ России на основании пунктов 7, 8 Положения проект Распоряжения Правительства Российской Федерации о предоставлении ЗАО "Росшельф" права пользования недрами, а именно письмом от 20 декабря 2012 года N АП-03-25/12941 в ФСБ России, письмом от 20 декабря 2012 года N АП-03-25/12931 в Минобороны России, письмом от 20 декабря 2012 года N АП-03-28/12938 в Минэкономразвития России, письмом от 20 декабря 2012 года N АП-03-28/12934 в Росрыболовство.
Письмом от 13 февраля 2013 года N АП-03-28/1304 Роснедра направило в ФАС России заявку ЗАО "Росшельф" на проверку соответствия заявителя требованиям статьи 9 Закона о недрах.
ФАС России запросил письмом от 05 марта 2013 года N АЦ/7823/13 у ЗАО "Росшельф" информацию, которая была необходима антимонопольному органу в рамках его полномочий рассмотрения обращения Роснедра.
Письмом от 03 июня 2013 года ФАС России сообщил Роснедрам, что ЗАО "Росшельф" является юридическим лицом, более чем 50% акций которого имеет право косвенно распоряжаться Российская Федерация.
Ранее действия Роснедра по возврату заявочных материалов признаны незаконными вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 13 июля 2012 года по делу N А40-52190/2012.
По состоянию на 20 декабря 2012 года проект решения Правительства Российской Федерации о предоставлении заявителю права пользования участком недр и проект условий пользования участком недр уже были подготовлены Роснедрами, что в силу пункта 5 Положения свидетельствует о том, что заявка ЗАО "Росшельф" признана Роснедра соответствующей действующему законодательству.
В письме Роснедра от 24 апреля 2013 года N ИП-03-31/4395 указывается на неустранение заявителем нарушений Положения, а именно отсутствие в заявочной документации ряда материалов необходимых для признания заявки соответствующей требованиям Положения. Указанное письмо содержит ссылку на ранее отправленное письмо Роснедра от 27 марта 2013 года N ЕК-01-31/3071 о предоставлении дополнительных материалов, в котором указано, что в нарушение подпункта "е" пункта 4 Положения ЗАО "Росшельф" не представлены документы, подтверждающие наличие у заявителя либо привлекаемых подрядных организаций технологического оборудования и квалифицированных специалистов для ведения работ на участке недр.
Конкретные мотивы, по которым заявка, по мнению Роснедра, не соответствует требованиям Положения, в письмах Роснедра от 27 марта 2013 года N ЕК-01-31/3071, от 24 апреля 2013 года N ИП-03-31/4395 отсутствуют.
В свою очередь, ЗАО "Росшельф" расценило письмо Роснедра от 27 марта 2013 года N ЕК-01-31/3071 как запрос документов в соответствии с пунктом 5 Положения и направило в адрес Роснедра с сопроводительным письмом документы и пояснения по ним.
Установив данные обстоятельства, суды обоснованно пришли к выводу о том, что заявителем были представлены сведения о том, что для проведения работ он располагает квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами. Доказательств того, что заявитель не выполнил требования о предоставлении документов не представлено.
Утверждение Роснедра о том, что он имеет возможность возвратить заявку после подготовки проекта решения Правительства Российской Федерации и проекта условий пользования участком недр, поскольку Положение предусматривает возможность возвратить заявочные материалы по основаниям, установленным в пункте 6 (несоответствие заявки установленным требованиям) и в пункте 9 (отказ в согласовании проекта решения Правительства Российской Федерации со стороны федеральных органов исполнительной власти), несостоятельно.
Суд правильно посчитали, что Положение разделяет отказ в приеме заявки (пункт 6), который возможен непосредственно в течение 40 дней после поступления заявки и который препятствует любому дальнейшему ее движению и рассмотрению и возврат ранее принятой заявки (пункт 9) в единственном случае - когда имеется отказ в согласовании проекта решения Правительства Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр со стороны федеральных органов исполнительной власти, поскольку иное означало бы, что проект решения Правительства Российской Федерации, а также согласования федеральных органов исполнительной власти осуществляются по заявке, которая еще не принята к рассмотрению и не проверена на соответствие основным критериям, без соблюдения которых заявителю не может быть предоставлено право пользования недрами.
Рассматривая данное дело, суды также правомерно указали, что письмом от 13 февраля 2013 года N АП-03-28/1302 Роснедра направило в Минэкономразвития России доработанный проект распоряжения.
В ответ Минэкономразвития России письмом от 18 марта 2013 года N 4837-СБ/Д07и сообщило, что в рамках своей компетенции не может согласовать проект распоряжения в связи с тем, что из информации из открытых источников о составе акционеров заявителя, не может сделать вывод о том, что компания отвечает требованиям Закона о недрах в части необходимости участия государства в доле уставного капитала компании, в связи с чем попросило Роснедра представить информацию о доле Российской Федерации в уставном капитале компании.
Письмом от 20 декабря 2012 года N АП-03-28/12933 Роснедра направило в Минэнерго России на основании пунктов 7, 8 Положения проект распоряжения Правительства Российской Федерации о предоставлении ОАО "Росшельф" права пользования недрами с приложением на 19 листах.
В ответ на данное обращение Минэнерго России письмом от 28.01.2013 г. N ПФ-616/05 сообщило Роснедра о том, что информацией о соответствии ЗАО "Росшельф" критериям, указанным в статье 9 Закона о недрах, Минэнерго России не обладает.
Роснедра посчитали, что данное письмо является отказом в согласовании со стороны Минэнерго России проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о предоставлении заявителю права пользования участком недр.
Согласно пункту 8 Положения проект решения Правительства Российской Федерации о предоставлении заявителю права пользования участком недр, содержащим месторождение углеводородного сырья, направляется для согласования в Министерство энергетики Российской Федерации для согласования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Между тем в настоящее время такой порядок согласования проекта решения Правительства Российской Федерации со стороны Минэнерго России отдельным нормативным правовым актом не регламентирован.
Ссылка Минэнерго России на отсутствие у заявителя пятилетнего опыта освоения участков континентального шельфа Российской Федерации, правомерно отклонена судами, так как опровергается представленными документами, свидетельствующими о наличии такого опыта и судебными актами по делу N А40-52190/12.
Письмо Минэнерго России от 28 января 2013 года N ПФ-616/05 сведений о согласовании либо несогласовании направленного Роснедра проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о предоставлении заявителю права пользования участком недр не содержит.
В то же время согласно пункту 4 Положения документы, подтверждающие соответствие заявителя, претендующего на получение права пользования недрами, требованиям статьи 9 Закона о недрах ("Пользователи недр"), предоставляются в Роснедра одновременно с заявкой.
Таким образом, как правильно указали суды, проверка соответствия или несоответствия заявителя требованиям статьи 9 Закона о недрах осуществляется именно Роснедра. Ни одним нормативным правовым актом полномочия по проверке заявителя на предмет его соответствия требованиям статьи 9 Закона о недрах не возложены на Минэнерго России. Внутриведомственные взаимоотношения указанных государственных органом не могут быть причиной нарушения установленных Положением сроков и прав заявителя на получение соответствующей государственной услуги.
Из содержания письма Минэнерго России от 28 января 2013 года N ПФ-616/05 не следует, что Минэнерго России выполнило возложенную на него пунктом 8 Положения обязанность по согласованию проекта распоряжения Правительства Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в пределах своих полномочий.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационных жалоб, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2014 года по делу N А40-76705/13 оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
М.В.БОРЗЫКИН
Е.Ю.ВОРОНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)