Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Акимовой М.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области Тулемесовой Г.С., действующей на основании доверенности от 01.06.2015 N 04-11/044, Бурмистрова А.В., действующего на основании доверенности от 06.10.2014 N 04-11/015, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области Смирнова С.Л., действующего на основании доверенности от 01.10.2013 N 05-17/57, представителя общества с ограниченной ответственностью "РНГК Саратов" Кирсанова П.С., действующего на основании доверенности от 27.02.2015 N 7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 марта 2015 года по делу N А57-21834/2014 (судья Бобунова Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РНГК Саратов" (410012, г. Саратов, ул. Вольская, д. 91, ОГРН 1066450115522, ИНН 6452921456),
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (410010, г. Саратов, ул. Бирюзова, д. 7 А, ОГРН 1046405041913, ИНН 6452907236), Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24, ОГРН 1046415400338, ИНН 6454071860)
о признании недействительными решений от 06.05.2014 N 7615, от 06.05.2014 N 7616, от 06.05.2014 N 7617, от 06.05.2014 N 7618, от 06.05.2014 N 7619, от 06.05.2014 N 7620, от 06.05.2014 N 7621, об обязании возвратить налог,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "РНГК Саратов" (далее - ООО "РНГК Саратов", общество, заявитель, налогоплательщик) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области, налоговый орган, инспекция) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 06.05.2014 N 7615, от 06.05.2014 N 7616, от 06.05.2014 N 7617, от 06.05.2014 N 7618, от 06.05.2014 N 7619, от 06.05.2014 N 7620, от 06.05.2014 N 7621, об обязании Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области возвратить обществу незаконно взысканный налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в размере 40 549 307 руб.
Решением суда первой инстанции от 31 марта 2015 года требования заявителя удовлетворены. Суд признал недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области от 06.05.2014 N 7615, от 06.05.2014 N 7616, от 06.05.2014 N 7617, от 06.05.2014 N 7618, от 06.05.2014 N 7619, от 06.05.2014 N 7620, от 06.05.2014 N 7621 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обязал налоговый орган возвратить ООО "РНГК Саратов" взысканный НДПИ в размере 40 549 307 руб.
Кроме того, с инспекции в пользу налогоплательщика взысканы судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 4 000 руб.
Межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
ООО "РНГК Саратов" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области, Управление) порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить апелляционную жалобу инспекции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности доводов апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 29.11.2013 ООО "РНГК Саратов" представило в Межрайонную ИФНС России N 8 по Саратовской области уточненные налоговые декларации по НДПИ за период с января по июль 2013 года.
Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области в период с 29.11.2013 по 28.02.2014 проведены камеральные налоговые проверки представленных налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций, по результатам которых составлены акты от 17.03.2014 N 51360, от 17.03.2014 N 51372, от 17.03.2014 N 51373, от 17.03.2014 N 51374, от 17.03.2014 N 51375, от 17.03.2014 N 51376, от 17.03.2014 N 51377.
06.05.2014 по результатам рассмотрения материалов проверок инспекцией приняты решения N 7615, N 7616, N 7617, N 7618, N 7619, N 7620, N 7621 об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которыми ООО "РНГК Саратов" доначислен НДПИ за период с января по июль 2013 года в общей сумме 40 549 307 руб.
Не согласившись с решениями Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - УФНС по Саратовской области.
Решением Управления от 25.06.2014 апелляционная жалоба ООО "РНГК Саратов" на решения инспекции от 06.05.2014 N 7615, от 06.05.2014 N 7616, от 06.05.2014 N 7617, от 06.05.2014 N 7618, от 06.05.2014 N 7619, от 06.05.2014 N 7620, от 06.05.2014 N 7621 оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы общества, ООО "РНГК Саратов" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном применении обществом при расчете НДПИ за период с января по июль 2013 года коэффициента, характеризующего величину запасов конкретного участка недр (далее - коэффициент Кз), равного 0,4299, в связи с чем удовлетворил заявленные требования налогоплательщика.
Суд первой инстанции также пришел к выводу о наличии оснований для возврата обществу излишне взысканного НДПИ за спорный период в сумме 40 549 307 руб. в порядке статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции ошибочными, сделанными при неправильном применении норм материального права.
Из материалов дела следует, что 27.06.2007 ООО "РНГК Саратов" выдана лицензия серия СРТ N 01141 НР на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Ганьковско-Сагдинского лицензионного участка, расположенного в Перелюбском районе Саратовской области.
Судом первой инстанции установлено, что в августе 2012 года при испытании скважин обществом получены промышленные притоки нефти, что явилось основанием для открытия Ново-Александровского месторождения, с 28.08.2012 общество начало осуществлять извлечение нефти на Ганьковско-Сагдинском лицензионном участке в рамках Проекта пробной эксплуатации Ново-Александровского месторождения.
Из материалов дела следует, что с момента начала добычи нефти и по август 2013 года ООО "РНГК Саратов" при исчислении в налоговых декларациях по НДПИ применяло с коэффициентом Кз, равный 1, однако, после оперативного подсчета начальных запасов нефти общество определило коэффициент Кз в отношении Ганьковско-Сагдинского лицензионного участка в размере 0,4299.
Указанное значение коэффициента Кз применено обществом за все налоговые периоды 2013 года, что послужило основанием для подачи в налоговый орган уточненных налоговых деклараций по НДПИ за период с января по июль 2013 года.
Межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области в ходе камеральных проверок пришла к выводу о неправомерном применении обществом в спорных налоговых периодах коэффициента Кз, равного 0,4299, поскольку заключение государственной экспертизы запасов нефти утверждено протоколом Федерального агентства по недропользованию от 03.10.2013 N 18/465-пр, применение коэффициента Кз при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, возможно только начиная с налогового периода, в котором запасы нефти утверждены в установленном порядке.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (редакция от 23.07.2013) если иное не установлено пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, налогообложение НДПИ производится по налоговой ставке 446 руб. (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно) и 470 руб. (начиная с 1 января 2013 года) за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), и на коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз), которые определяются в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае, если величина начальных извлекаемых запасов нефти (Vз) по конкретному участку недр меньше 5 млн. тонн и степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр, определяемая в порядке, установленном настоящим пунктом, меньше или равна 0,05, коэффициент Кз рассчитывается по формуле: Кз = 0,125 х Vз + 0,375, где Vз - начальные извлекаемые запасы нефти в млн. тонн с точностью до третьего знака после запятой, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода (абзацы 1-4 пункта 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации).
Абзацем 5 пункта 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что степень выработанности запасов конкретного участка недр (Свз), лицензия на право пользования которым предоставлена до 1 января 2012 года, определяется по состоянию на 1 января 2012 года на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в 2011 году, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (Vз) конкретного участка недр.
В случае, если запасы нефти поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых в году, предшествующем году налогового периода, или в году налогового периода, сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) и начальные извлекаемые запасы нефти (Vз) для применения коэффициента Кз определяются налогоплательщиком самостоятельно на основании заключения государственной экспертизы запасов нефти, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, и после утверждения государственного баланса запасов полезных ископаемых уточняются в порядке, установленном настоящим пунктом (абзац 7 пункта 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 8 пункта 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если определенные в порядке, установленном настоящим пунктом, величина начальных извлекаемых запасов (Vз) конкретного участка недр превышает или равна 5 млн. тонн и (или) степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр превышает 0,05, коэффициент Кз принимается равным 1.
Из приведенных норм закона следует, что используемая при расчете коэффициента Кз величина степени выработанности запасов (Свз) определяется исключительно на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Согласно статье 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется с целью учета состояния минерально-сырьевой базы. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.
Пунктом 10 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса, утвержденного приказом Минприроды России от 06.09.2012 N 265, установлено, что основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Роснедрами.
Судом первой инстанции установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что в 2011, 2012 годах сведения о запасах нефти на Ганьковско-Сагдинском лицензионном участке в государственном балансе запасов полезных ископаемых отсутствовали.
22.08.2013 Федеральным бюджетным учреждением "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" подготовлено экспертное заключение N 249-13оп на оперативный подсчет запасов нефти и растворенного газа Ново-Александровского месторождения, расположенного в Саратовской области (т. 1, л.д. 29-35).
Данное заключение утверждено Федеральным агентством по недропользованию 02.10.2013, что подтверждается протоколом от 03.10.2013 N 18/456-пр совещания при начальнике Управления геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений, состоявшемся 30.09.2013 (т. 1, л.д. 27-28).
Из экспертного заключения от 22.08.2013 N 249-13оп следует, что величина начальных извлекаемых запасов (Vз) на Ново-Александровском месторождении составила 439 000 тонн (т. 1, л.д. 34).
Согласно сведениям, содержащимся в государственном балансе запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2014, величина начальных извлекаемых запасов (Vз) на Ново-Александровском месторождении составила 439 000 тонн, показатель накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) составил 45 000 тонн, степень выработанности запасов (Свз) - 10,25% (0,1025) (т. 2, л.д. 98).
Таким образом, поскольку степень выработанности запасов (Свз) Ново-Александровского месторождения превысила 0,05, в силу абзаца 8 пункта 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации у ООО "РНГК Саратов" отсутствовали основания для расчета коэффициента Кз по формуле, указанной в абзаце 3 пункта 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, применению подлежал коэффициент Кз, равный 1.
Из представленного ООО "РНГК Саратов" в материалы дела расчета величины коэффициента Кз (т. 2, л.д. 48) следует, что обществом при расчете использована величина степени выработанности запасов (Свз), равная 0, рассчитанная по формуле: Свз = N: Vз = 0 : 0,439 = 0.
При этом сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке (N) принята за 0, поскольку в 2011, 2012 годах запасы нефти на месторождении на государственный баланс полезных ископаемых поставлены не были и, соответственно, сведения о сумме накопленной добыче нефти в этот период в государственном балансе отсутствовали.
Суд апелляционной инстанции признает данный довод общества ошибочным.
В силу абзаца 7 пункта 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствие в государственном балансе запасов полезных ископаемых сведений о запасах нефти Ново-Александровского месторождения за 2011-2012 годы, внесение таких сведений только в 2013 году является основанием для определения налогоплательщиком запасов нефти самостоятельно исключительно на основании заключения государственной экспертизы и последующего уточнения с использованием результатов такой экспертизы, внесенных в государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Сам факт отсутствия таких сведений в государственном балансе запасов полезных ископаемых не означает, что показатель степени выработанности запасов (Свз) равен 0.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком при расчете НДПИ коэффициента Кз, равного 0,4299, а также применении при расчете данного коэффициента величины степени выработанности запасов (Свз), равной 0.
Вместе с тем, апелляционная коллегия считает необоснованным довод налогового органа о невозможности применения коэффициента Кз при перерасчете налога за предыдущие налоговые периоды, так как абзацем 7 пункта 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика уточнить показатели суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) и начальных извлекаемых запасов нефти (Vз) для применения коэффициента Кз после утверждения государственного баланса запасов полезных ископаемых.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерном доначислении ООО "РНГК Саратов" НДПИ за период с января по июль 2013 года в сумме в размере 40 549 307 руб.
Суд апелляционной инстанции также признает ошибочным, основанным неправильном применении норм материального права и на неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда первой инстанции о наличии у Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области обязанности возвратить ООО "РНГК Саратов" взысканный НДПИ в размере 40 549 307 руб.
Из материалов дела следует и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что НДПИ в сумме 40 549 307 руб. за период с января по июль 2013 года уплачен ООО "РПНГ Саратов" в бюджет при подаче в налоговый орган первичных деклараций.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.04.2012 N 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно: было ли оно произведено на основании налоговой декларации, в которой оспариваемая сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки. При этом способ исполнения такой обязанности - самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию - правового значения не имеет.
Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.
Поскольку в рассматриваемом случае ООО "РНГК Саратов" самостоятельно и добровольно исполнило обязанность по уплате НДПИ в размере, исчисленном в первичных декларациях, основания для применения положений статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей порядок возврата излишне взысканных налогов, отсутствуют.
Порядок зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа регламентирован статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, которая для реализации налогоплательщиком права на зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога предоставляет ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.
Судом апелляционной инстанции установлено и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что ООО "РНГК Саратов" в Межрайонную ИФНС России N 8 по Саратовской области с заявлениями о зачете либо возврате излишне уплаченного за период с января по июль 2013 года НДПИ не обращалось.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований ООО "РНГК Саратов".
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 марта 2015 года по делу N А57-21834/2014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "РНГК Саратов" о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 06.05.2014 N 7615, от 06.05.2014 N 7616, от 06.05.2014 N 7617, от 06.05.2014 N 7618, от 06.05.2014 N 7619, от 06.05.2014 N 7620, от 06.05.2014 N 7621, об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РНГК Саратов" незаконно взысканный налог на добычу полезных ископаемых в размере 40 549 307 руб. отказать.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
М.А.АКИМОВА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.07.2015 ПО ДЕЛУ N А57-21834/2014
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2015 г. по делу N А57-21834/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Акимовой М.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области Тулемесовой Г.С., действующей на основании доверенности от 01.06.2015 N 04-11/044, Бурмистрова А.В., действующего на основании доверенности от 06.10.2014 N 04-11/015, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области Смирнова С.Л., действующего на основании доверенности от 01.10.2013 N 05-17/57, представителя общества с ограниченной ответственностью "РНГК Саратов" Кирсанова П.С., действующего на основании доверенности от 27.02.2015 N 7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 марта 2015 года по делу N А57-21834/2014 (судья Бобунова Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РНГК Саратов" (410012, г. Саратов, ул. Вольская, д. 91, ОГРН 1066450115522, ИНН 6452921456),
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (410010, г. Саратов, ул. Бирюзова, д. 7 А, ОГРН 1046405041913, ИНН 6452907236), Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24, ОГРН 1046415400338, ИНН 6454071860)
о признании недействительными решений от 06.05.2014 N 7615, от 06.05.2014 N 7616, от 06.05.2014 N 7617, от 06.05.2014 N 7618, от 06.05.2014 N 7619, от 06.05.2014 N 7620, от 06.05.2014 N 7621, об обязании возвратить налог,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "РНГК Саратов" (далее - ООО "РНГК Саратов", общество, заявитель, налогоплательщик) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области, налоговый орган, инспекция) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 06.05.2014 N 7615, от 06.05.2014 N 7616, от 06.05.2014 N 7617, от 06.05.2014 N 7618, от 06.05.2014 N 7619, от 06.05.2014 N 7620, от 06.05.2014 N 7621, об обязании Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области возвратить обществу незаконно взысканный налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в размере 40 549 307 руб.
Решением суда первой инстанции от 31 марта 2015 года требования заявителя удовлетворены. Суд признал недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области от 06.05.2014 N 7615, от 06.05.2014 N 7616, от 06.05.2014 N 7617, от 06.05.2014 N 7618, от 06.05.2014 N 7619, от 06.05.2014 N 7620, от 06.05.2014 N 7621 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обязал налоговый орган возвратить ООО "РНГК Саратов" взысканный НДПИ в размере 40 549 307 руб.
Кроме того, с инспекции в пользу налогоплательщика взысканы судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 4 000 руб.
Межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
ООО "РНГК Саратов" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области, Управление) порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить апелляционную жалобу инспекции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности доводов апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 29.11.2013 ООО "РНГК Саратов" представило в Межрайонную ИФНС России N 8 по Саратовской области уточненные налоговые декларации по НДПИ за период с января по июль 2013 года.
Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области в период с 29.11.2013 по 28.02.2014 проведены камеральные налоговые проверки представленных налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций, по результатам которых составлены акты от 17.03.2014 N 51360, от 17.03.2014 N 51372, от 17.03.2014 N 51373, от 17.03.2014 N 51374, от 17.03.2014 N 51375, от 17.03.2014 N 51376, от 17.03.2014 N 51377.
06.05.2014 по результатам рассмотрения материалов проверок инспекцией приняты решения N 7615, N 7616, N 7617, N 7618, N 7619, N 7620, N 7621 об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которыми ООО "РНГК Саратов" доначислен НДПИ за период с января по июль 2013 года в общей сумме 40 549 307 руб.
Не согласившись с решениями Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - УФНС по Саратовской области.
Решением Управления от 25.06.2014 апелляционная жалоба ООО "РНГК Саратов" на решения инспекции от 06.05.2014 N 7615, от 06.05.2014 N 7616, от 06.05.2014 N 7617, от 06.05.2014 N 7618, от 06.05.2014 N 7619, от 06.05.2014 N 7620, от 06.05.2014 N 7621 оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы общества, ООО "РНГК Саратов" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном применении обществом при расчете НДПИ за период с января по июль 2013 года коэффициента, характеризующего величину запасов конкретного участка недр (далее - коэффициент Кз), равного 0,4299, в связи с чем удовлетворил заявленные требования налогоплательщика.
Суд первой инстанции также пришел к выводу о наличии оснований для возврата обществу излишне взысканного НДПИ за спорный период в сумме 40 549 307 руб. в порядке статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции ошибочными, сделанными при неправильном применении норм материального права.
Из материалов дела следует, что 27.06.2007 ООО "РНГК Саратов" выдана лицензия серия СРТ N 01141 НР на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Ганьковско-Сагдинского лицензионного участка, расположенного в Перелюбском районе Саратовской области.
Судом первой инстанции установлено, что в августе 2012 года при испытании скважин обществом получены промышленные притоки нефти, что явилось основанием для открытия Ново-Александровского месторождения, с 28.08.2012 общество начало осуществлять извлечение нефти на Ганьковско-Сагдинском лицензионном участке в рамках Проекта пробной эксплуатации Ново-Александровского месторождения.
Из материалов дела следует, что с момента начала добычи нефти и по август 2013 года ООО "РНГК Саратов" при исчислении в налоговых декларациях по НДПИ применяло с коэффициентом Кз, равный 1, однако, после оперативного подсчета начальных запасов нефти общество определило коэффициент Кз в отношении Ганьковско-Сагдинского лицензионного участка в размере 0,4299.
Указанное значение коэффициента Кз применено обществом за все налоговые периоды 2013 года, что послужило основанием для подачи в налоговый орган уточненных налоговых деклараций по НДПИ за период с января по июль 2013 года.
Межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области в ходе камеральных проверок пришла к выводу о неправомерном применении обществом в спорных налоговых периодах коэффициента Кз, равного 0,4299, поскольку заключение государственной экспертизы запасов нефти утверждено протоколом Федерального агентства по недропользованию от 03.10.2013 N 18/465-пр, применение коэффициента Кз при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, возможно только начиная с налогового периода, в котором запасы нефти утверждены в установленном порядке.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (редакция от 23.07.2013) если иное не установлено пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, налогообложение НДПИ производится по налоговой ставке 446 руб. (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно) и 470 руб. (начиная с 1 января 2013 года) за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), и на коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз), которые определяются в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае, если величина начальных извлекаемых запасов нефти (Vз) по конкретному участку недр меньше 5 млн. тонн и степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр, определяемая в порядке, установленном настоящим пунктом, меньше или равна 0,05, коэффициент Кз рассчитывается по формуле: Кз = 0,125 х Vз + 0,375, где Vз - начальные извлекаемые запасы нефти в млн. тонн с точностью до третьего знака после запятой, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода (абзацы 1-4 пункта 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации).
Абзацем 5 пункта 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что степень выработанности запасов конкретного участка недр (Свз), лицензия на право пользования которым предоставлена до 1 января 2012 года, определяется по состоянию на 1 января 2012 года на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в 2011 году, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (Vз) конкретного участка недр.
В случае, если запасы нефти поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых в году, предшествующем году налогового периода, или в году налогового периода, сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) и начальные извлекаемые запасы нефти (Vз) для применения коэффициента Кз определяются налогоплательщиком самостоятельно на основании заключения государственной экспертизы запасов нефти, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, и после утверждения государственного баланса запасов полезных ископаемых уточняются в порядке, установленном настоящим пунктом (абзац 7 пункта 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 8 пункта 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если определенные в порядке, установленном настоящим пунктом, величина начальных извлекаемых запасов (Vз) конкретного участка недр превышает или равна 5 млн. тонн и (или) степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр превышает 0,05, коэффициент Кз принимается равным 1.
Из приведенных норм закона следует, что используемая при расчете коэффициента Кз величина степени выработанности запасов (Свз) определяется исключительно на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Согласно статье 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется с целью учета состояния минерально-сырьевой базы. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.
Пунктом 10 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса, утвержденного приказом Минприроды России от 06.09.2012 N 265, установлено, что основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Роснедрами.
Судом первой инстанции установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что в 2011, 2012 годах сведения о запасах нефти на Ганьковско-Сагдинском лицензионном участке в государственном балансе запасов полезных ископаемых отсутствовали.
22.08.2013 Федеральным бюджетным учреждением "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" подготовлено экспертное заключение N 249-13оп на оперативный подсчет запасов нефти и растворенного газа Ново-Александровского месторождения, расположенного в Саратовской области (т. 1, л.д. 29-35).
Данное заключение утверждено Федеральным агентством по недропользованию 02.10.2013, что подтверждается протоколом от 03.10.2013 N 18/456-пр совещания при начальнике Управления геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений, состоявшемся 30.09.2013 (т. 1, л.д. 27-28).
Из экспертного заключения от 22.08.2013 N 249-13оп следует, что величина начальных извлекаемых запасов (Vз) на Ново-Александровском месторождении составила 439 000 тонн (т. 1, л.д. 34).
Согласно сведениям, содержащимся в государственном балансе запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2014, величина начальных извлекаемых запасов (Vз) на Ново-Александровском месторождении составила 439 000 тонн, показатель накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) составил 45 000 тонн, степень выработанности запасов (Свз) - 10,25% (0,1025) (т. 2, л.д. 98).
Таким образом, поскольку степень выработанности запасов (Свз) Ново-Александровского месторождения превысила 0,05, в силу абзаца 8 пункта 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации у ООО "РНГК Саратов" отсутствовали основания для расчета коэффициента Кз по формуле, указанной в абзаце 3 пункта 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, применению подлежал коэффициент Кз, равный 1.
Из представленного ООО "РНГК Саратов" в материалы дела расчета величины коэффициента Кз (т. 2, л.д. 48) следует, что обществом при расчете использована величина степени выработанности запасов (Свз), равная 0, рассчитанная по формуле: Свз = N: Vз = 0 : 0,439 = 0.
При этом сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке (N) принята за 0, поскольку в 2011, 2012 годах запасы нефти на месторождении на государственный баланс полезных ископаемых поставлены не были и, соответственно, сведения о сумме накопленной добыче нефти в этот период в государственном балансе отсутствовали.
Суд апелляционной инстанции признает данный довод общества ошибочным.
В силу абзаца 7 пункта 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствие в государственном балансе запасов полезных ископаемых сведений о запасах нефти Ново-Александровского месторождения за 2011-2012 годы, внесение таких сведений только в 2013 году является основанием для определения налогоплательщиком запасов нефти самостоятельно исключительно на основании заключения государственной экспертизы и последующего уточнения с использованием результатов такой экспертизы, внесенных в государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Сам факт отсутствия таких сведений в государственном балансе запасов полезных ископаемых не означает, что показатель степени выработанности запасов (Свз) равен 0.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком при расчете НДПИ коэффициента Кз, равного 0,4299, а также применении при расчете данного коэффициента величины степени выработанности запасов (Свз), равной 0.
Вместе с тем, апелляционная коллегия считает необоснованным довод налогового органа о невозможности применения коэффициента Кз при перерасчете налога за предыдущие налоговые периоды, так как абзацем 7 пункта 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика уточнить показатели суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) и начальных извлекаемых запасов нефти (Vз) для применения коэффициента Кз после утверждения государственного баланса запасов полезных ископаемых.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерном доначислении ООО "РНГК Саратов" НДПИ за период с января по июль 2013 года в сумме в размере 40 549 307 руб.
Суд апелляционной инстанции также признает ошибочным, основанным неправильном применении норм материального права и на неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда первой инстанции о наличии у Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области обязанности возвратить ООО "РНГК Саратов" взысканный НДПИ в размере 40 549 307 руб.
Из материалов дела следует и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что НДПИ в сумме 40 549 307 руб. за период с января по июль 2013 года уплачен ООО "РПНГ Саратов" в бюджет при подаче в налоговый орган первичных деклараций.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.04.2012 N 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно: было ли оно произведено на основании налоговой декларации, в которой оспариваемая сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки. При этом способ исполнения такой обязанности - самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию - правового значения не имеет.
Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.
Поскольку в рассматриваемом случае ООО "РНГК Саратов" самостоятельно и добровольно исполнило обязанность по уплате НДПИ в размере, исчисленном в первичных декларациях, основания для применения положений статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей порядок возврата излишне взысканных налогов, отсутствуют.
Порядок зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа регламентирован статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, которая для реализации налогоплательщиком права на зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога предоставляет ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.
Судом апелляционной инстанции установлено и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что ООО "РНГК Саратов" в Межрайонную ИФНС России N 8 по Саратовской области с заявлениями о зачете либо возврате излишне уплаченного за период с января по июль 2013 года НДПИ не обращалось.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований ООО "РНГК Саратов".
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 марта 2015 года по делу N А57-21834/2014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "РНГК Саратов" о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 06.05.2014 N 7615, от 06.05.2014 N 7616, от 06.05.2014 N 7617, от 06.05.2014 N 7618, от 06.05.2014 N 7619, от 06.05.2014 N 7620, от 06.05.2014 N 7621, об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РНГК Саратов" незаконно взысканный налог на добычу полезных ископаемых в размере 40 549 307 руб. отказать.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
М.А.АКИМОВА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)