Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Логинова О.В., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Елина Е.А., доверенность от 10.01.2014,
ответчика - Федоровой Е.А., доверенность от 04.10.2013 N 03-10/12701,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2013 (судья Коршикова Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Липкинд Е.Я.)
по делу N А55-12642/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация" (ОГРН 1066315051571), г. Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары о признании недействительным решения налогового органа,
установил:
открытое акционерное общество "Самарская региональная энергетическая корпорация" (далее - ОАО "СамРЭК", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Самары (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Самары, налоговый орган, инспекция) от 27.12.2012 N 14-22/М502548 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Изменив в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предмет иска (ходатайство от 30.09.2013 входящий N 112774), ОАО "СамРЭК" просило признать недействительным решение ИФНС России по Ленинскому району г. Самары от 27.12.2012 N 14-22/М502548 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения к ответственности за неполную уплату налога на прибыль за 2010 - 2011 года в сумме 1 485 714 руб. 08 коп., привлечения к ответственности за неполную уплату налога на имущество за 2010 - 2011 года в сумме 199 829 руб., пени в размере 1 403 221 руб., уплаты недоимки в сумме 8 427 722 руб.
Изменение предмета иска судом принято как соответствующее требования статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2013 заявленные требования удовлетворены частично.
Суд первой инстанции признал недействительным решение ИФНС России по Ленинскому району г. Самары от 27.12.2012 N 14-22/М502548 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения общества к ответственности за неполную уплату налога на прибыль в сумме 1 485 714 руб. 08 коп., за неполную уплату налога на имущество за 2011 год в сумме 507 руб. 08 коп., доначисления налога на прибыль в сумме 7 428 575 руб., налога на имущество за 2011 год в сумме 2539 руб., соответствующих указанным суммам налогов пени, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 решение Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись с данными судебными актами налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 в оспариваемой части отменить, кассационную жалобу инспекции удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "СамРЭК" требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 27.12.2012 ИФНС России по Ленинскому району г. Самары по результатам выездной налоговой проверки правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов за период с 01.01.2010 по 31.12.2011 вынесено решение N 14-22/11502548 о привлечении ОАО "СамРЭК" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного:
- пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату налога на прибыль в размере 1 563 900 руб.,
- пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на имущество в размере 199 829 руб.,
- пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов в размере 1200 руб.
Начислены пени по состоянию на 27.12.2012 в сумме 1 403 221 руб. Налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 6 134 594 руб., налог на имущество в сумме 999 147 руб. Всего по решению налогового органа доначисления составили 10 301 891 руб.
Налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой на принятое инспекцией решение от 27.12.2012 N 14-22/11502548, которая решением УФНС России по Самарской области от 19.03.2013 N 03-15/06647 частично удовлетворена: изменено решение инспекции от 27.12.2012 N 14-22/11502548 о привлечении ОАО "СамРЭК" к ответственности за совершение налогового правонарушения:
- пункт 1 Раздела 1 резолютивной части решения - уменьшить сумму штрафа по налогу на прибыль на 78 185 руб.,
- пункт 3.1. резолютивной части решения - уменьшить сумму недоимки по налогу на прибыль за 2010 год на 390 926 руб.
УФНС России по Самарской области обязало инспекцию произвести перерасчет пени.
Судебные инстанции, частично удовлетворяя требования общества, обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки) осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В статье 253 НК РФ к расходам, связанным с производством и (или) реализацией, отнесены суммы начисленной амортизации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а если имущество получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
Налоговый Кодекс не раскрывает понятие "капитальные вложения", поэтому данный термин в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ подлежит применению в том значении, в котором он используется в других отраслях законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений" капитальные вложения-инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-издательские работы и другие затраты.
Пунктом 2 статьи 2 Закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее Закон N 178-ФЗ) предусмотрено, что муниципальное имущество отчуждается в собственность юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится муниципальное имущество).
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона N 178-ФЗ внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться при учреждении открытых акционерных обществ, в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ.
При этом в силу пункта 3 этой же статьи внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "СамРЭК" может быть осуществлено при соблюдении следующих условий:
- общество в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах приняло решение об увеличении уставного капитала посредством размещения дополнительных акций, оплата которых будет осуществляться в том числе государственным или муниципальным имуществом (с указанием вида такого имущества), а также исключительными правами, принадлежащими Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (с указанием объема, пределов и способа использования соответствующих исключительных прав),
- - дополнительные акции, в оплату которых вносятся государственное имущество, муниципальное имущество и (или) исключительные права, являются обыкновенными акциями;
- - оценка государственного или муниципального имущества, вносимого в оплату дополнительных акций, проведена в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно абзацу 5 подпункта 2 пункта 1 статьи 277 НК РФ стоимость имущества, полученного в порядке приватизации муниципального имущества в виде вклада в уставный капитал организаций, признается для целей главы 25 НК РФ по стоимости (остаточной стоимости), определяемой на дату приватизации по правилам бухгалтерского учета. Пунктом 9 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Статьей 25 Закона N 178-ФЗ установлено, что внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "СамРЭК" может быть осуществлено при соблюдении условия об оценке государственного или муниципального имущества, вносимого в оплату дополнительных акций, которая должна быть проведена в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" оплата акций, распределяемых среди учредителей общества при его учреждении, может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку. При этом форма оплаты определяется договором о создании общества.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями. При этом величина такой оценки не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком, который в обязательном порядке должен привлекаться для определения рыночной стоимости такого имущества. Также в соответствии со статьей 36 вышеназванного Закона оплата акций общества при его учреждении производится его учредителями по цене не ниже номинальной стоимости этих акций. Исходя из положений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, при формировании уставного капитала акционерного общества номинальная стоимость акций не может превышать (то есть должна быть ниже или равна) денежной оценки имущества, вносимого в оплату акций, производимой по соглашению между учредителями.
В силу статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) проведение оценки движимого или недвижимого имущества, принадлежащего полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям при передаче в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц и иных случаях, является обязательным условием.
При этом в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки передаваемого предприятию имущества, либо в договоре об оценке с оценщиком не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению и последующему применению подлежит рыночная стоимость данного объекта (статья 7 и 8 Закона N 135-ФЗ).
Таким образом, при передаче предприятию учредителем движимого или недвижимого имущества в силу вышеназванных нормативных правовых актов постановка его на баланс в состав основных средств осуществляется по стоимости, определенной оценщиком.
Налоговый кодекс Российской Федерации не определяет порядок оценки имущества, передаваемого в уставный капитал, и не обязывает налогоплательщика при получении основного средства в уставный капитал принимать его по остаточной стоимости, сформированной в налоговом учете у передающей стороны.
Таким образом, нормы законодательства позволяют налогоплательщику принять основные средства, внесенные в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, по стоимости, согласованной учредителями.
Такой способ оценки неденежных вкладов соответствует положениям последнего абзаца пункта 1 статьи 277 НК РФ.
По данному делу установлено, что спорное имущество было получено ОАО "СамРЭК" и принято к учету в виде вклада в уставный капитал (газопроводы и газовое оборудование), согласно приказов Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) от 16.10.2009 N 1267, от 21.12.2010 N 3316, от 01.12.2010 N 3094 по перечню, прилагаемому к приказам, и в соответствии с Актами приема-передачи имущества от 23.11.2009, от 02.12.2010, от 22.12.2010. Указанные обстоятельства нашли подтверждение в ходе налоговой проверки.
ОАО "СамРЭК" предоставило в инспекцию выписки из отчета об оценке, подтверждающие факт проведения независимой оценки ГК "Институт оценки", проведенной по заказу Министерства в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, приказы Министерства, перечни передаваемых основных средств, акты приемки передачи основных средств.
В ходе проверки установлено, что на балансе организации находятся газопроводы высокого и низкого давления, принятые к налоговому учету ОАО "СамРЭК" с 01.01.2010 по 10.03.2010.
Между ОАО "СамРЭК" (Продавец) и Министерством (Покупатель) был заключен договор купли-продажи акций от 23.11.2009 N 385, согласно которому, "Покупатель" передал в собственность, а "Продавец" принял в оплату акций ОАО "СамРЭК" газопроводы высокого и низкого давления.
Согласно акту приема-передачи имущества от 23.11.2009 Министерство подтверждает, а ОАО "СамРЭК" не опровергает, что сооружения переданы в технически исправном состоянии, позволяющем использовать и эксплуатировать их в дальнейшем по назначению.
Функциональность данных газопроводов на момент и после передачи ОАО "СамРЭК" не прекращалась, что подтверждается расходом газа (замеры расхода по счетчикам).
Проверкой также установлено, что в проверяемом периоде на балансе организации на сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" находились модульные котельные, в том числе четыре котельные в Самарской области в Ставропольском районе в с. В.Белозерки (введены в эксплуатацию в октябре 2012 года), одна котельная находится в Самарской области в Кинель-Черкасском районе в поселке Садгород (введена в эксплуатацию 10.01.2012).
Инспекцией установлено, что котельные, находящиеся в с. В.Белозерки работали в режиме пусконаладки "под нагрузкой" с 26.10.2011, что подтверждается показаниями газовых счетчиков и соответствует записям в журналах регистрации-учета расхода газа, работая в режиме пусконаладки отапливали весь поселок с 26.10.2011 по 16.04.2012.
Котельная, находящаяся в поселке Садгород, которая отапливала поселок, ранее была демонтирована в 2010 году. После чего была выстроена новая котельная, которая работала в режиме пусконаладки "под нагрузкой" и отапливала поселок с ноября 2010 года по май 2011 года.
Для подтверждения данных фактов в соответствии со статьей 90 НК РФ был проведен допрос главного бухгалтера ОАО "СамРЭК" Гуленко Н.В., согласно которому модульные котельные были приняты к учету по налогу на имущество в 2012 году на основании разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. До этого момента котельные работали в режиме пусконаладки.
Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления, в частности, установлены правила технического диагностирования газопроводов, которые осуществляются с целью определения технического состояния газопровода и установления ресурса его дальнейшей эксплуатации на основании проведенной экспертизы (пункт 5.5.1 Правил, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 N 9).
При этом в пункте 5.5.2 Правил указано, что диагностирование должно проводиться по истечении 40 лет для стальных наземных в обваловании, подземных, а также 50 лет для полиэтиленовых газопроводов после ввода их в эксплуатацию.
Таким образом, исходя из Правил можно говорить о том, что как минимум ресурс эксплуатации газопроводов составляет 40 лет (для стальных), 50 лет (для полиэтиленовых).
В соответствии с Классификацией срок полезного использования по распределительным газопроводам установлен 10 - 15 лет, что значительно ниже сроков минимального ресурса их эксплуатации (40 - 50 лет).
Кроме того, установление срока полезного использования по распределительным газопроводам в бухгалтерском учете с 10 - 15 лет, при минимальном ресурсе их эксплуатации 40 - 50 лет противоречит экономической сути амортизационных отчислений и приводит к искажению себестоимости оказываемых организаций услуг по транспортировке газа.
Судами верно отмечено, что в части установления оспариваемым решением неполной уплаты ОАО "СамРЭК" налога на имущество за 2011 год в сумме 507 руб. 08 коп., доначисления налога на имущество за 2011 год в сумме 2539 руб., соответствующих указанной сумме налога пени оспариваемое решение следует признать недействительным, поскольку указанные суммы налога доначислены ИФНС России по Ленинскому району г. Самары за сентябрь - ноябрь 2011 года по котельным, расположенным в с. В.Белозерках по пер. Западный, Восточный, ул. Мира, ул. Щербакова (расчет налога т. 2 л.д. 17 и аналогичный расчет от 27.09.2013).
- в отношении модульной котельной 400 кВт, расположенной по ул. Щербакова в с. В.Белозерки Ставропольского района Самарской области, капитальные вложения производились обществом до конца августа 2012 года, что подтверждается актом о приемке выполненных работ и справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 31.08.2012,
- в отношении модульной котельной 500 кВт, расположенной на пер. Западный в с. В.Белозерки Ставропольского района Самарской области, капитальные вложения производились обществом до конца августа 2012 года, что подтверждается актом о приемке выполненных работ и справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 31.08.2012,
- в отношении модульной котельной 500 кВт, расположенной на пер. Восточный в с. В.Белозерки Ставропольского района Самарской области, капитальные вложения производились обществом до конца августа 2012 года, что подтверждается актом о приемке выполненных работ и справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 31.08.2012,
- в отношении модульной котельной 300 кВт, расположенной по ул. Мира в с. В.Белозерки Ставропольского района Самарской области, капитальные вложения производились обществом до конца августа 2012 года, что подтверждается актом о приемке выполненных работ и справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 31.08.2012.
Инспекция начислила обществу налог на имущество (модульные котельные, расположенные в с. В.Белозерки) за период с 01.09.2011 по 31.10.2011. При этом единственные работы, которые были завершены до 31.10.2011, это возведение фундамента.
Представленные ОАО "СамРЭК" доказательства подтверждают, что перечисленные котельные в указанные периоды не эксплуатировались, поскольку не были завершены строительством. Указанное обстоятельство не оспорено налоговым органом.
Доводы, приведенные ИФНС России по Ленинскому району г. Самары, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и не влияют на законность принятых судами решений.
С позиции изложенных обстоятельств можно сделать вывод, что суды полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований общества.
При таких обстоятельствах судебные акты в данной части подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 по делу N А55-12642/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.Г.ГАРИПОВА
Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 06.05.2014 ПО ДЕЛУ N А55-12642/2013
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2014 г. по делу N А55-12642/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Логинова О.В., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Елина Е.А., доверенность от 10.01.2014,
ответчика - Федоровой Е.А., доверенность от 04.10.2013 N 03-10/12701,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2013 (судья Коршикова Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Липкинд Е.Я.)
по делу N А55-12642/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация" (ОГРН 1066315051571), г. Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары о признании недействительным решения налогового органа,
установил:
открытое акционерное общество "Самарская региональная энергетическая корпорация" (далее - ОАО "СамРЭК", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Самары (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Самары, налоговый орган, инспекция) от 27.12.2012 N 14-22/М502548 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Изменив в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предмет иска (ходатайство от 30.09.2013 входящий N 112774), ОАО "СамРЭК" просило признать недействительным решение ИФНС России по Ленинскому району г. Самары от 27.12.2012 N 14-22/М502548 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения к ответственности за неполную уплату налога на прибыль за 2010 - 2011 года в сумме 1 485 714 руб. 08 коп., привлечения к ответственности за неполную уплату налога на имущество за 2010 - 2011 года в сумме 199 829 руб., пени в размере 1 403 221 руб., уплаты недоимки в сумме 8 427 722 руб.
Изменение предмета иска судом принято как соответствующее требования статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2013 заявленные требования удовлетворены частично.
Суд первой инстанции признал недействительным решение ИФНС России по Ленинскому району г. Самары от 27.12.2012 N 14-22/М502548 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения общества к ответственности за неполную уплату налога на прибыль в сумме 1 485 714 руб. 08 коп., за неполную уплату налога на имущество за 2011 год в сумме 507 руб. 08 коп., доначисления налога на прибыль в сумме 7 428 575 руб., налога на имущество за 2011 год в сумме 2539 руб., соответствующих указанным суммам налогов пени, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 решение Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись с данными судебными актами налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 в оспариваемой части отменить, кассационную жалобу инспекции удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "СамРЭК" требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 27.12.2012 ИФНС России по Ленинскому району г. Самары по результатам выездной налоговой проверки правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов за период с 01.01.2010 по 31.12.2011 вынесено решение N 14-22/11502548 о привлечении ОАО "СамРЭК" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного:
- пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату налога на прибыль в размере 1 563 900 руб.,
- пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на имущество в размере 199 829 руб.,
- пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов в размере 1200 руб.
Начислены пени по состоянию на 27.12.2012 в сумме 1 403 221 руб. Налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 6 134 594 руб., налог на имущество в сумме 999 147 руб. Всего по решению налогового органа доначисления составили 10 301 891 руб.
Налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой на принятое инспекцией решение от 27.12.2012 N 14-22/11502548, которая решением УФНС России по Самарской области от 19.03.2013 N 03-15/06647 частично удовлетворена: изменено решение инспекции от 27.12.2012 N 14-22/11502548 о привлечении ОАО "СамРЭК" к ответственности за совершение налогового правонарушения:
- пункт 1 Раздела 1 резолютивной части решения - уменьшить сумму штрафа по налогу на прибыль на 78 185 руб.,
- пункт 3.1. резолютивной части решения - уменьшить сумму недоимки по налогу на прибыль за 2010 год на 390 926 руб.
УФНС России по Самарской области обязало инспекцию произвести перерасчет пени.
Судебные инстанции, частично удовлетворяя требования общества, обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки) осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В статье 253 НК РФ к расходам, связанным с производством и (или) реализацией, отнесены суммы начисленной амортизации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а если имущество получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
Налоговый Кодекс не раскрывает понятие "капитальные вложения", поэтому данный термин в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ подлежит применению в том значении, в котором он используется в других отраслях законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений" капитальные вложения-инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-издательские работы и другие затраты.
Пунктом 2 статьи 2 Закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее Закон N 178-ФЗ) предусмотрено, что муниципальное имущество отчуждается в собственность юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится муниципальное имущество).
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона N 178-ФЗ внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться при учреждении открытых акционерных обществ, в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ.
При этом в силу пункта 3 этой же статьи внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "СамРЭК" может быть осуществлено при соблюдении следующих условий:
- общество в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах приняло решение об увеличении уставного капитала посредством размещения дополнительных акций, оплата которых будет осуществляться в том числе государственным или муниципальным имуществом (с указанием вида такого имущества), а также исключительными правами, принадлежащими Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (с указанием объема, пределов и способа использования соответствующих исключительных прав),
- - дополнительные акции, в оплату которых вносятся государственное имущество, муниципальное имущество и (или) исключительные права, являются обыкновенными акциями;
- - оценка государственного или муниципального имущества, вносимого в оплату дополнительных акций, проведена в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно абзацу 5 подпункта 2 пункта 1 статьи 277 НК РФ стоимость имущества, полученного в порядке приватизации муниципального имущества в виде вклада в уставный капитал организаций, признается для целей главы 25 НК РФ по стоимости (остаточной стоимости), определяемой на дату приватизации по правилам бухгалтерского учета. Пунктом 9 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Статьей 25 Закона N 178-ФЗ установлено, что внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "СамРЭК" может быть осуществлено при соблюдении условия об оценке государственного или муниципального имущества, вносимого в оплату дополнительных акций, которая должна быть проведена в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" оплата акций, распределяемых среди учредителей общества при его учреждении, может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку. При этом форма оплаты определяется договором о создании общества.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями. При этом величина такой оценки не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком, который в обязательном порядке должен привлекаться для определения рыночной стоимости такого имущества. Также в соответствии со статьей 36 вышеназванного Закона оплата акций общества при его учреждении производится его учредителями по цене не ниже номинальной стоимости этих акций. Исходя из положений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, при формировании уставного капитала акционерного общества номинальная стоимость акций не может превышать (то есть должна быть ниже или равна) денежной оценки имущества, вносимого в оплату акций, производимой по соглашению между учредителями.
В силу статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) проведение оценки движимого или недвижимого имущества, принадлежащего полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям при передаче в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц и иных случаях, является обязательным условием.
При этом в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки передаваемого предприятию имущества, либо в договоре об оценке с оценщиком не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению и последующему применению подлежит рыночная стоимость данного объекта (статья 7 и 8 Закона N 135-ФЗ).
Таким образом, при передаче предприятию учредителем движимого или недвижимого имущества в силу вышеназванных нормативных правовых актов постановка его на баланс в состав основных средств осуществляется по стоимости, определенной оценщиком.
Налоговый кодекс Российской Федерации не определяет порядок оценки имущества, передаваемого в уставный капитал, и не обязывает налогоплательщика при получении основного средства в уставный капитал принимать его по остаточной стоимости, сформированной в налоговом учете у передающей стороны.
Таким образом, нормы законодательства позволяют налогоплательщику принять основные средства, внесенные в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, по стоимости, согласованной учредителями.
Такой способ оценки неденежных вкладов соответствует положениям последнего абзаца пункта 1 статьи 277 НК РФ.
По данному делу установлено, что спорное имущество было получено ОАО "СамРЭК" и принято к учету в виде вклада в уставный капитал (газопроводы и газовое оборудование), согласно приказов Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) от 16.10.2009 N 1267, от 21.12.2010 N 3316, от 01.12.2010 N 3094 по перечню, прилагаемому к приказам, и в соответствии с Актами приема-передачи имущества от 23.11.2009, от 02.12.2010, от 22.12.2010. Указанные обстоятельства нашли подтверждение в ходе налоговой проверки.
ОАО "СамРЭК" предоставило в инспекцию выписки из отчета об оценке, подтверждающие факт проведения независимой оценки ГК "Институт оценки", проведенной по заказу Министерства в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, приказы Министерства, перечни передаваемых основных средств, акты приемки передачи основных средств.
В ходе проверки установлено, что на балансе организации находятся газопроводы высокого и низкого давления, принятые к налоговому учету ОАО "СамРЭК" с 01.01.2010 по 10.03.2010.
Между ОАО "СамРЭК" (Продавец) и Министерством (Покупатель) был заключен договор купли-продажи акций от 23.11.2009 N 385, согласно которому, "Покупатель" передал в собственность, а "Продавец" принял в оплату акций ОАО "СамРЭК" газопроводы высокого и низкого давления.
Согласно акту приема-передачи имущества от 23.11.2009 Министерство подтверждает, а ОАО "СамРЭК" не опровергает, что сооружения переданы в технически исправном состоянии, позволяющем использовать и эксплуатировать их в дальнейшем по назначению.
Функциональность данных газопроводов на момент и после передачи ОАО "СамРЭК" не прекращалась, что подтверждается расходом газа (замеры расхода по счетчикам).
Проверкой также установлено, что в проверяемом периоде на балансе организации на сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" находились модульные котельные, в том числе четыре котельные в Самарской области в Ставропольском районе в с. В.Белозерки (введены в эксплуатацию в октябре 2012 года), одна котельная находится в Самарской области в Кинель-Черкасском районе в поселке Садгород (введена в эксплуатацию 10.01.2012).
Инспекцией установлено, что котельные, находящиеся в с. В.Белозерки работали в режиме пусконаладки "под нагрузкой" с 26.10.2011, что подтверждается показаниями газовых счетчиков и соответствует записям в журналах регистрации-учета расхода газа, работая в режиме пусконаладки отапливали весь поселок с 26.10.2011 по 16.04.2012.
Котельная, находящаяся в поселке Садгород, которая отапливала поселок, ранее была демонтирована в 2010 году. После чего была выстроена новая котельная, которая работала в режиме пусконаладки "под нагрузкой" и отапливала поселок с ноября 2010 года по май 2011 года.
Для подтверждения данных фактов в соответствии со статьей 90 НК РФ был проведен допрос главного бухгалтера ОАО "СамРЭК" Гуленко Н.В., согласно которому модульные котельные были приняты к учету по налогу на имущество в 2012 году на основании разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. До этого момента котельные работали в режиме пусконаладки.
Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления, в частности, установлены правила технического диагностирования газопроводов, которые осуществляются с целью определения технического состояния газопровода и установления ресурса его дальнейшей эксплуатации на основании проведенной экспертизы (пункт 5.5.1 Правил, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 N 9).
При этом в пункте 5.5.2 Правил указано, что диагностирование должно проводиться по истечении 40 лет для стальных наземных в обваловании, подземных, а также 50 лет для полиэтиленовых газопроводов после ввода их в эксплуатацию.
Таким образом, исходя из Правил можно говорить о том, что как минимум ресурс эксплуатации газопроводов составляет 40 лет (для стальных), 50 лет (для полиэтиленовых).
В соответствии с Классификацией срок полезного использования по распределительным газопроводам установлен 10 - 15 лет, что значительно ниже сроков минимального ресурса их эксплуатации (40 - 50 лет).
Кроме того, установление срока полезного использования по распределительным газопроводам в бухгалтерском учете с 10 - 15 лет, при минимальном ресурсе их эксплуатации 40 - 50 лет противоречит экономической сути амортизационных отчислений и приводит к искажению себестоимости оказываемых организаций услуг по транспортировке газа.
Судами верно отмечено, что в части установления оспариваемым решением неполной уплаты ОАО "СамРЭК" налога на имущество за 2011 год в сумме 507 руб. 08 коп., доначисления налога на имущество за 2011 год в сумме 2539 руб., соответствующих указанной сумме налога пени оспариваемое решение следует признать недействительным, поскольку указанные суммы налога доначислены ИФНС России по Ленинскому району г. Самары за сентябрь - ноябрь 2011 года по котельным, расположенным в с. В.Белозерках по пер. Западный, Восточный, ул. Мира, ул. Щербакова (расчет налога т. 2 л.д. 17 и аналогичный расчет от 27.09.2013).
- в отношении модульной котельной 400 кВт, расположенной по ул. Щербакова в с. В.Белозерки Ставропольского района Самарской области, капитальные вложения производились обществом до конца августа 2012 года, что подтверждается актом о приемке выполненных работ и справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 31.08.2012,
- в отношении модульной котельной 500 кВт, расположенной на пер. Западный в с. В.Белозерки Ставропольского района Самарской области, капитальные вложения производились обществом до конца августа 2012 года, что подтверждается актом о приемке выполненных работ и справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 31.08.2012,
- в отношении модульной котельной 500 кВт, расположенной на пер. Восточный в с. В.Белозерки Ставропольского района Самарской области, капитальные вложения производились обществом до конца августа 2012 года, что подтверждается актом о приемке выполненных работ и справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 31.08.2012,
- в отношении модульной котельной 300 кВт, расположенной по ул. Мира в с. В.Белозерки Ставропольского района Самарской области, капитальные вложения производились обществом до конца августа 2012 года, что подтверждается актом о приемке выполненных работ и справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 31.08.2012.
Инспекция начислила обществу налог на имущество (модульные котельные, расположенные в с. В.Белозерки) за период с 01.09.2011 по 31.10.2011. При этом единственные работы, которые были завершены до 31.10.2011, это возведение фундамента.
Представленные ОАО "СамРЭК" доказательства подтверждают, что перечисленные котельные в указанные периоды не эксплуатировались, поскольку не были завершены строительством. Указанное обстоятельство не оспорено налоговым органом.
Доводы, приведенные ИФНС России по Ленинскому району г. Самары, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и не влияют на законность принятых судами решений.
С позиции изложенных обстоятельств можно сделать вывод, что суды полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований общества.
При таких обстоятельствах судебные акты в данной части подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 по делу N А55-12642/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.Г.ГАРИПОВА
Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)