Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.10.2013 ПО ДЕЛУ N А05-7068/2013

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2013 г. по делу N А05-7068/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 октября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
- при участии от заявителя Мирошниковой М.Б. по доверенности от 01.07.2013 N 40, Пашковой Е.А. по доверенности от 01.07.2013 N 39;
- от ответчика Логиновой Л.А. по доверенности от 26.12.2012 N 09.10/13156,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 июля 2013 года по делу N А05-7068/2013 (судья Чурова А.А.),

установил:

Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (ОГРН 1022901141438; далее - ФКУ "ИК N 5", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042901307602; далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 20.03.2013 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18 июля 2013 года по делу N А05-7068/2013 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что поскольку реализация продукции, выпускаемой казенными учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России), не может рассматриваться в качестве государственной функции, то положения подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к доходам, связанным с реализацией такой продукции, не применяются.
Учреждение в отзыве на жалобу просит решение суда оставить без изменения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка декларации учреждения по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2012 года, по результатам которой составлен акт от 29.01.2013 N 05-16/15991дсп (том 1, листы 102 - 105) и вынесено решение от 20.03.2013 N 05-16/11762 (том 1, листы 27 - 38) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ФКУ "ИК N 5" предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2012 года в сумме 7 482 533 руб., пени в размере 469 175 руб. 94 коп.
Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу решением от 08.05.2013 N 07-10/1/05292 (том 1, листы 55 - 57) отклонило апелляционную жалобу учреждения.
Не согласившись с решением инспекции ФКУ "ИК N 5" обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная коллегия при рассмотрении данного дела исходит из следующего.
В ходе проверки налоговый орган установил и отразил в своем решении, что учреждением в нарушение пункта 1 статьи 248, статьи 249, пункта 1 статьи 251, пункта 3 статьи 271 НК РФ при исчислении налога на прибыль за 9 месяцев 2012 года не учтена выручка, полученная от реализации продукции, выпускаемой ФКУ "ИК N 5" в сумме 45 348 685 руб.
По мнению инспекции, реализация продукции, выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России, не может рассматриваться в качестве государственной функции и, следовательно, не является государственной (муниципальной) услугой, работой, а также иной государственной (муниципальной) функцией.
При этом, расходы, понесенные налогоплательщиком в рамках реализации выпускаемой продукции, не могут быть приняты при исчислении налога на прибыль, поскольку для учреждения предусмотрено бюджетное финансирование, а не финансирование на основе заключенных договоров (контрактов).
Согласно статье 246 НК РФ российские организации признаются плательщиками налога на прибыль организаций, регулирование данного налога осуществляется в соответствии с нормами главы 25 данного Кодекса.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 247 данного Кодекса признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с нормами этого Кодекса.
На основании НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса (статья 41 НК РФ).
В силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Следовательно, данная норма применяется только к средствам, полученным в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг, а также к доходам, полученным от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
В силу пункта 48.11 статьи 270 НК РФ расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), также не учитываются при налогообложении.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы; государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации казенные учреждения являются некоммерческими организациями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Аналогичные положения закреплены в пункте 3 статьи 161 БК РФ, согласно которому казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.
Следовательно, законодательство Российской Федерации позволяет казенным учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при следующих условиях:
- - возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений;
- - осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах.
Тот факт, что ФКУ "ИК N 5" является казенным учреждением, налоговым органом не оспаривается.
Как следует из материалов дела, в пункте 2.4 устава учреждения отражены виды приносящей доход деятельности, в том числе оказание услуг, выполнение работ, производство и реализация.
В силу пункта 3 статьи 41 БК РФ доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, и относятся к неналоговым доходам бюджетов.
При учете доходов от собственной производственной деятельности учреждений ФСИН России при определении налоговой базы по налогу на прибыль необходимо определить, признается ли такого рода деятельность государственной (муниципальной) услугой (работой) или иной государственной (муниципальной) функцией.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 69.2 БК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 N 671 утверждено Положение о порядке формирования государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансового обеспечения государственного задания (далее - Постановление N 671).
Пунктом 3 Постановления N 671 федеральным органам исполнительной власти (государственным органам), осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждений или автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, а также главным распорядителям средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, поручено утвердить ведомственные перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в их ведении федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, по форме, утвержденной Постановлением N 671, и разместить их на официальных сайтах в сети Интернет.
Согласно пункту 1 положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 (далее - Положение), ФСИН России подведомственна Минюсту России.
В целях исполнения вышеуказанного поручения Минюстом России издан приказ от 07.10.2010 N 251 "Об утверждении Перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Минюста России федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности" (далее - Перечень).
Действительно, указанный Перечень не содержит государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрена обязанность учреждений, исполняющих наказания в том числе, привлекать осужденных к труду.
В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 на ФСИН России возложены полномочия по привлечению осужденных к труду.
Из пункта 5 указанного Положения следует, что ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, с учетом вышеуказанных норм законодательных и нормативных правовых актов одной из государственных функций ФСИН России является привлечение осужденных к труду.
Следовательно, доход от реализации продукции, произведенной осужденными, в рамках такой государственной функции как привлечение их к труду, не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку получен заявителем от исполнения им государственной функции, а именно от привлечения осужденных к труду.
С учетом вышеизложенного апелляционная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы относительно того, что положения подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ к доходам, связанным с реализацией продукции, выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России, не применяются.
Кроме того решение налогового органа является недействительным и по следующим основаниям.
Из оспариваемого решения инспекции следует, что учреждением при исчислении налога на прибыль за 9 месяцев 2012 года не учтена выручка, полученная от реализации продукции, выпускаемой ФКУ "ИК N 5" в сумме 45 348 685 руб.
По мнению инспекции, поскольку все расходы произведены за счет бюджетного финансирования, то, с учетом пункта 2 статьи 321.1 НК РФ отсутствуют расходы, учитываемые для целей налогообложения.
Вместе с тем данный подход не соответствует требованиям налогового законодательства.
То обстоятельство, что ФКУ "ИК N 5", перечисляло доходы от реализации продукции, выпускаемой учреждением, в федеральный бюджет и затем получало их в качестве финансирования сверх бюджетных ассигнований, не исключает обязанность налогового органа определить соотношение доходов от реализации продукции в общем объеме полученного учреждением финансирования и с учетом положений, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 и пунктом 4 статьи 321.1 НК РФ, а также принципа пропорционального распределения расходов, закрепленного абзацем четвертым пункта 1 статьи 272 и пунктом 3 статьи 321.1 НК РФ, определить налоговую базу по налогу на прибыль.
Следовательно, неприменение указанных положений налогового законодательства уже повлекло необоснованное исчисление инспекцией налога на прибыль в сумме, не соответствующей действительному размеру налогового обязательства учреждения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право проводить проверки в порядке, установленном Кодексом.
К числу налоговых проверок статьи 87 НК РФ отнесены камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Однако названный Кодекс различает указанные формы налогового контроля, определив в рамках каждой из них права и обязанности как налогоплательщика, так и налогового органа.
Согласно пункту 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Если в ходе камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (пункты 3, 4 статьи 88 НК РФ).
Следовательно, в тех случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет.
Запрет на подобные действия содержится и в пункте 7 данной статьи Кодекса, согласно которой при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктами 6, 8, 9 статьи 88 НК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда у налогоплательщика возникает обязанность по предоставлению дополнительных документов: при проверке правомерности использования налоговых льгот; при проверке правомерности применения налоговых вычетов по НДС; при проверке правильности исчисления налогов, связанных с использованием природных ресурсов.
Статья 88 НК РФ ограничила права налоговых органов на истребование документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, поэтому оспариваемое решение вынесено инспекцией на основании доказательств, полученных с нарушением положений этой статьи.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (пункт 14 статьи 101 НК РФ).
В рассматриваемом случае предметом камеральной проверки являлась декларация по налогу на прибыль учреждения за 9 месяцев 2012 года, при этом налоговые льготы в ней не заявлялись.
Ни из акта проверки инспекции, ни из ее решения не следует выявление налоговым органом в представленной заявителем декларации каких-либо ошибок и противоречий, что исключает возможность запрашивать у него документы по его финансово-хозяйственной деятельности. В судебном заседании апелляционной инстанции представитель налогового органа их также не указывал.
Между тем, как следует из оспариваемого решения инспекции учреждению направлено требование от 29.11.2012 N 05-06/18241 о представлении дополнительных пояснений и документов, основания для его направления в решении не приведены (страница 2 решения инспекции).
Допущенное налоговым органом нарушение статьи 88 НК РФ привело к принятию не соответствующего НК РФ решения о доначислении учреждению налога на прибыль и нарушению его прав и законных интересов, что является самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных ФКУ "ИК N 5" требований.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое решение налогового органа является недействительным и подлежит отмене.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы инспекции и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 июля 2013 года по делу N А05-7068/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА

Судьи
Н.Н.ОСОКИНА
В.И.СМИРНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)