Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Касатова А.С., доверенность от 07.07.2014, Касатова В.С., доверенность от 10.01.2014,
ответчика - Плешаковой А.И., доверенность от 11.06.2014,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-19493/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой", г. Альметьевск (ОГРН 1021602862170, ИНН 1644026874) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск (ОГРН 1041608023104, ИНН 1644005835), третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения от 04.06.2013 N 25569,
установил:
открытое акционерное общество "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой" (далее - заявитель, ОАО "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 16 по РТ, ответчик) от 04.06.2013 N 25569 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.01.2014 заявление удовлетворено частично, решение Межрайонной ИФНС России N 16 по РТ от 04.06.2013 N 25569 признано недействительным в части начисления земельного налога за 2011 год, превышающего 136 085 руб., а также соответствующих пеней и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), как не соответствующее НК РФ. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.01.2014 изменено, решение Межрайонной ИФНС России N 16 по РТ от 04.06.2013 N 25569 в части начисления земельного налога за 2011 год, превышающего 720 630 руб., а также соответствующих пеней и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ, признано недействительным как не соответствующее НК РФ.
В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Общество, не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанный судебный акт, принять по делу новый судебный акт.
Представители общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнениях к ней.
Представитель инспекции в судебном заседании отклонила кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия третьего лица.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, отзыва на них, заслушав явившихся в судебное заседание представителей общества и инспекции, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, считает, что постановление суда апелляционной инстанции следует отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам рассмотрения которой налоговым органом принято решение от 04.06.2013 N 25569 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 86 751 руб., обществу предложено уплатить недоимку в сумме 1 294 425 руб., пени в размере 50 216,33 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 02.08.2013 N 2.14-0-18/016965@ решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решением налогового органа от 04.06.2013 N 25569, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части, исходил из кадастровой стоимости земельных участков заявителя за предыдущий налоговой период - 2010 год и ставки налога, установленной на 2011 год. Соответственно, суд первой инстанции сделал вывод о том, с учетом перерасчета земельного налога по трем участкам, земельный налог (по всем пяти земельным участкам общества) к уплате за 2011 год должен составить 1 158 340 руб., с учетом уплаты заявителем земельного налога за 2011 год в сумме 433 755 руб., доначислению подлежит земельный налог в сумме 136 085 руб.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение первой инстанции в части, исходил из того, что сумма земельного налога, подлежащего уплате обществом в 2011 году, с учетом поправки, составит 1 158 610 руб., сумма земельного налога, подлежащего доначислению с учетом оплаченной суммы в размере 437 755 руб., составит 720 630 руб.
Как следует из материалов дела, налоговым органом при начислении земельного налога за 2011 год применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102).
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2 и пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Вышеуказанное Постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
С учетом положений статьи 5 Кодекса, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О суды пришли к обоснованному выводу о том, что указанный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
Поскольку налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
При таких обстоятельствах, применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных указанным Постановлением N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суды обоснованно не приняли довод заявителя о применении рыночной стоимости земельных участков, утвержденных решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.11.2013 по делу N А65-25498/2012.
Как правомерно указали суды, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.11.2013 по делу N А65-25498/2012 вступило в законную силу 14.12.2013, следовательно, установленная данным судебным актом рыночная стоимость земельного участка, должна быть применена с 14.12.2013.
Поскольку, произведенное сторонами исчисление налога не соответствует закону, суд при определении размера земельного налога заявителя за 2011 год исходил из кадастровой стоимости земельных участков заявителя за предыдущий налоговой период - 2010 год и ставки налога, установленной на 2011 год.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:030116:80 составила 11 285 176 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:050104:40 составила 38 833 902 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:030107:4 составила 19 788 492 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:030104:32 составила 1 249 705 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:030104:17 составила 7 083 162 руб.
Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", налоговая ставка в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 16:45:030116:80, 16:45:050104:40, 16:45:030107:4, 16:45:030104:32, 16:45:030104:17 установлена в размере 1,5%, налоговая ставка в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 16:45:030104:32 установлена в размере 0,3%.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что земельный налог к уплате за 2011 год по земельному участку с кадастровым номером 16:45:030116:80 должен составить 169 278 руб. (11 285 176 х 1,5%); по земельному участку с кадастровым номером 16:45:050104:40 земельный налог должен составить 582 509 руб. (38 833 902 х 1,5%); по земельному участку с кадастровым номером 16:45:030104:32 должен составить 3479 руб. (1 249 705 х 0,3%); по земельному участку с кадастровым номером 16:45:030104:17 должен составить 106247 руб. (7 083 162 х 1,5%); по земельному участку с кадастровым номером 16:45:050104:4 земельный налог должен составить 296 827 руб. (19 788 492 х 1,5%).
Соответственно, суд первой инстанции сделал вывод о том, что с учетом перерасчета земельного налога по трем вышеуказанным участкам, земельный налог (по всем пяти земельным участкам общества) к уплате за 2011 год должен составить 1 158 340 руб., а не 1 728 180 руб., как указано в оспариваемом решении налогового органа.
Однако судом апелляционной инстанции установлено, что в решении суда неверно указана сумма земельного налога, подлежащего доначислению по земельному участку с кадастровым номером 16:45:030104:32, а именно: сумма налога указана в размере 3479 руб., следовало указать 3749 руб.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что сумма земельного налога, подлежащего уплате обществом в 2011 году, с учетом вышеуказанной поправки, составит 1 158 610 руб., а не 1 158 340 руб., как указано в решении суда, сумма земельного налога, подлежащего доначислению с учетом оплаченной суммы в размере 437 755 руб., составит 720 630 руб., а не 136 085 руб., как указано в решении суда первой инстанции.
Судебная коллегия считает, что выводы апелляционного суда о размере исчисленного земельного налога за 2011 год в размере 1 158 610 руб. являются верными.
Между тем, размер действительного налогового обязательства по земельному налогу по результатам спорной камеральной налоговой проверки судом апелляционной инстанции сделан при неполном выяснении обстоятельств дела.
Так, суд апелляционной инстанции указал, что сумма земельного налога подлежащего доначислению с учетом оплаченной суммы в размере 437 755 руб., составит 720 630 руб. Однако общество указывало на то, что земельный налог в 2011 году им был уплачен в размере 1 728 155 руб., а налоговый орган в оспариваемом решении от 04.06.2013 N 25569 указывал, что у заявителя имеется переплата в сумме 860 670 руб.
Указанные противоречия судом апелляционной инстанции не устранены.
Данные обстоятельства имеют существенное значение при разрешении настоящего дела, однако указанные обстоятельства судом апелляционной инстанции не проверены и не исследованы.
При названных обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств дела, дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит установить действительные налоговые обязательства, и принимая во внимание все обстоятельства дела в соответствии с требованиями закона вынести обоснованный и соответствующий нормам права судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу N А65-19493/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА
Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Р.Р.МУХАМЕТШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 09.07.2014 ПО ДЕЛУ N А65-19493/2013
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2014 г. по делу N А65-19493/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Касатова А.С., доверенность от 07.07.2014, Касатова В.С., доверенность от 10.01.2014,
ответчика - Плешаковой А.И., доверенность от 11.06.2014,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-19493/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой", г. Альметьевск (ОГРН 1021602862170, ИНН 1644026874) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск (ОГРН 1041608023104, ИНН 1644005835), третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения от 04.06.2013 N 25569,
установил:
открытое акционерное общество "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой" (далее - заявитель, ОАО "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 16 по РТ, ответчик) от 04.06.2013 N 25569 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.01.2014 заявление удовлетворено частично, решение Межрайонной ИФНС России N 16 по РТ от 04.06.2013 N 25569 признано недействительным в части начисления земельного налога за 2011 год, превышающего 136 085 руб., а также соответствующих пеней и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), как не соответствующее НК РФ. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.01.2014 изменено, решение Межрайонной ИФНС России N 16 по РТ от 04.06.2013 N 25569 в части начисления земельного налога за 2011 год, превышающего 720 630 руб., а также соответствующих пеней и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ, признано недействительным как не соответствующее НК РФ.
В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Общество, не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанный судебный акт, принять по делу новый судебный акт.
Представители общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнениях к ней.
Представитель инспекции в судебном заседании отклонила кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия третьего лица.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, отзыва на них, заслушав явившихся в судебное заседание представителей общества и инспекции, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, считает, что постановление суда апелляционной инстанции следует отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам рассмотрения которой налоговым органом принято решение от 04.06.2013 N 25569 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 86 751 руб., обществу предложено уплатить недоимку в сумме 1 294 425 руб., пени в размере 50 216,33 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 02.08.2013 N 2.14-0-18/016965@ решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решением налогового органа от 04.06.2013 N 25569, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части, исходил из кадастровой стоимости земельных участков заявителя за предыдущий налоговой период - 2010 год и ставки налога, установленной на 2011 год. Соответственно, суд первой инстанции сделал вывод о том, с учетом перерасчета земельного налога по трем участкам, земельный налог (по всем пяти земельным участкам общества) к уплате за 2011 год должен составить 1 158 340 руб., с учетом уплаты заявителем земельного налога за 2011 год в сумме 433 755 руб., доначислению подлежит земельный налог в сумме 136 085 руб.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение первой инстанции в части, исходил из того, что сумма земельного налога, подлежащего уплате обществом в 2011 году, с учетом поправки, составит 1 158 610 руб., сумма земельного налога, подлежащего доначислению с учетом оплаченной суммы в размере 437 755 руб., составит 720 630 руб.
Как следует из материалов дела, налоговым органом при начислении земельного налога за 2011 год применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102).
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2 и пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Вышеуказанное Постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
С учетом положений статьи 5 Кодекса, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О суды пришли к обоснованному выводу о том, что указанный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
Поскольку налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
При таких обстоятельствах, применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных указанным Постановлением N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суды обоснованно не приняли довод заявителя о применении рыночной стоимости земельных участков, утвержденных решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.11.2013 по делу N А65-25498/2012.
Как правомерно указали суды, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.11.2013 по делу N А65-25498/2012 вступило в законную силу 14.12.2013, следовательно, установленная данным судебным актом рыночная стоимость земельного участка, должна быть применена с 14.12.2013.
Поскольку, произведенное сторонами исчисление налога не соответствует закону, суд при определении размера земельного налога заявителя за 2011 год исходил из кадастровой стоимости земельных участков заявителя за предыдущий налоговой период - 2010 год и ставки налога, установленной на 2011 год.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:030116:80 составила 11 285 176 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:050104:40 составила 38 833 902 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:030107:4 составила 19 788 492 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:030104:32 составила 1 249 705 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:030104:17 составила 7 083 162 руб.
Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", налоговая ставка в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 16:45:030116:80, 16:45:050104:40, 16:45:030107:4, 16:45:030104:32, 16:45:030104:17 установлена в размере 1,5%, налоговая ставка в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 16:45:030104:32 установлена в размере 0,3%.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что земельный налог к уплате за 2011 год по земельному участку с кадастровым номером 16:45:030116:80 должен составить 169 278 руб. (11 285 176 х 1,5%); по земельному участку с кадастровым номером 16:45:050104:40 земельный налог должен составить 582 509 руб. (38 833 902 х 1,5%); по земельному участку с кадастровым номером 16:45:030104:32 должен составить 3479 руб. (1 249 705 х 0,3%); по земельному участку с кадастровым номером 16:45:030104:17 должен составить 106247 руб. (7 083 162 х 1,5%); по земельному участку с кадастровым номером 16:45:050104:4 земельный налог должен составить 296 827 руб. (19 788 492 х 1,5%).
Соответственно, суд первой инстанции сделал вывод о том, что с учетом перерасчета земельного налога по трем вышеуказанным участкам, земельный налог (по всем пяти земельным участкам общества) к уплате за 2011 год должен составить 1 158 340 руб., а не 1 728 180 руб., как указано в оспариваемом решении налогового органа.
Однако судом апелляционной инстанции установлено, что в решении суда неверно указана сумма земельного налога, подлежащего доначислению по земельному участку с кадастровым номером 16:45:030104:32, а именно: сумма налога указана в размере 3479 руб., следовало указать 3749 руб.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что сумма земельного налога, подлежащего уплате обществом в 2011 году, с учетом вышеуказанной поправки, составит 1 158 610 руб., а не 1 158 340 руб., как указано в решении суда, сумма земельного налога, подлежащего доначислению с учетом оплаченной суммы в размере 437 755 руб., составит 720 630 руб., а не 136 085 руб., как указано в решении суда первой инстанции.
Судебная коллегия считает, что выводы апелляционного суда о размере исчисленного земельного налога за 2011 год в размере 1 158 610 руб. являются верными.
Между тем, размер действительного налогового обязательства по земельному налогу по результатам спорной камеральной налоговой проверки судом апелляционной инстанции сделан при неполном выяснении обстоятельств дела.
Так, суд апелляционной инстанции указал, что сумма земельного налога подлежащего доначислению с учетом оплаченной суммы в размере 437 755 руб., составит 720 630 руб. Однако общество указывало на то, что земельный налог в 2011 году им был уплачен в размере 1 728 155 руб., а налоговый орган в оспариваемом решении от 04.06.2013 N 25569 указывал, что у заявителя имеется переплата в сумме 860 670 руб.
Указанные противоречия судом апелляционной инстанции не устранены.
Данные обстоятельства имеют существенное значение при разрешении настоящего дела, однако указанные обстоятельства судом апелляционной инстанции не проверены и не исследованы.
При названных обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств дела, дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит установить действительные налоговые обязательства, и принимая во внимание все обстоятельства дела в соответствии с требованиями закона вынести обоснованный и соответствующий нормам права судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу N А65-19493/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА
Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Р.Р.МУХАМЕТШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)