Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 18.08.2015 ПО ДЕЛУ N 33-29247/2015

Требование: О взыскании недоимки и пени по земельному налогу.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик надлежаще не исполнил обязанности по уплате налога на имущество физических лиц.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 августа 2015 г. по делу N 33-29247


Судья: Душкина А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе: председательствующего судьи Сергеевой Л.А.
и судей: Вишняковой Н.Е., Смирновой Ю.А.
при секретаре С.С.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишняковой Н.Е.
дело по апелляционной жалобе Б. на решение Никулинского районного суда города Москвы от 04 марта 2015 года, которым постановлено:
Взыскать с Б. в бюджет г. Москвы задолженность по оплате земельного налога в размере * рублей * копеек, сумму пени * рубля * копеек, государственную пошлину в размере * рублей * копеек, а всего * рублей * копеек.

установила:

ИФНС России N 24 по г. Москве обратилась в суд с иском, с учетом уточнений, к Б. о взыскании недоимки и пени по земельному налогу, поскольку ответчик надлежаще не исполнила обязанности по уплате налога на имущество физических лиц.
Представитель истца в судебное заседание явился, доводы искового заявления поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика в суд явилась, исковые требования признала в части суммы задолженности по налогу по земельному участку с кадастровым номером *, по земельному участку с кадастровым номером * не согласилась, поскольку в спорный период кадастровая стоимость не была установлена и должна применяться номинальная стоимость.
Суд постановил вышеуказанное решение, не согласившись с указанным решением, Б. подала апелляционную жалобу, в которой просила изменить судебное решение.
Проверив в порядке ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы материалы дела, выслушав представителя истца - С., представителя ответчика - адвоката Моисеенко Е.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит изменению в части определения размера пеней. В остальной части судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного решения, как постановленного с учетом фактических обстоятельств дела и требований действующего законодательства.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Б. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: *, с кадастровым номером *, площадью 2.130 кв. м, кадастровой стоимостью * рублей, а также земельного участка, расположенного по адресу: *, с кадастровым номером *, площадью 21.215 кв. м, кадастровой стоимостью * рублей.
Согласно ст. 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Законом города Москвы от 24.11.2004 г. N 71 "О земельном налоге" установлена налоговая ставка в отношении прочих земельных участков в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Ответчику было направлено налоговое уведомление N *, об оплате земельного налога в размере * рублей * копеек.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Земельный налог не был внесен в установленные в уведомлении сроки в полном объеме, в связи с чем, налогоплательщику было направлено требование об оплате налога N * от 10.12.2013 г. об оплате налога и пени со сроком уплаты до 29.01.2014 г.
В период нахождения дела в производстве суда, задолженности была частично погашена.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что Б. не исполнена обязанность по уплате земельного налога в полном объеме. С доводами представителя ответчика об отсутствии надлежащих сведений о кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером *, суд обоснованно не согласился, поскольку согласно ответа на судебный запрос из ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, кадастровая стоимость на земельный участок с кадастровым номером * на 01.01.2012 г. установлена в размере * рублей. Именно указанная кадастровая стоимость учтена при произведении расчета суммы налога налоговым органом.
Выводы суда первой инстанции подтверждаются материалами дела.
С приведенными в решении суда мотивами, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, судебная коллегия соглашается.
В апелляционной жалобе ответчик вновь выражает несогласие с кадастровой стоимостью земельного участка N *.
Однако, данный довод не может служить основанием для отмены судебного решения в силу следующего.
В соответствии со ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 71 "О земельном налоге", налогоплательщики земельного налога - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 2 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 71 "О земельном налоге" установлена налоговая ставка в отношении прочих земельных участков в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 11 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37, а также Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", устанавливается следующий порядок обмена в электронном виде сведениями о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой: Управления Росреестра по субъектам Российской Федерации предоставляют сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества (далее - сведения) в соответствующие Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - Управления ФНС России).
На основании указанных документов вся информация передается в электронном формате.
В соответствии с п. 1 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
18.12.2012 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы РФ N 24 по г. Москве в соответствии со ст. 389, 391 НК РФ и ст. 2 и 3 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 71 "О земельном налоге" в электронном виде получены сведения от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) относительно кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер *, принадлежащего гражданке Б.
Согласно сведениям, предоставленным Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), 01.01.2012 произведена оценка кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер *, которая составляет * рублей.
Данная стоимость была также предоставлена Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в ответ на судебный запрос (л.д. 89 - 90).
Никаких иных сведений ни у суда, ни у налогового органа о кадастровой стоимости земельного участка как на момент расчета налога, так и на момент вынесения решения, не имелось.
При таких данных, суд пришел к обоснованному выводу об обоснованности исковых требований в части взыскания земельного налога.
В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ответчику в связи с неуплатой налога начислена пеня, т.к. в установленный законом срок Б. не была исполнена обязанность по уплате налога. В связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу о законности начисления пени.
Не находя оснований для отмены решения, судебная коллегия полагает, что решение суда в части определения размера пени подлежит изменению в силу следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 6.1. НК РФ, течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1. НК РФ).
Законом города Москвы "О земельном налоге" (в применимой редакции), срок уплаты земельного налога за 2012 год установлен как не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 3).
В 2013 году 01 декабря (срок уплаты земельного налога за 2012 год) приходится на воскресенье, соответственно последним днем срок уплаты налога являлось 02.12.2013 г. и исчислять с этой даты пени за несвоевременную уплату налога, как посчитал суд первой инстанции, неправомерно.
Согласно пп. 3 п. 3. ст. 45 НК РФ, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Имеющимися в материалах дела копиями чек-ордеров подтверждается, что денежные средства для перечисления их в счет уплаты налога были переданы Б. в банк 19.02.2014 г. и 15.08.2014 г. (л.д. 101).
Однако расчет пени суд произвел с учетом не указанных дат, а с дат 22.02.2014 г. и 19.08.2014 г. При этом, в решении не приведено мотивировав, почему именно данные даты взяты за основу.
С учетом изложенного, пени подлежат взысканию в следующем размере:
- * руб. x 78 дней (за период с 03.12.2013 г. по 18.02.2014 г.) x 8,25% (ставка рефинансирования) x 1/300 (ставка пени) = * рублей;
- * рублей x 177 дней (за период с 19.02.2014 г. по 14.08.2014 г.) x 8,25% x 1/300 = * рублей.
* рублей x 180 дней (за период с 15.08.2014 г. по 10.02.2015 г.) x 8,25% x 1/300 = * рублей.
Итого сумма пени: * рублей + * рублей + * рублей = * рублей * коп. (а не * рубля * коп.).
Таким образом, решение суда в этой части подлежит изменению с уменьшением размера пени до * руб. * коп.
Судебная коллегия не находит оснований для снижения размера пени в связи со следующим.
В соответствии со статьей 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с нормами Налогового кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.
Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений установлены Главой 15 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Однако НК РФ не установлена возможность применения норм ГК РФ к положениям об ответственности за совершение налоговых правонарушений. Налоговые правоотношения по своей сути не являются обязательствами по смыслу, какой им придан ГК РФ. Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 года N 202-О.
Пени в рассматриваемом деле исчислены налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ и взыскиваются с налогоплательщика за несвоевременную уплату налога, в то время как согласно ст. 333 ГК РФ суд вправе уменьшить неустойку, под которой согласно ст. 330 ГК РФ признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Таким образом, снижение размера пени со ссылкой на положения статьи 333 ГК РФ противоречит действующему налоговому законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Никулинского районного суда г. Москвы от 04 марта 2015 года изменить, снизив размер пени, подлежащих взысканию с Б., до * руб. * коп.
В остальной части решение Никулинского районного суда г. Москвы от 04 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)