Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 30.07.2014 N Ф09-4401/14 ПО ДЕЛУ N А50-14294/2013

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2014 г. N Ф09-4401/14

Дело N А50-14294/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Ященок Т.П., Лукьянова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу негосударственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 139 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - дошкольное учреждение, страхователь) на решение Арбитражного суда Пермского края от 22.01.2014 по делу N А50-14294/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- образовательного учреждения - Разгуляева Е.А. (заведующая, приказ от 28.07.2009 N 509);
- открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Яковлев А.Н. (доверенность от 12.08.2012 N 25/12-НЮ).

Дошкольное учреждение обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Перми (далее - управление, страховщик) от 09.07.2013 N 49 недействительным в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2011 г. в сумме 855 775 руб. 52 коп., пеней в сумме 162 907 руб. 62 коп., привлечения страхователя к ответственности за неуплату страховых взносов на основании ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) в виде наложения штрафа в сумме 171 155 руб. 10 коп. и на основании ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) за непредставление (представление неполных) сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде наложения штрафа в сумме 278 126 руб. 95 коп.
Оспариваемое решение управления вынесено по результатам проведенной выездной проверки, которой установлены факты необоснованного применения дошкольным учреждением в 2011 г. пониженного тарифа при исчислении страховых взносов в размере, предусмотренном ч. 3.2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены открытое акционерное общество "Российские железные дороги" и государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю.
Решением суда первой инстанции от 22.01.2014 (судья Трефилова Е.М.) заявленные требования удовлетворены частично. Признав доказанным факт совершения страхователем вмененных ему правонарушений, суд первой инстанции уменьшил суммы наложенных штрафов и признал решение управления от 09.07.2013 N 49 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах и законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования недействительным в части взыскания штрафа по ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в сумме, превышающей сумму 17 115 руб. 51 коп., в части взыскания штрафа по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в сумме, превышающей сумму 27 812 руб. 69 коп., как не соответствующее законодательству о страховых взносах и индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 (судьи Полевщикова С.Н., Гулякова Г.Н., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе дошкольное учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании решения от 09.07.2013 N 49 недействительным в части доначисления страховых взносов в сумме 855 775 руб. 52 коп., пеней в сумме 162 907 руб. 62 коп., полагая при этом, что страхователь отвечает требованиям, соблюдение которых предопределяет возможность применения страхователем пониженного тарифа для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором также просит кассационную жалобу удовлетворить, полагая, что дошкольным учреждением подтверждено право на применение пониженного страхового тарифа в 2011 г.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен с правильным применением норм материального и процессуального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Частью 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ при начислении страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяется тариф 26%.
Частью 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона.
Согласно ч. 3.2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в течение 2011 г. для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 8 ч. 1 названной статьи, применялся тариф страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в размере 18,0 процентов.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2011 г.) установлено, что право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие как основной какой-либо из видов экономической деятельности (классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. В указанном перечне в числе прочих видов деятельности значится образование.
Согласно ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 названной статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные ч. 3.2 названной статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в установленном порядке с взысканием с организации или индивидуального предпринимателя соответствующих сумм пеней.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в ст. 251 названного Кодекса. В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного хозяйствующим субъектом в рамках целевого финансирования.
Таким образом, рассматриваемая льгота введена для целей уменьшения бремени уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.
При рассмотрении настоящего дела судами установлено, что основным видом деятельности дошкольного учреждения является образовательная деятельность, финансируемая учредителем - открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" в соответствии с договором согласно смете расходов, утвержденной учредителем.
Из анализа всех доходов, полученных учреждением в 2011 году, следует, что основными статьями доходов учреждения являются: средства целевого финансирования учредителя; субсидии из бюджета города; родительская плата, поступающая от родителей по договорам на содержание детей; плата сотрудников, вносимая за питание.
Согласно уточненной налоговой декларации по УСН за 2011 г., книги учета доходов и расходов за 2011 год, отчетности по форме РСВ-1 ПФР за 2011 год сумма налогооблагаемых доходов учреждения составила 6 345 878 руб., сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц (сотрудников учреждения), в отношении которых учреждением применен пониженный тариф страховых взносов, составила 11 555 708 руб.
Соответственно, сумма, отражающая фонд оплаты труда учреждения за расчетный период 2011 год вместе с суммой исчисленных и уплаченных страховых взносов составила величину, превышающую сумму налогооблагаемых доходов учреждения.
Таким образом, фонд оплаты труда работников дошкольного учреждения непосредственно направленного на выполнение задач дошкольного учреждения, формируется из средств целевого финансирования, как и фонд оплаты обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, по утвержденной смете. Дошкольное учреждение уплачивает в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы дотационными средствами в суммах, рассчитанных в смете по определенному установленному тарифу, указанные суммы исчисляются и направляются в дошкольное учреждение финансовым органом учредителя.
Из изложенного следует, что в случае применения дошкольным учреждением льготного тарифа при исчислении и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, начисленных на фонд оплаты труда, финансируемый из средств целевого финансирования, связанного с осуществлением образовательной деятельности, происходило уменьшение обязательств учредителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги", хотя, как отмечено выше, целью введения рассматриваемой льготы являлось уменьшение налогового бремени для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Исходя из изложенного, следует признать, что в 2011 г. льготный тариф, предусмотренный п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, применялся только при начислении страховых взносов на фонд оплаты труда, источником финансирования которого являлись налогооблагаемые доходы хозяйствующего субъекта.
Следует отметить, что возможность применения льготного тарифа для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование некоммерческими организациями (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) появилась лишь с введением в действие Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ нормы п. 11 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу о том, что дошкольное учреждение в 2011 г. не имело права на применение пониженного тарифа при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований дошкольного учреждения о признании решения управления от 09.07.2013 N 49 недействительным в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2011 г. в сумме 855 775 руб. 52 коп., пеней в сумме 162 907 руб. 62 коп.
Фактические обстоятельства дела судами обеих инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 22.01.2014 по делу N А50-14294/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу негосударственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 139 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.

Председательствующий
И.А.ТАТАРИНОВА

Судьи
Т.П.ЯЩЕНОК
В.А.ЛУКЬЯНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)