Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 27.05.2015 N 35-АПГ15-28

Требование: О пересмотре и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.

Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Истец указывает, что стоимость спорных объектов определена в связи с включением в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, полагает установление стоимости в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2015 г. N 35-АПГ15-28


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Кашинского районного потребительского общества Тверского областного союза потребительских обществ о пересмотре и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, по апелляционной жалобе Кашинского районного потребительского общества Тверского областного союза потребительских обществ на решение Тверского областного суда от 26 декабря 2014 г., которым заявление частично удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., представителя Кашинского районного потребительского общества Тверского областного союза потребительских обществ Громова Р.М., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Кашинское районное потребительское общество Тверского областного союза потребительских обществ (далее - Кашинское райпо Тверского облпотребсоюза, общество) обратилось в Тверской областной суд с заявлением о пересмотре и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, принадлежащих ему на праве собственности в размере рыночной стоимости.
К участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений по Тверской области.
Решением Тверского областного суда от 26 декабря 2014 г. заявление Кашинского райпо Тверского об л потребсоюза удовлетворено частично.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области и Кашинское райпо Тверского облпотребсоюза обратились с апелляционными жалобами на решение суда в той части, где оно принято не в их пользу.
Апелляционная жалоба Кашинского райпо Тверского облпотребсоюза содержит довод о том, что суд, признавая отчеты оценщика в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 69:41:0010311:16, 69:12:0141301:322 недостоверными доказательствами по причине неверно определенной даты, по состоянию на которую устанавливается рыночная стоимость объектов недвижимости, неправомерно руководствовался Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), изменения в который не вступили в силу на момент обращения общества в комиссию по пересмотру кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области (далее - Комиссия).
Управление Росреестра по Тверской области в своей апелляционной жалобе ссылается на то, что дело подлежало рассмотрению в порядке искового производства, а не по правилам рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений. Оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, принадлежащих обществу, не затрагивает полномочия и обязанности Управления. Управление также считает, что судом неверно применена ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, поскольку она введена в действие только 22 июля 2014 г. в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а правоотношения по установлению кадастровой стоимости возникли ранее.
В судебном заседании представитель Кашинского райпо Тверского облпотребсоюза Громов Р.М. доводы апелляционной жалобы поддержал, возражал против удовлетворения жалобы Управления Росреестра по Тверской области.
Представители Управления Росреестра по Тверской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области, Минимущества Тверской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Кашинское райпо Тверского облпотребсоюза является собственником следующих объектов недвижимости:
- - здания магазина, расположенного по адресу: Тверская область, г. Кашин, пл. Пролетарская, д. 10, кадастровый номер 69:41:0010311:94;
- здания магазина, расположенного по адресу: Тверская область, г. Кашин, пл. Пролетарская, д. 9, кадастровый номер 69:41:0010305:16;
- здания кафе, расположенного по адресу: Тверская область, г. Кашин, ул. Карла Маркса, д. 3, кадастровый номер 69:41:0010137:42;
- здания магазина, расположенного по адресу: Тверская область, г. Кашин, пл. Пролетарская, д. 21, строение 2, кадастровый номер 64:41:0010311:110;
- нежилого помещения, расположенного по адресу: Тверская область, Кашинский район, с/п Письяковское, дер. Путилове, д. 111, пом. 3, кадастровый номер 69:12:0141301:322;
- здания магазина, расположенного по адресу: Тверская область, г. Кашин, пл. Пролетарская, д. 21, строение 1, кадастровый номер 64:41:0010311:109;
- здания магазина, расположенного по адресу: Тверская область, г. Кашин, пл. Пролетарская, д. 21, строение 3, кадастровый номер 64:41:0010311:111.
Право собственности заявителя на данные объекты подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 30 мая 2014 г. серии 69-АВ N 964644, от 23 мая 2014 г. серии 69-АВ N 964602, от 23 мая 2014 г. серии 69-АВ N 964601, от 27 марта 2014 г. серии 69-АВ N 844672, от 10 октября 2013 г. серии 69-АВ N 794211, от 16 октября 2013 г. серии 69-АВ N 794222 и от 27 марта 2014 г. серии 69-АВ N 844671.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Тверской области утверждены приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 17 сентября 2012 г. N 4-нп.
Согласно кадастровым справкам объекты недвижимости с кадастровыми номерами 69:41:0010311:94, 69:41:0010137:42, 69:41:0010311:110, 69:41:0010311:109 и 69:41:0010311:111 вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Тверской области, и их кадастровая стоимость была определена по состоянию на 2 июня 2011 г. в соответствии с приказом. N 4-нп, а именно: здания магазина с кадастровым номером 69:41:0010311:94 - в размере 3 640 352,54 руб., здания кафе с кадастровым номером 69:41:0010137:42 - в размере 23 024 547,86 руб., здания магазина с кадастровым номером 69:41:0010311:110 - в размере 6 522 960,67 руб., здания магазина с кадастровым номером 69:41:0010311:109 - в размере 35 060 070,02 руб., здания магазина с кадастровым номером 69:41:0010311:111 - в размере 6 220 922,69 руб.
Объекты недвижимости с кадастровыми номерами 69:12:0141301:322 и 69:41:0010305:16 не вошли в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Тверской области, кадастровая стоимость которых была определена по состоянию на 2 июня 2011 г.
Их стоимость определена в связи с включением в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости актами определения кадастровой стоимости, а именно кадастровая стоимость здания с кадастровым номером 69:41:0010305:16 определена в размере 10 550 067,06 руб. актом от 14 февраля 2014 г.; стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 69:12:0141301:322 - в размере 7 779 527,18 руб. актом от 14 февраля 2014 г.
Оспаривая кадастровую стоимость, заявитель представил в суд первой инстанции отчеты об оценке рыночной стоимости указанных объектов недвижимости, проведенной независимым оценщиком ООО "Стремление", от 23 июня 2014 г. N 4405, 4404, 4403, 4401, 4409, 4400, 4402, согласно которым рыночная стоимость объектов недвижимости на 2 июня 2011 г. составила:
- - здания магазина с кадастровым номером 69:41:0010311:94 - в размере 797 301 руб.;
- - здания магазина с кадастровым номером 69:41:0010305:16 - в размере 1924 271 руб.;
- - здания кафе с кадастровым номером 69:41:0010137:42 - в размере 5 667 557 руб.;
- - здания магазина с кадастровым номером 69:41:0010311:110 - в размере 1 195 671 руб.;
- - нежилого помещения с кадастровым номером 69:12:0141301:322 в размере 1 545 792 руб.;
- - здания магазина с кадастровым номером 69:41:0010311:109 в размере 5 391 822 руб.;
- - здания магазина с кадастровым номером 69:41:0010311:111 в размере 1 280 237 руб.
Указанные отчеты подтверждены экспертными заключениями от 26 июня 2014 г. N 140623-1290, 140623-1289, 140623-1288, 140623-1286, 140623-1294, 140623-1285, 140623-1287 некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", как соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Заявитель обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при Управлении Росреестра по Тверской области.
Решениями Комиссии от 30 июля 2014 г. N 352, 356, 351, 353, 350, 354, 355 обществу было отказано в пересмотре результатов кадастровой оценки принадлежащих ему спорных объектов недвижимости в связи с несоответствием оформления и (или) содержания отчета об оценке требованиям Закона об оценочной деятельности, поскольку в отчетах имеется недостоверная информация и неверно применен подход к оценке.
Решением Тверского областного суда удовлетворены заявленные требования общества и установлена рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, вошедших в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Тверской области. В отношении объектов, кадастровая стоимость которых определена вне рамок государственной кадастровой оценки, в удовлетворении заявления отказано.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах законности проверила решение суда первой инстанции в полном объеме и считает судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Положениями статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьями 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 названного Кодекса (пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за исключением отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 поименованного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 названной статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 данной статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Как установлено судом, на момент рассмотрения дела в Тверской области не принято соответствующего регионального закона. Перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, не утвержден.
При таких обстоятельствах внесение в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости не затрагивает права общества как налогоплательщика, поскольку в настоящее время кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества не используется в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций на территории Тверской области. Следовательно, как на момент обращения заявителя в суд, так и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции у Кашинского райпо Тверского облпотребсоюза отсутствовало нарушенное субъективное право или законный интерес, подлежащие судебной защите.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости, включенных в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке, а в отношении других объектов мотивировочная часть решения не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности применительно к рассматриваемым обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не могут повлиять на результат рассмотрения спора в суде апелляционной инстанции.
Исходя из изложенного, в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Тверского областного суда от 26 декабря 2014 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Кашинского районного потребительского общества Тверского областного союза потребительских обществ отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)