Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан - представителя Исмаева А.В. (доверенность N 2.4-16/013256 от 13.11.2014),
от индивидуального предпринимателя Корчагина Андрея Александровича - представитель не явился, извещен,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2014 года по делу N А65-21406/2014 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Корчагина Андрея Александровича, (ОГРН 312169025500097, ИНН 165712043100), Республика Татарстан, г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, (ОГРН 1041628231105, ИНН 1659017978), Республика Татарстан, г. Казань,
при участии третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным решения от 23.06.2014 N 3889, об обязании Межрайонную ИФНС России N 4 по РТ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Корчагина А.А. путем перерасчета земельного налога за 2013 год по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:080106:32 площадью 3359,25 кв. м, 16:50:080106:30 площадью 328,24 кв. м, 16:50:080106:33 площадью 763,74 кв. м, 16:50:080106:34 площадью 1537,60 кв. м, 16:50:080106:27 площадью 3084,41 кв. м, 16:50:080106:26 площадью 3650,61 кв. м, 16:50:080106:23 площадью 3967,73 кв. м, 16:50:080106:28 площадью 9763,26 кв. м, расположенных по адресу: РТ, г. Казань, ул. Складская, д. 4, исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда РТ от 29.01.2013 по делу N А65-25664/2012 с 04 апреля 2013 года,
установил:
Индивидуальный предприниматель Корчагин Андрей Александрович (далее по тексту - заявитель, предприниматель, налогоплательщик, ИП Корчагин А.А.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным и принятым судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан о признании незаконным решения от 23.06.2014 N 3889 в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 590 707 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица арбитражным судом первой инстанции привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2014 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан от 23.06.2014 N 3889 в части доначисления 590 707 рублей земельного налога за 2013 год и соответствующие сумме налога пени и штраф по статьям 75, 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Корчагина Андрея Александровича.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2014 года по делу N А65-21406/2014 полностью и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает на необходимость применения кадастровой стоимости спорных земельных участков, установленной судом в 2013 году, со следующего налогового периода - с 2014 года.
В материалы дела поступил отзыв индивидуального предпринимателя на апелляционную жалобу, в котором заявитель просил апелляционный суд решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2014 года по делу N А65-21406/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения. Кроме того, от предпринимателя в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В судебном заседании представитель налогового органа апелляционную жалобу поддержал, просил суд ее удовлетворить.
Индивидуальный предприниматель и третье лицо в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, предприниматель имеет на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:080106:32 площадью 3359,25 кв. м, 16:50:080106:30 площадью 328,24 кв. м, 16:50:080106:33 площадью 763,74 кв. м, 16:50:080106:34 площадью 1537,60 кв. м, 16:50:080106:27 площадью 3084,41 кв. м, 16:50:080106:26 площадью 3650,61 кв. м, 16:50:080106:23 площадью 3967,73 кв. м, 16:50:080106:28 площадью 9763,26 кв. м, расположенные по адресу: РТ, г. Казань, ул. Складская, д. 4.
23.01.2014 заявителем подана налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год с указанием налога к уплате в размере 246 163 рублей.
По результатам камеральной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан составлен акт от 05.05.2014 N 3085 и принято оспариваемое решение от 23.06.2014 N 3889 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", которым доначислен земельный налог в сумме 787 610 рублей и соответствующие суммы пени и штраф по статьям 75 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 30.07.2014 N 2.14-0-19/01242@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба предпринимателя - без удовлетворения.
Заявитель, считая оспариваемое решение Инспекции нарушающим его законные права и интересы и не соответствующим нормам налогового законодательства, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании его недействительным.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Плательщиками земельного налога, в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка-либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судом по материалам дела, установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2013 по делу N А65-25664/2013, кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков, расположенных по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Складская, участок 4, установлена равной их рыночной стоимости, а именно:
16:50:080106:32-7598624 руб., 16:50:080106:30-823554 руб., 16:50:080106:33-1893956 руб., 16:50:080106:34-3740981 руб., 16:50:080106:27-7078721 руб., 16:50:080106:26-8230729 руб., 16:50:080106:23-8943263 руб., 16:50:080106:28-2044791 руб..
Соответствующая запись в государственный реестр на основании судебного акта об изменениях в сведения о стоимости земельных участков внесена 05.04.2013 года.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость по вышеназванному земельному участку в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером, принадлежащего обществу, установленная судебным актом не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае с 01.01.2013 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 05.04.2013.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Таким образом, суд первой инстанции, приняв расчеты, представленные сторонами, пришел к обоснованному выводу, что размер земельного налога за 2013 год, подлежащий уплате в бюджет заявителем, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 и вышеназванного решения суда, с учетом изменений внесенных в реестр 05.04.2013, составит 443 066 руб., соответственно, начисление Инспекцией земельного налога в сумме 590 707 руб. (786 610 руб. - 196 903 руб.), а также соответствующих на данную сумму сумм пени и штрафа по статьям 75, 122 НК РФ незаконно.
Принимая во внимание вышеизложенное, требования предпринимателя правомерно удовлетворены судом.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Позиция налогового органа о необходимости применения измененной кадастровой стоимости спорных земельных участков, установленной судом в 2013 году, со следующего налогового периода - с 2014 года, не основана на вышеприведенных нормах права и обстоятельствах настоящего дела и во внимание судом апелляционной инстанции не принимается.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2014 года по делу N А65-21406/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.И.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2015 N 11АП-628/2015 ПО ДЕЛУ N А65-21406/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2015 г. по делу N А65-21406/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан - представителя Исмаева А.В. (доверенность N 2.4-16/013256 от 13.11.2014),
от индивидуального предпринимателя Корчагина Андрея Александровича - представитель не явился, извещен,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2014 года по делу N А65-21406/2014 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Корчагина Андрея Александровича, (ОГРН 312169025500097, ИНН 165712043100), Республика Татарстан, г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, (ОГРН 1041628231105, ИНН 1659017978), Республика Татарстан, г. Казань,
при участии третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным решения от 23.06.2014 N 3889, об обязании Межрайонную ИФНС России N 4 по РТ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Корчагина А.А. путем перерасчета земельного налога за 2013 год по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:080106:32 площадью 3359,25 кв. м, 16:50:080106:30 площадью 328,24 кв. м, 16:50:080106:33 площадью 763,74 кв. м, 16:50:080106:34 площадью 1537,60 кв. м, 16:50:080106:27 площадью 3084,41 кв. м, 16:50:080106:26 площадью 3650,61 кв. м, 16:50:080106:23 площадью 3967,73 кв. м, 16:50:080106:28 площадью 9763,26 кв. м, расположенных по адресу: РТ, г. Казань, ул. Складская, д. 4, исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда РТ от 29.01.2013 по делу N А65-25664/2012 с 04 апреля 2013 года,
установил:
Индивидуальный предприниматель Корчагин Андрей Александрович (далее по тексту - заявитель, предприниматель, налогоплательщик, ИП Корчагин А.А.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным и принятым судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан о признании незаконным решения от 23.06.2014 N 3889 в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 590 707 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица арбитражным судом первой инстанции привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2014 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан от 23.06.2014 N 3889 в части доначисления 590 707 рублей земельного налога за 2013 год и соответствующие сумме налога пени и штраф по статьям 75, 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Корчагина Андрея Александровича.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2014 года по делу N А65-21406/2014 полностью и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает на необходимость применения кадастровой стоимости спорных земельных участков, установленной судом в 2013 году, со следующего налогового периода - с 2014 года.
В материалы дела поступил отзыв индивидуального предпринимателя на апелляционную жалобу, в котором заявитель просил апелляционный суд решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2014 года по делу N А65-21406/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения. Кроме того, от предпринимателя в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В судебном заседании представитель налогового органа апелляционную жалобу поддержал, просил суд ее удовлетворить.
Индивидуальный предприниматель и третье лицо в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, предприниматель имеет на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:080106:32 площадью 3359,25 кв. м, 16:50:080106:30 площадью 328,24 кв. м, 16:50:080106:33 площадью 763,74 кв. м, 16:50:080106:34 площадью 1537,60 кв. м, 16:50:080106:27 площадью 3084,41 кв. м, 16:50:080106:26 площадью 3650,61 кв. м, 16:50:080106:23 площадью 3967,73 кв. м, 16:50:080106:28 площадью 9763,26 кв. м, расположенные по адресу: РТ, г. Казань, ул. Складская, д. 4.
23.01.2014 заявителем подана налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год с указанием налога к уплате в размере 246 163 рублей.
По результатам камеральной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан составлен акт от 05.05.2014 N 3085 и принято оспариваемое решение от 23.06.2014 N 3889 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", которым доначислен земельный налог в сумме 787 610 рублей и соответствующие суммы пени и штраф по статьям 75 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 30.07.2014 N 2.14-0-19/01242@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба предпринимателя - без удовлетворения.
Заявитель, считая оспариваемое решение Инспекции нарушающим его законные права и интересы и не соответствующим нормам налогового законодательства, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании его недействительным.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Плательщиками земельного налога, в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка-либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судом по материалам дела, установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2013 по делу N А65-25664/2013, кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков, расположенных по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Складская, участок 4, установлена равной их рыночной стоимости, а именно:
16:50:080106:32-7598624 руб., 16:50:080106:30-823554 руб., 16:50:080106:33-1893956 руб., 16:50:080106:34-3740981 руб., 16:50:080106:27-7078721 руб., 16:50:080106:26-8230729 руб., 16:50:080106:23-8943263 руб., 16:50:080106:28-2044791 руб..
Соответствующая запись в государственный реестр на основании судебного акта об изменениях в сведения о стоимости земельных участков внесена 05.04.2013 года.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость по вышеназванному земельному участку в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером, принадлежащего обществу, установленная судебным актом не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае с 01.01.2013 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 05.04.2013.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Таким образом, суд первой инстанции, приняв расчеты, представленные сторонами, пришел к обоснованному выводу, что размер земельного налога за 2013 год, подлежащий уплате в бюджет заявителем, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 и вышеназванного решения суда, с учетом изменений внесенных в реестр 05.04.2013, составит 443 066 руб., соответственно, начисление Инспекцией земельного налога в сумме 590 707 руб. (786 610 руб. - 196 903 руб.), а также соответствующих на данную сумму сумм пени и штрафа по статьям 75, 122 НК РФ незаконно.
Принимая во внимание вышеизложенное, требования предпринимателя правомерно удовлетворены судом.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Позиция налогового органа о необходимости применения измененной кадастровой стоимости спорных земельных участков, установленной судом в 2013 году, со следующего налогового периода - с 2014 года, не основана на вышеприведенных нормах права и обстоятельствах настоящего дела и во внимание судом апелляционной инстанции не принимается.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2014 года по делу N А65-21406/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.И.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)