Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Ткаченко Э.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2014 года по делу N А19-219/2014 по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г. Иркутска к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска о признании незаконным решения от 04.07.2013 N 08-30/51208-73 в части,
(суд первой инстанции - Н.Г. Позднякова),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица:
- Яненко И.А., представитель по доверенности от 01.07.2014;
- Волколуп О.А., представитель по доверенности от 20.12.2013.
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" г. Иркутска (ОГРН 1033801541905, ИНН 3807000276, место нахождения: 664081, г. Иркутск, ул. Станиславского, 2, далее - МУП "Водоканал", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска (ОГРН 1043841003832, ИНН 3808114244, место нахождения: 664011, г. Иркутск, ул. Свердлова, 28, далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконным решения от 04.07.2013 N 08-30/51208-73 в части предложения уплатить недоимку по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2012 в сумме 85 164 руб. (пункт 2.1 резолютивной части решения), предложения внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета по недоимке по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2012 в сумме 85 164 руб. (пункт 3 резолютивной части решения).
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что в отсутствие документального подтверждения наличия на балансе у предприятия магистральных тепловых сетей и иных сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью таких сетей, самостоятельное присвоение предприятием спорному имуществу кода ОКОФ 12 4521126 не обоснованно, и не свидетельствует о возможности применения к полученному имуществу льготы, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-219/2014 от 31.07.2014 года, принять по делу новый судебный акт. Признать незаконным Решение ИФНС по Октябрьского округу г. Иркутска об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 04.07.2013 N 08-30/51208-73 в части:
Пункта 2.1 резолютивной части оспариваемого решения в части предложения уплатить недоимку по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2012 год в сумме 85164,00 рублей.
Пункта 3 резолютивной части решения в части предложения внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета по недоимке по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2012 год в сумме 85164,00 рублей.
Полагает, что не имеет значение, что на балансе общества отсутствует вся линия энергопередачи (то есть вся сеть тепловая магистральная), поскольку МУП "Водоканал" не осуществляет полный цикл технологического процесса энергопередачи тепловой энергии, в связи с этим налогоплательщик не может представить доказательств регистрации целиком объекта - сеть тепловая магистральная. В г. Иркутске фактически сложилась такая ситуация, что хозяйствующие субъекты не располагают объектами имущества полного цикла технологического процесса энергопередачи тепловой энергии, объекты имущества, обеспечивающие осуществление данного единого технологического процесса находятся в ведении различных хозяйствующих субъектов: так объекты имущества (тепловые сети), обеспечивающие передачу теплоэнергии согласно Реестра объектов тепловых сетей (указанных в Приложении N 6 к Заявлению) находятся в ведении МУП "Водоканал" г. Иркутска, остальные в ведении таких хозяйствующих субъектов как ОАО "Иркутскэнерго", ЗАО "Байкалэнерго ".
МУП "Водоканал" г. Иркутска полагает, что имущество, заявленное в составе льготируемого, а именно тепловые сети с кодом ОКОФ 124526525 является неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи - сети тепловой магистральной, и поэтому подлежит льготированию. Тепловые сети МУП "Водоканал" г. Иркутска являются как неотъемлемой частью технологического процесса энергоснабжения, так и неотъемлемой частью сети тепловой магистральной ОКОФ 124521126. определение, установленное в пункте 4.1 СНиПа 41-02-2003 (в редакции Свода правил 124.13330.2012) "Тепловые сети" распрастроняется только на область регулирования данных правил, а не носит характер общего принятого для всех сфер правового регулирования термина. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" понятия теплоснабжения, тепловых сетей значительно шире, передачи тепловой энергии (теплоносителя) нежели сформулированы в Своде правил 124.13330.2012 "Тепловые сети".
На апелляционную жалобу общества поступил отзыв налогового органа, в котором он соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 23.09.2014.
Общество своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом.
Представители налогового органа дали пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" г. Иркутска зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1033801541905, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 24.12.2013 (т. 1 л.д. 15-18).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска проведена камеральная налоговая проверка уточненного налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2012, представленного МУП "Водоканал" 11.02.2013, в ходе которой установлено, что налогоплательщиком неправомерно применена налоговая льгота, установленная пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ, в отношении имущества, указанного в приложении N 1 к акту.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 27.05.2013 N 08-29/39004-54 (т. 1 л.д. 43-54, далее - акт проверки), который с приложением на 163 листах вручен представителю предприятия, возражений налогоплательщика заместителем руководителя налоговой инспекции в присутствии представителя предприятия вынесено решение от 04.07.2013 N 08-30/51208-73 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. 1 л.д. 55-72, далее - решение), согласно которому в привлечении МУП "Водоканал" к налоговой ответственности отказано на основании статьи 109 Налогового кодекса РФ. Предприятию предложено уплатить недоимку по налогу на имущество организаций по сроку уплаты 30.10.2012 в сумме 7 128 054 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 19.09.2013 N 26-12/014769, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционных жалоб МУП "Водоканал", решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска от 04.07.2013 N 08-30/51208-73 оставлено без изменения и утверждено (т. 1 л.д. 73-78).
Не согласившись с решением в оспариваемой части, МУП "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприятие обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения налогового органа, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как правильно указывает суд первой инстанции и следует из апелляционной жалобы, основанием для применения указанной льготы в рассматриваемом деле является, по мнению заявителя, наличие у него линий энергопередачи и (или) сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. К таковым налогоплательщик относит тепловые сети, переданные МУП "Водоканал" г. Иркутска на праве хозяйственного ведения на основании распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации г. Иркутска N 504-02-2884/12 от 10.07.2012.
Факт нахождения тепловых сетей на балансе налогоплательщика в качестве объектов основных средств подтверждается актами о приеме-передаче здания (сооружения) от 26 сентября 2012, инвентарными карточками учета объекта основных средств от 30.09.2012, и не оспаривается налоговым органом.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, при исчислении налога на имущество предприятие в уточненном налоговом расчете по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2012, представленном 11.02.2013, включило в состав льготируемого имущества по кодам льготы 2010237, 2010238 (магистральные трубопроводы и линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов) следующие объекты основных средств:
- - водопроводно-насосные станции (ВНС) и канализационно-насосные станции (КНС), блок воздуходувной насосной станции (БВНС), воздуходувка, здания ВНС, ГКНС, здание канализационно-напорных станций, насосная станция канал. первичных отстойников, насосная станция первичных отстойников, трансформаторные, водозабор, трансформаторная подстанция, водозабор, котельные (ОКОФ 11 4521012);
- - воздуходувки, турбокомпрессоры воздушные, шкафы управления эл.двигателем (ОКОФ 14 2912020);
- - внеплощадочные водопроводы, водоводы, водопроводы, выпуски сточных вод, канализационный коллектор, коллекторы, напорные коллекторы, напорные трубопроводы, перемычка между существующими водоводами, резервный дюкер, С/В, С/К, КНС, магистральный в/д (14 2911090);
- - силовые трансформаторы, трансформаторы (14 3120010);
- - выносные тепловые пункты, здание теплового пункта (11 4527393);
- - теплосети (12 4526525);
- - компрессор для промывки трубопровода, компрессорная станция ПВ-10 (14 2912139);
- - воздуходувки (14 2912134);
- - компрессорная станция ПВ-5,25 (14 2912000);
- - турбокомпрессоры воздушные (14 2912135);
- - распределительные устройства (14 3120160).
По результатам камеральной проверки налоговым органом подтверждена льгота в отношении ряда имущества: котельная, трансформаторная подстанция, воздуходувка, распределительное устройство, трансформаторы, турбокомпрессоры и пр. (приложение N 1 к акту проверки "Реестры основных средств, подлежащих льготированию", том 7).
В остальной части налоговым органом отказано в применении льготы при исчислении налога на имущество по мотиву того, что имущество, заявленное в составе льготируемого, не входит в Перечень и не является неотъемлемой технологической частью тепловых магистральных сетей, не является зданиями электрических и тепловых сетей.
В рассматриваемом деле заявитель оспаривает неприменение льготы в отношении такого имущества как сети тепловые, и соответственно, сумму доначисленного налога на имущество, приходящегося на данное имущество, в размере 85 164 руб.
Согласно пояснениям представителей заявителя техническая документация на тепловые сети у МУП "Водоканал" г. Иркутска отсутствует по причине того, что данные объекты изначально не принадлежали предприятию. На балансе заявителя они оказались с сентября 2012 года в результате передачи их на праве хозяйственного ведения предприятию от муниципального образования г. Иркутск. До этого спорные объекты (тепловые сети) не были закреплены на каком-либо вещном праве за каким-либо хозяйствующим субъектом.
Рассматривая дело и оценивая доводы сторон, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Положениями пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) освобождаются от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень имущества, относящегося к объектам, поименованным в пункте 11 статьи 381 НК РФ, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее - Перечень N 504).
В названном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит графу "Примечание", в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
Объектом классификации материальных основных фондов в соответствии с ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
При этом структура кодов ОКОФ состоит из: X0 0000000 - раздел, XX 0000000 -подраздел, XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX ХХХХХХХ - вид.
Поэтому в соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).
Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов которой является закрытым.
В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект, данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 13.07.2006 N 03-06-01-04/143 разъяснено, что объектом классификации материальных основных фондов в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ) является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения).
Право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: 1) имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ; 2) имущество поименовано в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации; 3) имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В составе Перечня имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций и утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, в том числе поименовано:
имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.
К линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, вышеназванный Перечень относит, помимо прочего, следующее имущество:
- код 12 4521126, сеть тепловая магистральная: трубопровод и его детали с теплоизоляцией, камера с запорной и регулирующей арматурой, контрольно-измерительными приборами, электросиловым управляющим оборудованием, средствами автоматики и телемеханики, вентиляцией, средствами пожаротушения, дренажные насосные станции, дюкер и элементы сети тепловой магистральной.
Следовательно, понятие "сеть тепловая магистральная" в рассматриваемом случае является ключевым для решения вопроса об отнесения трубопровода, а также сооружений, являющихся ее неотъемлемой технологической частью к имуществу, в отношении которого предприятие может воспользоваться льготой.
Включение имущества в Перечень осуществлялось на основе признания его в соответствии с отраслевыми стандартами и техническими условиями, одним из перечисленных в пункте 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ объектов или его конструктивным элементом, а также сооружением, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, с учетом назначения (принадлежности) и выполняемых функций.
В силу пункта 1 статьи 11 НК РФ понятия и термины гражданского законодательства, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если НК РФ не предусматривает иное. Определение понятия "сеть тепловая магистральная" в налоговом законодательстве отсутствует, следовательно, в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации для уяснения соответствующих терминов необходимо руководствоваться положениями СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети", утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 24.06.2003 N 110.
Согласно Письму Министерства регионального развития Российской Федерации 25.09.2009 N 31531-ИП/08 "О применении строительных норм и правил" СНиП 41-02-2003 Тепловые сети" подлежит обязательному исполнению в порядке, определенном статей 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В пункте 4.1 (раздел 4 "Классификация") СНиПа 41-02-2003 определено, что тепловые сети подразделяются на магистральные, распределительные, квартальные и ответвления магистральных и распределительных тепловых сетей к отдельным зданиям и сооружениям.
Следует учитывать, что Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N 280 утверждена и введена в действие актуализированная редакция данного документа - "Свод правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети".
При этом пункт 4.1 Свода Правил - актуализированных СНиП, полностью идентичен по своему содержанию пункту 4.1. СНиПа 41-02-2003.
Согласно пункту 1 Приказа Минрегиона России от 30.06.2012 N 280 свод правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети" утвержден и введен в действие с 01.01.2013.
В пункте 1.5. Свода правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети" определено, что "настоящий свод правил следует соблюдать при проектировании новых и конструкции, модернизации и техническом перевооружении и капитальном ремонте существующих тепловых сетей (включая сооружения на тепловых сетях)".
Актуализированный Свод правил, не меняя действия СНиПа 41-02-2003 "Тепловые сети", конкретизирует и дает более точные понятия в области строительства тепловых сетей.
Так, ранее указав только классификацию тепловых сетей (деление на магистральные, распределительные, квартальные, ответвления), законодатель в актуализированном Своде правил конкретизировал и раскрыл понятия магистральных, распределительных, квартальных и иных тепловых сетей, описав их отличие, основные элементы, особенность расположения и т.д.
Согласно пункту 3.6 Свода правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети" магистральные тепловые сети - это тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями), транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара, от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах.
В соответствии с пунктом 3.7 Свода правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 Тепловые сети" распределительные тепловые - тепловые сети от тепловых пунктов до зданий, сооружений, в том числе от ЦТП до ИТП.
Согласно пункту 3.8 Свода правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети" квартальные тепловые сети - распределительные тепловые сети внутри кварталов городской застройки (называются по территориальному признаку).
В соответствии с пунктом 3.9 Свода правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 Тепловые сети" ответвление - участок тепловой сети, непосредственно присоединяющий тепловой пункт к магистральным тепловым сетям или отдельное здание и сооружение к распределительным тепловым сетям.
В соответствии с пунктом 3.12 Свода правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 Тепловые сети" тепловой пункт - сооружение с комплектом оборудования, позволяющее изменить температурный и гидравлический режимы теплоносителя, обеспечить учет и регулирование расхода тепловой энергии и теплоносителя. Тепловые пункты подразделяются на индивидуальные и центральные. Практически аналогичное понятие теплового пункта приведено в Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утв. Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285, "тепловой пункт" - совокупность устройств, предназначенных для присоединения к тепловым сетям систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок промышленных и сельскохозяйственных предприятий, жилых и общественных зданий (индивидуальные - для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части; центральные - то же, двух зданий или более) (пункт 1.9).
Следовательно, с учетом нормативно определенной иерархии тепловых сетей (магистральные тепловые сети, распределительные, квартальные и иные) и прямого указания на сети тепловые магистральные в пункте 11 статьи 381 НК РФ и в Перечне N 504, заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ, как налогоплательщик, претендующий на применение льготы, должен доказать наличие у него на балансе имущества, относящегося к сетям тепловым магистральным, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью сетей тепловых магистральных.
Как правильно указывает суд первой инстанции, техническая документация на тепловые сети не представлена. Сопоставление же представленных технических паспортов и инвентарных карточек льготируемого имущества с данными, содержащимися в Перечне N 504, указывают на то, что заявленное в качестве льготируемого имущество не входит в Перечень N 504 и не является неотъемлемой технологической частью тепловых магистральных сетей.
Так, из технического паспорта на подземные тепловые сети по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова,82, следует, что сооружение представляет собою стальной трубопровод диаметром 200-250 мм, с задвижками и люком, общей протяженностью 111,46 пог.м. Из технического паспорта на теплосеть по адресу: г. Иркутск, микрорайон Университетский, следует, что протяженность трассы (стальной трубопровод)- 1790,7 пог.м., диаметр труб различен (76 мм, 79 мм, 100мм, 150 мм, 219 мм). В составе объекта имеются колодцы, камеры, компенсаторы, вводы, задвижки. Из технического паспорта на теплосеть по адресу: г. Иркутск, Свердловский район, ул. Мухина следует, что объект представляет собою подземную двухтрубную тепловую сеть протяженностью 199,61 м, и тепловые камеры из монолитного железобетона в количестве 4 шт., и т.п. (том 23.л.д.48-102).
Таким образом, спорные объекты - это сооружения, представляющие собою систему трубопроводов, колодцев, камер, задвижек и пр. На данные сооружения зарегистрировано право хозяйственного ведения (том 23.л.д.103-109). Доказательства того, что спорные объекты зарегистрированы в органах технической инвентаризации и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в составе сложного имущественного объекта (магистральной тепловой сети) как его неотъемлемая часть, в материалах дела отсутствуют.
Напротив, каждый спорный объект (тепловая сеть) зарегистрирован отдельно, вне состава какого-либо сложного имущественного комплекса, в данном случае - сети тепловой магистральной.
На схемах в представленных технических паспортах теплосети отражены в виде линейных отрезков, отходящих от иных линейных объектов, и подведенных к зданиям, сооружениям (потребителям тепловой энергии).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, в данном случае предприятие претендует на льготное налогообложение трубопроводов, которые предназначены для транспортировки теплоносителя от точек присоединения трубопроводов заявителя к иным трубопроводам (распределительным, магистральным тепловым сетям) до зданий, сооружений. Однако, доказательств того, что тепловые сети, находящиеся на балансе у предприятия, представляют собою устройства от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты (устройство, предназначенное для производства тепловой энергии) до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах, заявителем в материалы дела не представлено.
Как следует из системного толкования положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и СНиПа 41-02-2003 источником тепла для тепловых пунктов служат теплогенерирующие предприятия. Тепловой пункт соединяется с источниками и потребителями тепла посредством тепловых сетей. Тепловые сети подразделяются на первичные магистральные теплосети, соединяющие тепловой пункт с теплогенерирующими предприятиями, и вторичные (разводящие) теплосети, соединяющие тепловые пункты с конечными потребителями.
Из представленных в материалы дела документов и пояснений самого налогоплательщика (письмо МУП "Водоканал" г. Иркутска от 12.07.2013 N 11-13-01429, том 1,л.д.103-104) следует, что на балансе предприятия находятся тепловые сети, относящиеся к ответвлениям, т.е. вторичные теплосети.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что тепловые сети, находящиеся на балансе у предприятия, не являются магистральными, равно как и отсутствуют основания для отнесения данных тепловых сетей к имуществу, являющемуся составной неотъемлемой частью объекта, код которого по ОКОФ непосредственно назван в Перечне имущества, указанном в Постановлении N 504. В материалы дела не представлено документального подтверждения наличия у заявителя на балансе сети тепловой магистральной в виде сооружений: трубопровода и его деталей с теплоизоляцией, камер с запорной и регулирующей арматурой, контрольно-измерительными приборами, электросиловым управляющим оборудованием, средствами автоматики и телемеханики, вентиляцией, средствами пожаротушения, дренажными насосными станциями, дюкером и элементов сети тепловой магистральной.
Правовых оснований для отнесения сооружений в виде трубопроводов налогоплательщика к элементам сети тепловой магистральной не усматривается как ввиду отсутствия документального подтверждения такого факта, так и ввиду того, что в силу пункта 1.8 ГОСТа 21.605-82 "Сети тепловые (Тепломеханическая часть)" к элементам сетей отнесены: узлы трубопроводов (места с ответвлениями, секционирующими задвижками, дренажными устройствами, сальниковыми и волнистыми компенсаторами, опуском труб, пересечениями коммуникаций), компенсаторы, неподвижные опоры, повороты трассы. Принятые обозначения элементов сетей должны быть сохранены в рабочих чертежах, входящих в основные комплекты других марок. В рассматриваемом случае о таких элементах сети тепловой магистральной налогоплательщиком не заявлено.
Тепловые сети заявителя входят в систему коммунальной инфраструктуры города в силу положений пункта 24 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, что не оспаривается сторонами. Вместе с тем, наличие на балансе сетей, технологически связанных с иными сетями инженерно-технического обеспечения, в том числе, с магистральными тепловыми сетями, и участие этих сетей в единой технологической системе теплоснабжения (пункт 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства РФ N 83 от 13.02.2006) само по себе не свидетельствует о возможности отнесения этого имущества (трубопроводов) в состав магистральных тепловых сетей, и как следствие, не является доказательством наличия у налогоплательщика льготы по налогу на имущество.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии у заявителя сети тепловой магистральной, а также сооружений, поименованных в графе "Примечание" к коду ОКОФ 12 4521126 Перечня. В отсутствие документального подтверждения наличия на балансе у предприятия магистральных тепловых сетей и иных сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью таких сетей, самостоятельное присвоение предприятием спорному имуществу кода ОКОФ 12 4521126 не обоснованно, и не свидетельствует о возможности применения к полученному имуществу льготы, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ. При таких обстоятельствах, заявленные МУП "Водоканал" требования о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска от 04.07.2013 N 08-30/51208-73 в оспариваемой части удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются по тем же мотивам, что и судом первой инстанции, как основанные на неправильном толковании указанных выше норм.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2014 года по делу N А19-219/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2014 ПО ДЕЛУ N А19-219/2014
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2014 г. по делу N А19-219/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Ткаченко Э.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2014 года по делу N А19-219/2014 по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г. Иркутска к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска о признании незаконным решения от 04.07.2013 N 08-30/51208-73 в части,
(суд первой инстанции - Н.Г. Позднякова),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица:
- Яненко И.А., представитель по доверенности от 01.07.2014;
- Волколуп О.А., представитель по доверенности от 20.12.2013.
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" г. Иркутска (ОГРН 1033801541905, ИНН 3807000276, место нахождения: 664081, г. Иркутск, ул. Станиславского, 2, далее - МУП "Водоканал", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска (ОГРН 1043841003832, ИНН 3808114244, место нахождения: 664011, г. Иркутск, ул. Свердлова, 28, далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконным решения от 04.07.2013 N 08-30/51208-73 в части предложения уплатить недоимку по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2012 в сумме 85 164 руб. (пункт 2.1 резолютивной части решения), предложения внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета по недоимке по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2012 в сумме 85 164 руб. (пункт 3 резолютивной части решения).
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что в отсутствие документального подтверждения наличия на балансе у предприятия магистральных тепловых сетей и иных сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью таких сетей, самостоятельное присвоение предприятием спорному имуществу кода ОКОФ 12 4521126 не обоснованно, и не свидетельствует о возможности применения к полученному имуществу льготы, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-219/2014 от 31.07.2014 года, принять по делу новый судебный акт. Признать незаконным Решение ИФНС по Октябрьского округу г. Иркутска об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 04.07.2013 N 08-30/51208-73 в части:
Пункта 2.1 резолютивной части оспариваемого решения в части предложения уплатить недоимку по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2012 год в сумме 85164,00 рублей.
Пункта 3 резолютивной части решения в части предложения внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета по недоимке по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2012 год в сумме 85164,00 рублей.
Полагает, что не имеет значение, что на балансе общества отсутствует вся линия энергопередачи (то есть вся сеть тепловая магистральная), поскольку МУП "Водоканал" не осуществляет полный цикл технологического процесса энергопередачи тепловой энергии, в связи с этим налогоплательщик не может представить доказательств регистрации целиком объекта - сеть тепловая магистральная. В г. Иркутске фактически сложилась такая ситуация, что хозяйствующие субъекты не располагают объектами имущества полного цикла технологического процесса энергопередачи тепловой энергии, объекты имущества, обеспечивающие осуществление данного единого технологического процесса находятся в ведении различных хозяйствующих субъектов: так объекты имущества (тепловые сети), обеспечивающие передачу теплоэнергии согласно Реестра объектов тепловых сетей (указанных в Приложении N 6 к Заявлению) находятся в ведении МУП "Водоканал" г. Иркутска, остальные в ведении таких хозяйствующих субъектов как ОАО "Иркутскэнерго", ЗАО "Байкалэнерго ".
МУП "Водоканал" г. Иркутска полагает, что имущество, заявленное в составе льготируемого, а именно тепловые сети с кодом ОКОФ 124526525 является неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи - сети тепловой магистральной, и поэтому подлежит льготированию. Тепловые сети МУП "Водоканал" г. Иркутска являются как неотъемлемой частью технологического процесса энергоснабжения, так и неотъемлемой частью сети тепловой магистральной ОКОФ 124521126. определение, установленное в пункте 4.1 СНиПа 41-02-2003 (в редакции Свода правил 124.13330.2012) "Тепловые сети" распрастроняется только на область регулирования данных правил, а не носит характер общего принятого для всех сфер правового регулирования термина. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" понятия теплоснабжения, тепловых сетей значительно шире, передачи тепловой энергии (теплоносителя) нежели сформулированы в Своде правил 124.13330.2012 "Тепловые сети".
На апелляционную жалобу общества поступил отзыв налогового органа, в котором он соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 23.09.2014.
Общество своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом.
Представители налогового органа дали пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" г. Иркутска зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1033801541905, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 24.12.2013 (т. 1 л.д. 15-18).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска проведена камеральная налоговая проверка уточненного налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2012, представленного МУП "Водоканал" 11.02.2013, в ходе которой установлено, что налогоплательщиком неправомерно применена налоговая льгота, установленная пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ, в отношении имущества, указанного в приложении N 1 к акту.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 27.05.2013 N 08-29/39004-54 (т. 1 л.д. 43-54, далее - акт проверки), который с приложением на 163 листах вручен представителю предприятия, возражений налогоплательщика заместителем руководителя налоговой инспекции в присутствии представителя предприятия вынесено решение от 04.07.2013 N 08-30/51208-73 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. 1 л.д. 55-72, далее - решение), согласно которому в привлечении МУП "Водоканал" к налоговой ответственности отказано на основании статьи 109 Налогового кодекса РФ. Предприятию предложено уплатить недоимку по налогу на имущество организаций по сроку уплаты 30.10.2012 в сумме 7 128 054 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 19.09.2013 N 26-12/014769, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционных жалоб МУП "Водоканал", решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска от 04.07.2013 N 08-30/51208-73 оставлено без изменения и утверждено (т. 1 л.д. 73-78).
Не согласившись с решением в оспариваемой части, МУП "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприятие обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения налогового органа, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как правильно указывает суд первой инстанции и следует из апелляционной жалобы, основанием для применения указанной льготы в рассматриваемом деле является, по мнению заявителя, наличие у него линий энергопередачи и (или) сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. К таковым налогоплательщик относит тепловые сети, переданные МУП "Водоканал" г. Иркутска на праве хозяйственного ведения на основании распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации г. Иркутска N 504-02-2884/12 от 10.07.2012.
Факт нахождения тепловых сетей на балансе налогоплательщика в качестве объектов основных средств подтверждается актами о приеме-передаче здания (сооружения) от 26 сентября 2012, инвентарными карточками учета объекта основных средств от 30.09.2012, и не оспаривается налоговым органом.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, при исчислении налога на имущество предприятие в уточненном налоговом расчете по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2012, представленном 11.02.2013, включило в состав льготируемого имущества по кодам льготы 2010237, 2010238 (магистральные трубопроводы и линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов) следующие объекты основных средств:
- - водопроводно-насосные станции (ВНС) и канализационно-насосные станции (КНС), блок воздуходувной насосной станции (БВНС), воздуходувка, здания ВНС, ГКНС, здание канализационно-напорных станций, насосная станция канал. первичных отстойников, насосная станция первичных отстойников, трансформаторные, водозабор, трансформаторная подстанция, водозабор, котельные (ОКОФ 11 4521012);
- - воздуходувки, турбокомпрессоры воздушные, шкафы управления эл.двигателем (ОКОФ 14 2912020);
- - внеплощадочные водопроводы, водоводы, водопроводы, выпуски сточных вод, канализационный коллектор, коллекторы, напорные коллекторы, напорные трубопроводы, перемычка между существующими водоводами, резервный дюкер, С/В, С/К, КНС, магистральный в/д (14 2911090);
- - силовые трансформаторы, трансформаторы (14 3120010);
- - выносные тепловые пункты, здание теплового пункта (11 4527393);
- - теплосети (12 4526525);
- - компрессор для промывки трубопровода, компрессорная станция ПВ-10 (14 2912139);
- - воздуходувки (14 2912134);
- - компрессорная станция ПВ-5,25 (14 2912000);
- - турбокомпрессоры воздушные (14 2912135);
- - распределительные устройства (14 3120160).
По результатам камеральной проверки налоговым органом подтверждена льгота в отношении ряда имущества: котельная, трансформаторная подстанция, воздуходувка, распределительное устройство, трансформаторы, турбокомпрессоры и пр. (приложение N 1 к акту проверки "Реестры основных средств, подлежащих льготированию", том 7).
В остальной части налоговым органом отказано в применении льготы при исчислении налога на имущество по мотиву того, что имущество, заявленное в составе льготируемого, не входит в Перечень и не является неотъемлемой технологической частью тепловых магистральных сетей, не является зданиями электрических и тепловых сетей.
В рассматриваемом деле заявитель оспаривает неприменение льготы в отношении такого имущества как сети тепловые, и соответственно, сумму доначисленного налога на имущество, приходящегося на данное имущество, в размере 85 164 руб.
Согласно пояснениям представителей заявителя техническая документация на тепловые сети у МУП "Водоканал" г. Иркутска отсутствует по причине того, что данные объекты изначально не принадлежали предприятию. На балансе заявителя они оказались с сентября 2012 года в результате передачи их на праве хозяйственного ведения предприятию от муниципального образования г. Иркутск. До этого спорные объекты (тепловые сети) не были закреплены на каком-либо вещном праве за каким-либо хозяйствующим субъектом.
Рассматривая дело и оценивая доводы сторон, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Положениями пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) освобождаются от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень имущества, относящегося к объектам, поименованным в пункте 11 статьи 381 НК РФ, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее - Перечень N 504).
В названном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит графу "Примечание", в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
Объектом классификации материальных основных фондов в соответствии с ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
При этом структура кодов ОКОФ состоит из: X0 0000000 - раздел, XX 0000000 -подраздел, XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX ХХХХХХХ - вид.
Поэтому в соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).
Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов которой является закрытым.
В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект, данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 13.07.2006 N 03-06-01-04/143 разъяснено, что объектом классификации материальных основных фондов в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ) является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения).
Право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: 1) имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ; 2) имущество поименовано в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации; 3) имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В составе Перечня имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций и утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, в том числе поименовано:
имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.
К линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, вышеназванный Перечень относит, помимо прочего, следующее имущество:
- код 12 4521126, сеть тепловая магистральная: трубопровод и его детали с теплоизоляцией, камера с запорной и регулирующей арматурой, контрольно-измерительными приборами, электросиловым управляющим оборудованием, средствами автоматики и телемеханики, вентиляцией, средствами пожаротушения, дренажные насосные станции, дюкер и элементы сети тепловой магистральной.
Следовательно, понятие "сеть тепловая магистральная" в рассматриваемом случае является ключевым для решения вопроса об отнесения трубопровода, а также сооружений, являющихся ее неотъемлемой технологической частью к имуществу, в отношении которого предприятие может воспользоваться льготой.
Включение имущества в Перечень осуществлялось на основе признания его в соответствии с отраслевыми стандартами и техническими условиями, одним из перечисленных в пункте 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ объектов или его конструктивным элементом, а также сооружением, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, с учетом назначения (принадлежности) и выполняемых функций.
В силу пункта 1 статьи 11 НК РФ понятия и термины гражданского законодательства, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если НК РФ не предусматривает иное. Определение понятия "сеть тепловая магистральная" в налоговом законодательстве отсутствует, следовательно, в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации для уяснения соответствующих терминов необходимо руководствоваться положениями СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети", утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 24.06.2003 N 110.
Согласно Письму Министерства регионального развития Российской Федерации 25.09.2009 N 31531-ИП/08 "О применении строительных норм и правил" СНиП 41-02-2003 Тепловые сети" подлежит обязательному исполнению в порядке, определенном статей 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В пункте 4.1 (раздел 4 "Классификация") СНиПа 41-02-2003 определено, что тепловые сети подразделяются на магистральные, распределительные, квартальные и ответвления магистральных и распределительных тепловых сетей к отдельным зданиям и сооружениям.
Следует учитывать, что Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N 280 утверждена и введена в действие актуализированная редакция данного документа - "Свод правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети".
При этом пункт 4.1 Свода Правил - актуализированных СНиП, полностью идентичен по своему содержанию пункту 4.1. СНиПа 41-02-2003.
Согласно пункту 1 Приказа Минрегиона России от 30.06.2012 N 280 свод правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети" утвержден и введен в действие с 01.01.2013.
В пункте 1.5. Свода правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети" определено, что "настоящий свод правил следует соблюдать при проектировании новых и конструкции, модернизации и техническом перевооружении и капитальном ремонте существующих тепловых сетей (включая сооружения на тепловых сетях)".
Актуализированный Свод правил, не меняя действия СНиПа 41-02-2003 "Тепловые сети", конкретизирует и дает более точные понятия в области строительства тепловых сетей.
Так, ранее указав только классификацию тепловых сетей (деление на магистральные, распределительные, квартальные, ответвления), законодатель в актуализированном Своде правил конкретизировал и раскрыл понятия магистральных, распределительных, квартальных и иных тепловых сетей, описав их отличие, основные элементы, особенность расположения и т.д.
Согласно пункту 3.6 Свода правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети" магистральные тепловые сети - это тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями), транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара, от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах.
В соответствии с пунктом 3.7 Свода правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 Тепловые сети" распределительные тепловые - тепловые сети от тепловых пунктов до зданий, сооружений, в том числе от ЦТП до ИТП.
Согласно пункту 3.8 Свода правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети" квартальные тепловые сети - распределительные тепловые сети внутри кварталов городской застройки (называются по территориальному признаку).
В соответствии с пунктом 3.9 Свода правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 Тепловые сети" ответвление - участок тепловой сети, непосредственно присоединяющий тепловой пункт к магистральным тепловым сетям или отдельное здание и сооружение к распределительным тепловым сетям.
В соответствии с пунктом 3.12 Свода правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 Тепловые сети" тепловой пункт - сооружение с комплектом оборудования, позволяющее изменить температурный и гидравлический режимы теплоносителя, обеспечить учет и регулирование расхода тепловой энергии и теплоносителя. Тепловые пункты подразделяются на индивидуальные и центральные. Практически аналогичное понятие теплового пункта приведено в Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утв. Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285, "тепловой пункт" - совокупность устройств, предназначенных для присоединения к тепловым сетям систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок промышленных и сельскохозяйственных предприятий, жилых и общественных зданий (индивидуальные - для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части; центральные - то же, двух зданий или более) (пункт 1.9).
Следовательно, с учетом нормативно определенной иерархии тепловых сетей (магистральные тепловые сети, распределительные, квартальные и иные) и прямого указания на сети тепловые магистральные в пункте 11 статьи 381 НК РФ и в Перечне N 504, заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ, как налогоплательщик, претендующий на применение льготы, должен доказать наличие у него на балансе имущества, относящегося к сетям тепловым магистральным, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью сетей тепловых магистральных.
Как правильно указывает суд первой инстанции, техническая документация на тепловые сети не представлена. Сопоставление же представленных технических паспортов и инвентарных карточек льготируемого имущества с данными, содержащимися в Перечне N 504, указывают на то, что заявленное в качестве льготируемого имущество не входит в Перечень N 504 и не является неотъемлемой технологической частью тепловых магистральных сетей.
Так, из технического паспорта на подземные тепловые сети по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова,82, следует, что сооружение представляет собою стальной трубопровод диаметром 200-250 мм, с задвижками и люком, общей протяженностью 111,46 пог.м. Из технического паспорта на теплосеть по адресу: г. Иркутск, микрорайон Университетский, следует, что протяженность трассы (стальной трубопровод)- 1790,7 пог.м., диаметр труб различен (76 мм, 79 мм, 100мм, 150 мм, 219 мм). В составе объекта имеются колодцы, камеры, компенсаторы, вводы, задвижки. Из технического паспорта на теплосеть по адресу: г. Иркутск, Свердловский район, ул. Мухина следует, что объект представляет собою подземную двухтрубную тепловую сеть протяженностью 199,61 м, и тепловые камеры из монолитного железобетона в количестве 4 шт., и т.п. (том 23.л.д.48-102).
Таким образом, спорные объекты - это сооружения, представляющие собою систему трубопроводов, колодцев, камер, задвижек и пр. На данные сооружения зарегистрировано право хозяйственного ведения (том 23.л.д.103-109). Доказательства того, что спорные объекты зарегистрированы в органах технической инвентаризации и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в составе сложного имущественного объекта (магистральной тепловой сети) как его неотъемлемая часть, в материалах дела отсутствуют.
Напротив, каждый спорный объект (тепловая сеть) зарегистрирован отдельно, вне состава какого-либо сложного имущественного комплекса, в данном случае - сети тепловой магистральной.
На схемах в представленных технических паспортах теплосети отражены в виде линейных отрезков, отходящих от иных линейных объектов, и подведенных к зданиям, сооружениям (потребителям тепловой энергии).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, в данном случае предприятие претендует на льготное налогообложение трубопроводов, которые предназначены для транспортировки теплоносителя от точек присоединения трубопроводов заявителя к иным трубопроводам (распределительным, магистральным тепловым сетям) до зданий, сооружений. Однако, доказательств того, что тепловые сети, находящиеся на балансе у предприятия, представляют собою устройства от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты (устройство, предназначенное для производства тепловой энергии) до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах, заявителем в материалы дела не представлено.
Как следует из системного толкования положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и СНиПа 41-02-2003 источником тепла для тепловых пунктов служат теплогенерирующие предприятия. Тепловой пункт соединяется с источниками и потребителями тепла посредством тепловых сетей. Тепловые сети подразделяются на первичные магистральные теплосети, соединяющие тепловой пункт с теплогенерирующими предприятиями, и вторичные (разводящие) теплосети, соединяющие тепловые пункты с конечными потребителями.
Из представленных в материалы дела документов и пояснений самого налогоплательщика (письмо МУП "Водоканал" г. Иркутска от 12.07.2013 N 11-13-01429, том 1,л.д.103-104) следует, что на балансе предприятия находятся тепловые сети, относящиеся к ответвлениям, т.е. вторичные теплосети.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что тепловые сети, находящиеся на балансе у предприятия, не являются магистральными, равно как и отсутствуют основания для отнесения данных тепловых сетей к имуществу, являющемуся составной неотъемлемой частью объекта, код которого по ОКОФ непосредственно назван в Перечне имущества, указанном в Постановлении N 504. В материалы дела не представлено документального подтверждения наличия у заявителя на балансе сети тепловой магистральной в виде сооружений: трубопровода и его деталей с теплоизоляцией, камер с запорной и регулирующей арматурой, контрольно-измерительными приборами, электросиловым управляющим оборудованием, средствами автоматики и телемеханики, вентиляцией, средствами пожаротушения, дренажными насосными станциями, дюкером и элементов сети тепловой магистральной.
Правовых оснований для отнесения сооружений в виде трубопроводов налогоплательщика к элементам сети тепловой магистральной не усматривается как ввиду отсутствия документального подтверждения такого факта, так и ввиду того, что в силу пункта 1.8 ГОСТа 21.605-82 "Сети тепловые (Тепломеханическая часть)" к элементам сетей отнесены: узлы трубопроводов (места с ответвлениями, секционирующими задвижками, дренажными устройствами, сальниковыми и волнистыми компенсаторами, опуском труб, пересечениями коммуникаций), компенсаторы, неподвижные опоры, повороты трассы. Принятые обозначения элементов сетей должны быть сохранены в рабочих чертежах, входящих в основные комплекты других марок. В рассматриваемом случае о таких элементах сети тепловой магистральной налогоплательщиком не заявлено.
Тепловые сети заявителя входят в систему коммунальной инфраструктуры города в силу положений пункта 24 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, что не оспаривается сторонами. Вместе с тем, наличие на балансе сетей, технологически связанных с иными сетями инженерно-технического обеспечения, в том числе, с магистральными тепловыми сетями, и участие этих сетей в единой технологической системе теплоснабжения (пункт 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства РФ N 83 от 13.02.2006) само по себе не свидетельствует о возможности отнесения этого имущества (трубопроводов) в состав магистральных тепловых сетей, и как следствие, не является доказательством наличия у налогоплательщика льготы по налогу на имущество.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии у заявителя сети тепловой магистральной, а также сооружений, поименованных в графе "Примечание" к коду ОКОФ 12 4521126 Перечня. В отсутствие документального подтверждения наличия на балансе у предприятия магистральных тепловых сетей и иных сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью таких сетей, самостоятельное присвоение предприятием спорному имуществу кода ОКОФ 12 4521126 не обоснованно, и не свидетельствует о возможности применения к полученному имуществу льготы, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ. При таких обстоятельствах, заявленные МУП "Водоканал" требования о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска от 04.07.2013 N 08-30/51208-73 в оспариваемой части удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются по тем же мотивам, что и судом первой инстанции, как основанные на неправильном толковании указанных выше норм.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2014 года по делу N А19-219/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)