Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.03.2014 ПО ДЕЛУ N А05-9757/2013

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2014 г. по делу N А05-9757/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 марта 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Пестеревой О.Ю. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Ханталиной Л.С. по доверенности от 21.01.2014, Карпова Н.С. по доверенности от 21.10.2013, Овсянниковой С.В. по доверенности от 20.03.2014, от открытого акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" Смирнова Д.В. по доверенности от 29.12.2013, Смирнова Е.В. по доверенности от 30.03.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 ноября 2013 года по делу N А05-9757/2013 (судья Звездина Л.В.),

установил:

открытое акционерное общество "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" (ОГРН 1022901003070, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 26.03.2013 N 07-09/01211 в части:
- - доначисления налога на прибыль организаций за 2010 год в сумме 64 730 890 рублей (пункты 1.2 и 1.3 описательно-мотивировочной части и пункт 1 раздела 1 резолютивной части решения);
- - доначисления налога на прибыль организаций за 2011 год в сумме 47 398 405 рублей (пункт 1.4 описательно-мотивировочной части и пункт 1 раздела 1 резолютивной части решения);
- - доначисления налога на имущество организаций за 2010 год в сумме 10 268 027 рублей (пункт 2.14 описательно-мотивировочной части и пункт 2 раздела 1 резолютивной части решения).
Кроме этого, общество просило обязать инспекцию устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18 ноября 2013 года по делу N А05-9757/2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Инспекция с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправомерность применения налогоплательщиком пониженной ставки налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за 2010 год, поскольку капитальные вложения в реконструкцию основных средств начаты в 2008 году, то есть до 01.01.2009. Податель жалобы так же считает необоснованным вывод арбитражного суда о том, что к налоговому периоду 2011 года следует применять редакцию Закона о налоговых льготах, действовавшую в 2010 году, где отсутствует требование о необходимости представления уведомления о включении инвестиционного проекта в рамках которого осуществлены вложения в реестр инвестиционных проектов.
Общество в возражениях отклонило доводы апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, так как из буквального текста нормативных актов, по мнению общества, следует учитывать общий объем капитальных вложений в инвестиционный проект с момента его реализации, требование о включении инвестиционного проекта в реестр после его реализации безосновательно.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, и письменные доказательства, апелляционная инстанция считает апелляционную жалобу налоговой инспекции не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, инспекцией была проведена выездная налоговая проверка общества за период с 01.01.2009 по 31.12.2011. В ходе проверки установлено, что общество в 2010 году занизило налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, и налог на имущество за этот же период в связи с неправильным применением пониженной налоговой ставки. По мнению инспекции, общая сумма вложений общества за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 составила 289 789 160 руб., что подтверждается уведомлением о включении инвестиционного проекта в реестр инвестиционных проектов Архангельской области, а льготная ставка по налогу на прибыль применяется организациями, осуществившими вложения для производственных целей после 01.01.2009 в объеме свыше 500 000 000 руб., общество должно было применить налоговую ставку в размере 15,5%, а не 13,5%.
Помимо этого, инспекция установила, что обществом занижен налог на имущество организаций за 2010 год в связи с неправомерным применением ставки этого налога в размере 0% в отношении имущества, образованного в процессе инвестиционной деятельности. В обоснование неправомерности применения льготной ставки по налогу на имущество инспекция сослалась на те же доводы, которые были приведены по налогу на прибыль организаций за 2010 год, а именно тем, что у общества после 01.01.2009 вложения для производственных целей составили 289 789 160 рублей, следовательно, ставка налога на имущество должна составлять не 0%, а 2,2%.
За 2011 год инспекция установила, что общество допустило неполную уплату налога на прибыль в результате неправомерного применения льготной ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 15,5%, вместо ставки 18%.
В качестве правового основания такого вывода инспекция указала, что заявитель не имел права на получение налоговой льготы потому, что общая сумма налогов, не уплаченных обществом в результате применения льготных ставок, превысила 25% вложений, послуживших основанием для их применения. Сумма капитальных вложений, подтвержденная обществом, составила 289 789 160 руб., поэтому 25% от этой суммы составляет 72 447 290 руб. Инспекцией определена сумма налога на прибыль, рассчитанная без применения понижающих ставок и с учетом пониженной ставки налога на прибыль и установлено, что за 2010 год сумма неуплаченного налога на прибыль превысила 25% от суммы капитальных вложений. Сумма неуплаченного налога на прибыль составила 82 644 46 руб., то есть установленный порог превышен.
Кроме этого, инспекция сослалась, что по вложениям, осуществленным обществом в 2010 году на инвестиционный проект "Модернизация оборудования АЦБК", для получения налоговой льготы по налогу на прибыль необходимо было наличие уведомления о включении данного проекта, в рамках которого осуществлены вложения, в реестр инвестиционных проектов, выданного уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере экономического развития (далее - уведомление). Такое уведомление обществу не выдавалось.
В связи с этим инспекция пришла к выводу, что общество не уплатило в 2010 году налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 64 730 890 руб. и налог на имущество в сумме 10 268 027 руб., в 2011 году общество занизило налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в связи с применением пониженной ставки и не уплатило в бюджет этот налог в размере 47 398 405 руб. По результатам проверки инспекция составила акт.
По итогам рассмотрения возражений общества заместителем начальника инспекции принято решение от 26.03.2013 N 07-09/01211 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением заявителю, в частности, по эпизодам неправильного применения налоговых ставок доначислены налог прибыль организаций, подлежащий зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 64 730 890 руб. за 2010 год и в размере 47 398 405 руб. за 2011 год, налог на имущество за 2010 год в размере 10 268 027 руб.
Решением Управления ФНС по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 05.06.2013 N 07-10/1/06261 по итогам рассмотрения апелляционной жалобы оспариваемое решение оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с выводами налоговых органов общество обратилось с исковым заявлением в суд.
Судом первой инстанции требования общества удовлетворены в заявленном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает обжалуемое инспекцией решение законным и обоснованным по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что налоговая ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 20 процентов. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.
В развитие данной нормы положениями статей 2 и 3 Закона Архангельской области N 52-4-ОЗ от 24.06.2009 "О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Архангельской области" (далее - Закон области о налоговых льготах) предусмотрена возможность применения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 13,5% для организаций, осуществивших после 1 января 2009 года вложения для производственных целей, если сумма таких вложений превышает 500 миллионов рублей.
Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 3 Закона области о налоговых льготах право на применение ставок налога на прибыль организаций, предусмотренных настоящей статьей, возникает у организации, начиная с первого числа первого месяца календарного года, следующего за календарным годом (двумя календарными годами), в котором (которых) сумма вложений составит более 500 миллионов рублей в течение двух календарных лет.
Из положений пункта 1 статьи 2 Закона области о налоговых льготах следует, для целей настоящего закона под вложениями понимаются приобретение и ввод в эксплуатацию не эксплуатировавшихся ранее на территории Архангельской области основных средств, строительство (в том числе хозяйственным способом), реконструкция, модернизация и ввод в эксплуатацию основных средств.
Согласно положениям пункта 2 статьи 1 Закона области о налоговых льготах сумма вложений определяется стоимостью основных средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и ее расчет осуществляется с учетом следующих особенностей:
1) объекты основных средств, учитываемые на балансе организации и введенные в эксплуатацию на территории Архангельской области, учитываются по первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета, а для реконструированных или модернизированных объектов основных средств - в размере увеличения их первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета;
2) сумма вложений уменьшается на остаточную стоимость объектов основных средств, находившихся на балансе организации, эксплуатировавшихся на территории Архангельской области и отчужденных (выбывших) за период, в котором осуществлялись вложения. При этом объект основных средств может участвовать в указанном расчете только один раз.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, из анализа приведенных положений следует, что налоговую ставку 13,5% по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, могут применять организации, которые осуществили после 01.01.2009 года ввод в эксплуатацию приобретенных или реконструированных (модернизированных) основных средств, первоначальная стоимость (сумма увеличения первоначальной стоимости) которых превышает 500 миллионов рублей.
Те факты, что общество в 2008 - 2009 годах осуществляло вложения в инвестиционный проект "Реконструкция оборудования ОАО "Архангельский ЦБК", реконструкция объектов основных средств в рамках упомянутого проекта завершена после 01.01.2009 и реконструированные объекты основных средств, сумма увеличения первоначальной стоимости которых превысила 500 миллионов рублей, введены обществом в эксплуатацию согласно актам о приеме-передаче объекта основных средств по форме ОС-1 и ОС-30 за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 (т. 5, л. 144 - 150, т. 6, л. 1 - 199) инспекцией не оспариваются.
Общая сумма вложений общества за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 составила 292 295 173 руб., за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 вложения составили 289 789 160 руб. Следовательно, сумма увеличения первоначальной стоимости основных средств в результате завершенной обществом после 1 января 2009 года реконструкции (т.е. сумма вложений) составила 582 084 333 рублей.
Таким образом, поскольку сумма осуществленных после 01.01.2009 вложений общества превысила 500 миллионов рублей, заявитель в 2010 году был вправе применить по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет Архангельской области, пониженную ставку налога в размере 13,5%.
В связи с этим довод инспекции о том, что заявитель не имел права в 2010 году применять налоговую ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 13,5%, суд апелляционной инстанции так же считает ошибочным.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 380 НК РФ налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налоговые ставки по налогу на имущество организаций на территории Архангельской области установлены положениями Закона Архангельской области от 14.11.2003 N 204-25-ОЗ "О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью 2 НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области" (далее - Закон области о налоге на имущество).
Согласно положениям дефиса 11 статьи 2 Закона области о налоге на имущество в отношении имущества, образовавшегося в процессе инвестиционной деятельности, в случае соблюдения условий, предусмотренных статьей 2.1 Закона области о налоге на имущество, применяется налоговая ставка 0%.
В соответствии со статьей 2.1 Закона области о налоге на имущество право на применение указанной налоговой ставки предоставляется организациям, отвечающим одновременно двум условиям: организация осуществляет определенные виды экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001; выручка организации от указанных видов экономической деятельности составляет не менее 70% от общего объема выручки организации от реализации товаров (услуг).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Закона о налоге на имущество право на применение ставки налога на имущество организаций возникает у организации с первого числа календарного года, следующего за календарным годом (двумя календарными годами), в котором (которых) сумма вложений составит:
1) не менее 100 миллионов рублей в течение календарного года - для организаций, имеющих право на применение ставки по налогу на имущество организаций в соответствии с дефисами первым и вторым подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи;
2) не менее 500 миллионов рублей в течение двух календарных лет - для организаций, имеющих право на применение ставки по налогу на имущество организаций в соответствии с дефисами третьим - пятнадцатым подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи.
Учитывая ранее изложенный вывод о том, что заявитель в 2008 - 2010 годах соответствовал указанным требованиям и налоговому органу представлен полный пакет документов, то общество имело право в 2010 году применять льготную ставку по налогу на имущество организаций в размере 0%.
На основании изложенного вывод обжалуемого решения суда о том, что решение инспекции в части доначисления налога на имущество организаций за 2010 год в сумме 10 268 027 руб. недействительно, является верным.
По эпизоду доначисления налога на прибыль за 2011 год необходимо отметить следующее. В обжалуемом решении суда сделан вывод, что на основании статьи 5 Закона области о налоговых льготах право применения льготной ставки прекращается в связи с превышением суммы льготы, являющейся разницей между суммой налогов, подлежащих уплате по обычной налоговой ставке (18%), и суммой налогов по льготной ставке (15,5% или 13,5%), предельного значения суммы вложений, размер которого составляет 25%. При этом, право применения льготной ставки прекращается, начиная с первого числа первого месяца календарного года, следующего за календарным годом, в котором такое превышение состоялось. Однако, поскольку в 2010 году общество осуществляло вложения в иные основные средства, чем в 2009 году, у него появилось и иное (новое) основание для применения льготной налоговой ставки, Закон области о налоговых льготах не содержит запрета на применение льготных ставок по другим (новым) основаниям. Учитывая, что сумма вложений в 2010 году составила 252 244 564 руб. 59 коп. (то есть превысила 100 миллионов рублей), у общества в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Закона области о налоговых льготах имелись основания для применения льготной ставки по налогу на прибыль в размере 15,5%.
Апелляционная жалоба общества не содержит доводов о необоснованности вышеуказанных доводов. Суд апелляционной инстанции не находит оснований с ними не согласиться.
Довод жалобы о том, что по вложениям, осуществленным обществом в 2010 году, для получения налоговой льготы по налогу на прибыль необходимо было наличие уведомления о включении инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлены вложения, в реестр инвестиционных проектов, выданного уполномоченным органом, которое у общества отсутствовало и тем самым общество не выполнило обязательные условия, предусмотренные подпунктом 6 пункта 8 статьи 3 и статьи 5 Закона области о налоговых льготах для применения пониженной ставки, а также иные нормы законодательства об инвестиционной деятельности, подлежит отклонению.
В целях Закона области о налоговых льготах под вложениями понимаются приобретение и ввод в эксплуатацию не эксплуатировавшихся ранее на территории Архангельской области основных средств, строительство, реконструкция, модернизация и ввод в эксплуатацию основных средств.
Согласно статье 3 Закона области о налоговых льготах (в редакции 28.05.2010) право на применение ставки налога на прибыль организаций в размере 15,5%, возникает у организации, начиная с первого числа первого месяца календарного года, следующего за календарным годом (двумя календарными годами), в котором (которых) сумма вложений составит от 100 миллионов рублей до 500 миллионов рублей.
Организация для применения ставки налога на прибыль, предусмотренной подпунктом 1 пункта 5 статьи Закона области о налоговых льготах, обязана согласно подпункту 6 пункта 8 статьи 3 упомянутого закона представить в налоговый орган по месту налогового учета в составе отчетности за первый отчетный период, в котором применена указанная ставка налога на прибыль организаций, пакет документов, в том числе уведомление о включении инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлены вложения, в реестр инвестиционных проектов, выданное уполномоченным органом.
Вместе с тем, подпункт 6 пункта 8 статьи 3 Закона области о налоговых льготах был введен Законом Архангельской области от 28.06.2010 N 172-14-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 2.1 областного закона "О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью 2 НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области" и статьи 2 и 3 областного закона "О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Архангельской области" и вступил в силу с 01.01.2011 года.
Общество в период с 1 января по 31 декабря 2010 года осуществило реализацию на территории Архангельской области инвестиционного проекта "Модернизация оборудования АЦБК" на сумму 252 244 546 руб. 59 коп. В рамках указанного инвестиционного проекта для производственных целей были приобретены, построены, модернизированы (реконструированы) и введены в эксплуатацию в 2010 году объекты основных средств, не эксплуатировавшиеся ранее. Следовательно, право на применение налоговых льгот у общества возникло с 1 января 2011 года.
При таких обстоятельствах, как обоснованно указывает общество, в период планирования и на стадии реализации инвестиционного проекта у общества не возникло обязанности подачи заявки о включении проекта "Модернизация оборудования АЦБК" в реестр инвестиционных проектов Архангельской области, так как до 01.01.2011 для получения льготной ставки налога на прибыль необходимости предоставления в налоговый орган уведомления о включении инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлены вложения, в реестр инвестиционных проектов законодательством предусмотрено не было.
На основании изложенного решение инспекции в части доначисления налога на прибыль организаций за 2011 год в сумме 47 398 405 руб. правомерно признано обжалуемым решением недействительным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что спор разрешен судом первой инстанции в соответствии с требованиями действующего законодательства. Нарушения норм процессуального права не усматривается. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы инспекции отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ она освобождена от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 ноября 2013 года по делу N А05-9757/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.

Председательствующий
В.И.СМИРНОВ

Судьи
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
А.А.ХОЛМИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)