Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Трофимовой О.Н.
Судей: Голикова В.М., Панченко И.С.
при участии:
- от заявителя: Межрайонной ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю - Паслен В.О., представитель по доверенности от 30.12.2014 N 04-21/015596;
- от ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ - Митрофанова Е.С., представитель по доверенности от 19.12.2014 N 88;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 01.08.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2014
по делу N А73-8381/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Барилко М.А., в апелляционном суде судьи: Швец Е.А., Балинская И.И., Сапрыкина Е.И.
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю
к федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 1 752 898,39 руб.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700204909, место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Лейтенанта Шмидта, 40, далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Ханкайская, 27, далее - ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, учреждение, управление имущественных отношений) недоимки по земельному налогу за 2013 год в сумме 1 739 987 руб. и пени в сумме 13 011,39 руб., а всего в сумме 1 752 898,39 руб.
Решением суда от 01.08.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2014, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, поддержанной его представителем в судебном заседании, которое просит их отменить со ссылкой на то, что учреждение непосредственно подчинено Департаменту имущественных отношений Минобороны России, который не обеспечил финансирование учреждения на уплату земельного налога. Следовательно, отсутствует вина управления имущественных отношений в неисполнении обязательств по уплате указанного налога, поэтому пени начисляться не должны.
Жалоба не содержит доводов относительно правомерности либо неправомерности взыскания земельного налога.
Инспекция в отзыве на жалобу и ее представитель в судебном заседании изложенные в жалобе доводы отклоняют в полном объеме и просят принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, учреждение как плательщик земельного налога 05.02.2014 представило в инспекцию налоговую декларацию по данному налогу за 2013 год, а затем 19.03.2014 и 16.04.2014 уточненные налоговые декларации, в соответствии с которыми начисленный к уплате налог составил 1 750 858 руб.
Поскольку в установленный срок налог уплачен не был, налоговым органом начислены к уплате пени в сумме 1 919,80 руб. за период с 20.07.2013 по 05.08.2013 и в сумме 11 091,59 руб. за период с 02.04.2014 по 24.04.2014, а требованиями N 961 по состоянию на 25.03.2014 и N 1763 по состоянию на 24.04.2014 предложено в срок, соответственно, до 14.04.2014 и 19.05.2014 уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 1 739 887 руб. и пени - 13 011,39 руб.
В связи с тем, что учреждением в добровольном порядке в срок, установленный вышеуказанными требованиями, налог и пени не были уплачены, налоговый орган обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно взыскал с управления имущественных отношений недоимку по земельному налогу за 2013 год и пени за его несвоевременную уплату. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
При этом суды, руководствуясь положениями статей 23, 45, 75, 387 - 388, 393, 397 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Положением о местных налогах на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденным Решением Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 N 571 (в редакции от 18.10.2011), пришли к выводу о том, что ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России является плательщиком земельного налога, обязанность по уплате которого за 2013 год в срок до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также в срок, установленный вышеуказанными требованиями, не исполнена, поэтому правомерно удовлетворили заявление инспекции о его взыскании в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе пеней.
Согласно пункту 1 статьи 75 настоящего Кодекса, пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75).
Пункт 3 настоящей статьи устанавливает, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Из изложенных норм права следует, что пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При этом основанием для прекращения начисления пеней является уплата налога.
Довод заявителя жалобы об отсутствии его вины в несвоевременной уплате земельного налога за 2013 год как основании для неначисления пени во внимание судом кассационной инстанции не принимается, как не имеющий правового значения и противоречащий нормам налогового законодательства, а именно: статьям 106, 109 НК РФ, в соответствии с которыми вина учитывается при привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, а отсутствие вины относится к обстоятельствам, исключающим привлечение его к ответственности.
В спорных правоотношениях управление имущественных отношений к налоговой ответственности не привлекалось.
Пеня не является мерой ответственности, а относится к одному из способов уплаты налога и, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П, представляет собой компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога, в связи с чем суд правомерно взыскал с учреждения пени за несвоевременную уплату налога.
Исходя из доводов жалобы, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы учреждения.
Поскольку управлению имущественных отношений при принятии кассационной жалобы к производству была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины, а жалоба оставлена без удовлетворения, то с последнего в доход федерального бюджета подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 01.08.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2014 по делу N А73-8381/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1 000 руб.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
О.Н.ТРОФИМОВА
Судьи
В.М.ГОЛИКОВ
И.С.ПАНЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 12.02.2015 N Ф03-150/2015 ПО ДЕЛУ N А73-8381/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2015 г. N Ф03-150/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Трофимовой О.Н.
Судей: Голикова В.М., Панченко И.С.
при участии:
- от заявителя: Межрайонной ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю - Паслен В.О., представитель по доверенности от 30.12.2014 N 04-21/015596;
- от ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ - Митрофанова Е.С., представитель по доверенности от 19.12.2014 N 88;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 01.08.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2014
по делу N А73-8381/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Барилко М.А., в апелляционном суде судьи: Швец Е.А., Балинская И.И., Сапрыкина Е.И.
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю
к федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 1 752 898,39 руб.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700204909, место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Лейтенанта Шмидта, 40, далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Ханкайская, 27, далее - ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, учреждение, управление имущественных отношений) недоимки по земельному налогу за 2013 год в сумме 1 739 987 руб. и пени в сумме 13 011,39 руб., а всего в сумме 1 752 898,39 руб.
Решением суда от 01.08.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2014, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, поддержанной его представителем в судебном заседании, которое просит их отменить со ссылкой на то, что учреждение непосредственно подчинено Департаменту имущественных отношений Минобороны России, который не обеспечил финансирование учреждения на уплату земельного налога. Следовательно, отсутствует вина управления имущественных отношений в неисполнении обязательств по уплате указанного налога, поэтому пени начисляться не должны.
Жалоба не содержит доводов относительно правомерности либо неправомерности взыскания земельного налога.
Инспекция в отзыве на жалобу и ее представитель в судебном заседании изложенные в жалобе доводы отклоняют в полном объеме и просят принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, учреждение как плательщик земельного налога 05.02.2014 представило в инспекцию налоговую декларацию по данному налогу за 2013 год, а затем 19.03.2014 и 16.04.2014 уточненные налоговые декларации, в соответствии с которыми начисленный к уплате налог составил 1 750 858 руб.
Поскольку в установленный срок налог уплачен не был, налоговым органом начислены к уплате пени в сумме 1 919,80 руб. за период с 20.07.2013 по 05.08.2013 и в сумме 11 091,59 руб. за период с 02.04.2014 по 24.04.2014, а требованиями N 961 по состоянию на 25.03.2014 и N 1763 по состоянию на 24.04.2014 предложено в срок, соответственно, до 14.04.2014 и 19.05.2014 уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 1 739 887 руб. и пени - 13 011,39 руб.
В связи с тем, что учреждением в добровольном порядке в срок, установленный вышеуказанными требованиями, налог и пени не были уплачены, налоговый орган обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно взыскал с управления имущественных отношений недоимку по земельному налогу за 2013 год и пени за его несвоевременную уплату. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
При этом суды, руководствуясь положениями статей 23, 45, 75, 387 - 388, 393, 397 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Положением о местных налогах на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденным Решением Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 N 571 (в редакции от 18.10.2011), пришли к выводу о том, что ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России является плательщиком земельного налога, обязанность по уплате которого за 2013 год в срок до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также в срок, установленный вышеуказанными требованиями, не исполнена, поэтому правомерно удовлетворили заявление инспекции о его взыскании в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе пеней.
Согласно пункту 1 статьи 75 настоящего Кодекса, пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75).
Пункт 3 настоящей статьи устанавливает, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Из изложенных норм права следует, что пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При этом основанием для прекращения начисления пеней является уплата налога.
Довод заявителя жалобы об отсутствии его вины в несвоевременной уплате земельного налога за 2013 год как основании для неначисления пени во внимание судом кассационной инстанции не принимается, как не имеющий правового значения и противоречащий нормам налогового законодательства, а именно: статьям 106, 109 НК РФ, в соответствии с которыми вина учитывается при привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, а отсутствие вины относится к обстоятельствам, исключающим привлечение его к ответственности.
В спорных правоотношениях управление имущественных отношений к налоговой ответственности не привлекалось.
Пеня не является мерой ответственности, а относится к одному из способов уплаты налога и, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П, представляет собой компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога, в связи с чем суд правомерно взыскал с учреждения пени за несвоевременную уплату налога.
Исходя из доводов жалобы, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы учреждения.
Поскольку управлению имущественных отношений при принятии кассационной жалобы к производству была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины, а жалоба оставлена без удовлетворения, то с последнего в доход федерального бюджета подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 01.08.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2014 по делу N А73-8381/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1 000 руб.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
О.Н.ТРОФИМОВА
Судьи
В.М.ГОЛИКОВ
И.С.ПАНЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)