Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 18.02.2015 N Ф06-14878/2013, Ф06-20202/2013 ПО ДЕЛУ N А12-8275/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2015 г. N Ф06-14878/2013

Дело N А12-8275/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мамяшевой Д.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
заявителя - Архипенко А.Н. по доверенности от 07.03.2014,
ответчика - Крепчука К.А. по доверенности от 13.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.08.2014 (судья Репникова В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2014 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-8275/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжское полесье - 2000", г. Волгоград (ИНН 3446012418, ОГРН 1023404238406) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области, г. Волгоград, о признании недействительным ненормативного акта,

установил:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Волжское полесье - 2000" (далее - заявитель, ООО "Волжское полесье - 2000", Общество, налогоплательщик) с заявлением, в котором просило суд признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 10 по Волгоградской области, налоговый орган, Инспекция) от 25.12.2013 N 4429 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.08.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2014 заявление ООО "Волжское полесье - 2000" удовлетворено.
Суд признал недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ) решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области от 25.12.2013 N 4429 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Волжское полесье - 2000".
Межрайонная ИФНС России N 10 по Волгоградской области не согласилась с вышеуказанными судебными актами и обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по основаниям, указанным в жалобе.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Самарской области.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационных жалоб и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Волжское полесье-2000" представило в Межрайонную ИФНС России N 10 по Волгоградской области налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год, в которой исчислило сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в размере 603 309 рублей исходя из кадастровой стоимости в размере 137 907 072 руб.
Налоговым органом проведена камеральная проверка налоговой декларации, в результате которой установлено, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ООО "Волжское полесье-2000", составила 505 909 237 руб., соответственно, сумма земельного налога составила 2 213 226 руб.
Результаты камеральной проверки отражены налоговым органом в акте от 27.09.2013 N 30529/1324дсп.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки, возражений налогоплательщика и иных материалов налоговой проверки, Инспекцией вынесено решение от 25.12.2013 N 4429, которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 321 987,40 руб.
Кроме того, указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 1 609 917 руб. и пени в сумме 109 520,10 руб.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 20.02.2014 N 66 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции, ООО "Волжское полесье-2000" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды предыдущих инстанций удовлетворили заявленные требования, при этом правомерно исходил из следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 66 ЗК РФ, статьи 391 НК РФ, статей 1, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), абзаца 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О, а также принимая во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 28.06.2011 N 913/1 пришел к правомерному выводу о том, что поскольку решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.07.2014 по делу N А12-10256/2014, которым установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка равная его рыночной стоимости, вынесено в 2014 году, данная кадастровая стоимость будет подлежать применению только с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, регулирующие порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
В силу пункта 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установлено, что сведения о кадастровой стоимости для целей налогообложения в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения предоставляются плательщикам земельного налога территориальными органами Федерального агентства кадастра недвижимости бесплатно на основании письменного заявления в порядке, установленном статьей 14 Закона N 221-ФЗ. Кроме того, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Судами предыдущих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе проверки налоговым органом использована кадастровая справка ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области (далее - Кадастровая палата) о кадастровой стоимости земельного участка от 09.10.2013, согласно которой кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составила 505 909 236,8 руб.
Однако представляя в Межрайонную ИФНС России N 10 по Волгоградской области налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год с суммой земельного налога, подлежащей уплате в бюджет, в размере 603 309 руб., Общество исходило из кадастровой стоимости в размере 137 907 072 руб.
Данная кадастровая стоимость была доведена до Общества путем выдачи по его запросам Кадастровой палатой кадастровых паспортов земельного участка с кадастровым номером 34:34:060031:296, согласно которым на 28.09.2011 и 15.08.2012 кадастровая стоимость земельного участка составила 137 907 072 руб.
В ходе налоговой проверки Кадастровой палатой письмом от 11.11.2013 Обществу было разъяснено, что кадастровая стоимость земельного участка в размере 505 909 236,8 руб. была установлена в связи с выявлением технической ошибки в части расчета кадастровой стоимости на основании Протокола выявления технической ошибки N 1940 от 02.11.2011.
Как верно указано судами со ссылкой на положения статьи 28 Закона N 221-ФЗ техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета, в случае обнаружения данным органом такой ошибки, в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения. Решение об исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости может быть обжаловано в судебном порядке
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства вынесения Кадастровой палатой решения об исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости в отношении спорного земельного участка и доведения соответствующих сведений до общества.
Напротив, в августе 2012 года Обществу так же был выдан кадастровый паспорт, согласно которому стоимость земельного участка составляет 137 907 072 руб.
Сведения об изменении вида разрешенного использования в рассматриваемый период также не подтверждены документально.
Так, в выписке из государственного кадастра недвижимости по состоянию на 15.08.2012 указан тот же вид разрешенного использования, что и в постановлении администрации Волгограда от 20.03.2012 N 703.
Налоговый орган в своем решении не исследовал и не определил соответствующую налогооблагаемую базу с учетом обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание отсутствие надлежащих доказательств исправления технической ошибки в установленном законом порядке, отсутствие у налогоплательщика информации об иной кадастровой стоимости земельного участка, чем содержащейся в кадастровом паспорте, суды предыдущих инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В кассационной жалобе налогового органа не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы сторон не опровергают сделанных судом предыдущих инстанции выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.
С учетом вышеизложенного, при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела, принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.08.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2014 по делу N А12-8275/2014 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
О.В.ЛОГИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)