Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 08.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-11825

Требование: О признании недействительным договора участия в маркетинговой акции, признании незаконными отдельных пунктов Правил проведения маркетинговых акций.

Разделы:
Акцизы
Обстоятельства: Истец считает спорный договор недействительным ввиду совершения его под влиянием обмана, введения в заблуждение со стороны ответчика и нарушения требований закона.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 апреля 2015 г. по делу N 33-11825


Судья Наделяева Е.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего судьи Грибова Д.В.,
судей Иваненко Ю.С., Лукашенко Н.И.,
при секретаре Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И.
дело по апелляционному представлению прокурора САО г. Москвы на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 15 декабря 2014 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Северного административного округа г. Москвы, действующего в интересах М. к ООО "Русбьюти" о признании недействительным договора участия в маркетинговой акции, признании незаконными отдельных пунктов Правил проведения маркетинговых акций,

установила:

Прокурор САО г. Москвы, действующий в интересах М. обратился в суд с иском к ответчику ООО "Русбьюти" о признании недействительным договора участия в маркетинговой акции, признании незаконными отдельных пунктов Правил проведения маркетинговых акций, в обоснование указав, что прокуратурой САО г. Москвы проведена проверка по обращению М. по вопросу неправомерных действий ООО "Русбьюти". Проверкой установлено, что ООО "Русбьюти" осуществляет дистанционную розничную торговлю (торговлю по каталогам) товарами народного потребления. Так, в соответствии с п. 3.2 Устава, к основным направлениям его деятельности относятся: розничная торговля по заказам, оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарам, оптовая и розничная торговля пищевыми продуктами и другое. В целях поддержания интереса к товарам и способствованию реализации товаров, ООО "Русбьюти" распространяет рекламу в СМИ, а также проводит маркетинговые акции. Установлено, что за все время сотрудничества с ООО "Русбьюти" М. принял участие в 3 акциях, сделав заказы общей суммой * руб. С августа 2013 г. М. принял участие в одной маркетинговой акции, проводившейся 01.07.2013 г. по 20.01.2014 г., сумма главного приза составила * руб. Главным победителем в акции стал Д., совершивший заказ на сумму * руб. В рамках указанной акции М. совершил 4 заказа: заказ от 23.08.2013 г. на сумму * руб., заказ от 12.09.2013 г. на сумму * руб., заказ от 03.10.2013 г. на сумму * руб., заказ от 17.11.2013 г. на сумму * руб. Таким образом, участвуя в данной маркетинговой акции, М. осуществил заказы из товарного каталога общей суммой * руб. В соответствии с условиями проведения маркетинговых акций, проводимых ответчиком, клиенты, позвонившие по телефону с указанием ответа (призовое число) по рекламному объявлению в прессе, выражают свое согласие на участие в акции и получение товарного каталога и набора документов информационного характера. Получив персональные данные клиента, ООО "Русбьюти" направляет в его адрес товарные каталоги, одновременно с которыми прикладывает рассылку информационного характера о проводимой акции, бланк квитанции об оплате, бланк заказа и пустой конверт для отправки квитанции. Далее клиент по собственному усмотрению принимает решение о заказе товара из каталога. Проверкой установлено, что рассылка, содержащая информацию об акции, представляет собой персональное обращение к адресату по ФИО, информирующее его о том, что он является "Главным победителем" в конкретной маркетинговой акции. Бланки заказов и другие листовки, находящиеся в почтовой рассылке, содержат информационный материал, привлекательный для клиента, напечатанный крупным штифтом. Материал, определяющий условия проведения акции, содержание которого влияет на возможность принятия решения клиентом, напечатан таким образом, что прочесть его невозможно (он размещен на внутренней стороне конверта мелким штифтом, где не принято размещать информацию, которую надлежит донести до адресата). Так, в информационной рассылке клуба "Книжный салон" помимо бланка квитанции об оплате, конверта для отправки заказа и товарного каталога содержатся: образец персонального приглашения, бланк для получения специальной премии, образец сертификата главного победителя, образец финансового подтверждения получения главного приза, запрос выплаты гран-при (бланк заказа). Сведения о том, что перечисленные документы не влекут никаких юридических последствий, а всего лишь представляют собой образцы документов, которые может получить участник акции, признанный ООО "Русбьюти" "Главным победителем", размещены в форме, существенно затрудняющей возможность клиента с ними ознакомиться. М. введенный в заблуждение содержанием информационного материала, приложенного к каталогу, пришел к выводу, что именно он является главным победителем в акции. В связи с этим он сделал заказы товаров, поскольку это условие является необходимым для подтверждения согласия клиента на получение главного приза. Таким образом, действия совершенные М. и ответчиком, являются сделками по участию в маркетинговых акциях, поскольку для обеих сторон они направлены на возникновение соответствующих прав и обязанностей. Намеренное изложение существенных условий акции в нечитаемой форме с одновременным размещением привлекательной для клиента информации крупным шрифтом, а также использование таких маркетинговых ходов, как присвоение сотруднику общества псевдонимов, от которых происходит обращение к клиенту, без уведомления об этом клиента, является обманом со стороны ООО "Русбьюти", целью которого является вовлечение клиента в участие в маркетинговой акции. Таким образом, на основании ст. ст. 178, 179 ГК РФ договор участия в маркетинговой акции, заключенный между М. и ООО "Русбьюти" должен быть признан недействительным. Проведенной проверкой также установлено, что отдельные положения Правил проведения маркетинговых акций от 01.01.2014 г. нарушают требования гражданского законодательства о свободе договора и подлежат отмене. Так, в соответствии с п. 1.5 Правил компания вправе в одностороннем порядке без предварительного уведомления ее участников вносить любые изменения и/или дополнения в условия маркетинговой акции, в том числе касающиеся сроков проведения, увеличения числа и размера призов, а также условия участия в маркетинговых акциях, получения призов и опубликования результатов маркетинговых акций. В соответствии с п. 3.5 проводимые компанией акции ни к чему не обязывают клиентов. Определение победителей производится независимо от их желания и воли и для каждого клиента является бесплатным. В силу п. 3.7 право выбора между предоставлением вещевого или денежного эквивалента приза его обладателю остается за компанией. Таким образом, возможность одностороннего изменения условий маркетинговых акций является нарушением ст. 310 ГК РФ. Прокурор САО г. Москвы просил признать договор участия в маркетинговой акции между ООО "Русбьюти" и М. недействительным ввиду совершения его под влиянием обмана, введения в заблуждение со стороны ответчика и нарушения требований закона. Применить последствия недействительности сделки, в части обязания ООО "Русбьюти" возвратить М. денежные средства, уплаченные им в рамках участия в проведенных маркетинговых акциях, общей суммой * руб. Признать незаконными положения пунктов 1.5, 3.5, 3.7 Правил проведения маркетинговых акций, утвержденных 01.01.2014 г.
Истец М. - в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Помощник прокурора САО г. Москвы Сергеева Т.И. - в судебное заседание явилась, на удовлетворении иска настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО "Русбьюти" Б. - в судебное заседание явилась, против удовлетворения иска возражала, по изложенным в возражениях на иск основаниям, просила в удовлетворении иска отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного, в своем апелляционном представлении просит прокурор САО, действующий в интересах М.
Истец М. суд апелляционной инстанции не явился, извещен. Судебная коллегия на основании ст. 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения прокурора Подвысоцкой Т.И., возражения представителей ответчика ООО "Русбьюти", обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства - ст. ст. 1063, 1055 ГК РФ.
Судом установлено, что ООО "Русбьюти", занимаясь, в соответствии с положениями Устава продвижением и организацией продажи товаров распространяет рекламу, в том числе в СМИ, одновременно проводит стимулирующие мероприятия. В связи с выходом новых каталогов и с целью лучшего продвижения товаров ответчик проводил маркетинговую акцию с главным денежным призом * руб. Участвовать в указанной акции предложили истцу, в связи с чем, ему были направлены соответствующие предложения. В рамках этой акции, клиентам, приглашенным к участию, направлялись различные каталоги новых товаров и наборы документов рекламно-информационного характера. Получатели указанных документов объявляются победителями, при условии предварительного оплаченного заказа хотя бы одного товара из приложенного каталога, данные участники имели право на получение ценного приза вместе с заказом и возможность претендовать на получение главного приза в * руб. соответственно. Обладатель главного приза по условиям акции избирается специальной уполномоченной комиссией, согласно действующему положению "О порядке определения призеров и вручения призов", с учетом суммы заказа и даты поступления заказа.
Между тем выбор победителя не является случайным и производится по установленным критериям. Обладатель главного приза по условиям акции избирается специальной уполномоченной комиссией, согласно действующему положению "О порядке определения призеров и вручения призов", с учетом суммы заказа и даты поступления заказа.
Как усматривается из материалов дела, ответчик направлял истцу информацию о проводимой акции и сведения о призе, в связи с тем, что он является клиентом ответчика, и ему было предложено принять участие в маркетинговой акции, в которой главный приз был установлен * рублей соответственно. М. участвовал в акции, совершал заказы.
Указание ответчиком в письмах, что истец является победителем, соответствует определенным для акции условиям и не свидетельствует о том, что в отношении истца было принято решение о награждении главным призом в сумме * рублей. Во всех письмах, адресованных ответчиком к истцу, имеется отсылка к Условиям акции, изложенным на обороте конверта. Согласно Условиям акции, победителями объявляются все клиенты, приглашенные к участию в акции, получившие документы, в связи с чем суд приходит к выводу, что по отношению к истцу ответчиком не были нарушены условия маркетинговой акции.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцу предлагалось приобрести товар, что давало возможность участвовать в акции и получать на определенных условиях денежный приз, то есть истцу предлагалось заключить договор купли-продажи, оплатить конкретный товар. Действия ответчика по вручению призов являются рекламной деятельностью по продвижению товаров и стимулированию потребительского спроса.
Доводы апелляционного представления о заключении между сторонами договора участия в маркетинговой акции, в рамках которого каждая сторона имеет обязанности, в частности ответчик должен вручить приз, равно как и доводы о намеренном обмане истца, - являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, суд дал им мотивированную оценку, с которой судебная коллегия согласна.
Оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что суд находит действия ответчика законными, он осведомлял истца о проведении акции, ее сроках, условиях определения победителя.
Кроме того, суд правильно отказал в признании незаконными положений пунктов 1.5, 3.5, 3.7 Правил проведения маркетинговых акций, утвержденных 01.01.2014 г., поскольку не указано каким конкретно положениям действующего законодательства противоречат условия проведения маркетинговой акции. Также судом верно не установлено, что ответчик принял на себя обязательство не изменять условия маркетинговой акции.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционного представления судебная коллегия полагает необоснованными, они не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
Иных доказательств, подтверждающих доводы истца, им не представлено.
Доводы апелляционного представления направлены на иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Ссылок на иные обстоятельства, которые указывают на незаконность вынесенного судебного постановления либо опровергают их выводы, в апелляционном представлении не содержится. Доводы истца направлены на ошибочное толкование закона, а также иную оценку доказательств исследованных судом по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 15 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)