Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 13.08.2015 N Ф06-26706/2015 ПО ДЕЛУ N А65-30801/2014

Требование: О признании незаконным решения налогового органа.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, начислил штраф и пени, указав, что налогоплательщиком при расчете земельного налога применена ненадлежащая кадастровая стоимость земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2015 г. N Ф06-26706/2015

Дело N А65-30801/2014

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Набиуллина Ф.М., доверенность от 12.12.2014,
ответчика - Ивановой Т.Д., доверенность от 04.08.2015 N 2.2-0-26/08506,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2015 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А65-30801/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Набиуллина Фарида Масабиховича (ИНН <...>, ОГРНИП <...>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан о признании незаконным решения,

установил:

индивидуальный предприниматель Набиуллин Фарид Масабихович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Набиуллин Ф.М.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 17 по Республике Татарстан) от 10.10.2014 N 2.7-0-34/833 в части доначисления земельного налога за 2013 год, а также начисления соответствующих сумм пени и штрафа.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015, заявленные требования предпринимателя удовлетворены частично.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения N 2.7-0-34/833 от 10.10.2014 признано недействительным в части начисления земельного налога за 2013 г. в сумме 37 705 руб., а также соответствующие пени и налоговые санкции, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан признано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Индивидуального предпринимателя Набиуллина Фарида Масабиховича.
В остальной части заявленных требований отказано.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:51:011801:0058, общей площадью 2 174 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Лениногорск, ул. Чайковского, зд. 19 А (свидетельство о государственной регистрации от 14.05.2012).
07.05.2014 заявителем в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год с суммой к уплате в размере 22 440 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:51:011801:0058, в размере рыночной, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.01.2013 по делу N А65-27547/2013.
В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно. В результате проверки налоговый орган пришел к выводу, что в 2013 году земельный налог следовало исчислить предпринимателю исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, а не исходя из решения суда, вступившего в законную силу в 2013 году. Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 21.08.2014 N 2.7-0-34/805.
Рассмотрев акт проверки и представленные предпринимателем возражения, налоговым органом принято решение от 10.10.2014 N 2.7-0-34/833 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности, которым предпринимателю доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 45 246 руб. и штраф в сумме 6 529,20 руб.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, заявитель обратился с жалобой в Управление ФНС России по Республики Татарстан. Решением Управления ФНС России по Республики Татарстан от 21.11.2014 N 2.14-0-19/02186зГ@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, а решение инспекции оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением налогового органа, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции частично удовлетворили заявленные налогоплательщиком требования.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости".
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В данном случае судами установлено, что согласно государственной оценки земельных участков, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:51:011801:0058, принадлежащего ИП Набиуллину Ф.М., на 01.01.2013 составляла 7 239 093,90 руб.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:51:011801:0058, общей площадью 2 174 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Лениногорск, ул. Чайковского, зд. 19А в размере рыночной (2 400 000 руб.) и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка (7 239 093,90 руб.), принадлежащего предпринимателю, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан, не подлежит применению при исчислении предпринимателем земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2013 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 06.03.2013, так как с данной даты внесены изменения в кадастр.
Как верно указано судами первой и апелляционной инстанций, с учетом перерасчета земельного налога по вышеуказанному участку, земельный налог к уплате за 2013 год должен составить 29 981 руб., а не 67 686 руб., как указывает налоговый орган.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что доначислению подлежит земельный налог в сумме 7 541 руб., а не в сумме 45 246 руб., как указано в оспариваемом решении налогового органа.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 по делу N А65-30801/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)