Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.12.2013 ПО ДЕЛУ N А03-8903/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2013 г. по делу N А03-8903/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Марченко
судей И.И. Бородулиной, М.Х. Музыкантовой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.Н. Ермаковой с использованием средств аудиозаписи,
при участии:
от заявителя: А.В. Новоженина, доверенность от 17.10.2013 года,
от заинтересованного лица: А.Ю. Авериной, доверенность от 10.01.2013 года, Н.А. Феско, доверенность от 25.11.2013 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула, закрытого акционерного общества "Алтайхимпроминвест" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 12.09.2013 года по делу N А03-8903/2013 (судья Р.В. Тэрри)
по заявлению закрытого акционерного общества "Алтайхимпроминвест" (ИНН 2224052104, ОГРН 1022200911985, 656037, Алтайский край, г. Барнаул, улица Бриллиантовая, 24)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула (656002, Алтайский край, г. Барнаул, улица Профинтерна, 48 А)
о признании недействительным решения N РА-16-02 от 26.03.2013 года,

установил:

Закрытое акционерное общество "Алтайхимпроминвест" (далее - ООО "Алтайхимпроминвест, Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула (далее - Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании решения N РА-16-02 от 26.03.2013 года недействительным.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 12.09.2013 года заявленные требования удовлетворены частично: решение Инспекции N РА-16-02 от 26.03.2013 года признано недействительным в части доначисления земельного налога за 2010 г., 2011 г. в сумме 1 140 352 руб. 78 коп., пени 224 063 руб. 91 коп., штрафа 92 684 руб. 79 коп.; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, налоговый орган в апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение в части удовлетворенных требований отменить, принять по делу в указанной части новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ЗАО "Алтайхимпроминвест" отказать.
В обоснование жалобы указано, что судом не применены положения пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, согласно которому в случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, сохраняются, если иное не установлено Федеральным законом. По мнению апеллянта, установленная судебным актом от 20.06.2013 года по делу N А03-4133/2013 кадастровая стоимость земельного участка, равная рыночной стоимости, не должна распространяться на более ранний период по делу N А03-8903/2013.
ЗАО "Алтайхимпроминвест" в апелляционной жалобе просило решение суда первой инстанции отменить в части уплаты земельного налога за 2010 год, налоговых санкций за 2009 - 2011 годы. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд по собственной инициативе привлек Общество к налоговой ответственности за 2009 год; подменил налоговый орган по исчислению налогоплательщику сумм земельного налога и пени за спорный период. Более подробно доводы изложены в жалобе.
Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу ООО "Алтайхимпроминвест" возражает против доводов жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным в части отказа в признании недействительным решения N 487 от 29.12.2012 года.
В заседании суда апелляционной инстанции представители налогового органа возражали против удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Алтайхимпроминвест" по доводам, изложенным в отзыве; поддержали собственную апелляционную жалобу, пояснив, что при определении налоговой базы по земельному налогу за 2010 год подлежит применению кадастровая стоимость в размере 7011473 руб., утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от 13.04.2004 года N 162.
Представитель Общества поддержал собственную апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2009 года по 31.12.2011 года.
По результатам проверки составлен акт N АП-16-03 от 25.02.2013 года, на основании которого принято решение N РА-16-02 от 26.03.2013 г. о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Обществу предложено уплатить земельный налог за 2009 год - 2011 год в сумме 1 301 073 руб. 83 коп., пени 262 041 руб. 66 коп., штрафа 124 849 руб.
Не согласившись с правомерностью указанного решения, ЗАО "Алтайхимпроминвест" обжаловало его в установленном порядке в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 13.05.2013 года апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения; решение N РА-16-02 от 26.03.2013 г о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения изменено в части: пункт 2 резолютивной части решения дополнен предложением об отказе в привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату земельного налога за 2009 год в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Оспаривая правомерность принятого налоговым органом решения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя частично заявленные ЗАО "Алтайхимпроминвест" требования, суд первой инстанции исходил из того, что земельный налог за 2009 год правомерно доначислен налоговым органом исходя из кадастровой стоимости земельного участка за 2009 год в размере 7 011 473 руб.; земельный налог за 2010 - 2011 годы должен быть исчислен исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, в размере 3 604 500 руб.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, апелляционный суд исходит из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном Законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
В силу статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Из оспариваемого решения следует, что налоговый орган при проведении выездной налоговой проверки исходил из имеющейся информации, представленной уполномоченным органом в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой кадастровая стоимость принадлежащего налогоплательщику спорного земельного участка составляла в 2009 году - 7 011 437,40 руб., в 2010 году - 41 616 259,38 руб., в 2011 году - 41 616 259,38 руб.
Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 года N 546, опубликованным в печатных изданиях "Алтайская правда" N 415 - 416, "Сборник законодательства Алтайского края" N 164, ч. 1 - 51, декабрь, 2009, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края. В соответствии с пунктом 3 данного постановления, оно вступило в силу с 01.01.2010 года.
Соответствующие сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
С учетом указанной правовой нормы, а также исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 года N 17-П, Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 года N 15932/10, налоговая база по земельному налогу за 2010 года должна определяться исходя из кадастровой стоимости в размере 7 011 437,40 руб.
Таким образом, доначисление налоговым органом земельного налога за 2010 год в размере 519071 руб. 79 коп. (624 243,89 руб. - 105 172,10 руб.) и соответствующих сумм пени и штрафа (исходя из кадастровой стоимости в размере 41 616 259,38 руб.) по вышеуказанным обстоятельствам, является неправомерным.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Вместе с тем, в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Таким образом, внесение новой кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. До утверждения кадастровой стоимости равной рыночной кадастровая стоимость земельного участка была установлена нормативным правовым актом Администрации Алтайского края.
С учетом указанного, а также принимая во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, апелляционный суд считает, что решение от 20.06.2013 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-4133/2013, вступившее в законную силу 22.07.2013 года, не подлежит применению к спорному налоговому периоду - 2010 году, 2011 году.
Установленная решением суда по делу N А03-4133/2013 рыночная стоимость спорного земельного участка является основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о необходимости исчисления земельного налога за 2010 - 2011 годы в отношении спорного земельного участка исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 3 604 500 руб. основан на неправильном применении норм материального права.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а решение налогового органа N РА-16-02 от 26.03.2013 года в части доначисления земельного налога за 2010 год в размере 519071 руб. 79 коп., соответствующих сумм пени и штрафа - признанию недействительным. В остальной части решение налогового органа является законным, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований ЗАО "Алтайхимпроминвест" в указанной части следует отказать.
Иные доводы апелляционной жалобы ЗАО "Алтайхимпроминвест" апелляционным судом не принимаются как основанные на неверном толковании норм материального права и противоречащие материалам дела.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по заявлению относятся на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 12.09.2013 года по делу N А03-8903/2013 отменить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула N РА-16-02 от 26.03.2013 года в части доначисления земельного налога за 2010 год в размере 519071 руб. 79 коп., соответствующих сумм пени и штрафа.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула в пользу закрытого акционерного общества "Алтайхимпроминвест" 4000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по заявлению.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Н.В.МАРЧЕНКО

Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
М.Х.МУЗЫКАНТОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)