Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.03.2014 N 18АП-1585/2014 ПО ДЕЛУ N А34-4404/2013

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 марта 2014 г. N 18АП-1585/2014

Дело N А34-4404/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Усть-Уйское" на решение Арбитражного суда Курганской области от 27 декабря 2013 года по делу N А34-4404/2013 (судья Деревенко Л.А.).
В заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Курганской области - Гребенчугова Е.Ю. (доверенность от 09.01.2014 N 1), Панова С.Н. (доверенность от 04.03.2014 N 15).
Закрытое акционерное общество "Усть-Уйское" (далее - заявитель, ЗАО "Усть-Уйское", общество, налоговый агент) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения от 25.05.2013 N 7 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение от 25.05.2013 N 7, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, МИФНС России N 7 по Курганской области) в части доначисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 3 135 376 руб. 76 коп., начисленных пеней по НДФЛ в сумме 592 094 руб. 47 коп. и штрафов в размере 209 204 руб. 97 коп.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 10.12.2013 по настоящему делу требования, заявленные ЗАО "Усть-Уйское" удовлетворены частично. Оспариваемое решение налогового органа признано незаконным в части доначисления НДФЛ за 2010 год в сумме, превышающей 859 999 руб., начисления соответствующих сумм пеней и налоговых санкций по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), а также в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за неполное перечисление налога на доходы физических лиц за 2010-2012 гг. в сумме, превышающей 83 792 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на имеющее по его мнению место быть, со стороны арбитражного суда первой инстанции, неправильное применение норм материального права при принятии решения. В частности, податель апелляционной жалобы ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции не принято во внимание то, что в материалах дела отсутствуют доказательства реального удержания НДФЛ из доходов физических лиц и формирования у общества источника перечисления НДФЛ. Сумма НДФЛ, начисленная налоговому агенту была определена инспекцией путем сопоставления данных главной книги (счета 70, 68, 50, 51, 71), справок о доходах физических лиц, сводных ведомостей по счету N 70 "Расходы по оплате труда", однако не провеялось фактическое удержание НДФЛ налоговым агентом, и не добыто доказательств использования обществом спорной суммы налога на доходы физических лиц в своих интересах. Также податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность применения налоговым органом положений пп. 7 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговых обязательств налогового агента.
В представленном письменном мнении на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Заявитель, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенный надлежащим образом, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечил.
С учетом мнения представителей налогового органа, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей закрытого акционерного общества "Усть-Уйское".
В соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений на нее, заслушав представителей налогового органа, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая ЗАО "Усть-Уйское" в части, в удовлетворении заявленных требований, исходил из правомерности в данной части, решения налогового органа
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле документов, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Курганской области проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Усть-Уйское". По результатам проверки составлен акт от 19.04.2013 N 7 и вынесено решение от 27.05.2013 N 7 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением ЗАО "Усть-Уйское" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, штрафам в общей сумме 209 204 руб. 97 коп. за неполное перечисление налога на доходы физических лиц за 2010-2012 гг., а также к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК ОФ, штрафам в сумме 100 руб. за непредставление в установленный срок документов по требованию налогового органа. Также налоговым органом налоговому агенту начислены пени, составившие в общей сумме 592 094 руб. 47 коп. по налогу на доходы физических лиц. Кроме того, решением от 27.05.2013 N 7 налоговому агенту предложено перечислить удержанный, но не перечисленный в бюджет налог на доходы физических лиц за 2010-2012 гг. в общей сумме 3 135 376 руб. 48 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области от 11.07.2013 N 107 решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения и утверждено, апелляционная жалоба ЗАО "ВУсть-Уйское" оставлена без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.
Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 настоящего Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.
Согласно п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
При проведении мероприятий налогового контроля заинтересованным лицом при этом было установлено, что по состоянию на начало проверяемого периода (01.10.2010), за ЗАО "Усть-Уйское" имелась задолженность по невыплаченной заработной плате перед работниками в общей сумме 3 258 606 руб. 49 коп., в том числе: за август 2010 года в сумме 981 504 руб. 88 коп. (НДФЛ 111 926 руб.) и за сентябрь 2010 года в сумме 2 277 101 руб. 61 коп. (НДФЛ 261 494 руб.).
За период с 01.10.2010 по 27.01.2013 ЗАО "Усть-Уйское" начислена заработная плата в сумме 42 430 901 руб. 55 коп., в том числе за период с 01.10.2010 по 31.12.2010-4 479 626 руб. 46 коп., за период с 01.01.2011 по 31.12.2011-2 0 366 432 руб. 17 коп., за период с 01.01.2012 по 31.12.2012-17 584 842 руб. 92 коп., за период с 01.01.2013 по 27.01.2013-0 руб.
По состоянию на 27.01.2013 выплачена заработная плата в сумме 44 081 121 руб. 04 коп., в том числе за период с 01.10.2010 по 31.12.2010-6 598 185 руб. 42 коп., за период с 01.01.2011 по 31.12.2011-18 873 796 руб. 59 коп., за период с 01.01.2012 по 31.12.2012-18 435 732 руб. 29 коп., за период с 01.01.2013 по 27.01.2013-173 406 руб. 74 коп.
По состоянию на 27.01.2013 за обществом числится задолженность по невыплаченной заработной плате в сумме 1 608 387 руб.
Все вышеперечисленное подтверждается документами, полученными налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля, и приобщенными в последующем к материалам дела N А34-4404/2013 Арбитражного суда Курганской области (платежные ведомости, приходные кассовые ордера, расшифровки по заработной плате, главная книга по счету 70 и счету 68).
При этом налоговым органом установлено, что ЗАО "Усть-Уйское" исчислен и удержано НДФЛ в сумме 4 803 309 руб., в том числе с 01.10.2010 по 31.12.2010-859 999 руб., с 01.01.2011 по 31.12.2011-2 214 782 руб., с 01.01.2012 по 31.12.2012-1 728 528 руб. 48 коп., с 01.01.2013 по 27.01.2013-0 руб.
За проверяемый период налоговым агентом перечислен в бюджет НДФЛ в сумме 2 400 821 руб., в том числе за 2010 год - 550 000 руб., за 2011 год -1 850 821 руб., за 2012 год - 200 000 руб. (расшифровки по заработной плате, главная книга по счету 70 и 68, платежные поручения).
Факт удержания налоговым агентом НДФЛ с фактически выплаченной заработной платы также подтверждается и сведениями о доходах физических лиц за проверяемый период.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции исследованы отклоняются в связи со следующим.
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации (далее - Инструкция), утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н предусмотрено в числе прочего, что данная Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
В соответствии с указанной Инструкцией:
- - счет 50 "Касса" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации;
- - счет 51 "Расчетные счета" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях;
- - счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации;
- - счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации. Счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки" - на сумму налога на прибыль, со счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на сумму подоходного налога и т.д.);
- - счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации. Аналитический учет по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" ведется по каждому работнику организации.
Таким образом, на основании данных вышеперечисленных счетов, налоговому органу представляется возможным, объективно установить обязательства налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, что и сделано в данном случае, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Курганской области.
Доказательств неверного отражения информации на указанных счетах бухгалтерского учета, не имеется.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на пп. 7 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на ошибочном толковании закона.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1000 рублей (чек-ордер Курганского отделения N 8599 филиал N 179 от 21.01.2014 на сумму 2000 рублей) в силу условий пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату закрытому акционерному обществу "Усть-Уйское" из федерального бюджета. Подлинный чек-ордер Курганского отделения N 8599 филиал N 179 от 21.01.2014 на сумму 2000 рублей остается в материалах дела N А34-4404/2013 Арбитражного суда Курганской области (т. 9, л.д. 89).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 27 декабря 2013 года по делу N А34-4404/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Усть-Уйское" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Усть-Уйское" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
В.В.БАКАНОВ
А.А.АРЯМОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)