Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.01.2009 N 18АП-8466/2008 ПО ДЕЛУ N А07-9220/2008

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2009 г. N 18АП-8466/2008

Дело N А07-9220/2008

Резолютивная часть постановления оглашена 22 января 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2009 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дмитриевой Н.Н., судей Кузнецова Ю.А., Степановой М.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлявеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.10.2008 по делу N А07-9220/2008 (судья Раянов М.Ф.), при участии: от заявителя - Баширова Р.А. (руководитель, паспорт),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Зирган" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Башкортостан (далее - налоговый орган, инспекция) от 24.01.2008 N 3.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы, Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.10.2008 по делу N А07-9220/2008 (судья Раянов М.Ф.) заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, инспекция обжаловала его в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых является количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной в натуральном выражении, коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр, рассчитываемый по установленной формуле, в размере менее единицы, применяется при исчислении налога при условии обеспечения налогоплательщиком прямого метода учета добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной.
При использовании понижающего коэффициента при расчете НДПИ должна учитываться не нефтесодержащая жидкость на устье скважины, а продукция, прошедшая первичную переработку и доведенная до установленного стандарта качества.
По мнению налогового органа, учет количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной, стабилизированной, прошедшей подготовку на техническом объекте, налогоплательщиком велся не прямым методом (с помощью измерительных средств и устройств), а косвенным (расчетным), так как применяемые обществом средства измерения используются для измерения добытой нефтесодержащей жидкости, а не полезного ископаемого - нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
Отзыв на апелляционную жалобу налогоплательщик и третьи лица не представили.
В судебное заседание представитель инспекции и третьих лиц не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
С учетом мнения представителя заявителя, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей подателя апелляционной жалобы и третьих лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Представитель налогоплательщика в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, пояснил, что нефть добывается станками-качалками, факт ведения налогоплательщиком раздельного учета, подтверждается документально, в том числе на последней стадии, когда нефть подается в трубопроводную систему к потребителям. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за август 2007 года, представленной налогоплательщиком в налоговый орган 01.10.2007.
По результатам проверки инспекцией был составлен акт от 25.12.2007 N 2043 (том 1, л.д. 17-18) и вынесено решение от 24.01.2008 N 3 (том 1, л.д. 19-23) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде штрафа в размере 207 912,20 рублей, начислены пени в сумме 5 847,73 рублей, предложено уплатить налог на добычу полезных ископаемых в размере 1 039 561 рублей.
Основанием для доначисления налога, начисления пени и привлечения к ответственности послужили выводы инспекции о необоснованности исчисления сумм налога на добычу полезных ископаемых с учетом коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов Тереклинского нефтяного месторождения, в связи с применением косвенного метода определения количества добытой нефти, доведение которой до требований государственного стандарта осуществляется по договору ОАО "АНК "Башнефть".
Выводы инспекции о применении обществом косвенного метода учета количества добытой нефти основаны на информации, содержащейся в письме Управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Башкортостан от 17.05.2007, в котором указано, что на концевую совмещенную сепарационную установку "Введеновка", принадлежащей ОАО "АНК "Башнефть", поступает добываемая продукция с двадцати нефтяных месторождений различной степени выработанности, причем степень выработанности более 80% только у десяти месторождений. Определение объемов добытой нефти велось путем суммирования объемов товарной нефти, прошедшей через коммерческий узел учета с объемами сырой нефти, определенных расчетным путем.
Считая решения инспекции незаконными, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительными оспариваемые решения инспекции, суд исходил из того, что выводы инспекции о применении обществом косвенного метода учета количества добытой нефти, основанные только на письме Управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Башкортостан от 17.05.2007, и сделанные без исследования и учета фактических обстоятельств добычи и осуществления учета количества добытой нефти, не могут с достоверностью свидетельствовать о применении косвенного метода учета количества добытой нефти и необоснованности исчисления обществом налога с учетом коэффициента, характеризующего степень выработанности месторождения.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд апелляционной инстанции оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не усматривает в связи со следующим.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 336 Кодекса объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 337 Кодекса к видам добытого полезного ископаемого относится нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
В силу п. 2 ст. 338 Кодекса налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Статьей 339 Кодекса установлено, что количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно, прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
В соответствии с п. 2, 4 ст. 342 Кодекса налогообложение при добыче нефти производится по налоговой ставке 419 рублей за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), который рассчитывается по установленной формуле и применяется в случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, больше или равна 0,8 и меньше или равна 1.
В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3.
В иных случаях, не указанных в абзацах втором и шестом п. 4 ст. 342 Кодекса, коэффициент Кв принимается равным 1.
Для нефти, добытой на участках недр, по каждому из которых степень выработанности превышает 0,8, в случае ее подготовки до соответствия требованиям согласно пункту 1 статьи 337 настоящего Кодекса на едином технологическом объекте, налогоплательщик вправе применить максимальное из значений коэффициента Кв для суммарного количества нефти, поступающей на данный технологический объект.
Учитывая, что объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых является количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной в натуральном выражении, коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр, рассчитываемый по установленной формуле, в размере менее единицы, применяется при исчислении налога при условии обеспечения налогоплательщиком прямого метода учета добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что согласно проекту разработки Тереклинского месторождения технологический процесс добычи нефти включает операции по извлечению минерального сырья из недр и операции по подготовке добытой продукции до требований, предъявляемых к нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной.
Оперативный учет количества добытого углеводородного сырья осуществляется по результатам замеров дебитов скважин с применением передвижной замерной емкости, по взливам с учетом отработанного скважинами времени. В процессе подготовки продукции, отделения газа и воды, нефтесодержащая жидкость измеряется с применением измерительных средств, рулеток с лотами. Количество нефтесодержащей жидкости, предназначенной для сдачи на концевую совмещенную сепарационную установку "Введеновка", определяется с применением измерительных средств и устройств в резервуарном парке общества.
Количество добытой обществом и подготовленной нефти, обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, определяется по данным коммерческого узла учета на этапе сдачи в трубопроводную систему.
Кроме того, суд учел, что прямой метод учета количества добытой нефти утвержден учетной политикой общества. Из содержания письма Управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Башкортостан от 17.05.2007 прямо не следует применение обществом косвенного метода учета количества добытой нефти.
Иных доказательств, свидетельствующих о методе учета количества добытой нефти, применяемом обществом, инспекцией не представлено.
Доводы налогового органа о применении обществом расчетного метода определения количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной, стабилизированной, прошедшей подготовку на техническом объекте, судом апелляционной инстанции не принимается как основанный на предложениях.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные заявителем и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи.
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.10.2008 по делу N А07-9220/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
В случае обжалования постановления в кассационном порядке информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Н.Н.ДМИТРИЕВА

Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
М.Г.СТЕПАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)