Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 28.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-18239/2015

Обстоятельства: Определением отказано в принятии заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, поскольку в настоящее время, как указано в частной жалобе, новые сведения в государственный кадастр уже внесены, следовательно, подача заявления до их внесения не может повлечь отмену обжалуемого определения.

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 мая 2015 г. по делу N 33-18239


Судья Казаков М.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Ермиловой В.В.
и судей Мареевой Е.Ю., Новиковой Е.А.
при секретаре Г.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ермиловой В.В. дело по частной жалобе ЗАО Московский "Автоцентр Гарант"
на определение судьи Московского городского суда от 2 марта 2015 г., которым постановлено отказать в принятии заявления Закрытого акционерного общества Московский "Автоцентр Гарант" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ххх, расположенного по адресу: ххх, установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости; вернуть Закрытому акционерному обществу Московский "Автоцентр Гарант" уплаченную государственную пошлину при подаче заявления в суд в размере ххх руб. по платежному поручению N хх от ххх года,
установила:

ЗАО Московский "Автоцентр Гарант", будучи арендатором земельного участка, общей площадью ххх кв. м с кадастровым номером ххх, расположенного по адресу: хххх, 24 февраля 2015 г. обратилось в Московский городской суд с заявлением об оспаривании результатов определения его кадастровой стоимости в размере ххх руб., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной оценки земель города Москвы", установлении кадастровой стоимости данного земельного участка, равной его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом об оценке N ххх от ххх г., подготовленным ООО "Московская экспертиза независимая" по состоянию на 1 января 2013 г. и составляющей ххх руб.
Судьей постановлено указанное выше определение, об отмене которого в частной жалобе просит ЗАО Московский "Автоцентр Гарант".
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого определения.
При вынесении определения судья исходил из того, что обращаясь за судебной защитой и заявляя требование о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, ЗАО Московский "Автоцентр Гарант" ссылается на то, что внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости нарушаются его права как арендатора земельного участка, ставка арендной платы за который определяется процентным соотношением от кадастровой стоимости. Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным; формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата; порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка; кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. В силу п. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Договором аренды земельного участка от 28 октября 1997 г., заключенным между ЗАО Московский "Автоцентр Гарант" и Московским земельным комитетом, установлено, что размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы без согласования с арендатором и без внесения изменений и/или дополнений в настоящий договор; исчисление и уплата арендной платы в ином размере (в том числе введение в действие, прекращение действия, изменение величины льгот и повышающих коэффициентов) начинается со дня, с которого с нормативным актом, предусматривается такое изменение (введение, прекращение действия), (п. 3.2). ЗАО Московский "Автоцентр Гарант" несет обязанность по арендной плате за пользование земельным участком, являющегося объектом налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ. Действующее законодательство предусматривает возможность установления кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, если таковая определена. Согласно ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
ЗАО Московский "Автоцентр Гарант" просит установить кадастровую стоимость земельного участка, арендатором которого оно является, равной его рыночной стоимости, ссылаясь на положения Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Заявленные требования относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость. Вопрос о принятии настоящего заявления к производству разрешается применительно к производству по делам, возникающим из публичных правоотношений в порядке, предусмотренном главой 23 ГПК РФ. Согласно положениям ч. 1 ст. 247, ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы, при этом в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). На основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Как следует из заявления ЗАО Московский "Автоцентр Гарант", его предметом является оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N ххх, расположенного по адресу: г. ххх, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (в размере ххх руб.); этим актом кадастровая стоимость земельного участка была установлена по состоянию на 1 января 2013 г.; ЗАО Московский "Автоцентр Гарант" просит об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом об оценке N ххх от ххх г., подготовленным ООО "Московская экспертиза независимая" также по состоянию на 1 января 2013 г. Заявление об оспаривании результатов определения данной кадастровой стоимости предъявлено в суд 24 февраля 2015 г. Вместе с тем, постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым N ххх, расположенного по адресу: ххх, по состоянию на 1 января 2014 г. (постановление в данной части вступило в силу 18 декабря 2014 г. и применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2015 г.); новые данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость; заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со ст. 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости. Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Кроме того, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета; в течение десяти рабочих дней с момента получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Согласно данной норме, сведения об измененной кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости; перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется. Поскольку ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривает два способа оспаривания кадастровой стоимости - в суд и в административный орган, то положения ст. 24.20 данного закона об обязанности органа кадастрового учета вносить изменения в государственный кадастр недвижимости также должны распространяться на случаи изменения кадастровой стоимости как судом, так и административным органом. Таким образом, новая кадастровая стоимость, в том числе при установлении ее судом, может применяться лишь с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости на основании вступившего в законную силу судебного акта, однако, в случае, если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, то установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр.
Оспариваемая ЗАО Московский "Автоцентр Гарант" кадастровая стоимость земельного участка в настоящее время пересмотрена применительно к следующему налоговому периоду постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", которым утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель в г. Москве по состоянию на 1 января 2014 г., в отношении спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости внесены новые сведения о его кадастровой стоимости, а заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано после даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки земельного участка.
































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)