Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.09.2014 ПО ДЕЛУ N А65-28351/2013

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2014 г. по делу N А65-28351/2013


Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии представителей:
ответчика - Заляловой А.Р., доверенность от 26.02.2014,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.02.2014 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Кувшинов В.Е., Попова Е.Г.)
по делу N А65-28351/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Карчевского Кирилла Яковлевича (ИНН <...>, ОГРН <...>), г. Казань, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, об оспаривании решения,

установил:

индивидуальный предприниматель Карчевский Кирилл Яковлевич (далее - заявитель, ИП Карчевский К.Я., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - налоговый орган, инспекция) от 19.09.2013 N 21952 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога, превышающего 35 324 руб., соответствующих ему сумм пени и штрафа в размере 11 061 руб. 20 коп. (с учетом принятого судом уточнения предмета заявленного требования).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части начисления земельного налога, превышающего 35 324 руб., соответствующих ему сумм пени и в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере, превышающем 3765 руб. 20 коп., а также обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Карчевского К.Я.; в удовлетворении остальной части заявления было отказано.
Инспекция, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанное судебное решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя инспекции, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:200403:26 площадью 1060 кв. м, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Тэцевская, д. 201, лит. Д.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации предпринимателя Карчевского К.Я. по земельному налогу за 2011 год налоговый орган принял решение от 19.09.2013 N 21952 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения., которым начислил земельный налог в сумме 55 306 руб., соответствующие пени (по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)) и штраф (по пункту 1 статьи 122 НК РФ).
При начислении земельного налога за 2011 год налоговым органом была применена кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 18.11.2013 N 2.14-0-19/02629зг@ жалоба предпринимателя Карчевского К.Я. на указанное решение оставлена без удовлетворения.
Посчитав, что решение инспекции вынесено при неполном исследовании всех обстоятельств и основано на неправильном применении норм налогового законодательства, в частности неправильно рассчитан земельный налог за спорный период, не учтены обстоятельства исключающие вину налогоплательщика, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Суды, удовлетворяя заявленные требования в части, правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Согласно статье 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а так же иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 03.02.2010 N 165-О) данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
Поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478, и ставки земельного налога, установленной на 2011 год, сумма земельного налога, подлежащего уплате предпринимателем Карчевским К.Я. за указанный период, установлена судами и составила 35 324 руб.
При этом судами правомерно отклонена ссылка предпринимателя Карчевского К.Я. на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.01.2013 по делу N А65-25168/2012, которым установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере рыночной, поскольку такая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 по делу N А65-28351/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
О.В.ЛОГИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)