Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.12.2013 N 11АП-19267/2013 ПО ДЕЛУ N А55-11644/2013

Разделы:
Земельный налог; Купля-продажа земли; Сделки с землей; Предоставление земли

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2013 г. по делу N А55-11644/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аванесовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 ноября 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 сентября 2013 года, принятое по делу N А55-11644/2013 судьей Разумовым Ю.М.,
по иску закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети" (ОГРН 1026301152558), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824), г. Самара,
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
с участием в судебном заседании:
от истца - представитель Адамова Ю.А. по доверенности от 09.01.2013,
от ответчика - представитель Екатеринин И.И. по доверенности от 01.04.2013,

установил:

закрытое акционерное общество "Самарские городские электрические сети" (далее по тексту - истец, ЗАО "СГЭС") обратилось в Арбитражный суд Самарской области иском к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее по тексту- ответчик, Министерство) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли- продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с кадастровым номером 63:01:0112006:559, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, 5 переулок, около дома N 2, площадью 55 кв. м, по пунктам 2.1, 2.4, касающихся определения выкупной цены земельного участка, а именно: установить цену земельного участка в размере 12-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.09.2013 г. исковые требования удовлетворены. Приняты пункты 2.1 и 2.4 договора купли-продажи земельного участка от 2013 года, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, 5 переулок, около дома N 2, площадью 55 кв. м, под трансформаторную подстанцию- 2303, с кадастровым номером 63:01:0112006:559, в редакции истца, а именно: "2.1. Цена участка составляет 24 871 (Двадцать четыре тысячи восемьсот семьдесят один) рубль 87 копеек без налога НДС"; "2.4. Оплата производится в рублях. Оплата стоимости земельного участка производится в безналичной форме - путем перевода установленной п. 2.1 суммы в размере 24 871 (Двадцать четыре тысячи восемьсот семьдесят один) рубль 87 копеек на счет УФК по Самарской области (Министерство имущественных отношений Самарской области) ИНН 6315800964, КПП 631601001, р/с 40101810200000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области, БИК 043601001, КБК 705 1 14 06012 04 000 430, ОКАТО 36401000000".
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, ответчик ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель считает, что выкупную цену земельного участка следует определять в соответствии с нормами действующего законодательства в размере кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании 28.11.2013 представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в жалобе, и просил ее удовлетворить.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по изложенным в отзыве основаниям.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 29.01.2010 г. ЗАО "Самарские городские электрические сети" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 285/21 о предоставлении в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, 5 переулок, около дома N 2, площадью 55 кв. м, под трансформаторную подстанцию - 2303 (ТП-2303).
Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 07.06.2011 N 643 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Заявлением от 31.10.2012 г. N 6568/1 ЗАО "СГЭС" приобщило к заявлению о предоставлении земельного участка кадастровый паспорт земельного участка.
25.02.2013 г. Министерством подготовлен Приказ N 344 о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, Пятый переулок, около дома N 3.
На основании указанного Приказа Министерство подготовило договор купли-продажи земельного участка, установив в п. 2.1., 2, 4. договора купли-продажи, выкупной цены участка в размере 138 177,05 рублей, исходя из его кадастровой стоимости.
Однако ЗАО "СГЭС" подписало данный договор с протоколом разногласий по п. 2.1., 2.4. относительно цены земельного участка.
Согласно протоколу разногласий к договору купли-продажи земельного участка, ЗАО "СГЭС" предлагает принять п. 2.1. и 2.4. договора в следующей редакции: п. 2.1. "Цена Участка составляет 24 871 (двадцать четыре тысячи восемьсот семьдесят один) рубль 87 копеек без НДС", п. 2.4. "Оплата производится в рублях. Оплата стоимости земельного участка производится в безналичной форме - путем перевода установленной п. 2.1. суммы в размере 24871 (двадцать четыре тысячи восемьсот семьдесят один) рубль 87 копеек на счет УФК по Самарской области (Министерство имущественных отношений Самарской области) ИНН 6315800964 КПП 631601001, р/с 40101810200000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области, БИК 043601001, КБК 705 1 14 06012 04 000 430, ОКАТО 36401000000".
Подписанный договор купли-продажи земельного участка с протоколом разногласий, каждый в 3-х экземплярах, ЗАО "СГЭС" направило в Министерство письмом от 18.03.2013 г. N 1257.
ЗАО "СГЭС" считает, что Министерство использовало незаконный порядок определения цены выкупа земельного участка, что и явилось поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку обстоятельствам дела, правомерно исходил из следующего.
В обоснование определения льготной цены выкупа земельного участка истец ссылается на то, что как на момент первоначальной подачи заявления (16.12.2009, N 5936/5), так и в последующем (в дополнении к заявлению от 29.01.2010), ЗАО "СГЭС" представило все требуемые документы в соответствии с Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г. (в редакции от 04.03.2009).
Поскольку в государственном кадастре недвижимости на момент подачи заявления отсутствовали сведения об испрашиваемом земельном участке, ЗАО "СГЭС" в соответствии с п. 6 Приложения N 2 Порядка представило схему земельного участка. Между тем, представленные истцом документы Министерством заявителю возвращены не были. Каких-либо запросов относительно предоставления дополнительных документов от Министерства также не поступало.
Кроме этого, судом установлено, что заявление ЗАО "СГЭС" от 16.12.2009 г. рассматривалось Министерством с нарушениями сроков, установленных Порядком предоставления земельных участков. Также истец указывает, что по аналогичным заявлениям ЗАО "СГЭС" о предоставлении земельного участка с такими же прилагаемыми документами к заявлению (приложен не кадастровый паспорт, а план границ земельного участка, что не является нарушением в соответствии с Порядком N 74 от 21.06.2006 г.), между Министерством и ЗАО "СГЭС" заключены договоры купли-продажи, цена участка которых рассчитывается по цене, действовавшей в момент подачи заявления, т.е. по льготной цене.
Ответчик в апелляционной жалобе указывает, что требование истца об установлении в договоре купли-продажи земельного участка цены в размере 24 871 руб. 87 коп., то есть в размере 12 -кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, являются необоснованным. Поскольку в силу статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" продажа земельных участков по цене равной 12 -кратного размера ставки земельного налога за единицу площади осуществляется до 01.07.2012. После указанной даты, с учетом норм п. 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 18 Закона Самарской области "О земле" цена выкупа земельных участков, находящихся в собственности Самарской области или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, устанавливается в размере кадастровой стоимости.
Приказ (решение) о предоставлении спорного земельного участка издан Министерством 27.12.2012, а договор в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации заключается после принятия такого решения, следовательно, по мнению ответчика, установление выкупной цены в размере кадастровой стоимости земельного участка было применено Министерством правомерно.
В подтверждение своих доводов ответчик в апелляционной жалобе ссылается на судебную практику (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.09.2011 N ВАС-11240/11 по делу N А48-2691 /201) и на позицию Минэкономразвития России в письме от 23.07.2012 N 15167-ПК/Д23и "О переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования", а также и письмо от 20.06.2012 N Д23И-1800 "О выкупной цене земельных участков", согласно которой лица, подавшие до 1 июля 2012 года заявление о приобретении земельных участков с приложением перечня документов, установленных Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475, будут иметь право на его приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявления. Вместе с тем, как указывает ответчик, в нарушение требований п. 6 приложения к приказу Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 к заявлению о предоставлении испрашиваемого земельного участка кадастровый паспорт представлен истцом в Министерство лишь 01.11.2012 (в рамках заявлении N 12-4/0194/10 от 29.01.2010). В этой связи, ответчик считает, что требование заявителя об обязании Министерства заключить договор купли-продажи земельного участка по цене в размере 12 -кратного размера ставки земельного налога за единицу площади не может быть удовлетворено, поскольку не основано на нормах действующего законодательства.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены данные доводы Министерства и отклоняются по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является собственником электросетевого комплекса "Самарские городские электрические сети" узел, включающего и ТП-2303, расположенную на спорном земельном участке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 66).
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ, стороны должны руководствоваться вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Таким образом, требование дополнительных документов незаконно (абзац 2 пункта 5 статьи 36 ЗК РФ).
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, действовавшим в период обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, в числе которых обозначен и кадастровый паспорт земельного участка.
Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" утвержден Порядок предоставления земельных участков (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1. Порядка юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к Порядку, к заявлению прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к Порядку.
Согласно п. 2.2 Порядка, в заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, к заявлению прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Из материалов дела следует, что истцом в качестве приложения к заявлению в Министерство были представлены все документы в соответствии с Приложением N 2 к настоящему Порядку, а именно: учредительные документы ЗАО "СГЭС", правоустанавливающие документы на трансформаторную подстанцию (свидетельство о праве собственности серия 63-АБ N 977566 от 04.04.2006 г.), технический паспорт на трансформаторную подстанцию, план границ земельного участка.
Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой. Все данные ЗАО "СГЭС" указало в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с п. 6 Приложения N 2 к Порядку предоставления земельных участков, заявитель должен представить в Министерство кадастровый паспорт.
Однако, в случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об испрашиваемом земельном участке, заявителем представляется план-схема земельного участка.
Поскольку в государственном кадастре недвижимости на момент подачи заявления отсутствовали сведения об испрашиваемом земельном участке, ЗАО "СГЭС" в соответствии с п. 6 Приложения N 2 представило схему земельного участка.
Согласно п. 2.3 Порядка, Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Однако, документы Министерством ЗАО "СГЭС" возвращены не были. Каких-либо запросов относительно предоставления дополнительных документов от Министерства также не поступало.
Из материалов дела усматривается, что только 01.11.2010, то есть спустя девять месяцев после подачи заявления, Министерство обратилось в Департамент управления имуществом городского округа Самара с просьбой об утверждении схемы расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка площадью 55,0 кв. м, занимаемого нежилым зданием ТП-2003 была утверждена распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 07.06.2011 N 643, то есть с нарушением предусмотренного п. 7 ст. 36 ЗК РФ месячного срока со дня обращения.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что на момент подачи заявления от 16.12.2009 N 5936/5, ЗАО "СГЭС" представило все требуемые в соответствии с законодательством документы, однако дальнейший порядок оформления земельного участка был реализован Министерством с нарушением установленных законом сроков. Материалами дела подтверждается необоснованное затягивание сроков рассмотрения заявления истца по вине Министерства, следовательно, требования истца об установлении выкупной стоимости земельного участка по льготной цене обоснованны.
В связи с этим отклоняются доводы Министерства в апелляционной жалобе о том, что судом неправомерно сделаны выводы о действиях Министерства, поскольку предметом спора они не являются. Поскольку суд при рассмотрении настоящего спора вправе в соответствии со ст. 71 АПК РФ давать оценку представленным сторонами доказательствам. Из материалов дела следует, что суд первой инстанции, не выходя за пределы предмета спора, выяснил причину невозможности предоставления ЗАО "СГЭС" кадастрового паспорта на земельный участок до 01.07.2012 г.
В соответствии с п. 4 ст. 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", до 1 июля 2012 года лица, не указанные в части 3 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой в соответствии с настоящей частью, в населенных пунктах с численностью населения: в городах Самаре, Тольятти - в размере двенадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В соответствии с п. 5 Постановления Самарской Городской Думы от 24.11.2005 N 188 "Об установлении земельного налога", установлена налоговая ставка 1,5 процента в отношении прочих земельных участков, к которым относится спорный земельный участок.
Согласно кадастровому паспорту удельная кадастровая стоимость земельного участка составляет 2512,31 руб. /кв. м. Следовательно, выкупная цена спорного земельного участка составит 24871,87 руб. согласно расчету (12 х 1,5% х 2512,31 х 55).
В соответствии с письмами Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.12.2011 N ОГ-Д23-2560, от 16.12.2011 N ОГ-Д23-2502, от 16.12.2011 N Д23-5188 лица, подавшие заявления о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, будут иметь право на их приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявлений.
Таким образом, требования истца о применении в данном случае льготной цены выкупа земельного участка, предусмотренной пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса", в размере 24871,87 руб. является правомерным.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса РФ в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Судебная коллегия считает неосновательным довод ответчика в апелляционной жалобе о необходимости исчисления выкупной цены земельного участка в соответствии с действующим, в момент заключения договора купли-продажи земельного участка (ст. 422 ГК РФ), порядком расчета исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Поскольку изменение срока заключения договора произошло в результате действий ответчика, что подтверждается материалами дела. Данная правовая позиция изложена в Определении Президиума ВАС РФ N ВАС-8593/10 от 25.10.10.
При указанных обстоятельствах исковые требования являются правомерными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку в соответствии со статьями 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права. Выводы суда первой инстанции основаны на верном применении норм материального права, статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются ошибочными, и не могут служить основанием к отмене либо изменению принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя. Ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 13.09.2013 по делу N А55-11644/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.М.БАЛАКИРЕВА

Судьи
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)