Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Кривоносовой О.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Егорова Е.В. - доверенность от 16.01.2015 Адамян А.Ю. - доверенность от 16.01.2015 Зиновьев Ю.А. - паспорт
от ответчика (должника): Павлова О.В. - доверенность от 12.01.2015 N 03-18/00004
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10310/2015) Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2015 по делу N А56-6105/2015 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению Зиновьева Юрия Анатольевича
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области
о признании недействительным решения N 2835 от 05.11.2014 и требования N 3203 от 27.01.2015
установил:
Индивидуальный предприниматель Зиновьев Юрий Анатольевич (далее - заявитель, Предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - Арбитражный суд) с заявлением о признании недействительными следующих ненормативных актов ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган): решения N 2835 от 05.11.2014 в части начисления земельного налога за 2013 г. в сумме 2 990 295 руб., пеней в сумме 212 645,18 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 598 059 руб. и требования N 3203 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, процентов по состоянию на 27.01.2015 в части требования об уплате недоимки по земельному налогу в сумме 2 989 465,90 руб., пеней в сумме 212 645,18 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 598 059 руб.
Решением суда от 06.03.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Инспекция, не согласившись с решением суда, направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просила решение суда отменить.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель предпринимателя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения
В судебном заседании 10.06.2015 объявлен перерыв до 17.06.2015.
В судебном заседании 17.06.2015 представители сторон поддержали ранее заявленные позиции.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 23.05.2014 по 25.08.2014 налоговым органом была проведена камеральная проверка в отношении заявителя на основе налоговой декларации по земельному налогу за 2013 г. В ходе камеральной проверки Инспекция пришла к выводу о том, что в нарушение ст. 390, 394 НК РФ налогоплательщик неправомерно занизил налоговую базу и не уплатил земельный налог на земли, предназначенные для использования в предпринимательской деятельности, за 2013 г. в размере 2 990 295 руб.
По результатам проверки Инспекцией был составлен Акт N 11450 камеральной налоговой проверки от 08.09.2014.
29.09.2014 заявитель представил письменные возражения на Акт N 11450 камеральной налоговой проверки от 08.09.2014.
На основании материалов проверки и возражений заявителя Инспекцией вынесено решение N 2835 от 05.11.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение).
Согласно оспариваемому решению заявителю был доначислен земельный налог в сумме 2 990 295 руб., предложено уплатить штраф в размере 598 059 руб., пени в размере 212 645,18 руб., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Управление ФНС России по Ленинградской области (далее - Управление).
16.12.2014 Управление по итогам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя приняло решение N 16-21-10/16090 об утверждении и оставлении без изменения решения Инспекции от 05.11.2014 N 2835 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
На основании вступившего в законную силу решения Инспекции от 05.11.2014 N 2835 налоговым органом в адрес заявителя было выставлено требование N 3203 (далее - требование) по состоянию на 27.01.2015 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного пользования и на праве пожизненного владения.
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из положений главы 31 НК РФ, ставки земельного налога устанавливаются в процентах от налоговой базы, которая определяется в соответствии со статьей 390 Кодекса как кадастровая стоимость земельных участков.
В зависимости от категории земель статьей 394 НК РФ определены максимальные размеры ставок, конкретные размеры которых устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Решением Совета депутатов муниципального образования Заклинское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области от 26.11.2010 г. N 70 ставки земельного налога установлены в размере 1,5 процента в отношении прочих земельных участков, а налоговая ставка 0,3% определена в отношении земельных участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства, а также под дачное хозяйство.
Вид использования "для дачного строительства" в данном перечне не поименовано.
Из системного толкования пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства, согласно целевому назначению земель.
Статьей 1 Федерального закона о 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" допускается использование льготного налогообложения по ставке 0,3 процента, тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
Основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта послужил вывод налогового органа о применении предпринимателем, в нарушение статьи 394 НК РФ, налоговой ставки в размере 0,3 процента, вместо 1,5 процента в отношении земельных участков с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования "для дачного строительства".
Действующее законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут являться собственниками земельных участков, имеющих вид разрешенного использования "для дачного строительства"; в то же время по смыслу налогового законодательства пониженные ставки устанавливаются в отношении земельных участков для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства.
Федеральный закон от 28.11.2009 N 283-ФЗ внес изменения в пункт 2 статьи 396 и пункт 1 статьи 398 НК РФ, в соответствии с которыми с 2010 года налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно не только в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, но и по участкам, предназначенным для использования ими в предпринимательской (коммерческой) деятельности.
Доказательств, что земельные участки использовались предпринимателем исключительно в предпринимательских целях, для дачного строительства, что предусматривает применение ставки земельного налога, установленной для прочих земельных участков, инспекцией не представлено.
Из правоустанавливающих документов на спорные земельные участки, а также иных представленных сторонами доказательств однозначно не следует, что земельные участки не имеют признаков имущества, предназначенного для личного, семейного потребления, и что данные спорные участки изначально предназначались для использования в предпринимательской (коммерческой) деятельности.
Инспекцией в жалобе не оспаривается факт неосуществления предпринимателем на спорных участках предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке. Факторами и обстоятельствами, свидетельствующими о наличии признаков предпринимательской деятельности, является в частности, изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган подается заявление, на листе А "Сведения о видах экономической деятельности" которого указываются сведения о кодах и наименованиях осуществляемых видов деятельности в соответствии с ОКВЭД.
По мнению Минфина России, доходы от деятельности, подпадающей под вид деятельности, не указанный индивидуальным предпринимателем при регистрации либо в результате внесения соответствующих изменений, не должны признаваться доходами, полученными от осуществления предпринимательской деятельности. Учет доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, должен осуществляться индивидуальным предпринимателем отдельно от доходов, полученных вне рамок осуществления такой деятельности (Письма от 06.03.2012 N 03-04-05/3-260, от 19.05.2011 N 03-11/11/131, от 12.08.2010 N 03-04-05/3-453).
Таким образом, исходя из официальной позиции Минфина РФ и ФНС РФ физическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность исключительно в рамках ОКВЭД, указанных в реестре.
Как следует из выписки ЕГРИП заявитель занимался розничной торговлей, и другими видами деятельности, в частности в выписке указан вид деятельности 70.2 "Сдача внаем собственного недвижимого имущества".
Согласно ОКВЭД по коду 70.20 "Сдача внаем собственного недвижимого имущества" понимаются виды деятельности:
70.20.1 - Сдача внаем собственного жилого недвижимого имущества
70.20.2 - Сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества
Таким образом, как следует из представленных в материалы дела документов, предпринимателем не заявлялся, как осуществляемый вид деятельности, ведение дачного хозяйства (строительства) - код данного раздела 45 "Строительство".
Таким образом, спорные земельные участки использовались ИП Зиновьевым Ю.А. как физическим лицом для передачи имущества в качестве вклада в некоммерческую организацию, что подтверждается актом от 01.10.2011 г.
Данный факт подтверждается также и справкой N 927 от 23.09.2014 г. Администрации Заклинского сельского поселения и справкой 877 от 11.09.2014 г. Администрации Заклинского сельского поселения.
Таким образом, земельные участки с кадастровым номером 47:29:0657001:17, 47:29:0657001:18, 47:29:0657001:21 ИП Зиновьевым Ю.А. не использовались и не предназначались для использования в предпринимательской деятельности
Данные участки предназначались для передачи в ДНП "Лужское", что подтверждается проведением с 2011 года работа по подготовке и оформлению документов для передачи данных земельных участков в дачное некоммерческое партнерство "Лужское". Указанный факт подтверждается заключенным договором N 1151 от 01.06.2011 г. между Зиновьевым Ю.А. и ООО "Тайвола". В договоре прямо определен на статус физического лица, владельца участков, что подтверждено другими документами, переданными в налоговый орган в качестве доказательств не использования данных земель в предпринимательской деятельности.
Следует отметить тот факт, что между Зиновьевым Ю.А. и ДНП "Лужское" заключен договор о намерениях с ДНП "Лужское", по которому после всех необходимых процедур по оформлению и согласовано, предприниматель обязан передать земельные участки в качестве имущественного взноса в ДНП "Лужское". При этом, по акту от 01.10.2011 г. спорные земельные участки переданы в фактическое пользование ДНП "Лужское".
ДНП "Лужское" поставлено на налоговый учет в 11.06.2010 году, ведет деятельность в соответствии с действующим законодательством, имеет имущество, исчисляет и уплачивает налоги и использует земельные участки по назначению. С момента образования ДНП, а именно с июня 2010 г. по настоящее время предприниматель является его учредителем и членом, что подтверждается, в частности, Уставом ДНП "Лужское".
В период с июня 2011 г. по июнь 2014 г. подготовлены и согласованы следующие документы:
16 июня 2011 года был разработан проект планировки территории дачного некоммерческого партнерства "Лужское", согласованный главным архитектором Лужского муниципального района, в данный проект были включены земельные участки с кадастровыми номерами 47:29:0657001:17, 47:29:0657001:18, 47:29:0657001:21
Постановлением Администрации Заклинского сельского поселения от 27 июля 2011 года N 80 был изменен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 47:29:0657001:17, 47:29:0657001:18, 47:29:0657001:21 на вид разрешенного использования для дачного строительства
Постановлением Администрации Заклинского сельского поселения от 14 октября 2013 года N 277 "Об утверждении проекта организации и застройки территории дачного некоммерческого партнерства (ДНП) "Лужское" утвержден проект организации и застройки территории ДНП "Лужское", где указаны земельные участки с кадастровыми номерами 47:29:0657001:17, 47:29:0657001:18, 47:29:0657001:21
Постановлением Администрации Заклинского сельского поселения от 03 июля 2013 года N 176 "О присвоении адреса местоположения вновь образованным земельным участкам, в результате раздела земельных участков, расположенных на территории ДНП "Лужское", согласно "Схеме территориального планирования Лужского муниципального района Ленинградской области" были присвоены адреса земельным участкам, образованным в результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами 47:29:0657001:17, 47:29:0657001:21, и адрес вновь образованных земельных участков числится как дачный поселок Лужское.
Постановлениями Администрации Лужского муниципального района от 24 марта 2014 года N 908, N 909, N 910 от 24 марта 2014 года утверждены градостроительные планы соответственно земельных участков с кадастровыми номерами 47:29:0657001:17, 47:29:0657001:18, 47:29:0657001:21.
В соответствии с письмом Отдела архитектуры и градостроительства Лужского муниципального района от 05.06.2014 N 15 вышеуказанные земельные участки в соответствии с утвержденной "Схемой территориального планирования Лужского муниципального района Ленинградской области (решение совета депутатов Лужского муниципального района от 13.11.2012 N 347) относятся к территории, предусмотренной Схемой, как территория дачного некоммерческого партнерства "Лужское".
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что спорные земельные участки имеют прямое отношение к дачному некоммерческому партнерству "Лужское", что подтверждается, в том числе, и актами органов власти.
Таким образом, спорные земельные участки предназначены для передачи в ДНП "Лужское" - т.е. для осуществления инвестиционной деятельности.
Согласно пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ для целей налогообложения не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, вывод Инспекции о необходимости включения в налоговую декларацию сумм земельного налога по спорным участкам не основан на нормах действующего законодательства.
Кроме того, в ходе судебного заседания возник вопрос об использовании земельных участков ДНП "Лужское".
Спорные земельные участки получены Зиновьевым А.С. 01.12.1994 г. в процессе приватизации сельскохозяйственного предприятия совхоза (АОЗТ) Лужский, сотрудником которого он являлся. Данный факт подтверждается свидетельством о праве собственности от 01.12.1994 г. N 725685.
Зиновьевым Ю.А. спорные земельные участки получены от Зиновьева А.С. (отца) по договору дарения, что подтверждается в частности свидетельствами о государственной регистрации права: 47-АФ N 239195 от 04.04.2014 г., N 47-АБ 276603 от 23.09.2011 г., N 47-АБ 276608 от 23.09.2011 г., 47АБ 687085 от 17.09.2013 г. - данные свидетельства выданы взамен ранее полученных правоустанавливающих документов.
В целях исполнения обязанности по целевому использованию земель заявителем производились действия по переводу земель сельскохозяйственного использования в категорию земель "для дачного строительства".
04.08.2014 г. в качестве имущественного взноса в ДНП "Лужское" предпринимателем переданы 3 земельных участка (свидетельства N 47АБ-783425, 47АБ-783424, 47АБ-783426)
08.04.2014 г. по договору дарения 70 земельных участков Зиновьевым Ю.А. подарены Адамян А.Ю. (дочери) учредителю ДНП "Лужское" - т.е. доход от передачи земель предприниматель не получал.
Как следует из ст. п. 3 ст. 391 НК РФ обязанность по определению налоговой базы путем указания сумм налога в налоговой декларации возложена только на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности.
Согласно п. 4 ст. 391 НК РФ в иных случаях налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами. В течение всех предшествующих 2013 году периоду Инспекция направляло в мой адрес уведомления об уплате земельного налога по спорным земельным участкам и только в 2013 году на основании камеральной проверки потребовало внести уточнения в данные налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год и самостоятельно уплатить налог как по землям, используемым для предпринимательской деятельности.
На основании изложенного, обязанность по начислению земельного налога по спорным земельным участкам возложена на налоговый орган, в связи с чем решение по результатам камеральной проверки налоговой декларации ИП Зиновьева Ю.А. за 2013 г. с доначислением земельного налога в сумме 2 990 295 руб. не основано на нормах действующего законодательства и привело к возложению на меня дополнительных обязанностей, не предусмотренных НК РФ.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает, что инспекцией неправильно применена ставка земельного налога.
В 2013 году земельные участки с кадастровыми номерами 47:29:0657001:17 (площадью 114300 кв. м, адрес объекта: Ленинградская область, Лужский район, Заклинское сельское поселение, севернее д. Нелаи, поле N 12) и 47:29:0657001:21 (площадью 18800 кв. м, адрес объекта: Ленинградская область, Лужский район, Заклинское сельское поселение, севернее озера Нелайское и восточнее от дома отдыха "Луга", поле N 13, АОЗТ "Лужское"), в целях реализации проекта планировки территории ДНП "Лужское", членом которого я являюсь, были разделены на 61 участок и 9 участков.
Соответственно, после дробления общее количество участков составило 71 участок с общей площадью 29,61 га (с учетом земельного участка с кадастровым номером 47:29:0657001:18 (площадью 163000 кв. м, адрес объекта: Ленинградская область, Лужский район, Заклинское сельское поселение, севернее д. Нелаи, контур N 13), а не 42,92 га, при этом указанные земельные участки расположены непосредственно на одной территории и имеют общую границу друг с другом.
На основании свидетельства о государственной регистрации права собственности данные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Земельные участки с кадастровыми номерами 47:29:0657001:17, 47:29:0657001:21 и 47:29:0657001:18 с 2011 года имели вид разрешенного использования "для дачного строительства", и после их разделения в 2013 г. вновь образованные земельные участки также имеют вид разрешенного использования "для дачного строительства".
В течение 2011 - 2012 года при начислении предпринимателю, как физическому лицу, земельного налога Инспекция руководствовалась Письмами Минфина РФ от 04.03.2010 N 03-05-05-02/12 и от 30.01.2012 г. N 03-05-06-02/05, согласно которым по земельным участкам "для дачного строительства" должна применяться такая же налоговая ставка, как и в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного хозяйства", соответственно понятие "дачное хозяйство" идентично понятию "дачное строительство".
Так, в Письме Минфина РФ от 30.01.2012 г. сказано, что: в соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных), в частности, для дачного хозяйства, налоговая ставка для исчисления земельного налога устанавливается. представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 11 Налогового кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Термин "дачное хозяйство" используется в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ).
Так, в ст. 1 Федерального закона N 66-ФЗ определено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Также в данной статье Федерального закона N 66-ФЗ дано понятие дачного земельного участка, согласно которому это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Таким образом, на дачном земельном участке возможно осуществление дачного строительства.
При этом отмечаем, что на основании п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Принимая во внимание изложенное, полагаем, что при исчислении земельного налога в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного строительства" должна применяться такая же налоговая ставка, как и в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного хозяйства".
Согласно п. 5 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, применение ставки 1,5% противоречит нормам ст. 32 НК РФ.
Кроме того, в Определении ВАС РФ от 19.02.2014 N ВАС-1310/14 определено, что установление разрешенного вида использования спорных земельных участков "Для дачного строительства" позволяет в силу абз. 4 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ применить пониженную ставку земельного налога в отношении принадлежащих заявителю участков. Названной нормой НК РФ предусмотрено применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в том числе для дачного хозяйства, которым в силу ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее участникам (членам) в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Земельные участки, указанные в акте камеральной налоговой проверки, имеют прямое отношение к дачному некоммерческому партнерству "Лужское", данный факт подтверждается актами органов власти, перечисленными выше, на основании которых территория земельных участков устанавливается с 2011 г. в пределах ДНП "Лужское", т.е. местными органами власти было произведено в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ зонирование территории. Помимо этого, данные земельные участки используются и использовались по прямому целевому использованию - для дачного строительства, что подтверждается справкой администрации Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области от 11.09.2014 N 877.
Соответственно, земельные участки имеют прямое отношение к дачному некоммерческому партнерству, и используются по назначению.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - 66 закон) дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Имущество ДНП формируется за счет имущественных вкладов (земельные участки), вступительных взносов (денежных средств, внесенных членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на организационные расходы на оформление документации), членских взносов (денежных средств, периодически вносимых членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения), целевых взносов (денежных средств, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества либо садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства на приобретение (создание) объектов общего пользования). Кроме того, часть имущества формируется в результате осуществления ДНП коммерческой деятельности, соответствующей целям, для достижения которых оно создано (ст. 6 Закона 66).
Согласно данным бухгалтерской отчетности ДНП "Лужское" за 2014 год спорные земельные участки, переданные в товарищество, являлись собственностью ДНП и отражались на балансе ДНП. Данный факт подтверждается данными бухгалтерского баланса и оборотно-сальдовой ведомости по счету 01 "Основные средства" за 2014 - 1 полугодие 2015 года представленные ДНП "Лужское".
Ставка земельного налога по декларациям за 2011 - 2014 год определена ДНП в размере 0,3%, претензий в адрес ДНП от налогового органа не поступало.
В связи с тем, что предприниматель являлся в 2013 году учредителем ДНП "Лужское", т.е. некоммерческой организации, учрежденной гражданами на добровольных началах для организации дачного хозяйства, то в данном случае предпринимателем соблюдены требования абз. 4 пп. 1 ст. 394 НК РФ, поэтому ставка налога должна составить 0,3%.
Таким образом, Инспекцией не доказан факт использования (предназначения для использования) спорных земельных участков в предпринимательской деятельности.
Справкой Администрации Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области от 11.09.2014 N 877 подтверждается целевое использование мною и другими членами ДНП "Лужское" земельных участков по организации и подготовке в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ и Уставом дачного некоммерческого партнерства имущества общего пользования.
Таким, образом, спорные земельные участки использовались по целевому назначению - "для дачного строительства", при этом данные земельные участки с 2011 г. имеют прямое отношение к дачному некоммерческому партнерству "Лужское".
Также следует отметить, что Определением ВАС РФ от 12 августа 2013 г. N ВАС-7635/13 (Постановление 9 Арбитражного апелляционного суда по делу N А41-21517/12, Постановление ФАС Московского округа от 31 января 2013 г.) подтверждена обоснованность применения льготной налоговой ставки для дачного строительства. Основанием для подтверждения льготной ставки явился довод о целевом использовании земельных участков и указание вида разрешенного использования "для дачного строительства".
Кроме того, апелляционная коллегия считает, что начисление штрафа и пени неправомерно.
Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Как уже сказано в п. 1 заявления ставка налога по земельным участкам сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для дачного строительства" на основании Писем Минфина РФ от 04.03.2010 N 03-05-05-02/12, от 30.01.2012 г. N 03-05-06-02/05 установлена в размере 0,3%.
Кроме того, при проведении камеральной проверки предпринимателем был сделан запрос в Минфин РФ, в котором 31.10.2014 г., в котором поставлен вопрос о применении налоговой ставки по отношению к земельным участкам, являющихся собственностью ИП Зиновьева Ю.А., связанной с неоднозначностью интерпретации налоговым органом понятия "дачное строительство" и "дачное хозяйство".
На данный запрос был получен ответ Минфина РФ N 03-05-06-02/58915 от 20.11.2014 г. В данном Письме сказано, что "при исчислении земельного налога в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного строительства" должна применяться такая же налоговая ставка, как и в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного хозяйства".
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене судебного акта, не установлено.
На основании вышесказанного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2015 по делу N А56-6105/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.П.ЗАГАРАЕВА
Судьи
М.В.БУДЫЛЕВА
О.В.ГОРБАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2015 N 13АП-10310/2015 ПО ДЕЛУ N А56-6105/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2015 г. по делу N А56-6105/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Кривоносовой О.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Егорова Е.В. - доверенность от 16.01.2015 Адамян А.Ю. - доверенность от 16.01.2015 Зиновьев Ю.А. - паспорт
от ответчика (должника): Павлова О.В. - доверенность от 12.01.2015 N 03-18/00004
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10310/2015) Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2015 по делу N А56-6105/2015 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению Зиновьева Юрия Анатольевича
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области
о признании недействительным решения N 2835 от 05.11.2014 и требования N 3203 от 27.01.2015
установил:
Индивидуальный предприниматель Зиновьев Юрий Анатольевич (далее - заявитель, Предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - Арбитражный суд) с заявлением о признании недействительными следующих ненормативных актов ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган): решения N 2835 от 05.11.2014 в части начисления земельного налога за 2013 г. в сумме 2 990 295 руб., пеней в сумме 212 645,18 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 598 059 руб. и требования N 3203 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, процентов по состоянию на 27.01.2015 в части требования об уплате недоимки по земельному налогу в сумме 2 989 465,90 руб., пеней в сумме 212 645,18 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 598 059 руб.
Решением суда от 06.03.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Инспекция, не согласившись с решением суда, направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просила решение суда отменить.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель предпринимателя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения
В судебном заседании 10.06.2015 объявлен перерыв до 17.06.2015.
В судебном заседании 17.06.2015 представители сторон поддержали ранее заявленные позиции.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 23.05.2014 по 25.08.2014 налоговым органом была проведена камеральная проверка в отношении заявителя на основе налоговой декларации по земельному налогу за 2013 г. В ходе камеральной проверки Инспекция пришла к выводу о том, что в нарушение ст. 390, 394 НК РФ налогоплательщик неправомерно занизил налоговую базу и не уплатил земельный налог на земли, предназначенные для использования в предпринимательской деятельности, за 2013 г. в размере 2 990 295 руб.
По результатам проверки Инспекцией был составлен Акт N 11450 камеральной налоговой проверки от 08.09.2014.
29.09.2014 заявитель представил письменные возражения на Акт N 11450 камеральной налоговой проверки от 08.09.2014.
На основании материалов проверки и возражений заявителя Инспекцией вынесено решение N 2835 от 05.11.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение).
Согласно оспариваемому решению заявителю был доначислен земельный налог в сумме 2 990 295 руб., предложено уплатить штраф в размере 598 059 руб., пени в размере 212 645,18 руб., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Управление ФНС России по Ленинградской области (далее - Управление).
16.12.2014 Управление по итогам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя приняло решение N 16-21-10/16090 об утверждении и оставлении без изменения решения Инспекции от 05.11.2014 N 2835 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
На основании вступившего в законную силу решения Инспекции от 05.11.2014 N 2835 налоговым органом в адрес заявителя было выставлено требование N 3203 (далее - требование) по состоянию на 27.01.2015 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного пользования и на праве пожизненного владения.
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из положений главы 31 НК РФ, ставки земельного налога устанавливаются в процентах от налоговой базы, которая определяется в соответствии со статьей 390 Кодекса как кадастровая стоимость земельных участков.
В зависимости от категории земель статьей 394 НК РФ определены максимальные размеры ставок, конкретные размеры которых устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Решением Совета депутатов муниципального образования Заклинское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области от 26.11.2010 г. N 70 ставки земельного налога установлены в размере 1,5 процента в отношении прочих земельных участков, а налоговая ставка 0,3% определена в отношении земельных участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства, а также под дачное хозяйство.
Вид использования "для дачного строительства" в данном перечне не поименовано.
Из системного толкования пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства, согласно целевому назначению земель.
Статьей 1 Федерального закона о 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" допускается использование льготного налогообложения по ставке 0,3 процента, тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
Основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта послужил вывод налогового органа о применении предпринимателем, в нарушение статьи 394 НК РФ, налоговой ставки в размере 0,3 процента, вместо 1,5 процента в отношении земельных участков с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования "для дачного строительства".
Действующее законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут являться собственниками земельных участков, имеющих вид разрешенного использования "для дачного строительства"; в то же время по смыслу налогового законодательства пониженные ставки устанавливаются в отношении земельных участков для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства.
Федеральный закон от 28.11.2009 N 283-ФЗ внес изменения в пункт 2 статьи 396 и пункт 1 статьи 398 НК РФ, в соответствии с которыми с 2010 года налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно не только в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, но и по участкам, предназначенным для использования ими в предпринимательской (коммерческой) деятельности.
Доказательств, что земельные участки использовались предпринимателем исключительно в предпринимательских целях, для дачного строительства, что предусматривает применение ставки земельного налога, установленной для прочих земельных участков, инспекцией не представлено.
Из правоустанавливающих документов на спорные земельные участки, а также иных представленных сторонами доказательств однозначно не следует, что земельные участки не имеют признаков имущества, предназначенного для личного, семейного потребления, и что данные спорные участки изначально предназначались для использования в предпринимательской (коммерческой) деятельности.
Инспекцией в жалобе не оспаривается факт неосуществления предпринимателем на спорных участках предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке. Факторами и обстоятельствами, свидетельствующими о наличии признаков предпринимательской деятельности, является в частности, изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган подается заявление, на листе А "Сведения о видах экономической деятельности" которого указываются сведения о кодах и наименованиях осуществляемых видов деятельности в соответствии с ОКВЭД.
По мнению Минфина России, доходы от деятельности, подпадающей под вид деятельности, не указанный индивидуальным предпринимателем при регистрации либо в результате внесения соответствующих изменений, не должны признаваться доходами, полученными от осуществления предпринимательской деятельности. Учет доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, должен осуществляться индивидуальным предпринимателем отдельно от доходов, полученных вне рамок осуществления такой деятельности (Письма от 06.03.2012 N 03-04-05/3-260, от 19.05.2011 N 03-11/11/131, от 12.08.2010 N 03-04-05/3-453).
Таким образом, исходя из официальной позиции Минфина РФ и ФНС РФ физическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность исключительно в рамках ОКВЭД, указанных в реестре.
Как следует из выписки ЕГРИП заявитель занимался розничной торговлей, и другими видами деятельности, в частности в выписке указан вид деятельности 70.2 "Сдача внаем собственного недвижимого имущества".
Согласно ОКВЭД по коду 70.20 "Сдача внаем собственного недвижимого имущества" понимаются виды деятельности:
70.20.1 - Сдача внаем собственного жилого недвижимого имущества
70.20.2 - Сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества
Таким образом, как следует из представленных в материалы дела документов, предпринимателем не заявлялся, как осуществляемый вид деятельности, ведение дачного хозяйства (строительства) - код данного раздела 45 "Строительство".
Таким образом, спорные земельные участки использовались ИП Зиновьевым Ю.А. как физическим лицом для передачи имущества в качестве вклада в некоммерческую организацию, что подтверждается актом от 01.10.2011 г.
Данный факт подтверждается также и справкой N 927 от 23.09.2014 г. Администрации Заклинского сельского поселения и справкой 877 от 11.09.2014 г. Администрации Заклинского сельского поселения.
Таким образом, земельные участки с кадастровым номером 47:29:0657001:17, 47:29:0657001:18, 47:29:0657001:21 ИП Зиновьевым Ю.А. не использовались и не предназначались для использования в предпринимательской деятельности
Данные участки предназначались для передачи в ДНП "Лужское", что подтверждается проведением с 2011 года работа по подготовке и оформлению документов для передачи данных земельных участков в дачное некоммерческое партнерство "Лужское". Указанный факт подтверждается заключенным договором N 1151 от 01.06.2011 г. между Зиновьевым Ю.А. и ООО "Тайвола". В договоре прямо определен на статус физического лица, владельца участков, что подтверждено другими документами, переданными в налоговый орган в качестве доказательств не использования данных земель в предпринимательской деятельности.
Следует отметить тот факт, что между Зиновьевым Ю.А. и ДНП "Лужское" заключен договор о намерениях с ДНП "Лужское", по которому после всех необходимых процедур по оформлению и согласовано, предприниматель обязан передать земельные участки в качестве имущественного взноса в ДНП "Лужское". При этом, по акту от 01.10.2011 г. спорные земельные участки переданы в фактическое пользование ДНП "Лужское".
ДНП "Лужское" поставлено на налоговый учет в 11.06.2010 году, ведет деятельность в соответствии с действующим законодательством, имеет имущество, исчисляет и уплачивает налоги и использует земельные участки по назначению. С момента образования ДНП, а именно с июня 2010 г. по настоящее время предприниматель является его учредителем и членом, что подтверждается, в частности, Уставом ДНП "Лужское".
В период с июня 2011 г. по июнь 2014 г. подготовлены и согласованы следующие документы:
16 июня 2011 года был разработан проект планировки территории дачного некоммерческого партнерства "Лужское", согласованный главным архитектором Лужского муниципального района, в данный проект были включены земельные участки с кадастровыми номерами 47:29:0657001:17, 47:29:0657001:18, 47:29:0657001:21
Постановлением Администрации Заклинского сельского поселения от 27 июля 2011 года N 80 был изменен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 47:29:0657001:17, 47:29:0657001:18, 47:29:0657001:21 на вид разрешенного использования для дачного строительства
Постановлением Администрации Заклинского сельского поселения от 14 октября 2013 года N 277 "Об утверждении проекта организации и застройки территории дачного некоммерческого партнерства (ДНП) "Лужское" утвержден проект организации и застройки территории ДНП "Лужское", где указаны земельные участки с кадастровыми номерами 47:29:0657001:17, 47:29:0657001:18, 47:29:0657001:21
Постановлением Администрации Заклинского сельского поселения от 03 июля 2013 года N 176 "О присвоении адреса местоположения вновь образованным земельным участкам, в результате раздела земельных участков, расположенных на территории ДНП "Лужское", согласно "Схеме территориального планирования Лужского муниципального района Ленинградской области" были присвоены адреса земельным участкам, образованным в результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами 47:29:0657001:17, 47:29:0657001:21, и адрес вновь образованных земельных участков числится как дачный поселок Лужское.
Постановлениями Администрации Лужского муниципального района от 24 марта 2014 года N 908, N 909, N 910 от 24 марта 2014 года утверждены градостроительные планы соответственно земельных участков с кадастровыми номерами 47:29:0657001:17, 47:29:0657001:18, 47:29:0657001:21.
В соответствии с письмом Отдела архитектуры и градостроительства Лужского муниципального района от 05.06.2014 N 15 вышеуказанные земельные участки в соответствии с утвержденной "Схемой территориального планирования Лужского муниципального района Ленинградской области (решение совета депутатов Лужского муниципального района от 13.11.2012 N 347) относятся к территории, предусмотренной Схемой, как территория дачного некоммерческого партнерства "Лужское".
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что спорные земельные участки имеют прямое отношение к дачному некоммерческому партнерству "Лужское", что подтверждается, в том числе, и актами органов власти.
Таким образом, спорные земельные участки предназначены для передачи в ДНП "Лужское" - т.е. для осуществления инвестиционной деятельности.
Согласно пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ для целей налогообложения не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, вывод Инспекции о необходимости включения в налоговую декларацию сумм земельного налога по спорным участкам не основан на нормах действующего законодательства.
Кроме того, в ходе судебного заседания возник вопрос об использовании земельных участков ДНП "Лужское".
Спорные земельные участки получены Зиновьевым А.С. 01.12.1994 г. в процессе приватизации сельскохозяйственного предприятия совхоза (АОЗТ) Лужский, сотрудником которого он являлся. Данный факт подтверждается свидетельством о праве собственности от 01.12.1994 г. N 725685.
Зиновьевым Ю.А. спорные земельные участки получены от Зиновьева А.С. (отца) по договору дарения, что подтверждается в частности свидетельствами о государственной регистрации права: 47-АФ N 239195 от 04.04.2014 г., N 47-АБ 276603 от 23.09.2011 г., N 47-АБ 276608 от 23.09.2011 г., 47АБ 687085 от 17.09.2013 г. - данные свидетельства выданы взамен ранее полученных правоустанавливающих документов.
В целях исполнения обязанности по целевому использованию земель заявителем производились действия по переводу земель сельскохозяйственного использования в категорию земель "для дачного строительства".
04.08.2014 г. в качестве имущественного взноса в ДНП "Лужское" предпринимателем переданы 3 земельных участка (свидетельства N 47АБ-783425, 47АБ-783424, 47АБ-783426)
08.04.2014 г. по договору дарения 70 земельных участков Зиновьевым Ю.А. подарены Адамян А.Ю. (дочери) учредителю ДНП "Лужское" - т.е. доход от передачи земель предприниматель не получал.
Как следует из ст. п. 3 ст. 391 НК РФ обязанность по определению налоговой базы путем указания сумм налога в налоговой декларации возложена только на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности.
Согласно п. 4 ст. 391 НК РФ в иных случаях налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами. В течение всех предшествующих 2013 году периоду Инспекция направляло в мой адрес уведомления об уплате земельного налога по спорным земельным участкам и только в 2013 году на основании камеральной проверки потребовало внести уточнения в данные налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год и самостоятельно уплатить налог как по землям, используемым для предпринимательской деятельности.
На основании изложенного, обязанность по начислению земельного налога по спорным земельным участкам возложена на налоговый орган, в связи с чем решение по результатам камеральной проверки налоговой декларации ИП Зиновьева Ю.А. за 2013 г. с доначислением земельного налога в сумме 2 990 295 руб. не основано на нормах действующего законодательства и привело к возложению на меня дополнительных обязанностей, не предусмотренных НК РФ.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает, что инспекцией неправильно применена ставка земельного налога.
В 2013 году земельные участки с кадастровыми номерами 47:29:0657001:17 (площадью 114300 кв. м, адрес объекта: Ленинградская область, Лужский район, Заклинское сельское поселение, севернее д. Нелаи, поле N 12) и 47:29:0657001:21 (площадью 18800 кв. м, адрес объекта: Ленинградская область, Лужский район, Заклинское сельское поселение, севернее озера Нелайское и восточнее от дома отдыха "Луга", поле N 13, АОЗТ "Лужское"), в целях реализации проекта планировки территории ДНП "Лужское", членом которого я являюсь, были разделены на 61 участок и 9 участков.
Соответственно, после дробления общее количество участков составило 71 участок с общей площадью 29,61 га (с учетом земельного участка с кадастровым номером 47:29:0657001:18 (площадью 163000 кв. м, адрес объекта: Ленинградская область, Лужский район, Заклинское сельское поселение, севернее д. Нелаи, контур N 13), а не 42,92 га, при этом указанные земельные участки расположены непосредственно на одной территории и имеют общую границу друг с другом.
На основании свидетельства о государственной регистрации права собственности данные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Земельные участки с кадастровыми номерами 47:29:0657001:17, 47:29:0657001:21 и 47:29:0657001:18 с 2011 года имели вид разрешенного использования "для дачного строительства", и после их разделения в 2013 г. вновь образованные земельные участки также имеют вид разрешенного использования "для дачного строительства".
В течение 2011 - 2012 года при начислении предпринимателю, как физическому лицу, земельного налога Инспекция руководствовалась Письмами Минфина РФ от 04.03.2010 N 03-05-05-02/12 и от 30.01.2012 г. N 03-05-06-02/05, согласно которым по земельным участкам "для дачного строительства" должна применяться такая же налоговая ставка, как и в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного хозяйства", соответственно понятие "дачное хозяйство" идентично понятию "дачное строительство".
Так, в Письме Минфина РФ от 30.01.2012 г. сказано, что: в соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных), в частности, для дачного хозяйства, налоговая ставка для исчисления земельного налога устанавливается. представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 11 Налогового кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Термин "дачное хозяйство" используется в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ).
Так, в ст. 1 Федерального закона N 66-ФЗ определено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Также в данной статье Федерального закона N 66-ФЗ дано понятие дачного земельного участка, согласно которому это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Таким образом, на дачном земельном участке возможно осуществление дачного строительства.
При этом отмечаем, что на основании п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Принимая во внимание изложенное, полагаем, что при исчислении земельного налога в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного строительства" должна применяться такая же налоговая ставка, как и в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного хозяйства".
Согласно п. 5 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, применение ставки 1,5% противоречит нормам ст. 32 НК РФ.
Кроме того, в Определении ВАС РФ от 19.02.2014 N ВАС-1310/14 определено, что установление разрешенного вида использования спорных земельных участков "Для дачного строительства" позволяет в силу абз. 4 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ применить пониженную ставку земельного налога в отношении принадлежащих заявителю участков. Названной нормой НК РФ предусмотрено применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в том числе для дачного хозяйства, которым в силу ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее участникам (членам) в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Земельные участки, указанные в акте камеральной налоговой проверки, имеют прямое отношение к дачному некоммерческому партнерству "Лужское", данный факт подтверждается актами органов власти, перечисленными выше, на основании которых территория земельных участков устанавливается с 2011 г. в пределах ДНП "Лужское", т.е. местными органами власти было произведено в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ зонирование территории. Помимо этого, данные земельные участки используются и использовались по прямому целевому использованию - для дачного строительства, что подтверждается справкой администрации Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области от 11.09.2014 N 877.
Соответственно, земельные участки имеют прямое отношение к дачному некоммерческому партнерству, и используются по назначению.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - 66 закон) дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Имущество ДНП формируется за счет имущественных вкладов (земельные участки), вступительных взносов (денежных средств, внесенных членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на организационные расходы на оформление документации), членских взносов (денежных средств, периодически вносимых членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения), целевых взносов (денежных средств, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества либо садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства на приобретение (создание) объектов общего пользования). Кроме того, часть имущества формируется в результате осуществления ДНП коммерческой деятельности, соответствующей целям, для достижения которых оно создано (ст. 6 Закона 66).
Согласно данным бухгалтерской отчетности ДНП "Лужское" за 2014 год спорные земельные участки, переданные в товарищество, являлись собственностью ДНП и отражались на балансе ДНП. Данный факт подтверждается данными бухгалтерского баланса и оборотно-сальдовой ведомости по счету 01 "Основные средства" за 2014 - 1 полугодие 2015 года представленные ДНП "Лужское".
Ставка земельного налога по декларациям за 2011 - 2014 год определена ДНП в размере 0,3%, претензий в адрес ДНП от налогового органа не поступало.
В связи с тем, что предприниматель являлся в 2013 году учредителем ДНП "Лужское", т.е. некоммерческой организации, учрежденной гражданами на добровольных началах для организации дачного хозяйства, то в данном случае предпринимателем соблюдены требования абз. 4 пп. 1 ст. 394 НК РФ, поэтому ставка налога должна составить 0,3%.
Таким образом, Инспекцией не доказан факт использования (предназначения для использования) спорных земельных участков в предпринимательской деятельности.
Справкой Администрации Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области от 11.09.2014 N 877 подтверждается целевое использование мною и другими членами ДНП "Лужское" земельных участков по организации и подготовке в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ и Уставом дачного некоммерческого партнерства имущества общего пользования.
Таким, образом, спорные земельные участки использовались по целевому назначению - "для дачного строительства", при этом данные земельные участки с 2011 г. имеют прямое отношение к дачному некоммерческому партнерству "Лужское".
Также следует отметить, что Определением ВАС РФ от 12 августа 2013 г. N ВАС-7635/13 (Постановление 9 Арбитражного апелляционного суда по делу N А41-21517/12, Постановление ФАС Московского округа от 31 января 2013 г.) подтверждена обоснованность применения льготной налоговой ставки для дачного строительства. Основанием для подтверждения льготной ставки явился довод о целевом использовании земельных участков и указание вида разрешенного использования "для дачного строительства".
Кроме того, апелляционная коллегия считает, что начисление штрафа и пени неправомерно.
Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Как уже сказано в п. 1 заявления ставка налога по земельным участкам сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для дачного строительства" на основании Писем Минфина РФ от 04.03.2010 N 03-05-05-02/12, от 30.01.2012 г. N 03-05-06-02/05 установлена в размере 0,3%.
Кроме того, при проведении камеральной проверки предпринимателем был сделан запрос в Минфин РФ, в котором 31.10.2014 г., в котором поставлен вопрос о применении налоговой ставки по отношению к земельным участкам, являющихся собственностью ИП Зиновьева Ю.А., связанной с неоднозначностью интерпретации налоговым органом понятия "дачное строительство" и "дачное хозяйство".
На данный запрос был получен ответ Минфина РФ N 03-05-06-02/58915 от 20.11.2014 г. В данном Письме сказано, что "при исчислении земельного налога в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного строительства" должна применяться такая же налоговая ставка, как и в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного хозяйства".
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене судебного акта, не установлено.
На основании вышесказанного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2015 по делу N А56-6105/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.П.ЗАГАРАЕВА
Судьи
М.В.БУДЫЛЕВА
О.В.ГОРБАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)