Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.09.2015 N 33-4664/2015

Требование: О взыскании недоимки по земельному налогу, пени.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Ответчица является собственником земельного участка. Требование налогового органа о необходимости уплаты недоимки по земельному налогу и пени в установленный срок ответчицей не исполнено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 сентября 2015 г. N 33-4664/2015


Судья Иванова И.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Слепухина Л.М., Жидковой О.В.,
при секретаре К.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя П.В. по доверенности М. на решение Вологодского городского суда Вологодской области суда от 8 июля 2015 года, которым с П.В. в пользу МИФНС N ... по Вологодской области взыскана недоимка по земельному налогу в сумме ... руб., пени по земельному налогу в сумме ..., а всего ...
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., объяснения представителя Межрайонной ИФНС России N ... по Вологодской области П.К., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N ... по Вологодской области (далее - Межрайонная ИФНС России N ... по Вологодской области) <ДАТА> обратилась в суд с иском к П.В. о взыскании недоимки по земельному налогу в размере ... руб., пени по земельному налогу - ..., всего ...
В обоснование иска указала, что П.В. является собственником земельного участка, с кадастровым номером N ..., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого до <ДАТА> составляла ... рублей.
Земельный налог за ... год составил ... рублей. Требование Межрайонной ИФНС России N ... по Вологодской области N ... от <ДАТА> о необходимости уплаты недоимки по налогу и пени в установленный срок (<ДАТА>) П.В. не исполнено.
Истец просил суд взыскать с П.В. земельный налог в сумме ... руб., пени по налогу в сумме ..., всего - ...
В судебном заседании представитель истца по доверенности П.К. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Также суду пояснил, что Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206, вступившим в законную силу 18 января 2013 года, утвержден новый результат кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... по состоянию на <ДАТА> определена в размере ... рублей.
Однако изменение кадастровой стоимости земельного участка состоялось только <ДАТА>, тогда как земельный налог исчисляется исходя из данных о кадастровой стоимости земельного участка на 01 января календарного года, то есть в данном случае налоговая база для исчисления налога должна составлять ... рублей. Налоговая ставка определена в соответствии с Положением о земельном налоге.
Представитель ответчика по ордеру К.О. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. Суду пояснила, что налог рассчитан без учета изменения кадастровой стоимости земельного участка, установленного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206, вступившего в законную силу 18 января 2013 года. Применена налоговая ставка в размере 1.5%, тогда как при исчислении налога за 2012 год применялась ставка 0,5%.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель П.В. по доверенности М. ставит вопрос об изменении решения суда и принятии по делу нового решения об исчислении земельного налога за период с <ДАТА> по <ДАТА> исходя из кадастровой стоимости ... руб.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель МИФНС России N ... по Вологодской области по доверенности Ш. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснение представителя МИФНС России N ... по Вологодской области П.К., полагавшего решение суда законным и обоснованным, находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации) обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 387 НК Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу статьи 388 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании пункта 1 статьи 389 НК Российской Федерации объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 390 НК Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством.
Согласно норме статьи 391 НК Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В соответствии с пунктом 4 данной статьи налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.
Положением о земельном налоге, утвержденном решением Вологодской городской Думы от 06.10.2005 N 309 (в редакции от 30.09.2011), установлены ставки земельного налога на территории муниципального образования г. Вологда (раздел 2) и срок уплаты налога - не позднее 5 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (раздел 3).
Согласно сведениям, представленным в налоговую инспекцию регистрирующим органом, П.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>А, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на <ДАТА> составила ... рублей. Сумма земельного налога за ... год составила ... рублей. Поскольку требование об уплате в срок исполнено П.В. не было, инспекцией начислены пени в соответствии со статьей 75 НК Российской Федерации в размере ... руб.
Указанная кадастровая стоимость земельного участка утверждена Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области".
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области N 206 от 27.12.2012 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов области.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно признал представленные истцом доказательства достаточными для вывода о неисполнении ответчиком обязанности по уплате земельного налога за 2013 год.
Доводы апелляционной жалобы об исчислении земельного налога за 2013 год с применением кадастровой стоимости, определенной Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206, являются несостоятельными в силу следующего.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Упомянутый выше Приказ от 27.12.2012 N 206 опубликован 18 января 2013 года в областной газете "Красный Север", которая является официальным источником опубликования нормативных актов области. Данный Приказ не имеет обратной силы и вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть с 18.01.2013.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02 июля 2013 года N 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который в Налоговом кодексе Российской Федерации определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Иное приводило бы к нарушению прав налогоплательщиков, закрепленных в Конституции Российской Федерации, ее статьях 8 (часть 1), 34 (часть 1) и 57.
Аналогичная правовая позиция по данному вопросу изложена также в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.2014 N 2868/14.
Принимая во внимание, что Приказ от 27 декабря 2012 года N 206 вступил в силу 18 января 2013 года, то есть после первого числа налогового периода (2013 года), то в силу пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, и исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02 июля 2013 года N 17-П, его положения в части применения для целей налогообложения подлежат применению с 01 января 2014 года.
В отсутствие в нормативном правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды, установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату (<ДАТА>) не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки (дату, по состоянию на которую определяется стоимость оценки) (пункт 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 256).
С учетом приведенных норм материального права кадастровая стоимость земельных участков, утвержденных данным Приказом, может применяться для исчисления земельного налога с ... года.
Таким образом, земельный налог, который должна уплатить П.В. за ... год в сумме ... рублей, обоснованно исчислен с применением кадастровой стоимости земельного участка в размере ... рублей. Учитывая, что в установленный законом срок земельный налог не был уплачен, налоговым органом обоснованно начислены пени в размере ... рублей.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно и обоснованно руководствовался приведенными выше нормами материального права и сделал правильный вывод о наличии для этого правовых оснований.
При этом суд сделал правильный вывод о необоснованности доводов ответчика об исчислении земельного налога исходя из налоговой базы в размере кадастровой стоимости земельного участка - ... руб. с <ДАТА> за ... год, так как они не соответствуют действующему законодательству о налогах и сборах.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку сводятся к иному, неправильному толкованию норм материального права.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, доказательства требований истец суду представил, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным. Апелляционная жалоба по изложенным выше основаниям, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 8 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя П.В. по доверенности М. - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.А.ОХАПКИНА

Судьи
Л.М.СЛЕПУХИН
О.В.ЖИДКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)