Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-307-2015Г.

Требование: Об оспаривании решения налогового органа, обязании возвратить излишне уплаченную сумму налога на доходы физических лиц.

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обстоятельства: По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц налоговым органом принято решение о доначислении налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 февраля 2015 г. по делу N 33-307-2015г.


Судья: Перфильева Н.А.

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Переверзевой И.Н.
судей Курочкиной И.А., Ермакова М.И.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Л. об оспаривании решения Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области, обязании возвратить излишне уплаченную сумму налога на доходы физических лиц, поступившее по апелляционной жалобе представителя Л. по доверенности Ф. на решение Промышленного районного суда г. Курска от 27 ноября 2014 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Переверзевой И.Н., выслушав объяснения Л. и его представителя по доверенности Ф., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя МИФНС России N 5 по Курской области по доверенности К., судебная коллегия

установила:

По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2011 год, представленной ФИО10, Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области принято решение от 23.03.2013 г. N 09-20/1385 о доначислении Л. в карточку расчетов с бюджетом налога на доходы физических лиц в сумме 121598 руб. Не согласившись с данным решением, Л. обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного решения налогового органа и обязании возвратить излишне уплаченную сумму налога на доходы физических лиц. В обоснование заявленных требований указал, что в период с 24.01.2011 г. по 23.01.2012 г. выполнял задачи по восстановлению мира в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова в составе Коллективных сил по поддержанию мира (Совместных Миротворческих сил) на территории, отнесенной п. 3 Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 г. N 280 к зоне вооруженного конфликта, в должности оперативного дежурного объединенного штаба Совместных Миротворческих сил г. Бендеры. Считает, что в соответствии с Законом РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также, выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21.01.1993 г. N 4328-1 и Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 г. N 280, приказа Министра обороны РФ от 04.01.1996 г. N 9 (п. 5 прил. 2) на него распространяются гарантированные дополнительные гарантии и компенсации. В соответствии с международными соглашениями, заключенными Российской Федерацией в рамках Содружества Независимых Государств, персонал групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждения, получаемые от группы или Государства-участника.
За 2011 г. общая сумма его дохода составила 945774 руб. 39 коп. За указанный период из денежного довольствия, получаемого им по постоянному месту военной службы в войсковой части 35535 в пос. М. Жукова и по месту выполнения миротворческих задач в Приднестровском регионе Республики Молдова производилось взимание подоходного налога в размере 13%. На основании изложенного просил суд признать незаконным оспариваемое решение налогового органа, возложив на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 5 по Курской области обязанность возвратить ему излишне уплаченную сумму налога на доходы физических лиц.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Л. по доверенности Ф. ставит вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Л. в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. находился в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республика Молдова в составе Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ). За ДД.ММ.ГГГГ год Л. получил денежное вознаграждение за участие в КСПМ и заработную плату по постоянному месту службы в общей сумме <данные изъяты> руб., с которой был исчислен и удержан НДФЛ в размере <данные изъяты> руб.
Л. представил в налоговый орган вместе с декларацией заявление о возврате налога на доходы физических лиц, указав, что в соответствии с Положением о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, утвержденным Решением совета Глав государств СНГ от 19.01.1996 г., в период прохождения службы в составе КСПМ личный состав пользуется статусом, привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1946 года, Конвенцией о безопасности ООН и связанного с ней персонала, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1994 года, Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года и вышеуказанным Положением ст. 39 раздела 7 "Статус и социально-правовая защищенность личного состава Коллективных сил по поддержанию мира".
В акте камеральной налоговой проверки от 07.02.2013 г. N 09-20\\13929 и решении от 27.03.2013 г. N 09-20\\1385 налоговый орган указал, что Л. в представленной декларации на доходы физических лиц за 2011 год занизил налоговую базу по налогу на доходы физических лиц на сумму <данные изъяты> коп. и своим решением доначислил в карточку расчетов с бюджетом налог на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> руб., поскольку доход, полученный заявителем в период участия в выполнении задач по восстановлению мира и поддержанию порядка в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республика Молдова, подлежит налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением и.о. руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Курской области от 06.11.2013 г. N 349 решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области от 27.03.2013 г. N 09-20\\1385 оставлено без изменения, а жалоба Л. - без удовлетворения.
Рассматривая дело, суд первой инстанции, сославшись на нормы Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ), исходил из того, что военнослужащие, проходящие службу за границей, признаются налоговыми резидентами Российской Федерации. Доходы, полученные заявителем, не относятся к перечню доходов, не подлежащих (освобождаемых) от налогообложения, предусмотренному ст. 217 НК РФ, т.е. облагаются НДФЛ в общем порядке. Условия пребывания Группы военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в государстве, на территории которого размещается Группа по поддержанию мира, определены в Протоколе о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15.05.1992 г., заключенном в соответствии с Соглашением о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 20.03.1992 г. В соответствии с Протоколом государство, на территории которого будут развертываться операции по поддержанию мира (принимающее государство), подписавшее протокол, принимает на себя определенные международные обязательства. Так как Республика Молдова не входит в перечень государств, подписавших Протокол, то его положения на данную территорию не распространяются. Соглашением от 12.04.1996 г., заключенным Правительствами Российской Федерации и Республики Молдова, об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращения уклонения от уплаты налогов, вознаграждение, выплачиваемое органом власти, созданным в Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации), или из его фондов любому физическому лицу за службу, осуществляемую для этого органа власти, облагается налогом только в этом договаривающемся государстве (в Российской Федерации). При этом вознаграждение облагается налогом только в другом Договаривающемся Государстве (в Республике Молдова), если служба осуществляется в этом Государстве, и физическое лицо, являющееся резидентом этого государства (Республика Молдова), является гражданином этого государства (Республики Молдова) или не стало резидентом этого государства (Республика Молдова) только с целью осуществления службы. Таким образом, доходы военнослужащих, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, от участия в выполнении задач по восстановлению мира и поддержанию правопорядка в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц на основании п. 1 ст. 224 НК РФ по ставке 13 процентов, а потому оспариваемое решение, принятое уполномоченным органом, с соблюдением порядка принятия решений, соответствует требованиям закона, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 207 НК РФ независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются, в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей.
Статус и социально-правовая защищенность личного состава Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств определены Положением о Коллективных силах по поддержанию мира (КСПМ) в Содружестве Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 19.01.1996 г., подписанным Российской Федерацией.
Пунктом 39 раздела 7 указанного Положения определено, что в период прохождения службы в составе КСПМ личный состав пользуется статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных наций, принятой Генеральной ассамблеей ООН 13 февраля 1946 года, Конвенцией о безопасности ООН и связанного с ней персонала, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1994 года, Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года и настоящим Положением.
В соответствии со статьей 11 Протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 г., участником которого является, в том числе Российская Федерация, персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждения, получаемые от Группы или Государства-участника. Кроме того, они освобождаются от уплаты всех других налогов за предоставляемые услуги, а также от всех регистрационных комиссионных платежей и сборов.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, предусмотренные данной договорной нормой международного права.
В силу ст. 6 Федерального закона от 15.07.1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.
В соответствии со справкой от 19.01.2012 г. N 316, выданной заявителю Штабом воинского контингента миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова (л.д. 27), в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Л. проходил службу в составе воинского контингента миротворческих сил (в составе Коллективных сил по поддержанию мира) на территории, отнесенной п. 3 Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 г. N 280 к зоне вооруженного конфликта и выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка. Факт прохождения Л. в указанный период службы в составе Коллективных сил по поддержанию мира подтверждается также приказами старшего военного начальника воинского контингента миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова от 24.01.2011 г. N 3 и от 19.01.2012 г. N 2 (л.д. 8,9).
Статьей 7 НК РФ установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что Л. как военнослужащий, проходивший службу в составе Коллективных Сил по поддержанию мира в Приднестровском регионе Республики Молдова, в силу обязательности для Российской Федерации вышеприведенных норм международного права, освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждение, полученные в указанный период, в связи с чем оспариваемое решение налогового органа о доначислении Л. налога на доходы физических лиц в сумме 1215898,00 руб. нарушает законные права заявителя.
При таком положении заявленные требования следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы налогового органа о том, что Республика Молдова не входит в перечень государств, подписавших Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15.05.1992 г., а потому положения Протокола на данную территорию не распространяются, коллегия находит необоснованными. Российская Федерация, являясь Государством-участником указанного Протокола, приняла на себя определенные данным актом международные обязательства, в том числе, установленные статьей 11 Протокола.
По мнению судебной коллегии, необоснованны и ссылки представителя налогового органа на Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов от 12.04.1996 г., поскольку вопросы налогообложения доходов, полученных военнослужащими Российской Федерации, участвовавшими в выполнении задач в составе Коллективных сил по поддержанию мира, регулируются специальными международными договорами Российской Федерации.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, ввиду неправильного применения норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Промышленного районного суда г. Курска от 27 ноября 2014 года отменить и принять по делу новое решение.
Заявление Л. об оспаривании решения Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области, обязании возвратить излишне уплаченную сумму налога на доходы физических лиц удовлетворить.
Признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области от 27.03.2013 г. N 09-20\\1385 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Обязать Межрайонную ИФНС России N 5 по Курской области возвратить Л. излишне уплаченную сумму налога на доходы физических лиц в размере 121598 рублей.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)