Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.02.2015 N 12АП-12025/2014 ПО ДЕЛУ N А57-14011/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2015 г. по делу N А57-14011/2013


Резолютивная часть постановления объявлена "02" февраля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дергачевой М.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кронида", г. Энгельс Саратовской области (ИНН 6451408932 ОГРН 1056405115250)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 октября 2014 года по делу N А57-14011/2013 (судья Т.И. Викленко)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кронида", г. Энгельс Саратовской области (ИНН 6451408932 ОГРН 1056405115250)
о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 19495 от 24.06.2013 г., решение N 19496 от 24.06.2013 г., N 3338 от 24.06.2013 г.
Заинтересованные лица:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 7 по Саратовской области, г. Саратов (ИНН 6449973818 ОГРН 1046414904689)
- УФНС России по Саратовской области, г. Саратов (ИНН 6454071860 ОГРН 1046415400338);
- при участии в судебном заседании представителей:
от УФНС России по Саратовской области и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 7 -Злобина Е.А.
от ООО "Кронида" - Филатова Н.А.

установил:

В арбитражный суд Саратовской области обратилось ООО "Кронида", с заявлением о признании недействительным решения Федеральной налоговой службы России N 7 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 19495 от 24.06.2013 г., решение N 19496 от 24.06.2013 г., N 3338 от 24.06.2013 г.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 17 октября 2014 года заявленные требования удовлетворены в части, а именно признано недействительным решение МРИ ФНС России N 7 по Саратовской области от 24.06.2013 г. N 19495 в части размера штрафных санкций по ч. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 237 287 руб., а также решение от 24.06.2013 г. N 19496 в части размера штрафной санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 763 734 руб. В остальной части заявленных требований - отказано.
Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, общество обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в ней.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев доводы жалобы не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ООО "Кронида" с 2010-2011 гг. на праве собственности принадлежат следующие земельные участки: 64:50:021303:110, 64:50:021303:11, 64:50:021303:14, 64:50:021303:112, 64:50:021303:199, 64:50:021303:113, 64:50:021303:198, 64:50:021303:111.
ООО "Кронида" с 2012 года владеет также на праве собственности на вновь образованные участки: 64:50:021303:265, 64:50:021303:266.
В 2013 году МРИ ФНС России N 7 по Саратовской области провела в отношении ООО "Кронида" три камеральные налоговые проверки по представленным налоговым декларациям по земельному налогу за 2010 г., за 2011 год, за 2012 год.
По результатам налоговых проверок: за 2010 год составлен акт камеральной налоговой проверки N 23149 от 20.05.2013 г. и вынесено решение N 3338 от 24.06.2013 г., которым доначислен земельный налог за 2010 год в сумме 4 244 126,0 руб., в привлечении к налоговой ответственности и начислении пени было отказано ввиду наличия достаточной суммы переплаты; за 2011 год составлен акт камеральной налоговой проверки N 23148 от 20.05.2013 года и вынесено решение N 19495 от 24.06.2013 г., которым обществу доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 4 244 126,0 руб., начислены пени 70 414,41 руб., применена санкция п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 263 652,79 руб. за 2012 год составлен акт камеральной налоговой проверки N 23150 от 20.05.2013 г. (по земельному налогу за 2012 год) и вынесено решение N 19496 от 24.06.2013 г., которым доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 4 242 964,0 руб., начислены пени 158 633,18 руб. и применена налоговая санкция по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 848 592,80 руб.
Основанием для доначисления налога за указанные налоговые периоды 2010, 2011, 2012 гг. послужил вывод налоговой инспекции о занижении обществом кадастровой стоимости земельных участков: по земельному участку с кадастровым номером 64:50:021303:110 налогоплательщиком применена кадастровая стоимость в размере 1 987 000,0 руб., по данным налоговой инспекции 12 470 849,0 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 64:50:021303:11 кадастровая стоимость применена налогоплательщиком в размере 1 760 000,0 руб., по данным налоговой 11 048 891,0 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 64:50:021303:14 кадастровая стоимость применена налогоплательщиком в размере 33 000,0 руб., по данным налоговой инспекции 262 067,0 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 64:50:021303:112 кадастровая стоимость применена налогоплательщиком в размере 12 151 000 руб., по данным налоговой инспекции 79 815 700,0 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 64:50:021303:199 кадастровая стоимость применена налогоплательщиком в размере 2 021 000,0 руб., по данным налоговой инспекции 114 626 987,0 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 64:50:021303:113 кадастровая стоимость применена налогоплательщиком в размере 17 451 000,0 руб., по данным налоговой инспекции 114 626 987,0 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 64:50:021303:198 кадастровая стоимость применена налогоплательщиком в размере 219 000,0 руб., по данным налоговой инспекции 1 755 204,50 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 64:50:021303:111 кадастровая стоимость применена налогоплательщиком в размере 15 425 000,0 руб., по данным налоговой инспекции 101 321 404,0 руб. по земельному участку с кадастровым номером 64:50:021303:265 кадастровая стоимость применена налогоплательщиком в размере 1 049 000,0 руб., по данным налоговой инспекции 6 276 676,0 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 64:50:021303:266 кадастровая стоимость применена налогоплательщиком в размере 16 495 000 руб., по данным налоговой инспекции 108 350 310,60 руб.
Названные расхождения между налогоплательщиком и налоговой инспекцией по определению размера кадастровой стоимости земельных участков выразились в разных подходах ее определения: по мнению налогоплательщика, кадастровая стоимость земельных участков должна быть определена исходя из рыночной стоимости каждого земельного участка, определенной Отчетом оценщика ООО "Агентство Независимой Оценки "Альфа" от 25.01.2013 г. N 20/12-12 РБ.
По мнению инспекции, налоговая база по земельному налогу должна рассчитываться на основании кадастровой стоимости, исходя из положений ст. 391 НК РФ и сведений о кадастровой стоимости, содержащихся в ГКН ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области, на основании постановления Правительства Саратовской области N 270-П.
Не согласившись с вынесенными решениями инспекции общество, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (часть 1 статьи 389 НК РФ).
Согласно статье 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статья 391 НК РФ предусматривает, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (п. 10 Правил).
В соответствии с частью 14 статьи 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в редакции, действующей до 01.01.2008 г.).
В соответствии с частью 14 статьи 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в редакции, вступившей в силу с 01.01.2008 г.) Пунктом 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 165-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Данным положениям соответствует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Таким образом, как следует из действующего законодательства и приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
В рассматриваемом случае установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Саратовской области утверждены Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 г. N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области" (в редакции постановления Правительства от 03.08.2009 г. N 343-П, от 26.08.2009 г. N 411-П, от 22.03.2010 г. N 91-П, от 22.04.2010 г. N 138-П, от 25.05.2010 г. N 191-П, от 14.07.2010 г. N 298-П, от 25.10.2010 г. N 512-П), где в отношении спорных земельных участков установлена кадастровая стоимость земельных участков следующая: по земельному участку с кадастровым номером 64:50:021303:110-12 470 849,0 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 64:50:021303:11-11 048 891,0 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 64:50:021303: 14-262 067,0 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 64:50:021303:112-79 815 700,0 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 64:50:021303:199-114 626 987,0 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 64:50:021303:113-114 626 987,0 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 64:50:021303: 198-1 755 204,50 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 64:50:021303-101 321 404,0 руб.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 64:50:021303:265 и N 64:50:021303:266 кадастровая стоимость соответственно в размере 6 276 676,0 руб. и 108 350 310,60 руб. определена - исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 64:50:021303 населенных пунктов Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 г. N 270-П.
В ходе судебного разбирательства судом производство по настоящему делу было приостановлено до рассмотрения иного, гражданского дела, в частности, N А57-13991/12, в рамках которого общество в судебном порядке устанавливало кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N 64:50:021303:0011 согласно ее рыночной стоимости в размере 1 776 000,0 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 года в удовлетворении заявленных ООО "Кронида" требований о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 64:50:021303:0011 в размере 11 048 891,0 руб., об установлении с 01.01.2010 г. в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:50:021303:0011 рыночной стоимости в размере 1 760 000 руб. было отказано.
При указанных обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания обжалуемого решения налогового органа незаконным.
Кроме того, судом дана надлежащая оценка доводу общества об определении кадастровой стоимости ее рыночной оценке по каждому земельному участку.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота.
Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с оспариванием действий органов кадастрового учета (Постановления Президиума ВАС РФ от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11).
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановления от 28.06.2011 N 913/11, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 Определения от 01.03.2011 N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Анализ судебной практики по рассмотрению спорных вопросов определения кадастровой стоимости согласно рыночной и применения ее в налоговых правоотношениях за предыдущие периоды свидетельствует о том, что в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в Государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости.
Соответственно, рыночная стоимость земельных участков, установленная судом в качестве его кадастровой стоимости, будет являться основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за датой вступления судебного акта в законную силу, а не с момента принятия судебного акта или вступления его в силу (Определение ВАС РФ от 18.06.2014 года N ВАС-7346/14 по делу N А13-7733/2013).
Более того, перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, что подтверждает Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 31.07.2014 г. по делу N А65-18164/2013.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для дальнейшего приостановления производства по делу до разрешения иных дел об определении в гражданском судопроизводстве кадастровой стоимости рассматриваемых земельных участков ее рыночным показателям.
Исследуя обстоятельства по делу в совокупности с представленными доказательствами коллегия апелляционной инстанции считает, что расчет земельного налога за 2010, 2011, 2012 гг. по рассматриваемым земельным участкам на основании кадастровой стоимости земельных участков и удельного показателя кадастровой стоимости квартала, установленной Постановлением Правительства Саратовской области N 270-П, произведен налоговым органом в соответствии с нормами закона регулирующим данные правоотношения.
Вместе с тем, разрешая вопрос в части доначисления штрафа, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в данном случае смягчающих обстоятельств, в связи, с чем на основании ст. 112, 114 НК РФ снизил размер подлежащего взысканию.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
С учетом сказанного судебный акт является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 октября 2014 года по делу N А57-14011/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ

Судьи
А.В.СМИРНИКОВ
М.Г.ЦУЦКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)