Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 11.06.2015 N Ф07-3231/2015 ПО ДЕЛУ N А13-8797/2014

Требование: Об оспаривании решения налогового органа.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: На основании решения суда кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков установлена в размере их рыночной стоимости. Налоговый орган доначислил земельный налог, указав на то, что налог исчислен исходя из кадастровой стоимости, не соответствующей сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2015 г. по делу N А13-8797/2014


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Бурматовой Г.Е., Морозовой Н.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области Поклонцевой О.В. (доверенность от 29.01.2015 N 02-03/00611), рассмотрев 08.06.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.11.2014 (судья Лудкова Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 (судьи Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Докшина А.Ю.) по делу N А13-8797/2014,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат", место нахождения: 162130, Вологодская обл., г. Сокол, Советская ул., д. 129, ОГРН 1023502489647, ИНН 3527009692 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области, место нахождения: 160029, г. Вологда, ул. Горького, д. 158, ОГРН 1043500096034, ИНН 3529000014 (далее - Инспекция), от 20.03.2014 N 21.
Решением от 18.11.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.02.2015, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение от 18.11.2014 и постановление от 09.02.2015 отменить, заявленное требование удовлетворить.
Податель жалобы считает, что он правомерно исчислил земельный налог исходя из кадастровой стоимости земельных участков на основании решения Арбитражного суда Вологодской области от 28.06.2012 по делу N А13-15748/2011.
По мнению Общества, реализация налогоплательщиком права на уплату земельного налога исходя из измененной кадастровой стоимости, не может быть поставлена в зависимость от момента внесения в государственный кадастр соответствующих сведений; если по решению суда произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка на рыночную, то земельный налог необходимо рассчитывать исходя из рыночной стоимости земельного участка с момента вступления судебного акта в законную силу.
В отзыве Инспекция просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Представитель Общества, извещенного надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, в суд не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом 01.10.2013 уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой составила акт от 23.01.2014 N 64 и приняла решение от 20.03.2014 N 21.
Указанным решением Обществу начислено 2697 руб. 91 коп. пеней по земельному налогу и предложено уплатить 265 592 руб. недоимки по этому налогу.
Основанием для вывода налогового органа о занижении Обществом земельного налога послужило исчисление заявителем налога исходя из кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующей сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 21.05.2014 N 07-09/05433С решение Инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение Инспекции от 20.03.2014 N 21 является неправомерным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами, Обществу принадлежит на праве собственности доля в размере 1/2 земельных участков с кадастровыми номерами 35:28:0501003:15 и 35:28:0501003:17.
В первоначальной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, представленной 29.01.2013, Общество исчислило налог в сумме 756 480 руб. исходя из того, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:15 составляет 22 015 531 руб., а земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:17-143 029 310 руб.
Впоследствии, 01.10.2013, Общество представило уточненную декларацию по земельному налогу за 2012 год, в которой указало кадастровую стоимость земельных участков, равную 1 005 000 руб. и 4 817 000 руб. в соответствии с решением Арбитражного суда Вологодской области от 28.06.2012 по делу N А13-15748/2011. Данным решением установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков, равная их рыночной стоимости. Сумма налога по уточненной налоговой декларации составила 490 891 руб.
Суды установили, что, принимая оспариваемое решение, Инспекция исходила из информации, представленной уполномоченным органом - филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", согласно которой кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:15 составляет 22 015 531 руб., а земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:17-143 029 310 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ допускается возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Вместе с тем в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и, как следует из положений статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ, такие сведения подлежат использованию с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 (далее - постановление N 913/11), согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
С учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В рассматриваемом случае рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером 35:28:0501003:15 (1 005 000 руб.) и 35:28:0501003:17 (4 718 000 руб.) установлена вступившим в законную силу 31.08.2012 решением Арбитражного суда Вологодской области от 28.06.2012 по делу N А13-15748/2011.
Запись о кадастровой стоимости этих участков в размере 1 005 000 руб. и 4 718 000 руб. соответственно внесена в государственный кадастр недвижимости 07.02.2013.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что данная стоимость правомерно не учтена налоговым органом при исчислении подлежащего уплате обществом земельного налога за 2012 год и вынесении оспариваемого решения.
Кассационная инстанция считает, что фактические обстоятельства дела установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы не имеется.
При подаче кассационной жалобы Общество платежным поручением от 06.04.2015 N 1093 уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб.
С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2015) заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 06.04.2015 N 1093.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.11.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу N А13-8797/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат", место нахождения: 162130, Вологодская обл., г. Сокол, Советская ул., д. 129, ОГРН 1023502489647, ИНН 3527009692, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 06.04.2015 N 1093.

Председательствующий
С.В.СОКОЛОВА

Судьи
Г.Е.БУРМАТОВА
Н.А.МОРОЗОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)