Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.12.2014 ПО ДЕЛУ N А43-24806/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2014 г. по делу N А43-24806/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 26.11.2014.
Полный текст постановления изготовлен 03.12.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Тарасовой Т.И., Логиновой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа город Бор на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.07.2014 по делу N А43-24806/2013,
по иску закрытого акционерного общества "ВиндРотор" (ОГРН 1125259003924, ИНН 5246042190) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
в судебном заседании приняли участие представители:
- от истца - Федоров П.В. по доверенности от 23.12.2013 (сроком на 1 год);
- от ответчика - не явился, извещен;
- от третьих лиц - не явились, извещены,
установил:

закрытое акционерное общество "ВиндРотор" (далее - истец, ЗАО "ВиндРотор") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области (далее - ответчик, Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:19:0301019:250 в размере рыночной стоимости равной 47 693 233 руб. 70 коп., кадастровым номером 52:19:0301019:249 в размере рыночной стоимости равной 3 244 766 руб. 30 коп. (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области и администрация городского округа город Бор Нижегородской области (далее - Администрация).
Решением от 21.07.2014 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные требования.
Администрация, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неполного выяснения имеющих значение для дела обстоятельств, неправильного применения норм материального права.
В апелляционной жалобе заявитель указал на неправильность применения результатов судебной экспертизы ко вновь созданным земельным участкам, образованным в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 52:19:0301019:0022, поскольку именно он был предметом экспертизы, тогда как вновь образованные земельные участки стали обладать иными характеристиками.
ЗАО "ВиндРотор" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда - оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "ВиндРотор" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 52:19:0301019:0022 общей площадью 119136 кв. м, расположенный по адресу: Нижегородская область, город Бор, улица Луначарского, 128 (свидетельство о государственной регистрации права от 12.03.2013 серии 52-АД N 597641).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 N 358 утверждены результаты государственной кадастровой оценки участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01.01.2007.
Полагая, что внесенная в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости и нарушает права общества как плательщика земельного налога, ЗАО "ВиндРотор" обратилось арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела указанный земельный участок с кадастровым номером 52:19:0301019:0022 был разделен на два земельных участка:
- - кадастровый номер 52:19:0301019:250, общей площадью 111 547 к. м, расположенный по адресу: Нижегородская область, город Бор, улица Луначарского, участок 128/1 (кадастровый паспорт земельного участка от 10.07.2014 N К-В(ГКУ)/14-437651);
- - кадастровый номер 52:19:0301019:249, общей площадью 7589 кв. м, расположенный по адресу: Нижегородская область, город Бор, улица Луначарского, участок 128/2 (кадастровый паспорт земельного участка от 10.07.2014 N К-В(ГКУ)/14-437652).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
На основании пункта 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со статьей 66 (пунктом 1) Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 и определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (пункт 1 Правил). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков устанавливает правовой характер этих результатов. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, полученные при проведении государственной кадастровой оценки земель и утвержденные администрацией субъекта, являются обязательными к применению для установленных законом целей.
Однако, в силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
При этом права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11).
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленное истцом требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на их рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В качестве обоснования заявленного размера рыночной стоимости земельного участка ЗАО "ВиндРотор" представлен отчет об оценке от 21.10.2013 N 8581, составленный Приволжским центром финансового консалтинга и оценки (одобрен экспертным заключением Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 07.11.2013 N 2004/2013), из которого следует, что стоимость земельного участка (кадастровый номер 52:19:0301019:0022) по состоянию на 01.01.2007 составляет 29 300 000 руб.
В рамках настоящего дела по инициативе администрации производилась экспертиза с целью определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007.
В соответствии с заключением экспертов Торгово - промышленной палаты Нижегородской области от 11.03.2014 N 00050100035д, рыночная стоимость земельного участка на указанную дату составляет 50 938 000 руб..
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленное в обоснование рыночной стоимости земельных участков заключение экспертов Торгово - промышленной палаты Нижегородской области от 11.03.2014 N 00050100035д, суд обоснованно признал его соответствующим требованиям статьи 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности".
Таким образом, данный отчет правомерно признан основанием для определения рыночной стоимости рассматриваемых земельных участков.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельных участков с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровый номер 52:19:0301019:0022) правильно указана судом в следующих размерах:
- - кадастровый номер 52:19:0301019:250, общей площадью 111 547 кв. м - 47 693 233 руб. 70 коп.;
- - кадастровый номер 52:19:0301019:249, общей площадью 7 589 кв. м - 3244 766 руб. 30 коп.
В суд апелляционной инстанции истцом представлен отчет об оценке от 13.11.2014 земельных участков кадастровый номер 52:19:0301019:250, общей площадью 111 547 кв. м и кадастровый номер 52:19:0301019:249, общей площадью 7 589 кв. м, выполненный ЗАО "Приволжский центр финансового консалтинга и оценки", согласно которому кадастровая стоимость каждого из участков ниже той, которую установил суд в обжалуемом судебном акте.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка, а также доказательств того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков соответствует рыночной стоимости участков или приближена к ней по значению.
С учетом изложенного арбитражный суд вынес законное решение.
Оснований для отмены судебного акта по изложенным в апелляционной жалобе обстоятельствам не установлено.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.07.2014 по делу N А43-24806/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Бор - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.И.ВЕЧКАНОВ
Судьи
Т.И.ТАРАСОВА
О.А.ЛОГИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)