Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2015 N 16АП-1828/2015 ПО ДЕЛУ N А63-9794/2014

Разделы:
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2015 г. по делу N А63-9794/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харатяном Г.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 6 по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.03.2015 по делу N А63-9794/2014 (судья В.Е. Филатов)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Верхний рынок", г. Благодарный
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ставропольскому краю, г. Буденновск
о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 6 по Ставропольскому краю N 39358 от 25.05.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной ИФНС России N 6 по Ставропольскому краю - Мурыгиной И.А. по доверенности N 75 от 17.09.2014,
от общества с ограниченной ответственностью "Верхний рынок" - Кисленко И.В. по доверенности N 01-01/2015 от 01.06.2015, Мироненко В.В. (директор).

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Верхний рынок" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением, с учетом его уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Ставропольскому краю (далее - инспекция) о признании недействительным ее решения N 39358 от 25.04.2014 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 2 800 738 руб., с начисленными пенями в сумме 452 581,24 руб. и штрафом в сумме 278 253 руб., сославшись на незаконность решения в оспариваемой части.
Решением суда от 16.03.2015 суд признал недействительным, не соответствующим требованиям Налогового кодекса РФ решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Ставропольскому краю N 39358 от 25.05.2014 в части доначисления ООО "Верхний рынок", налога на добавленную стоимость в сумме 2 800 738 руб. с начисленными пенями 452 581,24 руб., штрафом 278 253,20 руб.
Инспекция не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 16.03.2015 и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда от 16.03.2015 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда от 16.03.2015 и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение суда от 16.03.2015 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.04.2012 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 6 по Ставропольскому краю ООО "Верхний рынок" была представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2012 года с заявленной к возмещению суммой НДС в размере 24 592 руб.
15 ноября 2013 года обществом представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2012 года с суммой налога к возмещению из бюджета в размере 47 238 руб. Общая сумма подлежащая вычету составила 527 816 руб.
Инспекцией была проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2012 года от 15.11.2013 по результатам которой был составлен акт от 03.03.2014 N 28538 и вынесено решение от 25.04.2014, которым обществу в оспариваемой части доначислен НДС в сумме 2 800 738 руб. с начисленными пенями в сумме 452 581,24 руб. и штрафом -278 253 руб. по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю от 11.08.2014 N 07-20/012879 апелляционная жалоба общества, в оспариваемой части, оставлена без удовлетворения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг).
Положениями статьи 170 НК РФ определен исчерпывающий перечень случаев восстановления и уплаты в бюджет налогоплательщиком сумм налога на добавленную стоимость, которые приняты к вычету или возмещению.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ, за исключением операций, предусмотренных подпунктом 1 пункта 3 статьи 170 НК РФ. То есть, восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ.
Исходя из положений подпункта 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ, суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ" ООО "Верхний рынок" является управляющей компанией - как юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством РФ. В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.2. ст. 346.26 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Доля участия других организаций в уставном капитале ООО "Верхний рынок" в 2010-2011 г. составляла 54, 9% (в том числе МУП "Коммунальное хозяйство" 50%), в связи с чем, ООО "Верхний рынок" правомерно применяло общеустановленную систему налогообложения.
17 февраля 2012 года, то есть в 1 квартале 2012 года налогоплательщиком внесены изменения в регистрирующие документы, отражающие увеличение уставного капитала и изменения состава учредителей ООО "Верхний рынок". Согласно внесенным изменениям доля участия юридических лиц в участии ООО "Верхний рынок" составила менее 25%.
Согласно п. 2.1. ч. 2. статьи 19 Федерального закона N 14-ФЗ от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью", изменения, внесенные в учредительные документы приобретают силу с момента их государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 2.3 статьи 346.26 НК РФ, если по итогам налогового периода налогоплательщиком допущено несоответствие требованиям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 2.2 настоящей статьи, он считается утратившим право на применение системы налогообложения, установленной настоящей главой, и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором допущено несоответствие указанным требованиям. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Если налогоплательщик, утративший право на применение системы налогообложения, установленной настоящей главой, осуществляет виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога, без нарушения требований, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 2.2 настоящей статьи, то он обязан перейти на систему налогообложения, установленную настоящей главой, с начала следующего налогового периода по единому налогу, то есть с начала квартала, следующего за кварталом, в котором налогоплательщиком устранены несоответствия установленным требованиям.
Таким образом, со второго квартала 2012 года ООО "Верхний рынок" в соответствии с подпунктом 2 пункта 2.2. ст. 346.26 НК РФ перешло на систему налогообложения виде единого налога на вмененный доход.
С учетом вышеприведенных норм, довод налогового органа о том, что по павильону N 5 налогоплательщик обязан был восстановить сумму НДС в размере 460 782 руб. в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ в 1 квартале 2012 г., предшествующем обязанности перехода на систему налогообложения виде единого налога на вмененный доход со 2-го квартала 2012 года судом отклоняется.
В 1 квартале 2012 года ООО "Верхний рынок" заявлены налоговые вычеты, в отношении выполненных подрядными организациями ООО ПКФ "Веса" и ЗАО "Электромнотаж" работ по строительству павильона N 5 по счетам-фактурам N 47 от 28.03.2012, N 51 от 30.03.2012, N 9 от 31.03.2012, N 22 от 29.02.2012, N 27 от 05.03.2012, N 34 от 23.03.2012, N 40 от 30.03.2012 на общую сумму 3 010 353 руб., в т.ч. НДС в сумме 460 782 руб.
Суммы налога, принятые обществом к вычету по вышеуказанным работам по павильону N 5 подлежали бы восстановлению, согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ, в случае дальнейшего использования таких работ, для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ, за исключением операций, предусмотренных подпунктом 1 пункта 3 статьи 170 НК РФ.
Во втором квартале 2012 года, налогоплательщик, по мнению налогового органа, перестал быть плательщиком НДС по павильону N 5, но при этом он и не приобретал работы по строительству павильона N 5 у ООО ПКФ "Веса" и ЗАО "Электромонтаж", выставленные ему в 1 квартале 2012 года по вышеуказанным счетам - фактурам и не использовал эти строительные работы в деятельности на режиме ЕНВД. Соответственно общество не обязано было восстанавливать суммы НДС по строительным работам, которые оно не приобретало во 2 квартале 2012 года, перейдя на специальный режим ЕНВД.
Кроме того, судом установлено, что в соответствии с материалами проверки, налогоплательщик правомерно заявил в первом 1 квартале 2012 годы налоговые вычеты с сумм НДС, предъявленных ему подрядными организациями (ООО ПКФ "Веса" и ЗАО "Электромонтаж"), при строительстве павильона N 5, в сумме 460 782 руб., что не оспаривается налоговым органом. В то же время, согласно решению инспекции N 39358 от 25.04.2014 сдача в аренду торговых мест в павильоне N 5 началась с мая 2012 года. То есть, на 31 марта 2012 года, сдача торговых мест в павильоне N 5 не производилась, соответственно объекта ЕНВД в апреле 2012 года у общества не имелось.
Спорный НДС по строительным работам на момент перехода Общества на ЕНВД уже был использован обществом в хозяйственной деятельности и не являлся работой, принятой обществом при нахождении на системе ЕНВД, поэтому для данного вида работ неприменим механизм восстановления НДС, ранее принятого к вычету.
Соответственно, восстановление суммы НДС, предъявленной налогоплательщику подрядными организациями за 1 кв. 2012 года (460 782 рубля) должно было быть квалифицировано налоговым органом в соответствии с абзацем 4 пункта 6 статьи 171 НК РФ, (а не по подпункту 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ), в соответствии с которым суммы налога, предъявленные налогоплательщику при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости (основных средств), при приобретении иных товаров (работ, услуг) для осуществления строительно-монтажных работ, принятые к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости (основные средства) в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ, за исключением основных средств, которые полностью с амортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет.
В случае, указанном в абзаце четвертом настоящего пункта, налогоплательщик обязан по окончании каждого календарного года в течение десяти лет начиная с года, в котором наступил момент, указанный в пункте 4 статьи 259 НК РФ, в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти, отражать восстановленную сумму налога.
Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из одной десятой суммы налога, принятой к вычету, в соответствующей доле.
При таких обстоятельствах, выводы налогового органа, изложенные в абзацах 4 и 5 на странице 4 оспариваемого решения N 39358 от 25.04.2014, касающиеся обязанности налогоплательщика восстановить сумму налоговых вычетов по НДС в размере 460 780 руб., в отношении работ выполненных подрядными организациями в уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2012 года, являются необоснованными, несоответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям Налогового кодекса РФ.
Налоговый орган считает, что по торговым павильонам N 3 и N 4 налогоплательщик должен восстановить в 1 квартале 2012 года НДС в сумме 2 387 194 руб. с их остаточной стоимости, так как по ним налогоплательщик со 2 квартала 2012 года применяет систему налогообложения только в виде ЕНВД, соответственно восстановление сумм НДС должно быть выполнено в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 170 НК РФ.
Из оспариваемого решения инспекции следует, что торговые павильоны N 3 и N 4 были построены в 2010-2011 годах подрядными организациями ООО ПКФ "Веса", ЗАО "Электромонтаж", ГУП "Буденновское МДРСУ", ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро", введены в эксплуатацию в 2010-2011 годах и относятся к основным средствам, на что прямо указано в оспариваемом решении налогового органа.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по основным средствам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования основных средств для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ, за исключением операций, предусмотренных подпунктом 1 пункта 3 статьи 170 НК РФ.
Подпункт 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ устанавливает порядок дальнейшего использования основных средств для осуществления следующих операций: суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении основных средств учитываются в стоимости таких основных средств, в случае приобретения основных средств лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога.
Исходя из смысла вышеприведенных норм, налогоплательщик обязан восстановить НДС по основным средствам в случае дальнейшего приобретения основных средств в деятельности необлагаемой НДС. ООО "Верхний рынок" не осуществляло во втором квартале 2012 года приобретение основных средств - павильонов N 3 и N 4, находясь на специальном режиме - ЕНВД.

Соответственно, тот факт, что налогоплательщик с 2012 года по ряду торговых павильонов перешел на режим ЕНВД согласно п. п. 14 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ не обязывает его восстанавливать суммы НДС в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ по торговым павильонам N 3 и N 4, тем более, что налогоплательщик в 2012 году находился как на общем режиме налогообложения, так и на специальном режиме ЕНВД.
Нормы абзаца 5 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ применяются к налогоплательщикам перешедшим полностью на специальный режим налогообложения, которым при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы, в соответствии с главами 26.2 и 26.3 НК РФ, суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы.
Данная норма касается восстановления сумм НДС при полном переходе налогоплательщика не специальный налоговый режим.
ООО "Верхний рынок" не должно восстанавливать НДС в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы, так как в 2012 года осуществляло два вида деятельности ЕНВД и ОСНО.
Доводы налогового органа о том, что по павильонам N 3 и N 4 налогоплательщиком осуществлялась была деятельность, только лишь связанная с налогообложением по системе ЕНВД не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Факт нахождения налогоплательщика на двух режимах налогообложения подтверждается представлением обществом налоговых деклараций по НДС за 2,3,4 кварталы 2012 года, принятыми налоговым органом без возражений и налоговыми декларациями по ЕНВД.
В соответствии с Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@ (ред. от 14.11.2013) "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в электронном виде", налоговые декларации по ЕНВД предоставляются по видам предпринимательской деятельности общества, попадающими под действие ЕНВД, которые в декларации зашифрованы под кодами видов предпринимательской деятельности, в данном случае с кодами 18 и 19, с указанием количества физических показателей и базовой доходности.
По коду "18" физический показатель: "Количество переданных во временное владение и (или) в пользование торговых мест, площадь каждого из которых не превышает 5 кв. м (в торговых местах)", а базовая доходность по этому показателю 6000 рублей/место. По коду "19" физический показатель - "Количество переданных во временное владение и (или) в пользование торговых мест, площадь каждого из которых превышает 5 кв. м (в квадратных метрах)", а базовая доходность 1200 рублей/кв. метр.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, декларации по ЕНВД налогоплательщиком заполняются в целом без выделения видов деятельности по каждому павильону.
Из представленных обществом в материалы дела книг продаж за 2012 год, видно, что налогоплательщиком велась деятельность, как предусмотренная ЕНВД, так и ОСНО. Из указанных регистров не следует, что налогоплательщик в павильонах 3 и 4 ведет деятельность только на режиме ЕНВД. Обратного инспекцией не доказано.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что решение инспекции N 39358 от 25.04.2014 в оспариваемой части не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы инспекции, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 16.03.2015 по делу N А63-9794/2014.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.03.2015 по делу N А63-9794/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
Д.А.БЕЛОВ

Судьи
Л.В.АФАНАСЬЕВА
М.У.СЕМЕНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)